судья – Мамедова Л.А. дело № 12-612/2020
РЕШЕНИЕ
13 февраля 2020 г. г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Онохов Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от <...> года и решение судьи Тихорецкого районного суда Краснодарского края от 21 ноября 2019 г., вынесенные в отношении генерального директора ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды на территории Краснодарского края и Республики Адыгея от 11 октября 2019 г. генеральный директор ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере <...>
Решением судьи указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, ФИО1 просит решение суда нижестоящей инстанции, а также постановление от <...> года отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда незаконно, необоснованно, поскольку судом не исследованы в полной мере обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея – ФИО2, обсудив доводы жалобы, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения судьи нижестоящей инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 9 Закона РФ от 21 февраля 1992 № 2395-1 «О недрах» права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии со статьей 22 Закона РФ от 21 февраля 1992 № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан, в том числе обеспечить: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение: условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Статьей 7 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» определено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризированного блока недр.
При предоставлении лицензии на пользование недрами устанавливаются лишь предварительные границы горного отвода. Только после разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования проекта в соответствии со статьей 23.2 Закона «О недрах» орган государственного надзора (Ростехнадзор) или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические положения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является, в том числе, органом государственного надзора.
Постановление Правительства РФ от 03 мая 2012 года № 429 «Об утверждении Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование» регламентирует порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование.
Так в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 03 мая 2012 года № 429 «Об утверждении Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование» описание границ участка недр включается в лицензию на пользование недрами в качестве ее неотъемлемой составной части.
Приказом Ростехнадзора от 01 ноября 2017 года № 461 «Об утверждении требований к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических положений, плана горного отвода и велению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода» утверждены требования к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода.
В соответствии с приказом Ростехнадзора от 01 ноября 2017 года №461 «Об утверждении требований к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических положений, плана горного отвода и велению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода», горноотводная документация оформляется структурными подразделениями органа государственного горного надзора, в ведении которых находятся вопросы государственного горного надзора, а случаях, установленных законодательством РФ,- органами исполнительной власти, субъектов РФ, в ведении которых находится вопросы регионального государственного надзора за геологическим изучением рациональным использованием и охраной недр.
Кроме того, требования установленные приказом Ростехнадзора от 1 ноября 2017 года № 461 «Об утверждении требований к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических положений, плана горного отвода и велению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода», к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливают структуру и содержание проекта горного отвода при обосновании границ горного отвода, форме документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода и ведению реестра горноотводной документации.
Как достоверно установлено нижестоящим судом и следует из материалов дела, ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» обладает лицензией КРД 036199ВЭ на право пользования недрами.
При предоставлении лицензии на пользование недрами ЗАО «Сахарный завод Тихорецкий» установлены предварительные границы горного отвода.
ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» на основании лицензии КРД <...> установлен уровень добычи - 4445 куб.м. в сутки.
Участок недр, предоставленный для добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» подлежит федеральному государственному геологическому контролю.
ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» располагает только предварительными границами горного отвода, которые устанавливаются временно при получении лицензии на пользование недрами, а после разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта должна быть оформлена документация, удостоверяющая уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения), которая в включается в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Кроме того существуют специально утвержденные правила подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные граница горного отвода, а сам горноотводный акт имеет строго установленную форму.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в ходе проведения проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в рамках межведомственного взаимодействия сделан запрос в Ростехнадзор о предоставлении сведений о наличии горноотводного акта в уточненных границах у ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора предоставлен ответ, согласно которому материалы для рассмотрения и регистрации проекта горного отвода в уточненных границах для добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения пользователем недр ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» в адрес Северо-Кавказского управления Ростехнадзора не направлялись.
На момент проверки ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» горноотводный акт, удостоверяющий уточнение границы горного отвода (участка недр) в установленном порядке не оформлен до настоящего времени, что является нарушением статьи 7 Закона РФ от 21 февраля 1992 года «О недрах».
В соответствии с уставом Общества и должностной инструкцией генерального директора ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» ФИО1, как генеральный директор является единоличным исполнительным органом и несет всю полноту ответственности при руководстве предприятием в соответствии с действующим законодательством.
Вина данного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается: постановлением от <...>, протоколом от <...> года, фототаблицей и другие материалы.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо по охране природы и в области охраны окружающей среды и судебная инстанция обоснованно сочли, что должностное лицо имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но им не предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом изложенного, суд нижестоящей инстанции правильно пришел к выводу о наличии состава административного правонарушения предусмотрено частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть принят во внимание, поскольку опровергается материалами дела.
Вывод суда о необходимости назначения наказания в виде административного штрафа, надлежащим образом мотивирован.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Оценив собранные доказательства и дав им надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья нижестоящей инстанции установил обстоятельства дела и обоснованно пришел к выводу о доказанности вины должностного лица в совершенном административном правонарушении.
Материалы дела об административном правонарушении, составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, нижестоящий судья обоснованно признал их допустимыми доказательствами.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи нижестоящей инстанции о доказанности вины генерального директора ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий», привлеченного к административной ответственности, материалы дела не содержат.
Несогласие с оценкой, данной нижестоящим судом, собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным решением нижестоящего судьи, не является основанием к его отмене, вынесенного с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы ФИО1 по существу не содержат новых аргументов, которые не исследовались бы судьей районного суда, эти доводы направлены на переоценку доказательств, которые исследовались судьей при рассмотрении жалобы и должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении и получили надлежащую оценку.
Вместе с тем, несогласие ФИО1 с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных норм законодательства, подлежащих применению, не свидетельствует о том, что судебными инстанциями допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену или изменение решения судьи районного суда, не установлено.
На основании изложенного, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции
решил:
решение судьи Тихорецкого районного суда Краснодарского края от 21 ноября 2019 г., вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1- без удовлетворения.
Судья:
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>