ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-61/18-7-186К от 26.09.2018 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Судья – Ионова Е.В. Дело №12-61/2018-7-186К

Р Е Ш Е Н И Е

26 сентября 2018 года судья Новгородского областного суда (ул. Нехинская, д. 55, стр. 1Великий Новгород) ФИО1,

при секретаре Сизовой Ю.Б.,

с участием представителя ТОГАДН по Новгородской области Северо-Восточного МУГАДН ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке пересмотра жалобу ФИО3 на решение судьи Чудовского районного суда Новгородской области от 30 июля 2018 года, которым оставлено без изменения постановление от 24 мая 2018 года, вынесенное старшим государственным инспектором территориального отдела государственного автодорожного надзора по Новгородской области Северо-Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО4 в отношении -

ФИО3, <...> года рождения, проживающего по адресу: <...>,

о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 160 000 рублей,

у с т а н о в и л:

22 мая 2018 года государственным инспектором территориального отдела государственного автодорожного надзора по Новгородской области Северо-Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – ТОГАДН по Новгородской области) ФИО5 в отношении водителя фирмы-перевозчика «Mercury Valiantsina Dziatlova» (Республика Польша) ФИО3 составлен протокол №53104000651 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.29 КоАП РФ, за осуществление международной автомобильной перевозки грузов с территории третьего государства на территорию Российской Федерации без разрешения.

Постановлением №53104001317 старшего государственного инспектора ТОГАДН по Новгородской области ФИО4 от 24 мая 2018 года ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.29 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 160 000 рублей. Штраф оплачен 24 мая 2018 года.

Поданная защитником ФИО3 в Новгородский районный суд Новгородский области жалоба на постановление от 24 мая 2018 года определением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 03 июля 2018 года направлена на рассмотрение по подведомственности в Чудовский районный суд Новгородской области.

Решением судьи Чудовского районного суда Новгородский области от 30 июля 2018 года, вынесенным по результатам пересмотра дела по жалобе ФИО3, постановление от 24 мая 2018 года о привлечении ФИО3 к административной ответственности по части 2 статьи 11.29 КоАП РФ оставлено без изменения, а жалоба поданная защитником ФИО3 – без удовлетворения.

В поданной в Новгородский областной суд жалобе ФИО3 выражает несогласие с принятыми по делу постановлением и решением, просит их отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении, исходя из того, что ФИО3 совершалась двухсторонняя международная перевозка, для которой не требуется специального разрешения.

В судебное заседание не явились ФИО3 и его защитники; о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступило, в связи с чем судьей дело рассмотрено в их отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя ТОГАДН по Новгородской области ФИО2, возражавшего против доводов жалобы ФИО3, судья областного суда не находит оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу постановления и решения.

Согласно части 2 статьи 11.29 КоАП РФ осуществление международной автомобильной перевозки грузов и (или) пассажиров с территории Российской Федерации на территорию третьего государства либо с территории третьего государства на территорию Российской Федерации с незаполненным разрешением или разрешением, заполненным с нарушением установленных правил, либо без разрешения - влечет наложение административного штрафа на водителя транспортного средства в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

По условиям Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о международном автомобильном сообщении перевозчики государств Договаривающихся Сторон обязаны соблюдать законодательство и правила дорожного движения государства, на территории которого находится автотранспортное средство.

В части 2 статьи 9 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о международном автомобильном сообщении установлено, что перевозчик может осуществлять перевозки с территории государства другой Договаривающейся Стороны на территорию третьего государства, а также с территории третьего государства на территорию государства Договаривающейся Стороны по специальному разрешению компетентного органа другой Договаривающейся Стороны.

