ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-619/20 от 24.09.2020 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

№12-619/2020

Р Е Ш Е Н И Е

24 сентября 2020 года город Краснодар

Октябрьский районный суд города Краснодара в составе

судьи Максименко А.В.,

при секретаре судебного заседания Антоновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Робакидзе В. И. на постановление Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 23.06.2020 о признании должностного лица - Робакидзе В.И. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.14.6 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее - РЭК) от 23.06.2020 должностное лицо - Робакидзе В.И. признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Робакидзе В.И. обратился в суд с жалобой на данное постановление, указав в обоснование, что считает его незаконным, поскольку определение тарифа произведено с учетом тарифа, действовавшего на момент подачи заявки гражданином Чикаловым М.А. В соответствии с требованиями п. 74 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1314 от 30.12.2013 (далее - Правила 1314), заявка была рассмотрена, и в адрес заявителя были выданы технические условия № 16/6045 от 19.12.2018, а также был подготовлен проект договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения № 109340-Т.П. (с) в установленный Правилами 1314 срок.

В соответствии с Правилами 1314 период на рассмотрение заявки № 109340 от 19.12.2018 составляет 15 рабочих дней: с 19.12.2018 по 17.01.2019. Соответственно цена договора на технологическое присоединение определяется в период, который определен Правилами 1314 для рассмотрения заявки на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сетям газораспределения, в этот период действовали стандартизированные ставки, установленные приказом РЭК - Департамента цен и тарифов Краснодарского края № 30/2017-газ от 27.12.2017.

Указывает, что нарушений установленного порядка ценообразования, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, не имело места, так как текст договора с Чикаловым М. А. был подготовлен до его подписания. В последующем в указанный текст договора отсутствовала возможность внесения изменений.

Просит суд признать незаконным и отменить постановление Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 23.06.2020 о признании Робакидзе В.И. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.14.6 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Гришина В.С. поддержала доводы жалобы по изложенным основаниям. Дополнительно пояснила, что с Чикаловым М.А. заключено дополнительное соглашение, допущенные нарушения на момент вынесения оспариваемого постановления, устранены.

Представитель Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края по доверенности Воробьева Е.Ю. просила отказать в удовлетворении жалобы по основаниям, изложенным в возражениях.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет судье прийти к следующим выводам.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно п.п. 1, 7 статьи 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, среди прочих, являются: наличие события административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.

Объективная сторона указанного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, в частности, иных нарушений установленного порядка ценообразования.

Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, регламентирован утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации Правилами 1314.

Пунктом 88 Правил 1314 предусмотрено, что мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем.

Как следует из материалов дела 19.12.2018 в адрес АО «Краснодаргоргаз» от гражданина Чикалова М.А. поступила заявка на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сетям газораспределения, которая была рассмотрена, и в адрес заявителя были выданы технические условия № 16/6045 от 19.12.2018. Также был подготовлен проект договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения № 109340-Т.П. (с). Указанный договор заключен 08 июля 2019 года. В соответствии с условиями данного договора Чикаловым М.А. произведена частичная оплата за технологическое подключение, рассчитанная исходя из стандартизированных ставок, установленных в соответствии с приложением № 3 к приказу РЭК от 27.12.2007 № 30/2017-газ, которая составила 264 160,68 рублей с учетом НДС.

Согласно ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Статей 8 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон № 69-ФЗ) установлено, что Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом «О Правительстве Российской Федерации», в том числе: утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, положение об охранных зонах трубопроводов, положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок использования газа в качестве топлива, правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа, перечень потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению; устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 62 Правил 1314 договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами. Договор о подключении заключается в письменной форме в 2 экземплярах (по одному для каждой из сторон).

Согласно пункту 83 Правил 1314 размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения, является одним из существенных условий договора о подключении объекта капитального строительства к сетям газораспределения.

В соответствии со статьей 23.2 Закона № 69-ФЗ плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям подлежит государственному регулированию.

Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством подключение объекта капитального строительства к сетям газораспределения осуществляется на основании договора о подключении, одним из существенных условий которого является плата за подключение, устанавливаемая уполномоченным органом. Данный договор является публичным, следовательно, должен соответствовать нормам и правилам, установленным для данной категории договора.

