Дело № 12-618/2017
Р Е Ш Е Н И Е
07 ноября 2017 года г. Ижевск
Судья Октябрьского районного суда города Ижевска УР Шешуков Д.А., с участием ФИО1, защитника ФИО1 – Походиной Н.В., представителей Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике – ФИО2, ФИО3,рассмотрев в судебном заседании жалобу исполняющего обязанности министра финансов Удмуртской Республики ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике от <дата><номер>о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике от <дата><номер> исполняющий обязанности министра финансов Удмуртской Республики ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Как следует из постановления ФИО1 допущено нарушение условий заключенного между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики Соглашения <номер> от <дата> о предоставлении бюджету Удмуртской Республики из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Удмуртской Республики (далее - Соглашение). В нарушение п. 1 ст. 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 27.12.2014 № 1567 «Об утверждении Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2015 год», а также подпунктов «и» и «к» пункта 3.2 Соглашения предоставленный бюджетный кредит использован с нарушением в 2016 году условий его предоставления, а именно - не исполнены обязательства, установленные Соглашением:
- дефицит бюджета Удмуртской Республики за 2016 год превышает значение, установленное Соглашением на 4,00% (14%, вместо установленных 10%);
- превышение доли общего объема долговых обязательств Удмуртской Республики от суммы доходов бюджета Удмуртской Республики без учета безвозмездных поступлений по состоянию на <дата> на 4,58% (95,58%, вместо предусмотренных 91,00%).
Указанные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ.
Данное постановление обжаловано исполняющим обязанности министра финансов Удмуртской Республики ФИО1 с требованием его отмены и прекращения производства по делу. В качестве обоснования ФИО1 указывает, что не является стороной Соглашения, его вина в нарушении условий Соглашения отсутствует.
В судебном заседании ФИО1, Походина Н.В. на доводах жалобы настаивали, просили ее удовлетворить.
Представители Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике – ФИО2, ФИО3 представили суду письменное возражение на жалобу, доводы которого также поддержали, суду пояснили, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Как установлено материалами дела об административном правонарушении между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики 10.09.2015 заключено Соглашение о предоставлении бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Удмуртской Республики в размере 7 492 450 000 руб.
Согласно имеющемуся платежному поручению от <дата> кредит предоставлен в полном объеме.
По условиям Соглашения заемщик обязан:
- обеспечить дефицит бюджета субъекта Российской Федерации в 2016, 2017 и 2018 годах на уровне не более 10% от суммы доходов субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016, 2017 и 2018 годы соответственно (значение показателя может быть превышено на сумму изменения остатков средств бюджета субъекта Российской Федерации, которые в рамках разработки проекта изменений в закон о бюджете субъекта РоссийскойФедерации согласованы с Министерством финансов Российской Федерации и не были учтены в первоначальной редакции закона о бюджете субъекта Российской Федерации) (подпункт «и» пункта 3.2 Соглашения);
- обеспечить поэтапное сокращение доли общего объема долговых обязательств субъекта Российской Федерации, в том числе по долговым обязательствам субъекта Российской Федерации по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, а именно - к <дата> доля общего объема долговых обязательств субъекта Российской Федерации составит 91 процент от суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016 год, в том числе доля общего объема долговых обязательств субъекта Российской Федерации по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, составит 70 процентов от суммы дохода бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016 год (подпункт «к» пункта 3.2 Соглашения)
Вопреки изложенным условиям Соглашения дефицит бюджета Удмуртской Республики за 2016 год составил 14,00 %, а доля общего объема долговых обязательств Удмуртской Республики от суммы доходов бюджета Удмуртской Республики без учета безвозмездных поступлений по состоянию на <дата> составила 95,58%.
Данные обстоятельства установлены при рассмотрении дела об административном правонарушении, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и ФИО1 не оспариваются.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст. 2.2. КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как уже было указано выше административная ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ, наступает в случае нарушения заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
При этом согласно заключенному Соглашению в качестве заемщика выступало Правительство Удмуртской Республики, Соглашение подписано Главой Удмуртской Республики.
Таким образом, субъектом вменяемого правонарушения является заемщик - Правительство Удмуртской Республики.
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих возложение обязанностей по исполнению условий Соглашения, как Министерство Финансов Удмуртской Республики, так и на должностное лицо, привлеченное к административной ответственности, а именно – на исполняющего обязанности министра финансов Удмуртской Республики ФИО1
Более того, положение о Министерстве финансов Удмуртской Республики, утвержденное Постановлением Правительства УР от 22.12.2014 № 522, закрепляя основные полномочия министерства, не содержит обязанности по исполнению условийпредоставления бюджетных кредитов.
В силу ч. 1-3 ст. 23 Закона УР от 22.05.2008 № 18-РЗ «О бюджетном процессе в Удмуртской Республике» исполнение бюджета Удмуртской Республики обеспечивается Правительством Удмуртской Республики. Исполнение бюджета Удмуртской Республики организует Министерство финансов Удмуртской Республики в соответствии с бюджетным законодательством. Исполнение бюджета Удмуртской Республики осуществляют участники бюджетного процесса в Удмуртской Республике в пределах их бюджетных полномочий.
Таким образом, функция исполнения бюджета возложена законом на орган исполнительной власти – Правительство Удмуртской Республики, при этом Министерство финансов Удмуртской Республики осуществляет организацию исполнения бюджета.
Ссылка в обжалуемом постановлении, а также в представленных суду письменных возражениях на нарушения Министерством финансов Удмуртской Республики Постановления Правительства УР от 17.06.2013 № 252, которым утверждена государственная программа Удмуртской Республики «Управление государственными финансами» в части управления государственным долгом несостоятельна, так как объективной стороной вмененного правонарушения является неисполнение условий предоставления конкретного бюджетного кредита в соответствии с Соглашением.
Материалы дела не содержат доказательств наличия у Министерства финансов Удмуртской Республики обязанности по исполнению условий Соглашения, заключенного Правительством Удмуртской Республики, в связи с чем в действиях исполняющего обязанности министра финансов Удмуртской Республики ФИО1 состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ отсутствует, поскольку его вина при рассмотрении дела не установлена.
В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике от <дата><номер> о привлечении исполняющего обязанности министра финансов Удмуртской Республики ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1- 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике от 18.07.2017 № 12 о привлечении исполняющего обязанности министра финансов Удмуртской Республики ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, жалобу ФИО1 удовлетворить.
Судья Д.А. Шешуков