ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-61/10 от 22.03.2019 Бердского городского суда (Новосибирская область)

Дело № 12-61/2010

Поступило 24.01.2019 г.

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

22 марта 2019 года город Бердск

Судья Бердского городского суда Новосибирской области Яковинов П.В.,

при секретаре Смирновой Н.В.,

с участием:

представителя административной комиссии по г. Бердску Новосибирской области ААА,

должностного лица, составившего протокол по делу об административном правонарушении, – главного специалиста административно-технической инспекции г. Бердска Новосибирской области (далее – АТИ) ГГГ,

лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, - ФИО1,

защитника ФИО1Лебедева Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на постановление административной комиссии г. Бердска Новосибирской области от 19 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.22 Закона Новосибирской области «Об административных правонарушениях в Новосибирской области»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением административной комиссии г. Бердска Новосибирской области от 08 октября 2018 года индивидуальный предприниматель (далее – ИП) ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.22 Закона Новосибирской области «Об административных правонарушениях в Новосибирской области», подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Согласно данному постановлению, 03 декабря 2018 года в 14 часов 30 минут был выявлен факт размещения индивидуальным предпринимателем ФИО1 нестационарного объекта торгового киоска на придомовой территории жилого дома по ул. Комсомольской, 32 г. Бердска, чем нарушены требования пп. 6 п. 4 ст. 2 раздела IV Правил благоустройства на территории города Бердска, утверждённых решением Совета депутатов г. Бердска от 19 июня 2018 года № 172.

ФИО1 обратилась в Бердский городской суд Новосибирской области с жалобой на указанное постановление, в которой просит его отменить.

В обоснование жалобы ссылается на то, что нарушений, указанных в постановлении, она не совершала. Торговый павильон установлен в феврале 2018 года на основании договора № 02/18-7 от 12 февраля 2018 года, заключенного ею с ООО «ЖЭУ Вымпел» с согласия собственников многоквартирного дома № 32 по ул. Комсомольской, в месте, определённом директором ООО «ЖЭУ Вымпел». Он (ФИО1) непосредственно не размещала торговый павильон, земельным участком собственников многоквартирного дома не распоряжается.

В судебном заседании ФИО1, защитник Лебедев Н.П. доводы жалобы поддержали в полном объёме, просили отменить постановление административной комиссии.

Представитель административной комиссии по г. Бердску Новосибирской области ААА, должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, - ГГГ, с доводами жалобы не согласились, считая вынесенное постановление законным и обоснованным.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Статья 8.22 Закона Новосибирской области «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» предусматривает административную ответственность за нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в области благоустройства, за исключением случаев, предусмотренных настоящей главой, которое влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Подпункт 6 пункта 4 подраздела 2 раздела IV Правил благоустройства на территории города Бердска (утверждёны решением Совета депутатов г. Бердска от 19 июня 2018 года № 172) запрещает размещать на придомовой территории любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянки организаций любой формы собственности.

Административная комиссия, рассмотрев дело об административном правонарушении, обоснованно пришла к выводу о том, что содеянное ИП ФИО1 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.22 Закона Новосибирской области «Об административных правонарушениях в Новосибирской области».

На основании ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Факт совершения ИП ФИО1 указанного административного правонарушения нашёл своё полное подтверждение собранными по делу доказательствами, которым была дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ:

протоколом об административном правонарушении № 314 от 06 декабря 2018 года, содержащим установленные обстоятельства содеянного, а именно выявления 03 декабря 2018 года в 14 часов 30 минут факта размещения индивидуальным предпринимателем ФИО1 нестационарного объекта торгового киоска на придомовой территории жилого дома по ул. Комсомольской, 32 г. Бердска (земельный участок с кадастровым номером в нарушение требований пп. 6 п. 4 ст. 2 раздела IV Правил благоустройства на территории города Бердска, утверждённых решением Совета депутатов г. Бердска от 19 июня 2018 года № 172. В данном протоколе ИП ФИО1 (получившей копию протокола) даны письменные пояснения, в которых она не отрицает факт размещения ею данного торгового киоска (л.д. 6);

актом, составленным сотрудниками АТИ г. Бердска ГГГ и ССС, о выявлении 03 декабря 2018 года в 14 часов 30 минут на придомовой территории многоквартирного жилого дома по ул. Комсомольской, 32, торгового киоска (земельный участок имеет кадастровый ) (л.д. 7);

протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...>, согласно которому 10 октября 2017 года было принято решение о предоставлении в аренду ИП ФИО1 части земельного участка площадью 11 кв. м для размещения торгового павильона (л.д. 8-9);

выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, согласно которому в данном реестре имеются данные об ИП ФИО1, дата постановки последней на данный учёт – 16 января 2004 года, вид разрешенной деятельности – розничная торговля (л.д. 10-11);