Из материалов дела следует, что на момент заключения сторонами договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения от 18.07.209 № 109340-Т.П. (с) действовали стандартизированные тарифные ставки, утвержденные приказом РЭК от 25.04.2019 № 5/2019-газ, определявшие иной тариф, чем ранее установленный приказом РЭК от 27.12.2007 № 30/2017-газ, утратившим силу.

АО «Краснодаргоргаз» (далее - Общество) применило тарифную ставку, выше действующей на момент составления договора, и завысило сумму платы за технологическое присоединение, что является нарушением порядка ценообразования.

Таким образом, материалами дела подтверждается факт нарушения Обществом государственного порядка ценообразования, что образует состав административного правонарушения, установленный ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с приказом от 08.04.2019 № КГГ00000223 Робакидзе В.И. является заместителем генерального директора Общества по технологическому присоединению.

Согласно должностной инструкции Робакидзе В.И. осуществляет контроль деятельности Общества по определению размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, организует и контролирует деятельность Общества по подготовке и заклюгчению договоров на технологическое присоединение.

С учетом изложенного Робакидзе В.И., являясь заместителем генерального директора АО «Краснодаргоргаз» по технологическому присоединению, нарушил порядок ценообразования, выразившийся в применении стандартизированных тарифных ставок, не подлежащих применению на момент заключения договора.

Должностное лицо Робакидзе В.И. не приняло все необходимые, достаточные и зависящие от него меры для соблюдения требований действующего федерального законодательства и приказа РЭК от 25.04.2019 № 5/2019-газ при заключении договора от 08.07.2019 № 109340-Т.П. Доказательства невозможности выполнения вышеуказанных обязанностей в силу непреодолимых обстоятельств не представлены.

При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, установленного частью 2 статьи 14.6 Кодекса.

Порядок и срок привлечения Робакидзе В.И. к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено должностному лицу в пределах санкции ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, с учетом того обстоятельства, что ранее Робакидзе В.И. привлекался к административной ответственности за аналогичные правонарушения.

Доводы заявителя об отсутствии события административного правонарушения, установленного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, судья считает необоснованными по следующим основаниям.

Робакидзе В.А. указывает на то, что плата за подключение правомерно рассчитана исходя из тарифов, действовавших на момент подачи Чикаловым М.А. заявки на технологическое подключение к сетям газораспределения, так как договор был подготовлен и направлен потребителю в соответствии с требованиями Правил 1314 и в последующем заключен на данных условиях.

Вместе с тем, судья учитывает, что вне зависимости от времени заключения договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения должен соответствовать требованиям, установленным нормам действующего законодательства.

В соответствии со ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Судья принимает во внимание, что в соответствии с пунктом 78 Правил 1314 в случае ненаправления заявителем подписанного исполнителем проекта договора о подключении либо мотивированного отказа от подписания договора о подключении (но не ранее чем через 30 рабочих дней со дня получения заявителем подписанного исполнителем проекта договора о подключении) заявка о подключении (технологическом присоединении) аннулируется.

Из материалов дела следует, что заявка Чикаловым М.А. была подана в конце 2018 года, соответственно при ненаправлении потребителем подписанного договора в установленный Правилами срок, заявка должна быть аннулирована.

Однако этого сделано не было.

Кроме того, в представленных документах отсутствуют доказательства направления Чикалову М.А. проекта договора, либо его уведомление о необходимости явки в Общество для подписания.

Более того, из текста заявления Чикалова М.А. следует, что он был приглашен в Общество для подписания договора только в июле 2019 года.

С учетом изложенного судья расценивает указанный доводы Робакидзе В.И. как попытка ухода от ответственности.

Судья так же считает, что Общество не было лишено возможности заключить с Чикаловым М.А. договор на иных условиях в части платы, подписав в тот же день соответствующее дополнительное соглашение к договору.

Однако такое соглашение было подписано только 06.04.2020, после вынесения предписания РЭК об устранении порядка ценообразования.

При таких обстоятельствах постановление о назначении административного наказания от 23.06.2020 сомнений в своей законности не вызывает, является правильными и оснований для его изменения или отмены не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.4-30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление о назначении административного наказания от 23.06.2020, вынесенное Региональной энергетической комиссией – департамента цен и тарифов Краснодарского края в отношении должностного лица - Робакидзе В. И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу заявителя без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном КоАП РФ.