В статье 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (далее также – Федеральный закон от 24.07.1998 № 127-ФЗ) установлены следующие понятия:

международная автомобильная перевозка с территории или на территорию третьего государства - перевозка иностранным перевозчиком одного иностранного государства на территорию Российской Федерации с территории другого иностранного государства или с территории Российской Федерации на территорию другого иностранного государства;

груз третьего государства - груз, владельцем и (или) грузоотправителем либо грузополучателем которого является юридическое лицо, зарегистрированное в государстве, отличном от государства погрузки и государства разгрузки транспортного средства, или физическое лицо, являющееся гражданином государства, отличного от государства погрузки и государства разгрузки транспортного средства, или лицо без гражданства, имеющее место жительства в государстве, отличном от государства погрузки и государства разгрузки транспортного средства;

российское разрешение - разовое или многократное в течение определенного времени разрешение на проезд конкретного транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, по территории Российской Федерации.

Международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с российскими разрешениями, со специальными разрешениями и с многосторонними разрешениями (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 24.07.1998 № 127-ФЗ).

Согласно статье 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 127-ФЗ международные автомобильные перевозки транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, грузов или пассажиров с территории Российской Федерации на территорию третьего государства либо с территории третьего государства на территорию Российской Федерации осуществляются в соответствии со специальными разрешениями.

Разрешения и другие документы, которые в соответствии с международными договорами РФ в области международного автомобильного сообщения требуются для осуществления международных автомобильных перевозок, должны находиться у водителей транспортных средств и предъявляются водителями транспортных средств по требованиям контролирующих органов (пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 24.07.1998 № 127-ФЗ).

Выполнение международных автомобильных перевозок грузов третьих государств осуществляется с учетом ряда особенностей, утвержденных Приказом Минтранса России от 14.10.2015 N 301 (далее - Приказ Минтранса РФ от 14.10.2015 №301), которым устанавливается, что выполнение указанных перевозок транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, осуществляется на основании российского разрешения, которое дает право на осуществление двусторонней перевозки, специального разового разрешения на осуществление перевозки с территории или на территорию третьего государства или многостороннего разрешения.

Подтверждение отнесения грузов, перевозимых транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, к грузам третьих государств, осуществляется на основании следующих документов, предоставленных иностранным перевозчиком:

- международная товарно-транспортная накладная;

- сертификат происхождения товара;

- поручение грузоотправителя или грузополучателя иностранному перевозчику на перевозку груза;

- счет-фактура (инвойс);

- ветеринарный сертификат, фитосанитарный сертификат, документ, подтверждающий безопасность продукции в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям (в случаях, если обязательность наличия одного или более из таких документов при осуществлении соответствующей перевозки установлена международным договором РФ и/или законодательством РФ) (пункт 3).

Из материалов дела следует, что 22 мая 2018 года в 08 часов 02 минуты на стационарном контрольном пункте №1 (СКП-1) на 579 км ФАД М-10 Москва – Санкт-Петербург в Чудовском районе Новгородской области, управляя грузовым транспортным средством марки <...>, государственный регистрационный знак <...> (страна регистрации Польша) в нарушение статьи 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за международными автомобильными перевозками и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» осуществлял международную автомобильную перевозку с территории третьего государства без разрешения.

В ходе осуществления транспортного контроля установлено, что водитель ФИО3, осуществляющий перевозку груза третьего государства, не подтвердил представленными документами право выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств без разрешения (по учетному талону №112/11209140/180518/00825), поскольку не представил:

- письменное поручение грузоотправителя или грузополучателя иностранному перевозчику на перевозку груза, отвечающего требованиям пунктов 5 и 6 Приказа Минтранса РФ от 14.10.2015 №301;

- международную товарно-транспортную накладную (или копию, заверенную оттиском печати владельца склада или иного объекта, на котором груз был выгружен с одного транспортного средства и погружен на другое транспортное средство), оформленную для выполнения международной автомобильной перевозки грузов, предшествовавшей международной автомобильной перевозке грузов третьих государств согласно пункту 9.1 Приказа Минтранса РФ от 14.10.2015 №301;

- сертификат происхождения товара или ветеринарный сертификат, или фитосанитарный сертификат, или документ, подтверждающий безопасность продукции (товара) в части её соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям в соответствии с положениями пункта 8 Приказа Минтранса РФ от 14.10.2015 №301;

- счет-фактура (INVOICE № I1805155 от 16 мая 2018 года) в соответствии с положениями пункта 7 Приказа Минтранса РФ от 14.10.2015 №301.