фотоматериалами, на которых имеется изображение торгового киоска на придомовой территории жилого дома по ул. Комсомольской, 32 г. Бердска (л.д. 12);

фотоданными публичной кадастровой карты России, на которых имеется изображение земельного участка (с границами) по ул. Комсомольской, 32 г. Бердска (л.д. 13);

обращением в администрацию г. Бердска (поступило 30 ноября 2018 года) ЩЩЩ, проживающего в указанном многоквартирном доме, в котором он просит принять меры по размещенному на придомовой территории жилого дома по данному адресу киоска, в связи с тем (как указывает ЩЩЩ), что: киоск расположен на газоне, на расстоянии менее 20 метров от дома, портит внешний вид дома; его нахождение препятствует парковке автомобилей; в связи с круглосуточным режимом киоска создается шум от подъезжающих автомобилей в течение всех суток, мешающий отдыху жильцов; имеет место незаконная продажа алкогольных напитков (л.д. 14).

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного ИП ФИО1 административного правонарушения. Административная комиссия обоснованно и правомерно признала последнюю виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.22 Закона Новосибирской области «Об административных правонарушениях в Новосибирской области».

В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ по делу установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе наличие события административного правонарушения, в частности, факт размещения и нахождения торгового киоска на придомовой территории жилого дома, что было выявлено 03 декабря 2018 года, лицо, разместившее данный торговой киоск – ИП ФИО1, виновность последней в совершении этого административного правонарушения.

Доводы ИП ФИО1 о том, что она не размещала данный киоск не состоятельны, опровергаются исследованными доказательствами, из которых достоверно установлено обратное. В судебном заседании ФИО1 не отрицала, что на фотографиях изображён торговой киоск, расположенный по указанному адресу, в котором она ведёт торговлю. И согласно вновь заключенному договору аренды № 03/2019-17 от 01 февраля 2019 года, ИП ФИО1 продолжает пользоваться частью общего имущества собственников многоквартирного дома по адресу: <...>, а именно - участка на придомовой территории (с кадастровым номером 54:32:010543:9), для размещения ИП ФИО1 киоска (реализация продуктов питания) площадью 11 кв.м.

Доводы жалобы о соблюдении ИП ФИО1 требований закона при эксплуатации торгового киоска, пользовании частью земельного участка с согласия собственников многоквартирного дома № 32 по ул. Комсомольской, в месте, определённом директором ООО «ЖЭУ Вымпел», также не состоятельны.

Согласно положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил благоустройства территории муниципального образования, осуществление контроля за их соблюдением и организация благоустройства территории, установленные указанными правилами, возложены на органы местного самоуправления поселения, городского округа, внутригородского округа; данные правила утверждаются на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (абзац двадцать первый части 1 статьи 2, пункт 19 части 1 статьи 14, пункт 25 части 1 статьи 16, пункт 10 части 1 статьи 16.2, часть 1.1 статьи 17, статья 45.1).

Нестационарные торговые объекты по своей юридической природе признаются законодателем не только объектом торговой деятельности (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»), но и объектом градостроительной деятельности, что прямо вытекает из предписаний Градостроительного кодекса Российской Федерации, в силу которых градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий (пункт 1 статьи 1); благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов; элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные форм, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории. Некапитальные строения - это не имеющие прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строения (в том числе киосков, навесов и других подобных строений (пункты 10.2, 36, 37, 38 статьи 1); классификатор строительных ресурсов, утвержденный приказом от 2 марта 2017 года N 597/пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, к числу элементов городского благоустройства относит различные виды киосков.

Следовательно, нестационарные торговые объекты являются некапитальными нестационарными строениями и сооружениями и, соответственно, вопросы их размещения как элементов благоустройства могут быть урегулированы правилами благоустройства территории муниципальных образований.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты, а значит и правила благоустройства, основываются на обеспечении комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, обеспечении сбалансированного учета экологических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, обеспечении инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения, осуществлении градостроительной деятельности с соблюдением технических регламентов, требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, гражданской обороны, обеспечения предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществлении градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, единстве требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений, указанных в статье 5 Кодекса (статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, что предполагает и соблюдение правил по благоустройству.

Кроме того, согласно и положениям постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», которыми земельный участок, где расположен многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, рассматривается как придомовая территория (пункт 24 раздела 3).

Свод Правил СП 59.13330.2012. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» также относит к придомовой территории участок около жилого многоквартирного здания, включающий пешеходные пути ко входам, подъезды к дому и площадки для жильцов данного дома - детские, спортивные, для отдыха, для контейнеров, для выгула собак и т.п.

Санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях СанПин 2.1.2.2645-10 прямо запрещают размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны на территории дворов жилых зданий (пункт 2.10 раздела 2).

Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, отведенных под жилую застройку различных типов, исключается и классификатором видов разрешенного использования земельных участков (коды 2.1 - 2.7.1); утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540.

В соответствии с разъяснением, данным Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в письме от 07 декабря 2011 года «Об организации надзора за условиями проживания населения РФ», понятия «двор жилого здания», «дворовая территория» следует рассматривать, как территории, прилегающие к жилым зданиям и находящиеся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченные по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями. На дворовой территории в интересах лиц, проживающих в жилом здании, к которому она прилегает, размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования.

Таким образом, к территории двора жилого здания относят всю прилегающую территорию многоквартирного дома.

Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации предписывающая собственникам земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

По сути, из этого исходит и Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», говоря о том, что порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов на земельном участке, находящемся в частной собственности, устанавливается собственником земельного участка с учётом требований, определенных законодательством Российской Федерации.

И в соответствии с положениями статьи 10 (части 1, 7) Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учётом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учётом требований, определённых законодательством Российской Федерации.

Содержание указанных норм дает основу для вывода о том, что создание безопасной, комфортной и визуально-привлекательной городской среды находится в прямой зависимости от всей совокупности территориально выраженных архитектурно-планировочных, социально-культурных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и других объективных факторов, находящих свое выражение в федеральных нормах, правилах, национальных стандартах, подлежащих обязательному соблюдению всеми субъектами общественных отношений в сфере градостроительной деятельности.

То обстоятельство, что внеочередным общим собранием собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <...> октября было принято решение о предоставлении в аренду ИП ФИО1 части земельного участка площадью 11 кв. м для размещения торгового павильона, в связи с чем между ИП ФИО1 и ООО «ЖЭУ Вымпел» был заключен договор аренды части указанного земельного участка, и арендные отношения между последними имеют место и в настоящее время, не влияет на законность обжалуемого постановления и не служит основанием к его отмене, поскольку данные решение собственников и договор не могут противоречить действующему законодательству, запрещающему размещение на дворовой, придомовой территории указанного объекта торговли.

Согласно части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время свершения административного правонарушения.

Совершённое ИП ФИО1 административное правонарушение является длящимся

Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» днём обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

На дату составления сотрудниками АТИ акта проверки – 03 декабря 2018 года, то есть на момент выявления (обнаружения) административного правонарушения, и на дату вынесения постановления о назначении административного наказания факт размещения торгового киоска на придомовой территории жилого дома ИП ФИО1 продолжался. Правила благоустройства на территории города Бердска, утверждённые решением Совета депутатов г. Бердска от 19 июня 2018 года № 172, статья 8.22 Закона Новосибирской области «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» на момент выявления совершённого ФИО1 административного правонарушения действовали, действуют в настоящий момент, изменены, отменены не были.

Поэтому не влияет на законность обжалуемого постановления и тот факт, что первоначально торговый киоск был установлен ФИО1 в феврале 2018 года (что следует из жалобы и её пояснений), то есть до вступления в законную силу вышеуказанных Правил благоустройства на территории города Бердска. Более того, до вступления в законную силу этого правого акта действовали Правила благоустройства на территории города Бердска, утверждённые Постановлением администрации города Бердска от 24 января 2014 года № 278, согласно которым также запрещалось на территории дворов жилых зданий размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянки общественных организаций.

Указанных в ст. 1.5 КоАП РФ неустранимых сомнений в виновности ИП ФИО1 в содеянном, по делу не установлено.

ИП ФИО1 была привлечена к административной ответственности в пределах срока давности привлечения за совершение данного административного правонарушения, который согласно положениям статьи 4.5 КоАП РФ составляет два месяца с момента его обнаружения (с 03 декабря 2018 года).

Административное наказание назначено ИП ФИО1 в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ, статьи 2.6 Закона Новосибирской области «Об административных правонарушениях в Новосибирской области», с учётом всех обстоятельств и характера совершённого правонарушения, данных о личности виновного. Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административное наказание, обоснованно не было установлено административно комиссией, не находит таковых и суд. Оснований для назначения ИП ФИО1 штрафа ниже пределов, предусмотренных санкцией указанной нормы, не имеется.

Более того, административный штраф назначен заявителю в минимальных пределах, предусмотренных санкцией 8.22 Закона Новосибирской области «Об административных правонарушениях в Новосибирской области»

При этом, заявитель обоснованно привлечена к административной ответственности как должностное лицо, поскольку согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено, оснований для удовлетворения жалобы заявителя не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление административной комиссии г. Бердска Новосибирской области от 19 декабря 2018 года в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.22 Закона Новосибирской области «Об административных правонарушениях в Новосибирской области», оставить без изменения, а жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья (подпись) П.В. Яковинов