ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-61/20 от 16.06.2020 Пролетарского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 12-61/2020

РЕШЕНИЕ

16 июня 2020 года город Тверь

Судья Пролетарского районного суда города Твери Виноградова И.В., с участием защитника ООО «Городская управляющая компания Пролетарского района города Твери» ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Городская управляющая компания Пролетарского района города Твери» ФИО2 на постановление заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области ФИО3 № 7980 от 20.03.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» ФИО2,

установил:

постановлением заместителя начальника ГУК «Государственная жилищная инспекция» Тверской области ФИО3 № 7980 от 20.03.2020 директор ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» ФИО2 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде штрафа в размере 25 000 руб.

Из постановления следует, что ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери» осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, на основании лицензии от 06.05.2015 № 000074, выданной на основании решения лицензионной комиссии Тверской области от 29.04.2015 № 14 (приказ главного управления от 05.05.2015 № 130-ОД), а также договора управления многоквартирным домом.

Сведений о наличии договора ресурсоснабжения, заключенного между ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери» с организацией, осуществляющей поставку электрической энергии в многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...> для предоставления управляющей организацией коммунальной услуги по электроснабжению в жилые и нежилые помещения в указанном многоквартирном доме не имеется.

В ходе проведенной проверки установлено, что в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери» исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной в жилые и нежилые помещения в данном многоквартирном доме, не является. Право требовать от потребителя внесения платы за коммунальные услуги согласно пункта 32 Правил № 354 принадлежит исключительно исполнителю.

Между ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери» и ООО «ЕРКЦ» заключен агентский договор от 21.11.2014 № 3-206, согласно которому последнее обязуется совершать от своего имени, но за счет управляющей компании действия, необходимые для начисления платы в жилищно-коммунальные и иные услуги потребителям, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери».

Из платежных документов, представленных ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери» следует, что в период за январь 2016 года по октябрь 2019 года управляющая организация не осуществляет начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную в жилом помещении потребителя.

В платежном документе за сентябрь 2019 года ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери» осуществило ФИО7 перерасчет размера платы за электрическую энергию, потребляемую в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, на сумму 2 860 руб. 03 коп. При этом из письма управляющей организации от 03.12.2019 № 10485 следует, что данный лицензиат полагает, что он является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению, а указанный перерасчет является начислением платы за использование в период 01.01.2016 - 31.12.2016 прибора учета электрической энергии с истекшим сроком службы, то есть начисление платы в размере повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета. В платежном документе за сентябрь 2019 года указано, что основанием для перерасчета является перерасчет ЖЭУ.

Не являясь в силу пунктов 2, 14, 17 Правил № 354 исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной в жилом помещении, ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери» начислило плату по статье «Электроэнергия на СОИ» в графе «Перерасчет» в платежном документе за сентябрь 2019 года, не имея на это правовых оснований.

Из платежных документов ФИО7 за 2016 года следует, что начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению в период январь-декабрь 2016 года осуществляло АО «АтомЭнергоСбыт». Указанные начисления производились на основании показаний индивидуального прибора учета.

Начисление платы за коммунальную услугу по показаниям индивидуального прибора учета с применением повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 42 Правил № 354 не предусмотрено.

Осуществляя начисление платы по статье «Электроэнергия на СОИ» в графе «Перерасчет» в платежном документе за сентябрь 2019 года, ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери» нарушает указанные нормы.

ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери» в нарушение закона, в платежном документе за октябрь 2019 года предъявляет ФИО7 к оплате задолженность в размере 2 860 руб. 03 коп., сумма, начисленная по статье «Электроэнергия на СОИ» в графе «Перерасчет» в платежном документе за сентябрь 2019 года. При этом, несмотря на незаконность начисления платы по статье «Электроэнергия на СОИ» в графе «Перерасчет» в платежном документе за сентябрь 2019 года, потребителю данная сумма распределена в порядке, предусмотренном пунктом 118 Правил № 354.

ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери» не учитывает, что коммунальная услуга по электроснабжению за период 01.01.2016 – 31.12.2016 оплачена вышеуказанным потребителем в полном объеме, в связи с чем, распределение платы в размере 2 860 руб. 03 коп., начисленной управляющей организацией за потребление коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной в жилом помещении, исполнителем которой ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери» не является, неправомерно.

Ответственность за нарушение лицензионных требований лежит на должностном лице директоре ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери» ФИО2, который действует как законный представитель юридического лица и согласно приказа от 13.08.2014 № 2, приказа от 11.08.2017 № 30/д является директором ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери». Обязанности по ведению бухгалтерского учета возложены на директора подпункт 10 пункт 9.13 Устава ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери». ФИО2 зарегистрирован в ЕГРЮЛ как лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери». Таким образом, в действиях директора ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери» ФИО2 содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не согласившись с данным постановлением, директор ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» ФИО2 обратился в суд с жалобой о признании его незаконным и его отмене.

В обоснование доводов жалобы указано, что ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери» осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>. Несмотря на то, что плату за потребленную энергию собственники помещений вносят непосредственно ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт», исполнителем коммунальной услуги является ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери». Отсутствие договорных отношений между управляющей компанией и АО «ТверьАтомЭнергоСбыт» не изменяет статуса управляющей компании по отношению к собственникам помещений в МКД как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества МКД. ООО «Городская управляющая компания Пролетарского района города Твери» правомерно осуществляло начисление повышающего коэффициента. Согласно пункта 80 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 учета объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие проверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной проверки прибора учета и об установленном для прибора учета меж проверочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета. Прибор учета электрической энергии считается вышедшим из строя в случае истечения межпроверочного интервала. Обязанность по проведению своевременных проверок, эксплуатации и своевременной замене приборов учета действующим законодательством возложена на собственников. Учет электрической энергии, потребляемой в жилом помещении по адресу: <...> осуществлялся прибором учета электрической энергии СО-2М № 34542760. Указанный прибор учета был изготовлен в 1966 году, его межпроверочный интервал составляет 16 лет, соответственно с 1982 года указанный прибор учета является неисправным. Указанный прибор учета электрической энергии имеет класс точности 2,5. Согласно пунктов 138, 142 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше. Приборы учета класса точности ниже 2,0, используемые гражданами на дату вступления в силу Основных положений, могут быть использованы ими вплоть до истечения установленного срока их эксплуатации (при условии своевременной проверки). По истечении установленного срока эксплуатации приборов учета такие приборы учета подлежат замене на приборы учета класса точности не ниже 2,0. Предельный срок службы, вышеуказанного прибора учета составляет 32 года, и истек в 1998 году. В соответствии с пунктом 60 Правил № 354 по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 Правил № 354, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 Правил № 354 в случаях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 59 Правил № 354, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5. В 2016 году действовал повышающий коэффициент, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» и в соответствии с пунктом 8(1) указанного постановления составлял: с 01.01.2016 по 30.06.2016 – 1,4; с 01.07.2016 по 31.12.2016 – 1,5. В случае выхода из строя прибора учета электрической энергии, начисление платы за потребленные коммунальные услуги собственнику такого прибора учета осуществляется исходя из норматива потребления с применением повышающего коэффициента. Срок службы прибора, установленный по адресу: <адрес> истек в 1998 году, соответственно показания такого прибора не могли использоваться для расчетов с 01.01.1999. За сентябрь 2019 года в строке электроэнергия СОИ собственнику квартиры по адресу: <...> начислен повышающий коэффициент в связи с выходом из строя индивидуального прибора учета электрической энергии за период с 01.01.2016 по 31.12.2016. Повышающий коэффициент рассчитан в соответствии с требованиями действующего законодательства, исходя из норматива потребления. АО «ТверьАтомЭнергоСбыт» неправомерно осуществляет начисления собственнику вышеуказанного помещения исходя из показаний неисправного прибора учета. Неправомерные действия АО «ТверьАтомЭнергоСбыт» не могут нарушать право управляющей компании на получение повышающего коэффициента.

