ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-61/19 от 18.11.2019 Баргузинского районного суда (Республика Бурятия)

Дело

РЕШЕНИЕ

18 ноября 2019 года с. Баргузин

Баргузинский районный суд РБ в составе судьи Ивахиновой Э.В., при секретаре Краснослабодцеве О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении директора ООО «Байкал и коммуникации» ФИО1, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, по апелляционной жалобе директора ООО «Байкал и коммуникации» ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО2 от 09.10.2019, которым постановлено:

Признать должностное лицо директора ООО «Байкал и коммуникации» ФИО1 виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Баргузинский районный суд РБ с жалобой на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской и Байкальской природной территории ФИО2 от 09.10.2019, которым он привлечен к административной ответственности по ч. 9 ст.8.2 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, мотивировав жалобу тем, что как следует из протокола об административном правонарушении от 02.10.2019 года, постановления о привлечении к административной ответственности: «в результате хозяйственной деятельности ООО «Байкал и коммуникации» (далее - Общество) согласно данных учета в области обращения с отходами за 3 квартал 2019 года образуются следующие виды отходов: «мусор от бытовых помещений несортированный, исключая крупногабаритный»(91200040001004 - Код по ФККО, утвержденного приказом МПР России от 02.12.2002 года №786 «Об утверждении ФККО» (ФККО - 2002, 4 класс опасности); прочие коммунальные отходы (990000000000 - Код по ФККО -2002, класс опасности не установлен). Образуются отходы, подлежащие отнесению к конкретному классу опасности и паспортизации, а именно: «мусор от бытовых помещений несортированный, исключая крупногабаритный» (9120040001004 - Код по ФККО - 2002, 4 класс опасности).

Вместе с тем, стоит отметить, что указанный вид отхода соотнесен с ФККО-2002, который в свою очередь ныне не действует, Приказом МПР России от 30.09.2011 года №792, настоящий приказ признан утратившим силу со дня вступления постановления Правительства РФ о признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 26.10.2000 года №818. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 года №242 «Об утверждении ФККО» утвержден новый Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО - 2017). Указанный вид отхода с названием «мусор от бытовых помещений несортированный, исключая крупногабаритный» с кодом по ФККО 9120040001004, 4 класс опасности в ФККО-2017 отсутствует, соответственно соотнесение вида отхода, образуемого в результате функционирования Турбазы «Лазурный берег» осуществлено с ФККО ныне утратившим силу».

Таким образом, как следует из протокола об административном правонарушении, постановления о привлечении к административной ответственности, в настоящее время отходы, образуемые в ходе осуществления деятельности Общества, не включены в перечень ФККО, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 года №242, то есть, в связи с отсутствием в перечне ФККО отходов производства образованных у Общества, Общество обязано подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности.

Кроме того, в протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении к административной ответственности не указано оснований, исходя из которых должностное лицо отнесло отходы производства Общества к отходам «мусор от бытовых помещений несортированный, исключая крупногабаритный» (9120040001004 - Код по ФККО - 2002, 4 класс опасности).

Как указано в постановлении о привлечении к административной ответственности и объяснении ФИО1, данного им в ходе производства по делу об административном правонарушении, фактическую деятельность Общество начало осуществлять с 21.07.2019 года, то есть, дата образования отходов - 21.07.2019 года.

Согласно ч.1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I- V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретномуклассу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I- V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 05.12.2014 N541 утвержден Порядок отнесения отходов I- IV классов опасности к конкретному классу опасности.

В п.3 указанного Порядка отнесения отходов I- IV классов опасности к конкретному классу опасности указано, что класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается:

- на основании сведений, содержащихся в федеральном классификационном каталоге отходов (далее - ФККО) и банке данных об отходах (БДО).

- при отсутствии вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, на основании Критериев отнесения отходов к I- V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

На отходы, не включенные в ФККО, хозяйствующие субъекты обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования согласно настоящему Порядку для их включения в ФККО (абз. 3 п. 3 Порядка отнесения отходов I- IV классов опасности к конкретному классу опасности).

Пунктом 10 Правил проведения паспортизации отходов I- IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 также установлено, что на отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.

Согласно п.6 Правил проведения паспортизации отходов I- IV классов опасности индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Таким образом, учитывая положения п.10 Правил проведения паспортизации отходов I- IV классов опасности, директор Общества ФИО1 обязан был подтвердить отнесение отходов, возникших в ходе осуществления своей деятельности, в течение 90 дней со дня их образования и после их отнесения к конкретному классу опасности составить паспорт отходов.

Учитывая, что на дату составления протокола об административном правонарушения (02.10.2019 года) установленный 90-дневный срок не истек (дата образования отходов - после 21.07.2019 года), на дату составления протокола об административном правонарушения отсутствовало событие административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.8.2 КоАП РФ.

