ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-613/17 от 30.11.2017 Первомайского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 12-613/2017

Р Е Ш Е Н И Е

город Киров 30 ноября 2017 года

Судья Первомайского районного суда г. Кирова Масленников С.А.,

при секретаре Наймушиной Е.С.,

с участием представителя президента ООО «(Данные деперсонифицированы)» Тувалкина С.Г., по доверенности ФИО5,

представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области ФИО6,

рассмотрев жалобу представителя президента ООО «(Данные деперсонифицированы)» Тувалкина С.Г., по доверенности ФИО5 на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области ФИО4{Номер} от {Дата} по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1, 6 ст. 14.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области ФИО4{Номер} от {Дата} президент ПАО «(Данные деперсонифицированы)» Тувалкин С.Г. привлечен к административной ответственности по ч.ч. 1, 6 ст. 14.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Представитель президента ООО «(Данные деперсонифицированы)» Тувалкина С.Г., по доверенности ФИО5 обратился в Первомайский районный суд гор. Кирова с жалобой на указанное постановление, в которой указывает, что для признания рекламы стимулирующим мероприятием необходимо установить такой признак как выполнение его участником обязательного условия – приобретение определенно товара. Антимонопольный орган, оценивая характеристики рекламы в качестве стимулирующего мероприятия не исследовал факт, содержит ли указанная информация о наличии о розыгрыше призового фонда, о выплате вознаграждения или выдаче награды за победу в состязании, условием участия в котором является приобретение товара, либо сообщение о проведении азартной игры, либо пари. Банк не нарушил, требования, предусмотренные п.2 ч. 2 ст. 28, ч.3 ст.28 ФЗ «О рекламе», так как все существенные условия были сообщены после музыкального проигрыша по окончании радиопередачи ПАО «(Данные деперсонифицированы)» указаны адреса и телефоны организации, по которым можно узнать подробную информацию. Заявитель указывает, что в постановлении по делу об административном правонарушении не доказано в чем заключается общественная опасность данного правонарушения или какие общественно – опасные последствия оно повлекло. На основании изложенного, просит постановление по делу об административном правонарушении {Номер} от {Дата} отменить, производство по делу прекратить за малозначительностью совершенного правонарушения.

В судебном заседании представитель президента ООО «(Данные деперсонифицированы)» Тувалкина С.Г., по доверенности ФИО5 доводы, изложенные в жалобе поддержал в полном объеме, просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить за малозначительностью совершенного правонарушения.

Представитель УФАС по Кировской области ФИО6 просит постановление по делу об административном правонарушении года оставить без изменения, как законного и обоснованного, жалобу представителя президента ООО «(Данные деперсонифицированы)» Тувалкина С.Г., по доверенности ФИО5 без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему выводу.

В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу
об административных правонарушениях являются всестороннее, полное,
объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его
в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного
постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших
совершению административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 6 ст. 14.3 КоАП РФ распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Как усматривается из представленных материалов дела, в Кировское УФАС России поступило обращение физического лица о нарушении, по мнению заявителя, законодательства о рекламе при транслировании {Дата} в 14:35 радиопередачи «(Данные деперсонифицированы)», специализирующейся на сообщениях и материалах рекламного характера, на радио «(Данные деперсонифицированы)» на частоте 101.0 мГц., в которой шла речь о платежной системе (Данные деперсонифицированы), о заключении (Данные деперсонифицированы) соглашения с международной платёжной системой (Данные деперсонифицированы), а также о банковских и финансовых услугах, предоставляемых (Данные деперсонифицированы).

Согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, транслировавшаяся {Дата} в 14:35 в радиопередаче «(Данные деперсонифицированы)», специализирующейся на сообщениях и материалах рекламного характера, на радио «(Данные деперсонифицированы)» на частоте 101.0 мГц. (стенография от {Дата}), адресована неопределенному кругу лиц (слушателям радио), поскольку радиовещание - это технология передачи по радио неограниченному числу слушателей речи, музыки и других звуковых эффектов или звуковой информации в радиоэфире, также в проводных сетях (проводное радиовещание-) или в сетях с пакетной коммутацией (в компьютерных сетях — интернет-радио), что делает ее неперсонифицированной, при этом невозможно определить заранее, какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации, не может быть определен и конкретный субъект правоотношений, возникающих по поводу реализации (приобретения) объекта рекламирования. Направлена информация на привлечение внимания покупателей к объекту рекламирования (банк ПАО «(Данные деперсонифицированы)), платежная система (Данные деперсонифицированы) и стимулирующее мероприятие - Акция «(Данные деперсонифицированы)»).

Используя в рекламе такие фразы, как: (Данные деперсонифицированы) и по своему содержанию является рекламой.

В связи с чем, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что указанная радиопередача не может быть признана исключительно редакционным материалом (интервью), поскольку содержит сведения рекламного характера.

