19RS0001-02-2021-006248-63
12-610/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Абакан Республика Хакасия 10 августа 2021 года
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Бубличенко Е.Ю.,
при секретаре Попцевой Ю.А.,
рассматривая в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального Казначейства по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица – министра образования и науки Республики Хакасия ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального Казначейства по <адрес> о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – министр образования и науки Республики Хакасия ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо ФИО2 обратилась с жалобой в Абаканский городской суд Республики Хакасия, в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.1 – 30.3 КоАП РФ, в которой просит постановление по делу отменить, производство по делу прекратить, указывая на отсутствие у министерства обязанности по каждому муниципальному контракту обращаться в Министерство просвещения Российской Федерации с предложением о заключении дополнительного соглашения к Соглашению, предусматривающего уменьшение объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходного обязательства субъекта, софинансируемого из федерального бюджета, в связи с чем полагает, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
В судебное заседание должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2 не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В соответствии с ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие должностного лица при его надлежащем изведении о дате, времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании защитник должностного лица ФИО5, действующая на основании доверенности, жалобу по доводам, изложенным в ней, поддержала, пояснила, что в ходе осуществления закупочных мероприятий начальная (максимальная) цена муниципальных контрактов может уменьшаться, но не уменьшается при этом общий объем средств, предусмотренных муниципальному образованию на приобретение жилых помещений в конкретном финансовом году. На определенный объем средств необходимо приобрести определенное количество жилых помещений, а потому в уменьшении общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренного <адрес> по Соглашению, не было необходимости.
В судебном заседании представитель Управления Федерального Казначейства по <адрес>ФИО6 возражала против доводов жалобы, указывая на то, что обязанность министерства при наличии экономии, полученной по результатам заключения муниципального контракта, обеспечить предоставление в Министерство просвещения Российской Федерации предложения о заключении дополнительного соглашения к Соглашению, предусматривающего уменьшение объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходного обязательства субъекта, софинансируемого из федерального бюджета, предусмотрена пунктом 6.1.4 Соглашения.
Заслушав участников процесса, проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого постановления, суд приходит к следующему.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В соответствии с п.1, п. 3 ст. 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления и распределения каждой субсидии, принимаются в соответствии с правилами, указанными в абзаце первом настоящего пункта.
Согласно пункту 13 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (Приложение № к государственной программе Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) (далее – Правила), предоставление субсидий осуществляется в соответствии с установленным согласно пункту 8 настоящих Правил распределением субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации и соглашением, заключенным в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет". В соглашении предусматриваются положения пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.
Объективной стороной административного правонарушения, за совершение которого должностное лицо ФИО2 привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, явилось то, что в нарушение пункта 1 статьи 130, пункта 3 статьи 132 БК РФ, пункта 13 Правил, пункта 6.1.4 дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ№ Министерство образования и науки Республики Хакасия (далее – министерство) не предоставило в Министерство просвещения Российской Федерации в 2020 году предложение о заключении дополнительного соглашения к Соглашению (с приложением соответствующей выписки из сводной бюджетной росписи бюджета Республики Хакасия), предусматривающего уменьшение объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходного обязательства субъекта, софинансируемого из федерального бюджета, и соответствующее уменьшение размера субсидии на сумму 250 000 руб.
Как следует из материалов дела, между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Республики Хакасия заключено Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№ о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Хакасия на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№).
Пунктом 6.1.1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны Субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) соглашения и представлению отчетности, является Министерство образования и науки Республики Хакасия.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№ в Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№, в раздел VI внесены изменения, дополнен пунктом 6.1.4 следующего содержания: Субъект обязуется в установленные Соглашением о предоставлении субсидии сроки, но не реже одного раза в квартал, при наличии экономии, полученной по результатам заключения государственных (муниципальных) контрактов, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета бюджету Республики Хакасия, обеспечить представление в Министерство предложения о заключении дополнительного соглашения к Соглашению (с приложением соответствующей выписки из сводной бюджетной росписи бюджета Республики Хакасия), предусматривающего уменьшение объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходного обязательства субъекта, софинансируемого из федерального бюджета, и соответствующее уменьшение размера субсидии указанного в пункте 2.2. соглашения.
На основании приказа Управления Федерального казначейства по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О назначении плановой выездной проверки в Министерстве образования и науки Республики Хакасия» проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в Министерстве образования и науки Республики Хакасия (далее - Министерство) за период 2019 год, 2020 год.
