ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-61/20 от 22.04.2020 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

дело № 12-61/2020

56MS0021-01-2020-000578-64

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург 22 апреля 2020 года

Центральный районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего, судьи Чувашаевой Р.Т.,

при секретаре Лысановой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора г. Оренбурга Жугина А.В. на определение мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района г. Оренбурга от 18 февраля 2020 года о возвращении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении ФИО1

УСТАНОВИЛ:

определением мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района г. Оренбурга от 18 февраля 2020 года постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, и другие материалы в отношении начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга ФИО1 возвращены в прокуратуру г. Оренбурга в связи с неправильным оформлением материалов дела.

Не согласившись с определением мирового судьи, прокурором г. Оренбурга Жугиным А.В. принесен протест, в котором он просит восстановить срок обжалования определения мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района г. Оренбурга от 18 февраля 2020 года, поскольку копия определения в прокуратуру г. Оренбурга поступила ДД.ММ.ГГГГ, отменить определение ввиду его незаконности, и возвратить дело мировому судье на новое рассмотрение. В обоснование доводов указал, что, исходя из системного толкования статей 29, 265 Бюджетного кодекса РФ, Положения о Федеральном казначействе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года № 703, Федеральное казначейство и его территориальные органы, на которые возложен функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, осуществляют контроль только в рамках правоотношений, связанных со средствами федерального бюджета. Учитывая функции и полномочии, осуществляемые Управлением Федерального казначейства по Оренбургской области, рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, субъектом которого является должностное лицо органа местного самоуправления, в порядке, определенном статьями 23.7, 23.7.1 КоАП РФ, в компетенцию и подведомственность Управления федерального казначейства не входит. Рассмотрение возбужденного прокурором дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, предметом которого являются средства местного бюджета, не может быть рассмотрено и должностными лицами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, полномочия которых распространяются на правоотношения, связанные со средствами бюджета субъекта. Следовательно, рассмотрение данного дела относится к компетенции мирового судьи.

Кроме того, полагает, что поскольку ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ уволен с должности начальника УЖКХ администрации г. Оренбурга, то есть, с должности муниципальной службы, то ему не может быть назначено наказание в виде дисквалификации, в связи с чем дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 относится к подсудности мирового судьи.

ФИО1 и прокурор г. Оренбурга, надлежащим образом извещенные в дате рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем судом принято решение о рассмотрении протеста прокурора в отсутствии неявившихся лиц.

Изучив доводы протеста, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, в случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судья выносит определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.

В связи с тем, что определение о возвращении протокола об административном правонарушении исключает возможность дальнейшего движения дела, оно может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, а также опротестовано прокурором.

Определением мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района г. Оренбурга от 18 февраля 2020 года постановление прокурора г. Оренбурга о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга ФИО1, и другие материалы возвращены в прокуратуру г. Оренбурга в связи с неправильным оформлением материалов дела.

Копия определения поступила в прокуратуру г. Оренбурга ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление (определение) по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (определения).

В связи с этим, срок обжалования определения мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района г. Оренбурга от 18 февраля 2020 года подлежит восстановлению.

Как указано в определении мирового судьи, основанием для возвращения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении послужило то, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в тех случаях, когда возбуждены прокурором или иными уполномоченными должностными лицами, за исключением инспекторов Счетной палаты РФ, уполномоченных должностных лиц контрольно-счетного органа муниципального финансового контроля, рассматриваются должностными лицами органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (в соответствии с ч. 1 ст. 23.7, ч. 1 ст. 23.7.1 КоАП РФ) в пределах своих полномочий.

Таким образом, положениями статей 23.1 и 23.7 КоАП РФ рассмотрение данного дела не отнесено к компетенции мирового судьи. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, влекущих дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.

Вместе с тем, с данными выводами мирового судьи суд не может согласиться по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 23.7, ч. 1 ст. 23.7.1 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.5 КоАП РФ, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (в пределах их полномочий).

Из системного толкования статей 29, 265 Бюджетного кодекса РФ следует, что органы внутреннего государственного контроля, к которым относятся как органы Федерального казначейства, так и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляют контрольные функции в отношении средств бюджета соответствующего уровня.

Положением о Федеральном казначействе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, определено, что Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по предварительному и текущему контролю за ведением операций исключительно со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, что соответствует положениям ст. ст. 7, 29, 265, 266.1 Бюджетного кодекса РФ.

Исходя из смысла и содержания вышеуказанных нормативных актов, Федеральное казначейство и его территориальные органы, на которые возложены функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, осуществляют контроль только в рамках правоотношений, связанных со средствами федерального бюджета. С учетом этого, рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, субъектом которого является должностное лицо органа местного самоуправления, в порядке, определенном ст. ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ, в компетенцию и подведомственность Управления федерального казначейства не входит.

Таким образом, рассмотрение дела об административном правонарушении должностным лицом Управления Федерального казначейства по Оренбургской области не может быть осуществлено.

Рассмотрение возбужденного прокурором дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, предметом которого являются средства местного бюджета, не может быть рассмотрено и должностными лицами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, полномочия которых распространяются на правоотношения, связанные со средствами бюджета субъекта.

В соответствии с закрепленным положениями Конституции РФ, Бюджетного кодекса РФ и иных законодательных актов Российской Федерации принципом самостоятельности органов власти местного самоуправления, на органы внутреннего государственного финансового контроля не возложены полномочия по контролю за исполнением местных бюджетов. Такими полномочиями обладают только органы местного самоуправления.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не наделяет органы (должностных лиц) местных администраций полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях в отношении соответствующих местных бюджетов. Кроме того, органы местного самоуправления фактически не наделены полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях в отношении рассматриваемого состава административного правонарушения.

Таким образом, из положений абз. 6 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ во взаимосвязи со ст. ст. 28.4, 28.8 КоАП РФ и ст. ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ с учетом принципа разграничения бюджетных полномочий, установленных в ст. ст. 7, 8 Бюджетного кодекса РФ, принимая во внимание отсутствие органа, в полномочия которого входило бы рассмотрение дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.5 КоАП РФ, предметом которого являются средства бюджета муниципального образования «город Оренбург», следует, что рассмотрение возбужденного прокурором дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, предметом которого являются средства местного бюджета, относится к подведомственности судей.

Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами протеста о том, что рассмотрение данного дела относится к компетенции мировых судей.

В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, влекущих дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.

Согласно представленным сведениям, трудовой договор с ФИО1, занимающим должность начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга, расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается распоряжением главы г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с этим автор протеста полагает, что рассмотрение данного дела относится к компетенции мировых судей, поскольку ФИО1 не может быть назначено наказание в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении на будущее физического лица права замещать определенную должность. Следовательно, значение имеет наличие статуса должностного лица у гражданина на момент совершения им административного правонарушения, а последующее прекращение указанного статуса не влияет на возможность его привлечения к административной ответственности.

При таких обстоятельствах рассмотрение дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ в отношении ФИО1 относится к компетенции районных судов.

С учетом вышеизложенного, определение мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района г. Оренбурга от 18 февраля 2020 года о возвращении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенного прокурором г. Оренбурга, подлежит отмене, а дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении ФИО1 – направлению на рассмотрение в Центральный районный суд г. Оренбурга.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.7-30.10 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

протест прокурора города Оренбурга Жугина А.В. удовлетворить частично.

Определение мирового судьи судебного участка № 3 Центрального района г. Оренбурга от 18 февраля 2020 года о возвращении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении ФИО1 отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении ФИО1 направить на рассмотрение в Центральный районный суд г. Оренбурга.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано в порядке, установленном ст. 30.12 КоАП РФ.

Судья Р.Т. Чувашаева