ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-61/19 от 02.08.2019 Татарского районного суда (Новосибирская область)

Дело (2019 года)

Поступило в суд 01.07.2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Татарский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи А.Н. Обрезан,

секретаря судебного заседания Е.С. Белоус,

с участием ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу консультанта отдела социального обслуживания населения управления организации социального обслуживания населения министерства труда и социального развития <адрес> на постановление мирового судьи 2 судебного участка Татарского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 КоАП РФ возбужденном в отношении ФИО2,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей 2-го судебного участка Татарского судебного района <адрес> вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 по статье 9.13 КоАП РФ о прекращении производства в отношении ФИО2 в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. министра труда и социального развития <адрес> возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 КоАП РФ в отношении ФИО2, в связи с тем, что по адресу фактического осуществления деятельности и оказания социальных услуг МБУ (Комплексный центр социального обслуживания населения со стационаром социального обслуживания престарелых граждан и инвалидов» Татарского района Новосибирской области - 632122, <...> выявлены нарушения обязательных требований пункта 8 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.07.2018 № 527н «Об утверждении порядка обеспечения доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи» (далее - приказ Минтруда России № 527н), пунктов 4.2.1., 5.1.1., 5.2.3., 5.3.2., 5.3.3. СП 59.13330.2012 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», включенного в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521. Также по адресу фактического осуществления деятельности и оказания социальных услуг - 632141, <...> строение 1 в ходе выездной плановой проверки министерства труда и социального развития Новосибирской области 11.03.2019 с 14.00 до 17.00 часов выявлены нарушения обязательных требований пункта 8 приказа Минтруда России № 527н, пунктов 5, 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в сфере обеспечения доступности для инвалидов объектов и социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, пунктов 4.2.1., 5.1.З., 5.3.6. СП 59.13330.2012. Руководителем МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения со стационаром социального обслуживания престарелых граждан и инвалидов» Татарского района Новосибирской области является ФИО2.

Не согласившись с вынесенным постановлением, консультант отдела социального обслуживания населения управления организации социального обслуживания населения министерства труда и социального развития Новосибирской области подал жалобу, в которой указал, что в соответствии со ст. 15 ФЗ № 181 федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия доступности к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и их услугам.

Статья 16 ФЗ № 181 предусматривает, административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации юридических и должностных лиц за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ объекты социальной инфраструктуры должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечить их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями.

В соответствии с части 2 статьи 15 ФЗ № 181, порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.07.2015 № 527н «Об утверждении Порядка обеспечения доступности для инвалидов объектов и предоставляемых слуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи» (далее - Порядок) определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (помещения, здания &apos;s и иные сооружения), используемых для предоставления услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения.

Пунктом 2 Порядка установлено, что обеспечение условий доступности для инвалидов объектов осуществляется органами службы занятости и организациями социального обслуживания в субъектах Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты населения, государственными инспекциями труда, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, государственными унитарными протезно-ортопедическими предприятиями, учреждениями социального обслуживания, образования и науки, находящимися в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации и подведомственными ему организациями, предоставляющими услуги в рамках осуществления деятельности в сфере труда, занятости&apos; и социальной защиты населения и оказывающими необходимую помощь инвалидам в преодолении барьеров, препятствующих получению этих услуг (использованию объектов) наравне с другими лицами (далее - органы и организации, предоставляющие услуги в сфере труда, занятости и социальной защиты).

Согласно Уставу, учреждение создано в целях предоставления социального обслуживания гражданам. Предметом деятельности учреждения является оказание социальных услуг. Текущее управление учреждением осуществляет руководитель.

Согласно пункту 4 Порядка, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере социальной защиты, обеспечивается создание условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативно правовыми актами.

Проводится обследование объектов, составляется паспорт доступности для инвалида объекта и услуг (п. 9 Порядка), по результатам обследования разрабатываются управленческие решения по созданию условий доступности существующего объекта, по определению мероприятий, учитываемых в планах развития объекта, в сметах его капитального и текущего ремонта, реконструкции, модернизации, в графиках переоснащения и закупки нового оборудования, в целях повышения его доступности и условий для предоставления в нем услуг с учетом потребностей инвалидов (п. 14 Порядка). Ничего из вышеперечисленного директором учреждения ФИО2 сделано не было, что нашло отражение в акте проверки поставщика социальных услуг от 05.04.2019 года № 4 и предписании об устранении выявленных нарушений от 05.04.2019 года № 1, являющихся приложением к материалам дела об административном правонарушении.

Таким образом, руководитель учреждения социального обслуживания, не обеспечивший условия доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалидов и других граждан с ограниченными возможностями, является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 КоАП РФ. Обеспечение условий доступности учреждения может осуществляться как за счет имеющихся у него финансовых ресурсов средств в соответствии с пунктом 4.2. Устава (приобретение основных и оборотных средств), так и за счет бюджета муниципального образования в рамках реализации муниципального плана мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, разработанного органом местного самоуправления Татарского района Новосибирской области в соответствии с распоряжением Губернатора Новосибирской области от 07.12.2015 № 247-р «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к предоставляемым в них услугам».

