ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-613/2022 от 08.09.2022 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело №12-613/2022

УИД18RS0003-01-2022-002946-60

РЕШЕНИЕ

08 сентября 2022 года г.Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе судьи Кузнецовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Нурмухаметовой JI.X. на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении руководителя Управления ФНС по Удмуртской Республике Горюнова Ю.Н.,

установил:

В прокуратуру Удмуртской Республики поступило обращение Нурмухаметовой JI.X. с доводами о нарушении руководителем Управления ФНС по Удмуртской Республике Горюнова Ю.Н порядка рассмотрения представления Прокуратуры Удмуртской Республики Прдс-7-165-21/20940001 от 15 декабря 2021.

Определением первого заместителя прокурора Удмуртской Республики Костенецкого Б.П. от 10 марта 2022 отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении руководителя Управления ФНС по Удмуртской Республике Горюнова Ю.Н. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным определением, Нурмухаметова JI.X. обратилась в суд, просит признать определение от 10 марта 2022 незаконным и отменить его, отправить дело на новое рассмотрение для решения вопроса о привлечении Горюнова Ю.Н. к ответственности.

Жалоба мотивирована тем, что в определении не указано, элемент какого состава правонарушения отсутствует в действиях руководителя Управления ФНС по Удмуртской Республике Горюнова Ю.Н., фактически проверка не проведена, отказ в возбуждении дела об административном правонарушении не мотивирован, нарушение прав заявителя не устранено, ее права не восстановлены.

Заявитель Нурмухаметова Л.Х., заинтересованное лицо – Горюнов Ю.Н. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель Прокуратуры УР Нестеренко Е.Н., действующая на основании служебного удостоверения, в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, полагала вынесенное определение от 10 марта 2022 законным и обоснованным. Указала, что представление было рассмотрено в установленный законом срок – 13 января 2022 с участием представителя Прокуратуры УР Нестеренко Е.Н. на оперативном совещании с сотрудниками УФНС по УР, приняты необходимые организационные и дисциплинарные меры по совершенствованию работы с обращениями граждан, о чем дан ответ от 19 января 2022. Умысла на неисполнение предписания от 15 декабря 2022 у руководителя УФНС по УР не имелось. Направление копии дела об административном правонарушении в адрес Нурмухаметовой Л.Х. по истечении месячного срока само по себе состав правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ не образует.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя Прокуратуры УР, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, суд считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законными представителями этих лиц, а также защитникам и представителям названных выше лиц.

Потерпевшим признается физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

Нурмухаметова Л.Х., обратившись в Прокуратуру УР, с указанием на нарушение руководителем Управления ФНС по Удмуртской Республике Горюновым Ю.Н. ее прав и на наличие в его действиях события административного правонарушения, наделена в силу статьи 25.2 КоАП РФ правами потерпевшего.

Данный правовой подход сформулирован в пункте 7 Обзора судебной практики N 1 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016.

Из материалов дела следует, что 08.02.2022 Нурмухаметова JI.X. обратилась в прокуратуру Удмуртской Республики с заявлением, просила привлечь к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ руководителя Управления ФНС по Удмуртской Республике Горюнова Ю.Н. по факту неисполнения в месячный срок представления Прокуратуры Удмуртской Республики Прдс-7-165-21/20940001 от 15 декабря 2021.

По результатам проведенных мероприятий, определением первого заместителя прокурора Удмуртской Республики от 10 марта 2022 заявителю отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Административный орган в качестве оснований для отказа в возбуждении дела указал на то, что представление Прокуратуры Удмуртской Республики Прдс-7-165-21/20940001 от 15 декабря 2021 рассмотрено в соответствии с требованиями Федерального Закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в действиях руководителя Управления ФНС по Удмуртской Республике Горюнова Ю.Н. нарушений не установлено, не установлено также наличие умысла на совершение правонарушения.

Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В порядке ст. 28.1 КоАП РФ, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 14.12, ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Указанные материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. ч. 1 и 1.1 ст. 28.1 Кодекса, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Вопрос о том, являются ли сообщенные в заявлении данные достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении, разрешается лицом, уполномоченным возбуждать такие дела.

На основании ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 22 Федерального закона 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", исходя из которой, прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также жалобы на постановление по такому делу выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ, о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса, в соответствии с которой, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Административная ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ наступает за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" возбудить производство об административном правонарушении по основаниям, установленным законом, вправе прокурор ли его заместитель.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, что предусмотрено частью 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании части 4 статьи 30.1 КоАП РФ, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В качестве доводов жалобы Нурмухаметова JI.X. ссылается на то, что имелись основания для возбуждения дела об административном правонарушении, т.к. в сообщении Управления ФНС по УР от 19.01.2022 № 06-21/00882@ о результатах рассмотрения представления Прокуратуры УР от 15.12.2021, подписанном Горюновым Ю.Н., не имелось указания о принятых мерах со стороны Управления об устранении выявленных нарушений закона и восстановлении прав Нурмухаметовой Л.Х., в том числе, на ознакомление с материалами дела об административном правонарушении в отношении директора ООО «Ижевские термы», в связи с этим Прокуратура УР направила повторное обращение в ФНС по УР от 28.01.2022 с изложенными доводами. Только после этого 01.02.2022 в адрес Нурмухаметовой Л.Х. были направлены копии материалов административного дела в отношении директора ООО «Ижевские термы» и, тем самым, были выполнены требования, изложенные в представлении Прокуратуры УР от 15.12.2021 – с нарушением установленного срока, что образует состав правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.

Оценив представленные по делу доказательства, прихожу к выводу об отказе в удовлетворении жалобы.

Согласно пунктами 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие (недоказанность) события, состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Основания для признания незаконным и отмены определения от 10 марта 2022 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенного первым заместителем прокурора Удмуртской Республики Костенецким Б.П., отсутствуют, поскольку представленными доказательствами наличие состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, а именно субъективной стороны правонарушения – наличие умысла, не подтверждено, обжалуемое определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ в отношении в действиях руководителя Управления ФНС по Удмуртской Республике Горюнова Ю.Н. является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.3 КоАП РФ, судья

определил:

определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 10 марта 2022 в отношении в действиях руководителя Управления ФНС по Удмуртской Республике Горюнова Ю.Н. по ст.17.7 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Нурмухаметовой JI.X. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано и/или опротестовано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня получения определения, с подачей жалобы через Октябрьский районный суд г.Ижевска.

Судья Н.В. Кузнецова