Дата совершения административного правонарушения - 25.09.2019 года, указанная в протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении к административной ответственности, является неверной, так как противоречит п. 10 Правил проведения паспортизации отходов I- IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712.

В случае, если по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд установит факт совершения должностным лицом - директором Общества ФИО1 административного правонарушения по ч.9 ст.8.2 КоАП РФ просит суд применить ст.2.9 КоАП РФ, признать правонарушение малозначительным и ограничиться устным замечанием.

Ссылается на нормы ст.2.9 КоАП РФ, абз. 3, абз.5 п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N5.

Административное правонарушение, предусмотренное ч.9 ст.8.2 КоАП РФ, относится к формальному составу административного правонарушения и влечет административную ответственность за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I- V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I- IV классов опасности.

Вместе с тем, неисполнение должностным лицом директором Общества ФИО1 обязанности по отнесению отходов производства и составлению паспорта отходов до 02.10.2019 года, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений, не повлекло за собой причинение какого- либо вреда окружающей среде, тем более, что Обществом организован вывоз отходов производства на основании заключенного договора с региональным оператором по вывозу отходов.

Просит суд отменить полностью постановление от 09.10.2019 года, вынесенное должностным лицом Росприроднадзора о привлечении должностного лица - директора Общества ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, по ч.9 ст.8.2 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей; прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В судебном заседанииФИО1, его представитель ФИО3 по письменной заявлению, поддержали доводы, изложенные в жалобе, просят удовлетворить. ФИО1 дополнил, что он заключили договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ с ФГБК по СФО. Ранее хотел заключить, но сказали, что нельзя, идет проверка. В журнале указал Код ФККО со слов сотрудника Бурприроднадзора. Просят жадобу удовлетворить.

Должностное лицо ФИО2 суду пояснила, что с жалобой не согласна. На основании Требования Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры о проведении внеплановой проверки (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) и Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-р с 29.08.2019 по 25.09.2019 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО «Байкал и коммуникации» обязательных требований в области использования и охраны земель, обращения с отходами производства и потребления. В ходе проверки установлено следующее.

По данным из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 18.09.2019 основным видом деятельности, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, является «Деятельность санаторно-курортных организаций», код 86.90.4.

В результате хозяйственной деятельности ООО «Байкал и коммуникации» при функционировании турбазы «Лазурный берег», согласно данным учета в области обращения с отходами за 3 кв. 2019 года, образуются следующие виды отходов: «мусор от бытовых помещений несортированный, исключая крупногабаритный» (9120040001004 - Код по Федеральному классификационному каталогу отходов утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786 (далее - ФККО), IV - класс опасности; прочие коммунальные отходы (Код по ФККО - 9900000000000, класс опасности не установлен).

Вместе с тем, указанный вид отхода соотнесен с недействующим ФККО (действовал в 2002 году), Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 настоящий приказ признан утратившим силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 26.10.2000 № 818. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» утвержден новый Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО - 2017). Указанный вид отхода с названием «мусор от бытовых помещений несортированный, исключая крупногабаритный», с кодом по ФККО 9120040001004, IV - класса опасности в ФККО-2017 отсутствует, соответственно соотнесение вида отхода, образуемого в результате функционирования Турбазы «Лазурный берег» осуществлено с ФККО утратившим силу.

Указание в объяснениях должностного ФИО1 о том, что в настоящее время ведется работа по паспортизации отходов свидетельствует о признании виновности заявителя в совершенном правонарушении.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I- V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I- V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В ходе проведения проверки, Управлением направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении информации» в Управление Росприроднадзора по Республике Бурятия, на которое представлена информация (письмо от ДД.ММ.ГГГГ), о том, что заявлений об утверждении нормативно - разрешительной документации в области обращения с отходами производства и потребления, а также отчетность об образовании, использовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов; паспорта на образующиеся отходы, отчеты по форме 2-ТП (отходы) в Управление Росприроднадзора по РБ не поступали.

Вышеуказанное нарушение требований федерального законодательства в области обращения с отходами образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - IV классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I- IV классов опасности.

Учитывая положения ст. 2.4 КоАП РФ директор ООО «Байкал и коммуникации» ФИО1 является субъектом вмененного административного правонарушения.

Указание в объяснениях должностного ФИО1 о том, что в настоящее время ведется работа по паспортизации отходов, свидетельствует о признании виновности заявителя в совершенном правонарушении.

Несостоятелен довод заявителя об отсутствии события административного правонарушения в связи с не истечением 90-дневного срока для подтверждения отнесения отхода к конкретному классу опасности, составления паспорта опасного отхода, установленного п. 10 Правил паспортизации отходов I-IVклассов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 16.08.2013 № 712.