Финансовую услугу - «кредит» предоставляет ПАО «(Данные деперсонифицированы)», что подтверждается типовым Договором о комплексном банковском обслуживании физических лиц в ПАО «(Данные деперсонифицированы)», введенным в действие с {Дата}. Распоряжением от {Дата}{Номер}-Н, с последними изменениями от {Дата} Распоряжением {Номер}-Н от {Дата} и приложениями к нему, представленными в материалы дела (программа кредитования «карта с кредитным лимитом «(Данные деперсонифицированы)», Приложение 1.4 к {Номер}»). Документы и пояснения представлены в материалы дела {Дата} вх. {Номер}.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от {Дата} «О защите конкуренции» к финансовым организациям относятся хозяйствующие субъекты, оказывающие финансовые услуги.

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от {Дата}{Номер}-Ф3 «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В силу части 1 статьи 819 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

При этом кредит является одной из форм размещения денежных средств, которая в силу пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от {Дата}{Номер} «О банках и банковской деятельности», относится к банковским операциям.

Анализ указанных норм в совокупности с понятием финансовой услуги, установленной Федеральным законом от {Дата}{Номер}-Ф3 «О защите конкуренции», позволяет сделать вывод о том, что оказываемые кредитными организациями (банками) услуги по привлечению денежных средств (кредиты) являются финансовыми услугами.

Спорная реклама может быть расценена как реклама финансовой услуги, поскольку в ней рекламируются банковские карты с кредитным лимитом от ПАО «(Данные деперсонифицированы)), что связано с привлечением денежных средств физических лиц, следовательно, на нее распространяются требования ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом от {Дата} N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» для заемщика и влияющие на нее.

Часть рекламной информация: «<...>. (Данные деперсонифицированы)

Статья 432 ГК РФ к существенным относит условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей б Федерального закона от {Дата} № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», при этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 указанного закона.

Учитывая изложенное, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита и влияющие на нее.

Исходя из анализа положений Федерального закона «О рекламе», целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге). Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить.

Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга - «кредит», которая направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой, в том числе, не перечисленные условия.

Таким образом, спорный рекламный модуль умалчивает об иных условиях оказания соответствующей услуги, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, а также не содержит необходимых условий, определяющих полную стоимость кредита и влияющих на нее, и размещен с нарушением п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

В связи с чем, спорная рекламная информация, транслировавшаяся {Дата} в 14:35 в радиопередаче «(Данные деперсонифицированы)», специализирующейся на сообщениях и материалах рекламного характера, на радио «(Данные деперсонифицированы)» на частоте 101.0 мГц., не соответствует требованиям п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия.

В рекламной информации упоминается стимулирующее мероприятие, проводимое (Данные деперсонифицированы) совместно с ПАО «(Данные деперсонифицированы)): «<...>.... (Данные деперсонифицированы)

Согласно Правилам проведения и условиям участия в Акции «(Данные деперсонифицированы)», организатором которого является ООО «(Данные деперсонифицированы)», (информатором указанного мероприятия согласно клиентскому договору {Номер}, вступившему силу с {Дата}, является ПАО «(Данные деперсонифицированы)»), а именно, пункту 2, 3 принять участие в акции могут держатели карт (Данные деперсонифицированы) с {Дата} -{Дата}. Общий срок с {Дата} по {Дата}.

На основании изложенного, Кировское УФАС России пришло к выводу, что рекламируемое мероприятие по своей природе и сущности является стимулирующим мероприятием, а, следовательно, реклама такого мероприятия должна соответствовать требованиям части 1 статьи 9 Федерального закона «О рекламе», то есть требованиям об указании на сроки его проведения.

Установлено, что в конце радиопередачи после музыкального проигрыша указана информация: «ПАО «(Данные деперсонифицированы)», информация об организаторе мероприятия и правилах его проведения, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения можно узнать в любом офисе банка, на сайте или по телефону {Номер}.», то есть требования ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О рекламе» соблюдены.

ПАО «(Данные деперсонифицированы)) привлекает внимание к участию в акции и розыгрышу призов, обозначенных в рекламе. При этом, в спорной рекламе была указана лишь дата начала акции ({Дата}), но не весь срок проведения стимулирующего мероприятия.

Таким образом, размещение рекламы без указания такого периода фактически лишает лицо, воспринимающее данную рекламу, информации, необходимой для участия в акции.

В связи с чем, сведения до потребителя рекламы доведены не в надлежащей форме и могут привести к утрате важной для потенциального участника стимулирующего мероприятия информации.

Таким образом, антимонопольный орган пришел к выводу, что спорная рекламная информация, транслировавшаяся {Дата} в 14:35 в радиопередаче «(Данные деперсонифицированы)», специализирующейся на сообщениях и материалах рекламного характера, на радио «(Данные деперсонифицированы)» на частоте 101.0 мГц., не соответствует требованиям ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О рекламе».

