ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-61/19 от 29.01.2019 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

№ 12-61/2019

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово 29 января 2019 года

Судья Центрального районного суда города Кемерово Наумова Н.М.,

с участием защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, ООО «Кузбассоблгаз» - Сысоева В.М., действующего на основании доверенности ... года,

представителя Управления по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору М. И.В., действующего на основании доверенности ### от **.**.****,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Кузбассоблгаз» К. на постановление мирового судьи судебного участка №6 Центрального судебного района г. Кемерово от 27.09.2018 года о признании ООО «Кузбассоблгаз» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 КРФобАП и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей, суд

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №6 Центрального судебного района г. Кемерово от 27.09.2018 года ООО «Кузбассоблгаз» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 КРФобАП и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «Кузбассоблгаз» К. обратился в суд с жалобой, доводы которой мотивирует тем, что все пункты предписания №370/820-в-ЗН от 06.10.2017 года юридическим лицом были неоднократно исполнены, однако Россельхознадзором указанным обстоятельствам оценка не дана. Полагает, что на момент окончания строительства газопровода указанный в предписании земельный участок ООО «Кузбассоблгаз» был надлежащим образом рекультирован в соответствии с утвержденным Проектом рекультивации земель, в связи с чем в действия ООО «Кузбассоблгаз» отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.

Просит постановление мирового судьи судебного участка №6 Центрального судебного района г. Кемерово от 27.09.2018 года отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Кузбассоблгаз» прекратить.

В судебном заседании защитник ООО «Кузбассоблгаз» Сысоев В.М. доводы жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Представитель Россельхознадзора ФИО1 в судебном заседаниипояснила, что с доводами жалобы не согласен, поскольку ООО «Кузбассоблгаз» не представлено доказательств исполнения предписания №370/820-в-ЗН от 06.10.2017 года в установленный срок до 05.07.2018 года. Просил постановление мирового судьи от 27.09.2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представил суду письменные возражения на жалобу генерального директора ООО «Кузбассоблгаз». Кроме того, пояснил суду, что проведение экологической экспертизы для установления факта нарушения земельного законодательства в данном случае не требуется, поскольку должностное лицо Россельхознадзора И., проводивший осмотр земельного участка и составивший протокол об административном правонарушении, является специалистом по земельному надзору и имеет соответствующее образование, позволяющее давать заключение относительно состояния земель.

Суд, рассмотрев жалобу, выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, а также материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.3 ст. 30.6 КРФобАП судья не связан доводами жалобы и проверяет дело об административном правонарушении в полном объеме.

Из материалов административного дела следует, что 06.10.2017 года в отношении ООО «Кузбассоблгаз» Управлением Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области было выдано предписание №370/820-в-ЗН (л.д. 17), об обязании ООО «Кузбассоблгаз» устранить выявленные нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, а именно, в срок до 05.07.2018 г. провести в соответствии с положениями ст.ст. 13, 42, 76 Земельного кодекса РФ, ст.78 ФЗ от **.**.**** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» мероприятия по ликвидации (возмещению) вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению(производство сельскохозяйственной продукции), своевременному вовлечению земель сельскохозяйственного назначения в оборот: земельный участок сельскохозяйственного назначения кадастровый ### общей площадью не менее 525 кв.м., расположенный по адресу: Кемеровская область, .... д.Журавлево, ..., в границах арендованного участка.

На основании приказа Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области № 771-в от 14.08.2018 года (л.д. 14) в период с 20.08.2018 года по 14.09.2018 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Кузбассоблгаз» с целью проверки исполнения предписания № 370/820-в-ЗН от 06.10.2017 г.

