ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-619/16 от 13.09.2016 Советского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 12-619/16 (марка обезличена)

Р Е Ш Е Н И Е

г.Н.Новгород

13 сентября 2016 года

Судья Советского районного суда г. Нижнего Новгорода Колягина О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Б.А.В., подписанную представителем П.И.В., на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области С.С.В.№... от (дата) о привлечении Б.А.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ...С.С.В.№... от (дата) должностное лицо - директор департамента градостроительного развития территории ...Б.А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, (дата)Б.А.В., подписанную представителем П.И.В., подана жалоба, в которой он указал, что с вынесенным постановлением не согласен, считает его незаконным и подлежащим отмене.

(дата) административный материал поступил в Советский районный суд г.Н.Новгорода.

В обосновании своих доводов заявитель указал, что постановление об административном правонарушении было применено как наказание, в результате совершения ... действий, которые нашли отражение в решении Нижегородского УФАС России от 19.05.2015г. №... по делу №..., а именно, в части издания постановления ... от (дата)№... «Об утверждении схемы территориального планирования ...».

В постановлении от (дата)№... было указано в разделе 2.13.1 что «для предотвращения аварий и повреждений зданий и сооружений, проектирование и строительство различных объектов в ... необходимо вести с учетом рекомендаций, разработанных ГП "Противокарстовая и береговая защита" в "Территориальных строительных нормах ..." в соответствии со "Схемой развития карстово-суффозионных процессов в ..." М 1:500000, разработанной в 1998 году.

Проектная документация на строительство зданий и сооружений в зависимости от уровня ответственности, категории карстоопасности и степени изученности закарстованных территорий должна проходить экспертизу (согласование) с ОАО "П.".

В решении по делу №... от (дата) указано, что в адрес УФАС России по ... поступила жалоба ООО «Научно-производственный центр «Карст» на действия ОАО "П." содержащие по мнению заявителя, признаки нарушения антимонопольного законодательства.

С момента принятия постановления и до принятия решения по делу в департаменте отсутствуют сведения, что какую- либо организацию обязывали обращаться в ОАО "П." за получением согласования.

Однако Управление Федеральной антимонопольной службы по ... признало ... нарушившим часть 1 статью 15 Федерального закона от (дата)№...-Ф3 «О защите конкуренции» на основании которого ОАО "П." представлено необоснованное преимущество в осуществлении хозяйственной деятельности по сравнению с иными субъектами на рынке проведения инженерно-геологических изысканий. При этом, в заседание при рассмотрении дела департамент привлечен не был.

В дальнейшем Управление ФАС ... решило, что именно Б.А.В., как директор департамента виновен в принятии постановления ..., в котором указано ОАО "П.".

Согласно п. 1.1 Положения о департаменте градостроительного развития территории ... (далее - Департамент), утвержденного постановлением ... от (дата)№... является органом исполнительной власти ..., уполномоченным в области градостроительной и архитектурной деятельности, государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, выполняет в пределах своих полномочий исполнительно-распорядительные, координационные и иные функции государственного управления и регулирования в области градостроительной и архитектурной деятельности на территории ....

Для решения возложенных на него задач Департамент выполняет следующие функции: обеспечивает подготовку и актуализацию документов территориального планирования ....

В соответствии с п.3.1 Положения департамент проводит в установленном порядке согласование схемы территориального планирования ... и документов территориального планирования муниципальных образований.

Департамент обеспечил разработку Схемы территориального планирования ... в соответствии с заключенным государственным контрактом с МП ИРГ "Н."

Департаментом был проведен открытый конкурс в Соответствии с
действующим законодательством, заключен государственный контракт на
разработку схемы территориального планирования ... от
(дата) с МП "Н.".

Департаментом было подготовлено градостроительное задание. МП "Н." разработал схему территориального планирования и представил ее на утверждение.

Таким образом, департамент обеспечил подготовку схемы территориального планирования ... и согласование документа.

Б.А.В. действовал в рамках своих полномочий, в соответствии с установленными полномочиями Положения о департаменте. Контракт заключен, работа выполнена, схема территориального планирования обсуждена и согласована с заинтересованными лицами. Доказательства представлены в материалы дела.

Схема территориального планирования подлежит утверждению постановлением Правительства в соответствии со ст.7 Градостроительного кодекса РФ.

В перечень утверждаемых документов приказами департамента, установленных п.3.6.1 и 3.6.2 Положения о департаменте, утверждение схемы территориального планирования ... не входит в указанный перечень.