В силу п. 10 Правил № 712 на отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.

Вместе с тем, образующиеся в процессе деятельности отходы производства и потребления включены в действующий ФККО - 2017 код 733 100 01 72 4 «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)».

Таким образом, материалами дела достоверно подтверждается факт совершенного административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.9 ст. 8.2 КоАП РФ.

Кроме того, указание заявителя на возможность применения положений ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного правонарушения также свидетельствует о признании виновности должностного лица в совершенном правонарушении. Просит суд в удовлетворении требования ООО «Байкал и коммуникации» о признании незаконным постановления № от 09.10.2019 отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии сост. 30.6 КоАП РФпри рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, наряду с другими вопросами, судья проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

При рассмотрении дела об административном правонарушении судья, в соответствии с ч. 1 ст. 2.1, ст. 24.5 и 26.1 КоАП РФ выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии сост.26.2 КоАП РФдоказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Частью 9 статьей 8.2КоАПРФпредусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об отходах производства и потребления" другими законами и иными нормативными правовыми актамиРоссийскойФедерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектовРоссийскойФедерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с этим Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст.14Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным ПравительствомРоссийскойФедерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным ПравительствомРоссийскойФедерации федеральным органом исполнительной власти.

Довод заявителя о том, что указанный вид отхода с названием «мусор от бытовых помещений несортированный, исключая крупногабаритный» с кодом по ФККО 9120040001004, 4 класс опасности в ФККО-2017 отсутствует, соответственно соотнесение вида отхода, образуемого в результате функционирования Турбазы «Лазурный берег» осуществлено с ФККО ныне утратившим силу», не может быть принят во внимание, поскольку данный код опасности отсутствует на основании Федерального классификационного каталога отходов (ФККО 2017) утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (взамен ФККО 2016). Действует с 24 июня 2017.

Ссылка на то, что на отходы, не включенные в ФККО, хозяйствующие субъекты обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования согласно настоящему Порядку для их включения в ФККО, не состоятельна, поскольку согласно п.10 Правил, на отходы, не включенные в ФККО, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности, в течение 90 дней со дня их образования, для их включения в ФККО. Вместе с тем, Код ФККО: 7 33 100 01 72 4 мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), включен Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО 2017). Часть 2 ст.14 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Оботходахпроизводстваи потребления» подтверждениеотнесенияк конкретномуклассуопасностиотходов, включенных в федеральный классификационный каталоготходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

Вместе с тем, суд принимает во внимание, что согласно информации Росприроднадзора заявлений об утверждении нормативно - разрешительной документации в области обращения с отходами производства и потребления, а также отчетность об образовании, использовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов; паспорта на образующиеся отходы, отчеты по форме 2-ТП (отходы) в Управление Росприроднадзора по РБ от ФИО1 не поступали. При этом ФИО1 заключил договор подряда 31.102.019 с ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» по отбору, испытаний отходов.

При вынесении постановлений в отношении директора ООО «Байкал и коммуникации» ФИО1 должностным лицом дана правильная оценка всем представленным материалам, исследование обстоятельств проведено полно и объективно, указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, постановлением о назначении наказания, требованием Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора о проведении внеплановой проверки, заявлением ФИО4, распоряжением о проведении внеплановой проверки, актом проверки Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей.

Установленные по делам обстоятельства позволяют сделать вывод о доказанности факта совершения Дармаевым административного правонарушения и его вины в его совершении, в связи, с чем у административного органа имелись законные основания для привлечения директора ООО «Байкал и формации» к административной ответственности, предусмотреннойч.9 ст. 8.2КоАПРФ, действия должностного лица квалифицированы, верно.

Все процессуальные документы, положенные в основу доказательств вины должностного лица являются допустимыми, относимыми и достоверными, нарушений норм закона при их составлении судом не установлено.
Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправных деяний, оснований для признания их малозначительными и освобождения организации от административной ответственности на основании ст.2.9КоАПРФне имеется, поскольку право на благоприятную окружающую среду является гарантированным КонституциейРФправо человека и гражданина. Нарушение данного права, во всех случаях, не может быть признано малозначительным деянием.

Постановления о назначении ФИО1 административного наказания за совершение инкриминируемого административного правонарушения, вынесены должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 названного Кодекса для данной категории дел, в пределах санкции данной статьи.

Поскольку нарушений требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено, оснований для отмены постановления должностного лица не имеется.

Руководствуясь ст.30.6, ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО2 от 09.10.2019 в отношении директора ООО «Байкал и коммуникации» ФИО1 по ч.2 ст.8.2 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья Э.В. Ивахинова