При этом, перевозка не соответствует условиям, установленным в пункте «в» пункта 4 Приказа Минтранса РФ от 14.10.2015 №301, согласно которому международная товарно-транспортная накладная, оформленная для выполнения перевозки грузов третьих государств (далее - накладная), должна подтверждать при въезде на территорию Российской Федерации транспортного средства, осуществляющего перевозку из морского порта, аэропорта или с железнодорожной станции, расположенных на территории государства - члена Европейского союза или государства - члена Европейской ассоциации свободной торговли (далее - ЕС и ЕАСТ соответственно), являющегося государством регистрации указанного транспортного средства, грузов, грузоотправители (владельцы) которых не зарегистрированы в качестве юридических лиц в государствах - членах ЕС и ЕАСТ, или не являются гражданами указанных государств, или не являются лицами без гражданства, имеющими на их территории место жительства, - факт погрузки транспортного средства в указанных морском порту, железнодорожной станции или аэропорту. Подтверждением данного факта является указание в накладной в дополнение к сведениям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, соответствующих морского порта, железнодорожной станции или аэропорта как места погрузки транспортного средства, номера и даты составления коносамента или иного документа морской, железнодорожной или воздушной перевозки, по которому груз был доставлен в морской порт, железнодорожную станцию или аэропорт.

В данном случае иностранным перевозчиком не соблюдены требования пункта 10 Приказа Минтранса России от 14.10.2015 №301 для подтверждения права выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств в соответствии с российским разовым разрешением, которое дает право на осуществление двусторонней перевозки груза, или без такового в случаях, когда международным договором Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения, заключенным с соответствующим иностранным государством, предусмотрено осуществление двусторонних перевозок без разрешений.

При таких данных, подлежат применению положения пункта 11 Приказа Минтранса России от 14.10.2015 № 301, согласно которому при непредставлении иностранным перевозчиком документа (комплекта документов), соответствующего требованиям пункта 10 настоящих Особенностей, международная автомобильная перевозка грузов третьих государств выполняется в соответствии со специальным разовым разрешением на осуществление перевозки с территории или на территорию третьего государства или многосторонним разрешением, действительным для осуществления перевозки по территории Российской Федерации.

Приказом Минтранса России от 19.08.2015 № 248 утверждены «Критерии и порядок определения вида выполняемой международной автомобильной перевозки груза».

Согласно пункту 2 данного Приказа Минтранса России от 19.08.2015 № 248 вид выполняемой международной автомобильной перевозки груза (двусторонняя, транзитная или перевозка с территории или на территорию третьего государства) (далее - перевозка) определяется на основании данных, содержащихся в международной товарно-транспортной накладной (далее - накладная), исходя из критериев, указанных в пунктах 3 - 5 настоящих Критериев и порядка.

Из подпункта «в» пункта 5 Приказа Минтранса России от 19.08.2015 № 248 следует, что к перевозкам с территории или на территорию третьего государства относится - перевозка грузов третьих государств, если такая перевозка в соответствии с особенностями выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств, установленными в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 24.07.1998 № 127-ФЗ, выполняется на основании специального разового разрешения на осуществление перевозки с территории или на территорию третьего государства или многостороннего разрешения, действительного для осуществления перевозки по территории Российской Федерации.

