РЕШЕНИЕ
Краснодарский край, г. Новороссийск 20 сентября 2022 года
Судья Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края ФИО2,
при секретаре Шиховой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ которым ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь» обратилось в суд с жалобой на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ., которым ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В обоснование жалобы указано, что при судозаходе в порт Новороссийск администрация морского судна, находящегося под агентированием ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь» и само ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь» руководствуются правилами, установленными Приложением V к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978г. к ней (МАРПОЛ 73/78). В соответствии с указанными правилами установлено обязательное требование для всех морских судов по раздельному хранению отходов, которые накапливаются в отдельных емкостях, при этом бытовые отходы, под категорию которых подпадает такой мусор, как стекло, картон, ветошь, алюминиевые банки и т.д., также хранятся раздельно друг от друга. При раздельном хранении отходов (в том числе и по видам) отсутствуют основания для отнесения их к отходам, подпадающим под категорию ТКО, что не предполагает необходимость для обязательного заключения с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению ТКО.
В связи с изложенным Общество просит производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь» состава административного правонарушения.
В судебном заседании представителя заявителя настаивала на удовлетворении жалобы, просила оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь» состава административного правонарушения.
Представитель заинтересованного лица не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, поэтому жалоба рассмотрена без участия представителя заинтересованного лица.
Выслушав представителя заявителя, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, полагаю жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО4№ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь» вынесено уполномоченным лицом. Нарушений порядка привлечения ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь» к административной ответственности не допущено.
Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что в адрес Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора из Новороссийского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте поступили материалы проверки КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО9ФИО10 по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении материалов установлено, что ООО «ФИО1» принимает различные отходы с морских судов и транспортирует их автомобильным транспортом и передает для размещения на специализированном объекте «Новороссийский экологический комплекс». При этом, указанные услуги на основании соответствующих договоров оказываются ООО «ФИО1» в пользу организаций, осуществляющих функции морских агентов.
Установлено, что между ООО «ФИО1» и ООО «Медитерранеан Шиппинг
Компани Русь» заключен договор об оказании услуг № от ДД.ММ.ГГГГ. В рамках указанного договора ООО «ФИО1» оказывает услуги по приему бытового мусора с агентируемых ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь» судов в морском порте Новороссийск.
При изучении материалов проверки КУСП установлено, что ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь» представлены акты сверок за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, счета и акты выполненных работ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, ООО «ФИО1» не является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы.
Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь» при осуществлении передачи ООО «ФИО1» образующихся на агентируемых судах твердых коммунальных отходов не исполнялась обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с отходами.
Не согласившись с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. Общество подало на него жалобу в Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Решением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ. жалоба представителя ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь» оставлена без удовлетворения, постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ – без изменения.
Доводы жалобы о том, что в действиях ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь» отсутствует состав административного правонарушения, не могут быть приняты судом по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальные отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с п. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно п. 8 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.
Пунктом 10 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
В соответствии с п. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Акватории морских портов Новороссийск, Геленджик, включая их внешние рейды, относятся к внутренним морским водам Российской Федерации.
Осуществление хозяйственной деятельности в морских портах регулируется Федеральным законом от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При накоплении твердых коммунальных отходов, снятых с судов, на береговые сооружения в портах, в случае если образование таких отходов и территория порта входит в территориальную схему обращения с отходами регионального оператора, целесообразно применять нормы, установленные Федеральным закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ С «Об отходах производства и потребления».
Согласно приказу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 12.11.2021 г. № 541 «О внесении изменений в приказ министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 16.01.2020 г. № 19 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Краснодарского края» (далее - Приказ от 12.11.2021 № 541) внесены изменения в территориальную схему обращения с отходами Краснодарского края, а именно учтен объем твердых коммунальных отходов, образованный на морских судах в акватория портов Новороссийск и Геленджик, а также в акватории, примыкающей к границам муниципальных образований г. Новороссийск и г. Геленджик.
Данный Приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ опубликован ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства().
В соответствии с п. 4 Приложения V (пересмотренное) к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78) бытовые отходы означают все виды отходов, которые образуются в жилых помещениях судна.
Для целей Журнала операций с мусором (или судового журнала) мусор подразделяется на следующие категории:
А Пластмассы; В Пищевые отходы; С Бытовые отходы; D Кулинарный жир; Е Зола из инсинераторов; F Эксплуатационные отходы; G Остатки груза; Н Туши животных; I Орудия лова
Таким образом, изложенное подтверждает факт образования на судах бытовых отходов в результате жизнедеятельности на судне.
Из объяснений, отобранных ДД.ММ.ГГГГ в рамках проверки КУСП у специалиста юридического отдела ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь» ФИО6, также следует, что согласно приложениям № к договору от ДД.ММ.ГГГГ между Обществом и ФИО11 «ФИО1» последнее осуществляет прием бытового мусора с судов под иностранными флагами, полученного в результате жизнедеятельности на судне.
Обязанность индивидуальных предпринимателей, юридических и физических лиц заключать договор с региональным оператором предусмотрена ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления).
Между тем, ФИО12 «ФИО1» не является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы.
В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административная ответственность по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ наступает в случае несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 КоАП РФ.
С учетом изложенного, должностное лицо обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь» состава административного правонарушения, действия общества правильно квалифицированы по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, поскольку Обществом нарушены требования ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
При рассмотрении дела должностным лицом учтены все обстоятельства дела, назначено минимальное наказание в виде административного штрафа в пределах санкции, предусмотренной ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, назначенное ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь», является справедливым, назначено с учетом характера совершенного административного правонарушения, виновности лица, имущественного положения.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным. Оснований к удовлетворению жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ., которым ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, оставить без изменения, а жалобу ООО «Медитерранеан Шиппинг Компани Русь» – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано по правилам главы 30 КоАП РФ.
Судья Октябрьского районного суда
Г. Новороссийска /подпись/ ФИО2
Подлинник находится в деле
УИД 23RS0037-01-2022-001491-73