ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-614/17 от 26.07.2017 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

26 июля 2017 года г.Уфа РБ 13 июля 2016 года

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.,

при секретаре Даминовой Р.И.,

с участием Чеглинцева П.А. - представителя Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан,

в отсутствие представителя МУП «Абзелиловское специализированное предприятие коммунального обслуживания» РБ - юридического лица, в отношении которого возбуждено административное производство, извещенного надлежащим образом о дате рассмотрения дела согласно данных почты России,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МУП «Абзелилспецкомобслуживание» Калдаманова И.Х. на постановление судьи Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 31 мая 2017 года, которым:

МУП «Абзелиловское специализированное предприятие коммунального

обслуживания» РБ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 80000 руб.,

У С Т А Н О В И Л А:

протоколом об административном правонарушении государственного

инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан, главного специалиста-эксперта Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан Юсуповой Г.Т. №47-В/ГТ от 21 апреля 2017 года в отношении МУП «Абзелиловское специализированное предприятие коммунального обслуживания» РБ (далее МУП «Абзелилспецкомобслуживание» РБ) возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за нарушения требований части 2 статьи 39, части 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 6 статьи 56, пункта 1 части 6 статьи 60 Водного Кодекса Российской Федерации №74-ФЗ от 03 июня 2006 года, связанных с осуществлением сброса 1 марта 2017 года в реку Каранелга со сточными водами МУП «Абзелилспецкомобслуживание» РБ нитрат-ион 0,206 тонны, сухой остаток 11,2 тонны, СПАВ 0,001 тонны и 4 апреля 2017 года нитрат-ион 0,205 тонны, сухой остаток 6,1 тонны, СПАВ 1,8 тонны. При этом, разрешение на сброс нитрат-ион, на сухой остаток, на СПАВ в реку Каранелга у МУП «Абзелилспецкомобслуживание» РБ отсутствовало.

Определением государственного инспектора РФ в области охраны

окружающей среды по Республике Башкортостан, главного специалиста-эксперта Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан Юсуповой Г.Т. №47-В/ГТ от 28 апреля 2016 года материалы административного дела в отношении МУП «Абзелилспецкомобслуживание» РБ по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ переданы для рассмотрения в Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан.

31 мая 2017 года судьей Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан вынесено постановление о привлечении МУП «Абзелиловское специализированное предприятие коммунального обслуживания» РБ к административной ответственности по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 80000 руб.

Не соглашаясь с указанным постановлением судьи, директор МУП «Абзелилспецкомобслуживание» Калдаманов И.Х. обжаловал его в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая отменить и принять новое решение, ссылаясь на недостоверность расчетов объема сброшенных стоков, выход за пределы внеплановой проверки.

Представитель МУП «Абзелилспецкомобслуживание», надлежаще извещенный, в судебное заседание не явился. Считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Представитель Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан Чеглинцев П.А. просил в удовлетворении жалобы отказать.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав возражения представителя Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан Чеглинцева П.А., нахожу постановление судьи первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.

Частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, в виде административного штрафа на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с пп.2 ч.2 ст.11 Водного Кодекса РФ, для сброса сточных вод водные объекты предоставляются хозяйствующим субъектам на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование. В свою очередь, пп.2 и 3 ч.3 ст.22 ВК РФ предусматривают, что решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод дополнительно должно содержать требования к объему допустимых сбросов сточных вод, а также требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод.

Более того, в соответствии с частью 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" сбросы загрязняющих веществ в водные объекты допускаются только на основании выданного уполномоченным государственным органом разрешения. В соответствии с частью 1 данной статьи, для водопользователей также устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект.

В силу положений части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона Российской Федерации N 7-ФЗ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию иных объектов, обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

Материалами дела установлено, что МУП «Абзелилспецкомобслуживание» было допущено превышение концентрации загрязняющих веществ по сравнению с показателями, установленными для него нормативами допустимых сбросов.

Подобное превышение показателей нормативов приводит к ухудшению качества воды в водном объекте, так как норматив устанавливается исходя из нормативов качества окружающей среды (ч.1 статьи 23 Федерального закона N 7-ФЗ). Следовательно, превышение показателей нормативов влечет нарушение требований пп.3 ч.3 ст.22 ВК РФ, то есть нарушение одного из правил водопользования, закрепленного в федеральном законе.

Более того, при превышении показателей нормативов нарушается правило водопользования, закрепленное в части 1 статьи 44 ВК РФ. Данная статья устанавливает правило, в соответствии с которым водопользователь при осуществлении сброса сточных вод в водный объект обязан соблюдать не только требования водного законодательства, но и требования законодательства об охране окружающей среды, в котором, в свою очередь, и закреплена обязанность соблюдения показателей нормативов сбросов.

Разрешением №... г. от дата, выданным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ, предприятию с дата по дата разрешено осуществлять сброс загрязняющих веществ в составе сточных или дренажных вод в адрес, перечень данных веществ приведен в Приложении, который состоит из 14 наименований веществ, в нем отсутствуют сухой остаток, нитрат-ион, СПАВ.