Согласно акту проверки № 299/771-в-ЗН от 03.09.2018 года (л.д. 11-13), при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Кузбассоблгаз» выявлен факт неисполнения предписания № 370/820-в-ЗН от 06.10.2017 г. об устранении нарушения земельного законодательства в срок до 05.07.2018 г. - земельный участок сельскохозяйственного назначения кадастровый ### общей площадью не менее 525 кв.м., расположенный по адресу: Кемеровская область, ..., д.Журавлево, ..., в границах арендованного участка, не приведен в состояние, пригодное для производства сельскохозяйственной продукции. Документы, подтверждающие исполнение предписания, не представлены.

Как следует из протокола об административном правонарушении №РСН42-295/2018-ЗН от 03.09.2018 года, юридическим лицом ООО «Кузбассоблгаз» допущено нарушение земельного законодательства Российской Федерации, выразившиеся в неисполнении в установленный срок предписания федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения. А именно, при проведении проверки по надзору за исполнением предписания №370/820-в-ЗН от 06.10.2017 установлено, что юридическим лицом - ООО «Кузбассоблгаз» (прежнее название ООО «Инвестгазстрой») в установленный срок до 05.07.2018 предписание не исполнено, земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 42:04:0000000:609, площадью не менее_525 кв.м., расположенный по адресу: Кемеровская область, ...,_д. Журавлево, ..., в границах арендованного участка, не приведён в состояние пригодное для производства сельскохозяйственной продукции. В ходе проведения осмотра вышеуказанного земельного участка установлено, что на его части (в месте прокладки трубы подземного газопровода по-прежнему наблюдается проседание земной поверхности глубиной от 20 см до 40 см, по краям колеи имеется знавал земли: плодородный слой почвы смешан с глиной - общая площадь нарушенных земель составляет не менее 525 кв. м. Кроме того, земельный участок: зарос сорной растительностью. На нарушенных землях ЗУ с KN 42:04:0000000j609 (площадь 525 кв.м.) сорная растительность ярко выражена (преобладает бурьянная растительность, в основном бодяк высотой около 1 м).

Постановлением мирового судьи судебного участка №6 Центрального судебного района г. Кемерово от 27.09.2018 года ООО «Кузбассоблгаз» было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 КРФобАП и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Делая вывод о виновности ООО «Кузбассоблгаз» в указанном правонарушении, мировой судья пришел к выводу о нарушении юридическим лицом требований, содержащихся в ч.2 ст.25 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КРФобАП).

Согласно ст.26.2 КРФобАП, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КРФобАП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КРФобАП.

В силу ч.2 ст.78 Земельного кодекса РФ, использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта, эксплуатации сооружений, указанных в пп.1 ст.39.37 настоящего Кодекса, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

В соответствии с п.5 и 6 ст. 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Правила проведения рекультивации и консервации земель установлены Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 г. № 800, согласно которым прекращение прав лица, деятельность которого привела к необходимости рекультивации или консервации земель, на земельный участок, в том числе в связи с отказом такого лица от прав на земельный участок, не освобождает его от обязанности выполнить мероприятия по рекультивации или консервации земель.

Как следует из Раздела 111 Приказа Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 г. «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» для организации приемки (передачи) рекультивированных земель рекомендуется создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Приемка - передача рекультивированных земель осуществляется в месячный срок после поступления в Постоянную комиссию письменного извещения о завершении работ по рекультивации, к которому прилагаются следующие материалы:

а) копии разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, а также документов, удостоверяющих право пользования землей и недрами;

б) выкопировка с плана землепользования с нанесенными границами рекультивированных участков;

в) проект рекультивации, заключение по нему государственной экологической экспертизы;

г) данные почвенных, инженерно-геологических, гидрогеологических и других необходимых обследований до проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова, и после рекультивации нарушенных земель;

д) схема расположения наблюдательных скважин и других постов наблюдения за возможной трансформацией почвенно-грунтовой толщи рекультивированных участков (гидрогеологический, инженерно-геологический мониторинг) в случае их создания;

е) проектная документация (рабочие чертежи) на мелиоративные, противоэрозионные, гидротехнические и другие объекты, лесомелиоративные, агротехнические и иные