В ходе проверки было установлено, что на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru Комитетом по управлению имуществом <адрес> Республики Хакасия (далее - Комитет) размещена информация о проведении электронного аукциона по объекту закупки «Приобретение жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» (закупка №) с начальной максимальной ценой контракта в сумме 1 250 000 руб.
По результатам электронного аукциона ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом и ИП ФИО7 заключен муниципальный контракт № на приобретение благоустроенного жилого помещения общей площадью 45,5 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, мкр. Ленинградский, <адрес>Б, <адрес>.
Пунктом 1.1 муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ№ цена муниципального контракта предусмотрена 1 000 000 руб.
Экономия, полученная по результатам проведенного электронного аукциона и заключения муниципального контракта, составила сумму 250 000 руб.
Вместе с тем, министерством предложение о заключении дополнительного соглашения к Соглашению (с приложением соответствующей выписки из сводной бюджетной росписи бюджета Республики Хакасия), предусматривающего уменьшение объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходного обязательства субъекта, софинансируемого из федерального бюджета, и соответствующее уменьшение размера субсидии на сумму 250 000 руб., в Министерство просвещения Российской Федерации в 2020 году направлено не было.
Исходя из установленного, административный орган пришел к выводу о том, что Министерством образования и науки Республики Хакасия в нарушение требований пункта 6.1.4 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№) при наличии экономии, полученной по результатам заключения муниципального контракта, источником финансового обеспечения которого является субсидия из федерального бюджета бюджету Республики Хакасия, не обеспечено представление в Министерство просвещения Российской Федерации предложения о заключении дополнительного соглашения к Соглашению (с приложением соответствующей выписки из сводной бюджетной росписи бюджета Республики Хакасия), предусматривающего уменьшение объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходного обязательства субъекта, софинансируемого из федерального бюджета, и соответствующее уменьшение размера субсидии на сумму 250 000 руб.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Распоряжением Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№-рк ФИО2 назначена на должность министра образования и науки Республики Хакасия с ДД.ММ.ГГГГ.
Проанализировав исследованные доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, административный орган пришел к обоснованному выводу о том, что имеются неоспоримые доказательства и достаточные данные для установления в действиях должностного лица ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ. Оснований не согласиться с этими выводами у суда не имеется.
Указанные обстоятельства дела и вина должностного лица ФИО1 подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором достаточно подробно изложены обстоятельства совершенного административного правонарушения; соглашением о предоставлении иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета от ДД.ММ.ГГГГ№, дополнительным соглашением к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ№, документацией об аукционе, муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, возражениями к протоколу от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия «О возложении обязанностей» от ДД.ММ.ГГГГ№-рк и иными материалами, которые являются допустимыми, достоверными и достаточными для разрешения настоящего дела.
Совокупность письменных доказательств, содержащихся в материалах административного дела, позволяет сделать вывод о том, что вина должностного лица ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, установлена.
Доводы жалобы, сводящиеся к отсутствию состава административного правонарушения, не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются материалами дела об административном правонарушении, а также представляют из себя изложение обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки административного органа, а также к выражению несогласия с произведенной им оценкой обстоятельств дела. Несогласие с оценкой конкретных обстоятельств не может служить основанием для отмены вынесенного по делу постановления.
Как следует из материалов дела, Министерством образования и науки Республики Хакасия допущены нарушения требований пункта 6.1.4 Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета от ДД.ММ.ГГГГ№. Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий.
Таким образом, сомнений в том, что должностным лицом ненадлежащим образом исполнены служебные обязанности по соблюдению требований действующего законодательства в бюджетной сфере не имеется.
В то же время административный орган пришел к выводу об отсутствии малозначительности в деянии должностного лица, сославшись на отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности деяния.
Однако этот вывод сделан без учета конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, с размером причиненного вреда, либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Исходя из необходимости соблюдения принципа баланса частных и публичных интересов, конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что имевшее место правонарушение лишь формально содержало признаки состава административного правонарушения, и в данном случае возбуждением дела об административном правонарушении, составлением протокола об административном правонарушении, вынесением постановления по делу об административном правонарушении и рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная ст. 3.1 КоАП РФ.
Учитывая указанное, в данном случае имеются основания для применения положения статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которой, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд считает необходимым постановление административного органа отменить, освободив ФИО2 от административной ответственности по ч.3 ст.15.15.3КоАП РФ, с объявлением ей устного замечания.
Изложенное в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену постановления и прекращение производства по делу.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального Казначейства по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица – министра образования и науки Республики Хакасия ФИО1 к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в виду малозначительности административного правонарушения.
Объявить должностному лицу – министру образования и науки Республики Хакасия ФИО1 устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.Ю. Бубличенко