Департамент градостроительного развития территории ... в рамках своих полномочий, установленных Положением обеспечил подготовку и направил в установленном Регламентом Правительства

... порядке, в государственно-правовой департамент проект постановления об утверждении схемы территориального планирования территории ..., после получения необходимых согласований.

В соответствии- с п.3.1,.1. Положения о государственно-правовом департаменте, утвержденного постановлением ... от (дата)№..., проект постановления направляется для проведения правовой (юридической) экспертизы проектов правовых актов ....

Регламент ... (далее - Регламент) определяет порядок организационного, документационного, правового, информационного обеспечения деятельности ..., Председателя Правительства и .... Регламент утвержден постановлением ... от (дата)№... (редакция на момент принятия постановления)

В соответствии с п.3.2.3. Регламента орган-разработчик (департамент) проекта: готовит проект с учетом требований настоящего Регламента; направляет проект на согласование заинтересованным органам,
организациям, должностным лицам; дорабатывает проект по поступившим замечаниям заинтересованных органов, организаций и должностных лиц; представляет согласованный проект (завизированные проект правового акта и приложения к нему) и пакет документов в соответствии с пунктом (дата) настоящего Регламента на бумажном носителе (а также направляет проект и пакет документов в автоматизированной системе согласования) с сопроводительным письмом директору государственно-правового департамента области с просьбой о проведении правовой и (или) антикоррупционной (в отношении проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства) экспертизы; дорабатывает проект с учетом замечаний государственно-правового департамента области; повторно согласовывает проект при внесении учтенных замечаний согласующих органов, организаций и должностных лиц (в том числе и в автоматизированной системе согласования).

Проект постановления «Об утверждении схемы территориального планирования ...» был согласован государственно-правовым департаментом и направлен на подпись ... без дополнений и замечаний.

Предписанием по делу №... от (дата) было предписано ... до (дата) внести изменения в Постановление ... от (дата)№..., исключив положения, обязывающие проведение экспертизы проектной документации на строительство зданий и сооружений ОАО "П.".

(дата) в адрес департамента поступило обращение по подготовке проекта нормативного правового акта для выполнения Предписания от государственно-правового департамента. Департаментом был подготовлен проект постановления ... «О внесении изменений в постановление ... от (дата)№...».

Постановлением ... от (дата)№... были внесены соответствующие изменения в указанный срок.

(дата) государственно-правовой департамент уведомил руководителя Федеральной антимонопольной службы по ... по исполнению предписания по делу №...

При составлении протокола было указано на ст.7 Должностного регламента директора, в соответствии с которой, директор участвует при подготовке проектов нормативных правовых документов.

Как следует из выше изложенного, директор департамента, Б.А.В. обеспечивает участие в разработке документов. Однако документ проходил согласование с заинтересованными лицами, специалистами, которые принимают участие при разработке схемы территориального планировании. При поступлении замечаний, Департамент их устраняет. Каких-либо замечаний по данному документу, в отношении ОАО "П." не было ни со стороны министерств, ни со стороны государственного правового департамента, который наделен полномочиями на проверку поступающих документов на соответствии законодательству.

Таким образом, решение об утверждении схемы территориального планирования принималось не директором департамента.

Каждое структурное подразделение в пределах своей компетенции рассматривал схему территориального планирования. Изложенные обстоятельства свидетельствуют как раз о надлежащем исполнением своих служебных обязанностей директора департамента.

Также указала, что в соответствии со ст.24.1 Кодекса об административных правонарушениях к задачам производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Согласно положениям ст.26.1 Кодекса об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения
дела, а также причины и условия совершения административного
правонарушения.

В соответствии с положениями ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении в числе прочего, должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также мотивировочное решение по делу.

Мотивированность постановления предполагает наличие в нем описания
события ставшего основанием для возбуждения дела об административном
правонарушении, анализа в оценке доказательства положенных должностным
лицом, рассмотревшим дело, в основу выводов о виновности либо невиновности лица, в отношении которого ведется производство, выводов о наличии в действиях лица (Б.А.В.) состава административного правонарушения либо выводов о наличии оснований для прекращения производства по делу, ссылки на нормы закона, применяемые при разрешении дела, описание и анализ иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также причин и условий совершения административного правонарушения.

В нарушении приведенной нормы закона в обжалуемом постановлении, должностным лицом мотивы принятого решения о виновности Б.А.В. в совершении вменяемого правонарушения не приведены.

Установив при рассмотрении дела указанные обстоятельства заместитель руководителя УФ АС по ... юридическую оценку доводам Б.А.В. в оспариваемом постановлении не дал, мотивы, по которым им были отвергнуты доводы Б.А.В. не привел.

