ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-61/20 от 19.11.2020 Краснотурьинского городского суда (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

19 ноября 2020 года гор. Краснотурьинск

Судья Краснотурьинского городского суда Свердловской области Химченко В.В.,

с участием представителей юридического лица, привлеченного к административной ответственности, ООО «Шахтостроительное управление» - ФИО1 и ФИО2, действующих на основании доверенностей от 14.01.2020 г.,

государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области ФИО3,

рассмотрев в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Шахтостроительное управление» на постановление Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области ФИО3 от 25 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ,

установил:

Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области ФИО3 от <дата обезличена> общество с ограниченной ответственностью «Шахтостроительное управление» (далее - ООО «ШСУ») привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, выразившееся в том, что ФИО4 являясь работником ООО «ШСУ», не был обеспечен средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ), подходящими для работников таких профессий как крепильщик. В связи с чем, ООО «ШСУ» подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 130 000 рублей.

Представитель ООО «ШСУ» ФИО1, действующий по доверенности от <дата обезличена>В обратился в Краснотурьинский городской суд с жалобой на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области ФИО3 от <дата обезличена>, считает его незаконным и необоснованным. В обоснование, указав, что государственным инспектором вменяется не обеспечение ФИО4 СИЗ. Однако административным органом не обосновано, на основании каких доказательств был сделан вывод о «не обеспечении ФИО4 СИЗ», доказательств для подобного вывода материалы дополнительной проверки по несчастному случаю не содержат. Фактически инспектором было установлено, что в карточке выдачи СИЗ работника ФИО4 отсутствуют сведения о выдаче ему «Комплекта шахтерский или костюм из антистатических материалов для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий» или «Комплекта шахтерский».

Считает, что выводы должностного лица Государственная инспекция труда в Свердловской области не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также должностным лицом неправильно применены нормы материального и процессуального права, в связи, с чем у должностного лица не было оснований привлекать ООО «ШСУ» к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Просит отменить постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области ФИО3 по делу об административном правонарушении от <дата обезличена> за о назначении административного наказания по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, производство по делу прекратить на основании п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представители ООО «ШСУ» ФИО1, ФИО2 жалобу поддержали по доводам, изложенным в ней.

Государственный инспектор труда ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить постановление без изменения. Суду пояснил, что в ходе проведенной проверки было установлено, что в период с 27.27.2020 г. по 25.08.2020 г. в ходе расследования несчастного случая со смертельным исходом с крепильщиком ООО «ШСУ» ФИО4 установлено: в личной карточке учета выдачи СИЗ ФИО4 отсутствуют отметки о выдаче таких СИЗ, как: «Комплект шахтерский или костюм из антистатических материалов для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий» или «Комплекта шахтерский». Вместо указанных СИЗ работнику выдается «Костюм х/б для защиты от ОПЗ». Таким образом, нарушен п. 22 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам горной и металлургической промышленности и металлургических производств других отраслей промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. Приказом Минтруда России от 01.11.2013 N 652н, а также п.п. 13, 14 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ», утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2016 и ЕАЭС N RU Д-RU.ЛТ45.В.00798 от 24 апреля 2017. В связи с изложенным просит постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от <дата обезличена> оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Заслушав представителей юридического лица, привлеченного к административной ответственности, должностное лицо, вынесшее постановление, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ст. 211 Трудового кодекса Российской Федерации государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счёт собственных средств спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии со ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации признаются технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Согласно п. 22 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам горной и металлургической промышленности и металлургических производств других отраслей промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. Приказом Минтруда России от 01.11.2013 N 652н, крепильщик должен быть обеспечен: на сухих работах: комплектом шахтерским или костюмом из антистатических материалов для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий.