Решением Комиссии Кировского УФАС России по делу {Номер}р признана ненадлежащей реклама, транслировавшаяся {Дата} в 14:35 в радиопередаче «(Данные деперсонифицированы)» на радио «(Данные деперсонифицированы)» (стенография от {Дата}), в которой отсутствует информация о сроках проведения стимулирующего мероприятия, а также отсутствует информация об иных условиях, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, поскольку она не соответствует требованиям ч. 1 ст. 9, п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Судом установлено, что рекламная информация о кредитовании, прозвучавшая в радиопередаче, содержит только часть условий предоставления кредита предусмотренных программой кредитования, а именно льготный период кредитования, размер минимального ежемесячного платежа, иные условия оказания соответствующей финансовой услуги в рекламной информации не указаны. Данные условия влияют на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся финансовыми услугами лица. Также не указан в рекламе период проведения акции.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Согласно договору {Номер} от {Дата}., заключенного между ПАО «(Данные деперсонифицированы)» (заказчик) и ООО «(Данные деперсонифицированы)» (исполнитель, изготовитель), платежного поручения {Номер} от {Дата}, счета на оплату {Номер} от {Дата}, акта {Номер} от {Дата} на участие в радиопередаче в эфире радиопрограммы «Радио «(Данные деперсонифицированы)» в октябре 2016 г., а также объяснений представителя ПАО «(Данные деперсонифицированы)» ФИО5 следует, что заказчиком и рекламодателем является ПАО «(Данные деперсонифицированы)», определившее объект рекламирования и осуществившее заказ рекламы.

Согласно Уставу ПАО «(Данные деперсонифицированы)», выписке из ЕГРЮЛ Общества, письму (Данные деперсонифицированы) от {Дата}{Номер} Тувалкин С.Г. имеет право действовать без доверенности от имени юридического лица (ПАО «(Данные деперсонифицированы)»), то есть осуществляет организационно - распорядительные функции и является должностным лицом Общества.

Таким образом, должностным лицом - Тувалкиным С.Г., президентом ПАО «(Данные деперсонифицированы)», совершены действия по определению содержания рекламы, в которой шла речь о платежной системе (Данные деперсонифицированы), финансовых услугах и стимулирующем мероприятии - Акция «(Данные деперсонифицированы)», транслируемой {Дата} в 14:35 в радиопередаче «(Данные деперсонифицированы)» на радио «(Данные деперсонифицированы)» на частоте 101.0 мГц. (стенография от {Дата}), в отсутствие информации о сроках проведения стимулирующего мероприятия, а также об иных условиях, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся финансовой услугой лица, чем нарушены требования ч. 1 ст. 9, п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Факт совершения президентом ПАО «(Данные деперсонифицированы)» Тувалкиным С.Г. административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1,6 ст. 14.3 КоАП РФ подтверждается материалами дела, исследованными в судебном заседании, а именно: протоколом об административном правонарушении {Номер} от {Дата}; договором на оказание услуг {Номер} от {Дата}; стенографией аудиозаписи от {Дата}; определением о возбуждении дела от {Дата}; выпиской из ЕГРЮЛ; уставом ПАО «(Данные деперсонифицированы)»; решением по делу {Номер}; предписанием о прекращении нарушения {Номер} от {Дата}.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действия должностного лица президента ПАО «(Данные деперсонифицированы)» Тувалкина С.Г. правильно квалифицированы УФАС по Кировской области по ч.ч. 1, 6 ст. 14.3 КоАП РФ, что подтверждается совокупностью исследованных в ходе судебного заседания доказательств.

Существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении указанных в жалобе, влекущих отмену обжалуемого постановления, должностным лицом УФАС по Кировской области не допущено.

Доводы заявителя, о том, что акция не является стимулирующим мероприятием, а также, что все существенные условия были сообщены после музыкального проигрыша по окончании радиопередачи, ПАО «(Данные деперсонифицированы)» указаны адреса и телефоны организации, по которым можно узнать подробную информацию, суд находит необоснованными, и опровергнутыми материалами дела.

Суд не усматривает оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку несоответствие рекламы требованиям законодательства о рекламе нарушает права и законные интересы потребителей на получение надлежащей рекламы финансовых услуг и стимулирующего мероприятия, что представляет собой существенную угрозу охраняемым правом общественным интересам.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области ФИО4{Номер} от {Дата} по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1, 6 ст. 14.3 КоАП РФ, соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, административное наказание назначено по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, и оснований для отмены или изменения постановления УФАС по Кировской области, суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области ФИО4{Номер} от {Дата} по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1, 6 ст. 14.3 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу представителя президента ООО «(Данные деперсонифицированы)» Тувалкина С.Г., по доверенности ФИО5 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья С.А. Масленников