ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-61/20 от 11.03.2020 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Станиславский В.В. Дело № 12-61/2020

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдинова Гульнара Ришатовна,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 11 марта 2020 года жалобу защитника Казенного учреждения Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики» - ФИО1 на постановление судьи Воткинского районного суда удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

постановлением судьи Воткинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Казенное учреждение Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики» (далее по тексту – КУ УР «Управтодор», Управление) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (л.д.98-101).

В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, защитник Управления ФИО1 просит постановление судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, указывая, что Учреждение не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку не установлена его вина (л.д. 105,106).

В судебное заседание защитник КУ УР «Автодор» не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.

Не ограничиваясь доводами жалобы, дело проверено в полном объеме на основании статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения" Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу статьи 3 Закона № 257-ФЗ дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6); содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движении транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движении.

Согласно пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок*, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

* Отдельное повреждение (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью м2, равной или более.

Автомобильная дорога Шаркан - Бородули Шарканского района является IV категории.

Таблицей 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 определены сроки устранения дефектов максимальный срок для дефектов покрытия в виде просадки на дорогах IV категории установлен 10 суток.

Срок устранения дефекта - время с момента обнаружения дефекта до его устранения (п. 3.5 ГОСТ Р 50597-2017).

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что:

ДД.ММ.ГГГГ на основании служебной записки проведена проверка участков автодорог Шаркан - <адрес> и Шаркан - Зюзино, составлен акт проверки содержания автомобильной дороги, согласно которому выявлены следующие замечания:

- на автодороге <адрес> имеются пучинистые участки и просадки на км. 2, км. 3, км. 6, км. 10,км. 12, км 15. На момент проверки на км. 15 в двух участках проводились работы дорожной одежды с отсылкой автосамосвалами бутового камня и щебня с последующей планировкой автогрейдером;

- на автодороге <адрес> имеются просадки и выбоины дорожной одежды (л.д. 96).

ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 30 минут старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ГУ МО МВД России «Воткински» старшим лейтенантом полиции **, в ходе рассмотрения обращения граждан проведенного обследования эксплуатационного состояния автомобильной дороги <адрес>, составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги:

1. На участке 3 км автомобильной дороги Шаркан - <адрес> имеется дефекты дорожного покрытия в виде просадки:

- Просадка (фото ) размеры которой составляют ширина 1 м 80 см, длина 2 м, глубина более 15 см;

- Просадка (фото ) ширина 1 м 90 см, длинна 2 м 10 см, глубина более 10 см;

- Просадка ширина 2 м 30 см, длинна 1 м 70 см, глубина более 15 см.

2. На участке 8 км автомобильной дороги Шаркан - <адрес> имеется дефекты дорожного покрытия в виде просадки:

- Просадка (фото ) размеры которой составляют ширина 2 м 50 см, длинна 2 м 30 см, глубина более 15 см;

- Просадка (фото ) ширина 1 м 90 см, длинна 2 м 10 см, глубина более 10 см.

К акту выявленных недостатков в содержании улично-дорожной сети от ДД.ММ.ГГГГ автодорога <адрес> приложена фототаблица (л.д. 8-11).

Фиксация недостатков производилась с помощью фотосъемки камерой «Recam», замеры производились рулеткой металлический тип Р30УЗК рег. №ФИФ 35287-07, свидетельство о проверке до ДД.ММ.ГГГГ, рейка дорожная универсальная тип КП 321-С свидетельство о проверке 387532 до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).

ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ГУ МО МВД России «Воткинский» старшим лейтенантом полиции ** вынесено определение серии о возбуждении дела об административном правонарушении Ии проведении административного расследования (л.д. 6).

ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ГУ МО МВД России «Воткинский» старшим лейтенантом полиции ** составлено требование в отношении Управления об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении (л.д.13).

ДД.ММ.ГГГГ вынесено старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ГУ МО МВД России «Воткинский» старшим лейтенантом полиции ** определение о назначении времени и месса составления протокола об административном правонарушении и извещении законного представителя юридического лица (л.д.58).

ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ГУ МО МВД России «Воткински» старшим лейтенантом полиции ** в отношении Управления составлен протокол серии об административном правонарушении, предусмотренный частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за то, что КУ УР «Управтодор» являясь лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в Удмуртской Республике в безопасном для движения состоянии, не выполнило обязательных требований по обеспечению безопасности дорожного движения на отдельных участках улично-дорожной сети автомобильной дороги <адрес>.