В судебное заседание директор ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» ФИО2, не явился будучи надлежаще извещенным о дате, месте и времени рассмотрения дела, об отложении дела слушанием или об участии в судебном заседании не просил, сведений об уважительных причинах неявки в судебное заседание не представил.

Защитник ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» ФИО1 в судебном заседании поддержал доводы жалобы, пояснил, что административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подпадают под общий срок давности привлечения к административной ответственности, то есть 2 месяца. Вменяемое должностному лицу правонарушение длящимся не является, соответственно срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению со дня совершения правонарушения. Вменяемое должностному лицу нарушение могло быть совершено не позднее срока, установленного для предоставления платежных документов действующим законодательством и договором управления, то есть не позднее 1 октября 2019 года. Соответственно срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начал исчисляться с 01.10.2019 и истек в соответствующую дату по истечении двух месяцев, то есть 01.12.2019. административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. При рассмотрении в отношении ФИО2 дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нормы процессуального права административным органом были нарушены. Административный орган исходил из того, что если санкция статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает такой вид наказания как дисквалификация, то подлежит применению специальный срок давности привлечения к административной ответственности 1 год, даже в том случае, если в отношении привлекаемого к административной ответственности лица не был применен такой вид наказания, как дисквалификация. В связи с тем, как указывалось выше, в отношении директора ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» ФИО2 было применено административное наказание в виде административного штрафа, а не дисквалификация, то применительно к настоящему административному делу, с учетом того, что возможное правонарушение совершено не позднее 01 октября 2019 года, к моменту вынесения оспариваемого постановления, (14.02.2020) общий срок давности уже истек, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекло прекращение начатого производства.

Представитель ГУК «ГЖИ» Тверской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав защитника, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, представленные документы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствие с законом.

В соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными доказательствами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

На основании статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Объектами правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Порядок лицензирования в этой сфере регламентирован Жилищным кодексом Российской Федерации.

Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензированных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно статье 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится в пункте 52 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно пункту 3 которого лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ, является, в том числе соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемом по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Из части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что управляющая организация при управлении многоквартирным домом несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Как следует из материалов дела, ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» является организацией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом 6 по Мигаловской набережной города Твери на основании лицензии № 000074 от 06.05.2015 и договора управления, в связи с чем, обязано соблюдать лицензионные требования, предусмотренные частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В результате внеплановых мероприятий по лицензионному контролю установлено, что ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» нарушило лицензионные требования, предусмотренные частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. По результатам проверки вынесено постановление № 82 об административном правонарушении от 14.02.2020, в котором отражены выявленные нарушения.

Пунктом 42 Правил № 354 установлено, что при отсутствии индивидуального прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 01.01.2017 – 1,5.

Начисление платы за коммунальную услугу по показаниям индивидуального прибора учета с применением повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 42 Правил № 354 не предусмотрено. В платежном документе за сентябрь 2019 года указано, что основанием для перерасчета является перерасчет ЖЭУ. Не являясь в силу пунктов 2, 14, 17 Правил № 354 исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной в жилом помещении, ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери» начислило плату по статье «Электроэнергия на СОИ» в графе «Перерасчет» в платежном документе за сентябрь 2019 года, не имея на это правовых оснований. Из платежных документов ФИО7 за 2016 года следует, что начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению в период с января по декабрь 2016 года осуществлялось АО «АтомЭнергоСбыт». Указанные начисления производились на основании показаний индивидуального прибора учета. ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери» в нарушение закона, в платежном документе за октябрь 2019 года предъявляет ФИО4 к оплате задолженность в размере 2 860 руб. 03 коп. сумма, начисленная по статье «Электроэнергия на СОИ» в графе «Перерасчет» в платежном документе за сентябрь 2019 года. Несмотря на незаконность начисления платы по статье «Электроэнергия на СОИ» в графе «Перерасчет» в платежном документе за сентябрь 2019 года, потребителю данная сумма распределена в порядке, предусмотренном пунктом 118 Правил № 354. ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери» не учитывает, что коммунальная услуга по электроснабжению за период 01.01.2016 – 31.12.2016 оплачена вышеуказанным потребителем в полном объеме, в связи с чем, распределение платы в размере 2 860 руб. 03 коп., начисленной управляющей организацией за потребление коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной в жилом помещении, исполнителем которой ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери» неправомерно.