Кроме того, согласно статье 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Администрация Татарского района распорядилась имуществом, передав его учреждению на праве оперативного управления для осуществления уставной деятельности по социальному обслуживанию населения.

В соответствии со статьей 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Использование имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, в частности, зданий и помещений, подразумевает прием инвалидов и других категорий граждан с ограниченными возможностями, нуждающихся в социальном обслуживании. При отсутствии мероприятий по адаптации объекта социальной инфраструктуры, доступ в здания и помещения учреждения для этой категории лиц может быть для них ограничен или полностью отсутствовать. Бремя содержания имущества подразумевает деятельность собственника по поддержке вещей и материальных ценностей в технически исправном и безопасном положении согласно их целевому назначению. Например, проведение текущего или капитального ремонта, обеспечение тепло, водо, энергоснабжением, средствами пожарной безопасности и др. Данная деятельность не тождественна деятельности по обеспечению условий для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры и оказываемым им услугам для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Просит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Представитель министра труда и социального развития <адрес> в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме. При этом пояснил, что привлекаемое лицо является субъектом правонарушения, а потому подлежит административной ответственности.

В судебном заседании ФИО2 пояснила, что учреждением принимаются необходимые меры для устранения выявленных недостатков. Однако в силу недостаточного финансирования не исполнило ряд мероприятий по устранению нарушений.

Судом установлено следующее.

Положения статьи 9.13 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Согласно части 4 статьи 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению

В соответствии со статьей 2 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно статье 9 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Положения Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" требуют от предприятий, учреждений и организаций, связанных с обслуживанием населения, обязательного осуществления мер по приспособлению действующих павильонов, внутренних территорий организаций для доступа к ним инвалидов. Объекты могут оснащаться приспособлением и оборудованием, как при начальном строительстве, так и при реконструкции, ремонте или в рамках общего благоустройства.

Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 КоАП РФ, являются общественные отношения в области обеспечения доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры. Данное правонарушение посягает на право инвалидов на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных и других прав.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа министерства труда и социального развития <адрес> от 27.02.2019 № 179 «О проведении плановой документарной и выездной проверки Юридического лица», проведена плановая документарная и выездная проверка в отношении МБУ «КЦСОН» Татарского района Новосибирской области, выявлены нарушения закона и невыполнение предписаний органа контроля (надзора).

Указанные нарушения отражены в акте проверки № 4 от 05.04.2019 года (л.д. 6-9) и послужили основанием для составления 05.04.2019 года консультантом отдела социального обслуживания населения управления организации социального обслуживания населения министерства труда и социального развития Новосибирской области в отношении директора МБУ «Комплексны центр социального обслуживания населения со стационаром социального обслуживания престарелых граждан и инвалидов» Татарского района Новосибирской области ФИО2 протокола N 1 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 КоАП РФ (л.д. 4-5).

Доводы жалобы о виновности директора МБУ «КЦСОН» Татарского района Новосибирской области ФИО3 в совершении административного правонарушения опровергаются приведенными выше объективными доказательствами, исследованными как мировым судьей, так и в данном судебном заседании, которые в совокупности свидетельствуют о том, что директором МБУ «КЦСОН» Татарского района Новосибирской области ФИО3 своевременно предпринимались и предпринимаются необходимые меры для устранения указанных нарушений.

В материалах дела об административном правонарушении имеется распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ главы Татарского района о закреплении за МБУ «КЦСОН» Татарского района Новосибирской области имущества Татарского района. Однако указанным постановлением МБУ «КЦСОН» Татарского района Новосибирской области не наделен полномочиями по переустройству указанного имущества.

При рассмотрении настоящего дела мировым судьей установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств. Следовательно, мировым судьей сделан обоснованный вывод об отсутствии в действиях директора МБУ «КЦСОН» Татарского района Новосибирской области ФИО3 состава административного правонарушения предусмотренного статьей 9.13 КоАП РФ.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Учитывая изложенное, суд полагает, что в действиях ФИО3 не установлено наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, мировой судья обоснованно пришел к выводу об отсутствии в действиях ФИО3 состава указанного административного правонарушения и необходимости прекращения производства по делу в порядке части 4 статьи 24.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, суд расценивает обжалуемое постановление законным и обоснованным, поскольку была дана правильная оценка доказательствам по делу, нарушений процессуальных норм являющихся основанием для отмены обжалуемого постановления суд не усматривает.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи 2-го судебного участка Татарского судебного района <адрес>, которым производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 по статье 9.13 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения оставить без изменения, а жалобу консультанта отдела социального обслуживания населения управления организации социального обслуживания населения министерства труда и социального развития <адрес> без удовлетворения.

Судья А.Н. Обрезан