В соответствии с Приложением № 1 к Декларации о соответствии TC N RU Д-RU.АЯ36.B.06310 от 20.10.2016 года обозначена документация к СИЗ, при которой выпускается продукция – костюмы мужские и женские для защиты об общих производственных загрязнений и воздействий: ТР ТС 019/2011, ГОСТ 12.4.280-2014, ТО 8572-013-02680246-2016, ТО 85-72-014-02680246-2016.

Согласно абз. 3 ст. 1 ГОСТ 12.4.280-2014. Межгосударственный стандарт. «Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий. Общие технические требования», утв. Приказом Росстандарта от 26.11.2014 № 1812-ст применяется при проектировании спецодежды, при постановке продукции на производство и подтверждении соответствия.

В силу п. 5.3.13 ГОСТ 12.4.280-2014 предусматривается, что при необходимости в нормативном документе должны быть включены дополнительные требования к спецодежде или применяемым материалам, обусловленные спецификой условий труда конкретного производства, в том числе: обеспечение повышенной видимости, обеспечение требований по необходимому уровню антиэлектростатических свойств (статического электричества).

Наряду с этим, согласно Приложения № 1 к Декларации о соответствии TC N RU Д-RU.АЯ36.B.06310 обозначены наименование, типы, марки, модели однородной продукции, составные части изделия или комплекта: документация к СИЗ при которой выпускается продукция – Одежда специальная защитная. Костюмы мужские и женские для защиты от общих производственных загрязнений и воздействий из тканей х/б, смешанных: хлопкоэфирных…, в том числе с антистатической нитью.

Согласно договору поставки № 001/2020/ТД/КМ от 31 декабря 2019 года ООО «ШСУ» (далее – покупатель) и ООО Торговый дом «Комбинат рабочей одежды» (далее – поставщик) договорились о поставке продукции производственного и иного назначения. Согласно п. 2.2 названного договора, поставщик заверяет, что каждая партия продукции будет иметь сертификат качества (паспорт качества, сертификат соответствия, декларацию о соответствии). Так, согласно спецификации № 3 от 09.03.2020 года к названному договору, поставщик обязуется поставить, а покупатель принять и оплатить следующую продукцию, в частности, костюм мужской для защиты от ОПЗ (в соответствии с ГОСТ 12.4.280-2014). Согласно спецификации № 4 от 25.03.2020 года к названному договору, поставщик обязуется поставить, а покупатель принять и оплатить следующую продукцию, в частности, костюм мужской для защиты от ОПЗ (в соответствии с ГОСТ 12.4.280-2014, ТР ТС 019/2011).

Согласно личной карточке СИЗ крепильщику ПУ ГКР №2 ФИО4 были выданы следующие сертифицированные средства индивидуальной защиты: каска, нательное белье, сапоги резиновые, куртка утепленная, костюм х/б защитный от ОПЗ, подшлемник, очки защитные, жилет сигнальный, портянки, наушники.

Таким образом, крепильщику ФИО4 <дата обезличена> была произведена выдача СИЗ, в том числе костюм х/б защитный от ОПЗ. Данная одежда обладает антистатическими свойствами, имеет декларацию соответствия, соответствует типовым нормам и правилам для работников горной и металлургической промышленности. Данный факт подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: подписью ФИО4 в карточке учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов от <дата обезличена>; выпиской из электронной карточки на ФИО4, декларацией о соответствии TC N RU Д-RU.АЯ36.B.06310 от <дата обезличена>.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с п. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты с наложением административного штрафа на юридических лиц от 130 000 до 150 000 рублей.

В то же время судом установлено, что сотрудник предприятия был обеспечен средствами индивидуальной защиты надлежащего качества, в связи с чем суд считает постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области ФИО3 от <дата обезличена> не обоснованным и подлежащим отмене с прекращением производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Жалобу общества с ограниченной ответственностью «Шахтостроительное управление» удовлетворить.

Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области ФИО3 от <дата обезличена> о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.21.1 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Шахтостроительное управление» - отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента его получения.

Судья (подпись) В.В. Химченко