Из анализа пункта 81(12) Правил № 354 следует, что прибор учета может считаться вышедшим из строя, в том числе при истечении сроков поверки прибора учета.

Порядок проведения поверки индукционных приборов учета закреплен в Межгосударственном стандарте ГОСТ 8.259-2004 «Счетчики электрические индукционные активной и реактивной энергии».

Операции, производимые при проведении проверки, регламентированы пунктом 4.1 ГОСТ 8.259-2004: внешний осмотр; проверка изоляционных свойств; опробование и проверка правильности работы счетного механизма, стопора обратного хода и устройства переключения тарифов многотарифного счетчика; проверка порога чувствительности; проверка отсутствия самохода; определение метрологических характеристик однофазных счетчиков и трехфазных счетчиков в режиме симметричной нагрузки; определение метрологических характеристик трехфазных счетчиков в режиме несимметричной нагрузки.

В соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ 8.259-2004 при получении отрицательного результата в процессе выполнения любой из операций поверки счетчик бракуют и его поверку прекращают.

Согласно пункту 11.4 ГОСТ 8.259-2004 оформление отрицательных результатов поверки осуществляется путем составления извещения о непригодности прибора учета; клеймо и свидетельство предыдущей поверки гасят и вносят запись в паспорт о непригодности прибора учета с указанием причин.

Таким образом, надлежащим документом, подтверждающим факт несоответствия прибора учета метрологическим требованиям к средствам измерений и, как следствие, подтверждающим непригодность такого прибора учета к эксплуатации и использованию в расчетах, является извещение, оформленное в соответствии с требованиями названного ГОСТа, или запись в паспорте прибора учета.

Нарушение срока предоставления прибора учета на периодическую поверку само по себе не свидетельствует о его неисправности или непригодности для определения фактического количества потребленной электроэнергии, следовательно, не может являться безусловным основанием для определения количества принятой электрической энергии в соответствии с положениями пунктов 59 и 60 Правил № 354.

Кроме того, в силу абзаца 2 пункта 142 Основных положений приборы учета класса точности ниже, чем указано в пункте 138 данного документа, используемые гражданами на дату вступления в силу названного документа, могут быть использованы ими вплоть до истечения установленного срока их эксплуатации.

Таким образом, законодатель не рассматривает такие приборы как неисправные. Соответственно, в случае использования в расчетах показаний таких приборов учета они не подпадают под положения пунктов 59, 60 Правил № 354.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в МКД регулируются жилищным законодательством (пункт 10 часть 1 статья 4, часть 2 статья 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно статей 153 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в МКД включает плату за потребленную электрическую энергию.

Собственники помещений в МКД обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах (часть 2.3 статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Пункт 44 Правил № 354, согласно которого распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в МКД, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в МКД, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний общедомовых приборов учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в МКД, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого из них.

Вместе с тем, если указанное решение не принято, то сверхнормативный объем соответствующего коммунального ресурса, потребленного на ОДН, исполнитель коммунальных услуг (в том числе управляющая организация) оплачивает за счет собственных средств.

Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее шести месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше шести месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее трех месяцев (пункт 59 Правил № 354).

В случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета, до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более трех расчетных периодов подряд (подпункт «б» пункт 59 Правил № 354).

В ходе рассмотрения дела административный орган пришел к выводу о наличии в действиях директора ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения административного правонарушения и вина ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, а именно:

- постановлением № 7980 по делу об административном правонарушении от 20.03.2020 (л.д. 19-25);

- определением о рассмотрении дела об административном правонарушении от 13.02.2020 (л.д. 45);

- протоколом об административном правонарушении от 27.12.2019 (л.д. 55-62);

- актом проверки от 05.12.2019 (л.д.105-111);

- уведомлением о проведении внеплановой/документарной проверки от 13.11.2019 (л.д. 128-130);

- распоряжением о проведении внеплановой/документарной проверки от 13.11.2019 (л.д. 131-133);

