ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-61/17 от 28.03.2017 Брянского областного суда (Брянская область)

судья Моисеева И.В. дело № 12-61/17

Р Е Ш Е Н И Е

гор.Брянск, ул. Крахмалева, д.59 28 марта 2017 года

Судья Брянского областного суда Богородская Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника ИФНС России по гор.Брянску Новиковой Е.А. и должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, Алешкиной Т.Л. на постановление судьи Бежицкого районного суда гор.Брянска от 08 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Букмекер Паб», ИНН 7743754297, ОГРН 1097746541144, расположенного по адресу 241035, Брянская область, гор.Брянск, ул.Ульянова, д.64,

У С Т А Н О В И Л:

27 октября 2016 года заместителем начальника отдела камеральных проверок № 2 ИФНС России по гор.Брянску Алешкиной Т.Л. в отношении ООО «Букмекер Паб» составлен протокол № 466 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленный на рассмотрение в Бежицкий районный суд гор.Брянска, из которого следует, что ООО «Букмекер Паб» предоставило в территориальный налоговый орган промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2 квартал 2016 года с нарушением надлежащего срока (01 августа 2016 года), фактически представив данную отчетность по почте 30 сентября 2016 года с поступлением отчетности в налоговый орган 05 октября 2016 года, чем допустило нарушение вступившего в законную силу 15 июля 2016 года пункта 24 Правил предоставления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 года № 540 (изменения внесены Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июля 2016 года № 622).

Постановлением судьи Бежицкого районного суда гор.Брянска от 08 февраля 2017 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Букмекер Паб», прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе и поданных к ней дополнениях на постановление судьи начальник ИФНС России по гор.Брянску Новикова Е.А. и должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Алешкина Т.Л. просят его отменить, ссылаясь на отсутствие оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении и неправильное применение норм материального права при его вынесении.

В возражениях на жалобу законный представитель ООО «Букмекер Паб» Хомченко Н.И. полагает вынесенное постановление судьи законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

ООО «Букмекер Паб» и его защитники Одинцов О. В. и Питенева И.Ю. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель ООО «Букмекер Паб» не явился, о причинах неявки суд не известил, ходатайств об отложении дела не заявлено.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО «Букмекер Паб».

Представители ИФНС России по гор.Брянску Липовая М.К., Минченко Е.В. и Головин В.Н. доводы жалобы и дополнений к жалобе поддержали в полном объеме, полагают, что оспариваемое постановление судьи постановлено в нарушение норм материального права, является незаконным и подлежит отмене.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения представителей ИФНС России по гор.Брянску Липовой М.К., Минченко Е.В. и Головина В.Н., прихожу к следующему.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что согласно протоколу № 466 от 27 октября 2016 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Букмекер Паб», составленному заместителем начальника отдела камеральных проверок № 2 ИФНС России по гор.Брянску Алешкиной Т.Л., ООО «Букмекер Паб» предоставило в территориальный налоговый орган промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2 квартал 2016 года с нарушением надлежащего срока (01 августа 2016 года), фактически представив данную отчетность по почте 30 сентября 2016 года с поступлением отчетности в налоговый орган 05 октября 2016 года, чем допустило нарушение вступившего в законную силу 15 июля 2016 года пункта 24 Правил предоставления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 года № 540 (изменения внесены Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июля 2016 года № 622).

В силу части 4 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года № 1130 утверждено Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, согласно которому осуществление лицензируемого вида деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом грубым нарушением является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных, в том числе, и подпунктом «н» пункта 4 настоящего Положения - соблюдение лицензиатом требований к организаторам азартных игр, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 статьи 6 Федерального закона (пункт 7).

В соответствии с частью 15 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к организаторам азартных игр, а также к отчетности организаторов азартных игр, ее составу и порядку представления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 года N 540 были утверждены Правила предоставления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (далее - Правила предоставления организатором азартных игр сведений).

Раздел VII «Дополнительные требования к представлению отчетности организаторами азартных игр» Правил предоставления организатором азартных игр сведений введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июля 2016 года N 622, вступившим в законную силу 15 июля 2016 года.Согласно пункту 22 Правил предоставления организатором азартных игр сведений (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 01 июля 2016 года № 622), организатор азартных игр представляет в Министерство финансов Российской Федерации и территориальный налоговый орган по месту нахождения организатора азартных игр годовую и промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее - бухгалтерская (финансовая) отчетность) на бумажном носителе или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

Бухгалтерская (финансовая) отчетность организатора азартных игр, представляемая на бумажном носителе, подписывается руководителем организатора азартных игр (иным лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица) и заверяется печатью (при наличии печати).

Бухгалтерская (финансовая) отчетность организатора азартных игр, представляемая в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организатора азартных игр (иного лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, предусмотренная пунктом 22 настоящих Правил, представляется не позднее 3 месяцев по окончании отчетного года (пункт 23 Правил предоставления организатором азартных игр сведений).

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, предусмотренная пунктом 22 настоящих Правил, представляется не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, за который она составлена ( пункт 24 Правил предоставления организатором азартных игр сведений)

Вместе с тем, однозначный порядок в части понуждения предоставления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности изменения, внесенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июля 2016 года № 622, не содержат.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года N 106 «О внесении изменения в Правила представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» определена периодичность представления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности организаторами азартных игр.

Согласно внесенному уточнению промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется за первый квартал, первое полугодие и девять месяцев текущего отчетного года не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, за который она составлена.

Согласно Конституции Российской Федерации (статья 54) закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

В силу части 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на издаваемые в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством о налогах и сборах нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (часть 5).

Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Принимая во внимание совокупность названных правовых норм, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что на момент вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 01 июля 2016 года № 622, т.е. 15 июля 2016 года, положения названного Постановления не могут распространять свое действие на период, который закончился до его издания, что исключает обязанность ООО «Букмекер Паб» по предоставлению промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2-й квартал 2016 года, который закончился 30 июня 2016 года.

Пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления.

В силу пункта 2 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06 июля 1999 года N 43н, положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой организацией для внутренних целей, отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составления отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности и информации не предусматривается использование настоящего Положения.

Исходя из смысла Постановления Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 года N 540, предоставление организатором азартных игр промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется для иных целей – осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, при этом Постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 года № 540 не предусматривает использование Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06 июля 1999 года № 43н.

Согласно пункту 52 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06 июля 1999 года N 43н, представление и публикация промежуточной бухгалтерской отчетности производятся в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации или учредительными документами организации.

Как следует из материалов дела, до 15 июля 2016 года внутренним документом Общества – приказом ООО «Букмекер Паб» № 1 от 10 января 2013 года, установлен период сдачи бухгалтерской (финансовой) отчетности 1 год, что соответствовало до 15 июля 2016 года Федеральному закону от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 года № 540.

С учетом изложенного, исходя из положений части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, судья районного суда пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях ООО «Букмекер Паб» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей районного суда в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства данного дела, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену принятого постановления при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке выводов судьи районного суда и не ставят под сомнение законность и обоснованность принятого по делу постановления.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену оспариваемого постановления, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Бежицкого районного суда гор.Брянска от 08 февраля 2017 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Букмекер Паб» оставить без изменения, жалобу начальника ИФНС России по гор.Брянску Новиковой Е.А. и должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, Алешкиной Т.Л. – без удовлетворения.

Судья Брянского областного суда Н.А.Богородская