Просит оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях Б.А.В. состава правонарушения.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по ...О.З.М. возражала против доводов жалобы, просила жалобу оставить без удовлетворения, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ...С.С.В. - без изменений.

В судебное заседание представитель Б.А.В. - П.И.В. доводы и требования жалобы поддержала в полном объеме.

Б.А.В. не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, причина неявки неизвестна.

Должностное лицо, вынесшее постановление в отношение Б.А.В. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ...С.С.В. не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, причина неявки неизвестна. В суд предоставил отзыв на жалобу, в котором просит жалобу оставить без удовлетворения, постановление - без изменений.

Принимая во внимание ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, с учетом мнений сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения сторон, изучив представленные материалы, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья,.. . устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья.. ., осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

... признано нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции решением Нижегородского УФАС России от (дата)№... по делу №...

В соответствии с пунктом 1.4 Положения департамент является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, на котором отражается имущество Департамента, состоящее из закрепленных за ним на праве оперативного управления имущества (включая объекты интеллектуальной собственности), финансовых ресурсов.

В соответствии со статьей 3 Должностного регламента, утвержденного распоряжением ... от (дата)№...-р (далее - Должностной регламент), директор департамента организует работу департамента и руководит его деятельностью.

Подписывает от имени департамента в пределах своей компетенции приказы, дает указания, обязательные для исполнения всеми сотрудниками департамента, контролирует их исполнение.

Представляет в установленном порядке на рассмотрение Губернатора и ... проекты нормативных правовых актов ... и предложения по совершенствованию законодательства ..., иные предложения по вопросам деятельности департамента.

В соответствии со статьей 5 Должностного регламента директор департамента несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и ..., в том числе, за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей.

Согласно статье 7 директор департамента обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений по вопросу утверждения ... схемы территориального планирования ....

Б.А.В. был назначен директором Департамента градостроительного развития территории ... распоряжением ... с (дата).

Учитывая изложенные обстоятельства, а также требования статьи 2.4 КоАП РФ, директор департамента градостроительного развития территории ...Б.А.В. является должностным лицом, которое подлежит административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

Факт предоставления необоснованного преимущества ОАО "П." в осуществлении хозяйственной деятельности по сравнению с иными субъектами на рынке проведения инженерно-геологических изысканий подтверждается решением Нижегородского УФАС России от (дата)№... по делу №...-№...

Доводы Б.А.В. о том, что решение об утверждении схемы территориального планирования принималось не единолично, а коллегиально не нашли своего подтверждения, поскольку в соответствии с должностным регламентом директор департамента организует работу департамента и руководит его деятельностью.

При таких обстоятельствах, суд считает доказанным, что директором Департамента градостроительного развития территории ...Б.А.В. нарушена ч.1 ст. 15 ФЗ РФ от (дата) № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и что он совершил действия, которые привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Доказательства совершения данного правонарушения подробно указаны в постановлении должностного лица, и действиям виновной дана правильная юридическая оценка.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место лишь в исключительных случаях, исходя из конкретных обстоятельств правонарушения.

Правонарушение, совершенное Б.А.В. посягает на общественные отношения в сфере антимонопольного регулирования, защиты конкуренции от необоснованного ограничения со стороны органов исполнительной власти, что является важной гарантией развития добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в указанной сфере, что обеспечивается, в том числе, за счет возможности применения мер административного воздействия к должностным лицам, совершившим нарушения в указанной сфере общественных отношений.

Принятие должностным лицом органа исполнительной власти, местного самоуправления решений, совершение действий (бездействия) не только ограничивающих, не допускающих конкуренцию, но и создающих для этого условия, независимо от мотивов, наличия или отсутствия вредных последствий существенно нарушает охраняемые законом интересы общества и государства.

Каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером содеянного, личностью и ролью правонарушителя по делу не установлено, в связи, с чем оснований для освобождения Б.А.В. от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Наказание Б.А.В. назначено с учетом всех требований закона, в минимальном размере санкции ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ.

Нарушений прав Б.А.В. при привлечении к административной ответственности не допущено.

Оценивая исследованные данные в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление от (дата) подлежит оставлению без изменения, а жалоба заявителя - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7, 30.8 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ...С.С.В.№... от (дата) о привлечении Б.А.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу Б.А.В., подписанную представителем П.И.В., - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение 10 суток со дня его вынесения, либо получения его копии через Советский районный суд г.Н.Новгорода.

Судья - /подпись/ О.Н. Колягина

(марка обезличена)