- свидетельством о постановке ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» в налоговом органе на учет 24.07.2014 (л.д. 148);

- свидетельством о государственной регистрации юридического лица ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» 24.07.2014 (л.д. 149);

- лицензией № 000074 от 06.05.2015 на осуществление ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» предпринимательской деятельности по управлению многоквартиными домами (л.д. 150);

- уставом ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» (л.д. 151-161);

- приказом от 13.08.2014 о вступлении в должность директора ФИО2 (л.д. 162);

- приказом о продлении трудового договора с директором ООО «ГУК Пролетарского района г. Твери» ФИО2 (л.д. 163);

- договором энергоснабжения № 69105149 от 01.02.2016 (л.д. 164-169);

- агентским договором № 3-206 от 21.11.2014 (л.д. 170-173);

- актом проверки работоспособности индивидуального прибора учета электрической энергии от 25.07.2018 с фотографией прибора (л.д. 174-175);

- договором управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...> от 01.12.2014 (л.д. 176-187);

- протоколом общего собрания собственников жилого дома 6 по Мигаловской наб. г. Твери от 04.09.2014 (л.д. 188-189);

- квитанциями по адресу: <адрес> (л.д. 195-241);

- выпиской из домовой книги по адресу: <адрес> (л.д. 243);

- экспликацией к плану строения (л.д. 244-265);

- заявлением ФИО7 (л.д. 266);

- квитанциями по адресу: <адрес> (л.д. 267-279);

- актом о допуске в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от 10.08.2018 (л.д. 280-281).

Оснований не доверять представленным доказательствам не имелось, поскольку они последовательны, согласуются между собой, не противоречат иным представленным данным, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что при оформлении соответствующих материалов, их рассмотрении уполномоченным органом, нарушений норм материального и процессуального права, в том числе повлиявших на выводы, сделанные по данному делу, не допущено.

Материалы дела свидетельствуют о том, что директор ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» ФИО2 не приняло все зависящие от него меры по надлежащему выполнению лицензионных требований и обоснованно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

Порядок и срок давности привлечения директора ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» ФИО2 к административной ответственности не нарушен.

Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не усматривается.

Довод жалобы о том, что выявленное в ходе проверки нарушение не является нарушением лицензионных требований, несостоятелен, поскольку исходя из содержания приведенных выше пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, ФЗ «Об отходах производства и потребления», договора управления многоквартирным домом, начисление, сбор, перерасчет платежей за жилищные, коммунальные и иные услуги относится к лицензионным требованиям предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Директором ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» является ФИО2 и выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции Общества.

Таким образом, деяние, совершенное директором ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» ФИО2, не исполнившее надлежащим образом свои служебные обязанности по управлению многоквартирным домом, правильно квалифицировано по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом установленных обстоятельств и лицензионного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев.

Согласно части 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, за административные правонарушения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, - со дня вынесения решения, указанного в части 6 настоящей статьи, а при длящемся административном правонарушении - не позднее одного года со дня его обнаружения.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности составляет 1 год.

Наказание назначено ФИО2 в соответствии с положениями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с санкцией части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процессуальных нарушений при возбуждении и рассмотрении дела об административном правонарушении, которые могли бы повлечь незаконность оспариваемого постановления, в ходе рассмотрения жалобы не установлено.

Порядок и срок давности привлечения директора ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» ФИО2 к административной ответственности не нарушен, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в судебном заседании не установлено.

При указанных обстоятельствах суд находит вынесенное постановления заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области ФИО3 №7980 от 20.03.2020 в отношении директора ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» ФИО2 законным и обоснованным, постановленным в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу директора ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» ФИО2 не усматривается, оснований для отмены либо изменения постановления должностного лица не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд,

решил:

постановление заместителя начальника ГУК «Государственная жилищная инспекция» Тверской области ФИО3 № 7980 от 20.03.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» ФИО2 оставить без изменения, жалобу директора ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» ФИО2 оставить без удовлетворения.

Данное решение может быть обжаловано в Тверской областной суд лицами, указанными в части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья И.В Виноградова

Дело № 12-61/2020