Учитывая, что в ходе транспортного контроля установлено, что водитель иностранного перевозчика – ФИО3 при осуществлении перевозки грузов третьих государств не представил документы (комплект документов), соответствующие требованиям пункта 10 Приказа Минтранса России от 14.10.2015 № 301, соответственно, должностным лицом ТОГАДН по Новгородской области сделан верный вывод о том, что совершаемая им международная автомобильная перевозка грузов третьих государств должна была выполняться в соответствии со специальным разовым разрешением на осуществление перевозки с территории или на территорию третьего государства или многосторонним разрешением, действительным для осуществления перевозки по территории Российской Федерации (как того требует пункт 11 Приказа Минтранса России от 14.10.2015 № 301).

Указанные фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, не опровергнуты лицом, привлекаемым к административной ответственности, а потому вывод о наличии в действиях ФИО3 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.29 КоАП РФ, является правильным.

Вопреки доводам жалобы обстоятельства, подлежащие в силу статьи 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, установлены. Состав административного правонарушения описан в соответствии с диспозицией части 2 статьи 11.29 КоАП РФ.

Доводы жалобы об осуществлении водителем двухсторонней перевозки по маршруту Польша – Россия несостоятельны.

Определение вида перевозки относится к компетенции должностных лиц органов государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок и осуществляется в порядке, установленном пунктом 6 Приказа Минтранса России от 19.08.2015 №248, на основании предъявленных водителем грузового транспортного средства документов, которые в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения и законодательством Российской Федерации требуются для осуществления перевозок.

Должностное лицо Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Новгородской области, проверив данные, содержащиеся в предъявленных водителем ФИО3 документах, на предмет их соответствия критериям, установленным в пунктах 3 - 5 Критериев и порядка, утвержденных Приказом Минтранса России от 19.08.2015 № 248, сделал правильный вывод о том, что вид выполняемой им перевозки относился к международной автомобильной перевозке с территории или на территорию третьего государства. Российского разрешения, которое дает право на осуществление соответствующей перевозки, у водителя не имелось.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен в отношении ФИО3 с соблюдением требований, установленных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Права, предусмотренные статьями 24.2, 25.1 названного Кодекса, а также положения статьи 51 Конституции Российской Федерации, ФИО3 разъяснены, от подписи в протоколе он отказался, что удостоверено должностным лицом и согласуется с требованиями части 5 статьи 28.2 КоАП РФ. Нарушений, которые могли бы являться безусловным основанием для признания протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством по делу, не допущено.

Сведений об обстоятельствах, опровергающих событие совершенного ФИО3 административного правонарушения и его вину, не представлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, из материалов дела не усматривается.

Поводов для снижения размера назначенного ФИО3 административного штрафа не установлено.

Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным положением ФИО3, позволяющих применить положения части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, судом не установлено.

Доказательства, свидетельствующие о том, что назначенное наказание в виде штрафа в размере 160 000 рублей не отвечает целям административного наказания, отсутствуют.

При назначении ФИО3 наказания учтены степень общественной опасности совершенного правонарушения, личность виновного, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и другие конкретные обстоятельства дела, и назначено минимальное наказание в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, которое является справедливым.

Административное наказание ФИО3 назначено в пределах санкции части 2 статьи 11.29 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения, объективной стороной которого является осуществление международных автомобильных перевозок с нарушением установленных правил.

Осуществление международных автомобильных перевозок без соответствующего разрешения является грубым нарушением Федерального закона от 24.07.1998 № 127-ФЗ, поскольку не обусловлено объективными обстоятельствами или препятствиями.

Доводы, которыми аргументирована жалоба, сводятся к изложению иной оценки обстоятельств, являвшихся предметом рассмотрения судьи районного суда, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Между тем, несогласие с оценкой конкретных обстоятельств не может служить основанием для отмены вынесенного по делу решения, поскольку нарушений норм процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена в порядке, установленном статьей 30.6 КоАП РФ, соответственно, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Решение судьи Чудовского районного суда Новгородской области от 30 июля 2018 года и постановление старшего государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Новгородской области Северо-Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 24 мая 2018 года в отношении ФИО3 оставить без изменения, жалобу ФИО3 – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения.

Судья Новгородского

областного суда ФИО1