Выявленные недостатки является нарушением требований пункта 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» (утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090) п. 5.2.4, ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы, Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методы контроля» (ГОСТ Р 50597-2017), положений статей 3, 12 Федерального Закона от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Закон №196-ФЗ), статей 12, 15, 17 Федерального Закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон №257-ФЗ) (л.д.2-5).

Указанные обстоятельства и вина Управления во вмененном правонарушении подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.2-5), актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, от ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 30 мин.(л.д.7), фототаблицей (л.д. 8-11), распоряжением Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ-р «О согласовании сделки по безвозмездной передаче имущества от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики казенному учреждению Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики» с приложениями (л.д.18-23), уставом Казенного учреждения Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики (л.д. 26-37), свидетельством о постановке на учет Российской Федерации в налоговом органе по месту регистрации Казенного учреждения Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики (л.д.38), свидетельством о государственной регистрации юридического лица Государственного учреждения Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики (л.д.39), рапортом старшего государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Воткинский» ** от ДД.ММ.ГГГГ о выявленных ДД.ММ.ГГГГ нарушениях в содержании дороги (л.д. 42), актом проверки содержаний автомобильных дорог и искусственных сооружений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.96).

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из Устава КУ УР «Управтодор» следует, что учреждение создано с целью осуществления: целевого и эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального и муниципального значения Удмуртской Республики. Учреждение осуществляет следующие полномочия в области дорожной деятельности:

- осуществляет отдельные функции учредителя по ремонту и содержанию дорог Удмуртской Республики.

- осуществляет контроль качества и приемку выполненных работ, их проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог Удмуртской Республики.

- участвует в осуществлении мероприятий по строительному контролю по строительству, конструкций, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог Удмуртской Республики.

Часть 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указаний на исключительные признаки субъекта административного правонарушения не содержит, поэтому, субъектом выступает любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.

Установив на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном правонарушении, судьей районного суда сделан правильный вывод о том, что, являясь ответственным лицом за содержание автомобильных дорог, Учреждение не выполнило свои обязанности по содержанию дороги, при этом имея реальную возможность для принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, не приняло все необходимые меры по их соблюдению, не обеспечило содержание дороги и принятие всех необходимых и достаточных мер по обеспечению безопасности дорожного движения.

Заключение КУ УР Управтодор контракта на оказание услуг по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, не освобождает от административной ответственности КУ УР Управтодор, поскольку невыполнение или ненадлежащее выполнение исполнителями своих договорных обязательств влечет гражданско-правовую ответственность.

Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, Управлением в материалы дела не представлено. Управление имело реальную и объективную возможность для осуществления контроля по содержанию дорог ненадлежащим образом.

При изложенных обстоятельствах, довод Управления о том, что должностным лицом не представлено доказательств наличия вины Управления в совершении данного административного правонарушения, является несостоятельным.

Довод о том, что дефекты, указанные в протоколе об административном правонарушении были устранены ДД.ММ.ГГГГ, не нашли своего подтверждения.

Согласно материалам дела первоначально дефекты дорожного покрытия выявлены ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем был составлен акт; в акте указано, что выявленные нарушения следует устранить до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.96). ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом административного органа составлен новый акт о выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.

Таким образом, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управление не устранило указанные должностным лицом недостатки.

Кроме того, довод о том, что КУ УР «Управтодор» устранило дефекты ДД.ММ.ГГГГ, не может являться основанием для освобождения Управления от административной ответственности, поскольку, согласно пункту 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.

Необходимо отметить, что Управление не воспользовалось своим правом представить возражения по факту наличия нарушений непосредственно при составлении протокола путем внесения в него замечаний, то есть не использовало тот процессуальный способ защиты своих прав, который предусмотрен для этого частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из изложенного, доводы, указанные в жалобе подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

Действия Учреждения квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено Учреждению в минимальном размере, установленном санкцией части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при учете судьей районного суда отсутствия смягчающих административную ответственность обстоятельств и наличия отягчающих административную ответственность обстоятельств в виде повторного совершения однородного административного правонарушения.

Постановление о привлечении Учреждения к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление судьи Воткинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Казенное учреждение Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики», оставить без изменения, жалобу защитника Казенного учреждения Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики» - ** - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики Г.Р. Багаутдинова