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 КРФобАП и виновность ООО «Кузбассоблгаз» в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении №РСН42-295/2018-ЗН от 30.09.2018 года (л.д. 6-8), актом проверки №299/771-в-ЗН от 03.09.2018 года (л.д. 11-13), приказом о проведении внеплановой, выездной проверки от 14.08.2018 года №771-в (л.д. 14), предписанием №299/771-в-ЗН от 03.09.2018 года (л.д. 16), предписанием №370/820-в-ЗН от 06.10.2017 года (л.д. 17), копией решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.04.2018 года (л.д. 40-44), копией постановления Третьего Арбитражного апелляционного суда от 23.07.2018 года (л.д. 45-50), фотоматериалом (л.д. 56-66), протоколом осмотра территории от 23.08.2018 года (л.д. 67-72), а также другими представленными суду материалами.

Предписание №370/820-в-ЗН от 06.10.2017 года было выдано должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, в рамках осуществления федерального государственного надзора, срок для устранения нарушений был установлен достаточный, оно является законным.

При этом, суд учитывает, что в материалах дела имеются сведения о том, что законность предписания №370/820-в-ЗН от 06.10.2017 года обжаловалась ООО «Кузбассоблгаз» в установленном законом порядке, а также о том, что решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.04.2018 года, постановлением Третьег Арбитражного апелляционного суда от 23.07.2018 года указанное предписание было признано законным и действительным.

Таким образом, законность предписания органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, в судебном порядке проверена и сомнений не вызывает.

Доводы, изложенные в жалобе об отсутствие вины ООО «Кузбассоблгаз» в инкриминируемом правонарушении, в связи с тем, государственным органом не проведена экологическая экспертиза в подтверждение деградации почв, а также для установления факта того, что земельный участок изначально являлся бросовым и непригодным для сельского хозяйства, суд находит несостоятельными ввиду того, что должностное лицо Россельхознадзора И., проводивший осмор земельного участка и составивший протокол об административном правонарушении, является специалистом по земельному надзору и имеет соответствующее образование, что позволяет ему давать заключения относительно состояния земель. Кроме того, обязанность по проведению указанного вида экспертиз в настоящем случае законом на административный орган не возложена.

Иные доводы жалобы заявителя фактически сводятся к иному толкованию норм действующего законодательства и выводов должностных лиц Россельхознадзора не опровергают. Сама по себе иная оценка законным представителем и защитником ООО «Кузбассоблгаз» представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КРФобАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что юридическое лицо – ООО «Кузбассоблгаз» предпринимало все меры для выполнения предписания, в указанный в нем срок, в материалах дела не имеется.

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае у юридического лица имелась возможность для соблюдения предусмотренных законодательством Российской Федерации требований при осуществлении деятельности, тем не менее, данным лицом всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства Российской Федерации не принято.

При таких обстоятельствах, оценив совокупность собранных по делу доказательств, мировой судья пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях ООО «Кузбассоблгаз» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КРФобАП.

Представленные по делу доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины ООО «Кузбасоблгаз» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КРФобАП. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КРФобАП, соблюдены. Наказание назначено в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КРФобАП в пределах санкции ч. 25 ст. 19.5 КРФобАП и является справедливым.

Нарушений норм КРФобАП, регулирующих порядок производства по делам об административных правонарушениях, не выявлено.

Постановление о привлечении ООО «Кузбассоблгаз» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КРФобАП.

С учетом изложенного, вывод мирового судьи о доказанности вины юридического лица – ООО «Кузбассоблгаз» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КРФобАП, является правильным, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

Оснований для отмены состоявшегося по делу об административном правонарушении судебного постановления по изложенным в жалобе доводам, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка №6 Центрального судебного района г. Кемерово от 27.09.2018 года о признании ООО «Кузбассоблгаз» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 КРФобАП и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей – оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Кузбассоблгаз» К. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно.

Судья (подпись) Н.М. Наумова