Согласно протоколов лабораторных испытаний №05-ПБ, №06-ПБ от 07.03.2017 года 01 марта 2017 года МУП «Абзелилспецкомобслуживание» РБ было сброшено нитрат-ион 2,1 мг/куб.дм, сухой остаток 431 мг/куб.дм, СПАВ 0,048 мг/куб.дм. и 7,7 мг/куб.дм, сухой остаток 419 мг/куб.дм, СПАВ 1,17 мг/куб.дм. соответственно.

Согласно протоколов лабораторных испытаний №07-ПБ и №08-ПБ от 11.04.2017 года 04 апреля 2017 года МУП «Абзелилспецкомобслуживание» РБ было сброшено нитрат-ион 0,9 мг/куб.дм, сухой остаток 435 мг/куб.дм, СПАВ 1,51 мг/куб.дм. и 11,1 мг/куб.дм, сухой остаток 330 мг/куб.дм, СПАВ 0,099 мг/куб.дм. соответственно.

В журналах учета качества сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод предприятия за март и апрель 2017г. также приведены данные о концентрации нитратов, сухого остатка, СПАВ.

В данном случае, разрешение №015/2016 г. от 27 апреля 2016 г., выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ, предприятию на период с 27.04.2016 по 26.04.2017 не содержит в своем перечне таких веществ, как сухой остаток, нитрат-ион, СПАВ.

Вина юридического лица в совершении данного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении №47-В/ГТ от 21.04.2017 г., который составлен в присутствии представителя юридического лица; актом проверки №160-в от 21.04.2017г.; протоколами лабораторных испытаний №05-ПБ, №06-ПБ от 07.03.2017, №07-ПБ, №08-ПБ от 11.04.2017, журналами учета качества сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод предприятия за март и апрель 2017, журналами учета водоотведения средствами измерения очистных сооружений.

Материалами проверки было установлено, что предприятие осуществляло сброс трех веществ, которые не поименованы в выданном ему разрешении на сброс загрязняющих веществ в водный объект, что, по своей сути, означает превышение концентрации загрязняющих веществ по сравнению с указанными в действующем разрешении.

В связи с чем, суд не усматривает, что административный орган вышел за пределы полномочий проводимой проверки, в этой части возражения предприятия подлежат отклонению.

Принимая во внимание, что материалами дела факт сброса веществ, не поименованных в выданном разрешении, подтверждается, довод относительно некорректного указания в акте проверки объемов сброшенных стоков и некорректного произведенного расчета отклоняется, как не имеющей правового значения. Указанное было бы существенным при вменении предприятию превышения концентрации сбрасываемых веществ относительно разрешенного количества, что в данном случае отсутствует.

Исходя из изложенного, материалами дела установлены факты нарушений привлекаемым лицом, что образует состав административного правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и вина МУП «Абзелилспецкомобслуживание» в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, исследованных в ходе рассмотрения дела, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают. Не доверять исследованным в ходе рассмотрения дела доказательствам у суда оснований не имеется, поскольку каких-либо существенных нарушений требований закона при их получении судом не установлено.

Сведений о какой-либо заинтересованности должностного лица, находившегося при исполнении служебных обязанностей, по делу не установлено, поэтому оснований ставить под сомнение факты, указанные должностным лицом в процессуальных документах, и изложенные в судебном заседании относительно события административного правонарушения, не имеется.

Таким образом, обстоятельства данного административного правонарушения установлены на основании полно и всесторонне исследованных материалах дела об административном правонарушении, совокупность доказательств является достаточной для объективного вывода о виновности МУП «Абзелилспецкомобслуживание» РБ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ.

Доводы жалобы директора МУП «Абзелилспецкомобслуживание» Калдаманова И.Х. на постановление о привлечении к административной ответственности по существу повторяют позицию защиты при рассмотрении дела об административном правонарушении в суде первой инстанции(л.д.63-64), выражают несогласие с оценкой обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки судьи районного суда, и не могут быть приняты во внимание как основания к отмене постановленного по делу постановления от 31 мая 2017 года.

Версия стороны защиты в ходе судебного разбирательства в районном суде была надлежащим образом проверена, в постановлении суда получила надлежащую оценку, и обоснованно опровергнута.

Наказание за совершение административного правонарушения назначено с соблюдением положений ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного юридическим лицом административного правонарушения, отсутствия отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.8.14 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшееся судебное постановление как незаконное и необоснованное, не установлено, в связи с чем, оснований для отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Башкортостан

Р Е Ш И Л А

постановление судьи Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 31 мая 2017 года, вынесенное в отношении МУП «Абзелиловское специализированное предприятие коммунального обслуживания» РБ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, - оставить без изменения, жалобу директора МУП «Абзелилспецкомобслуживание» Калдаманова И.Х. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.

справка:

судья Янузакова Д.К.

дело № 12-614/2017