Р Е Ш Е Н И Е
25 апреля 2014 года г. Жигулевск
Судья Жигулёвского городского суда Самарской области Сычёв А.В.,
с участием законного представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности – Муниципального бюджетного учреждения культуры дом культуры «Нефтяник» (далее МБУК ДК «Нефтяник»), директора ФИО1, действующего на основании Устава,
начальника ОНД г.о. Жигулевск ФИО2, составившего протокол об административном правонарушении,
рассмотрев жалобу законного представителя МБУК ДК «Нефтяник» на постановление мирового судьи судебного участка № судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении №,
У С Т А Н О В И Л :
Законный представитель бюджетного учреждения культуры обжалует вышеуказанное постановление мирового судьи, которым учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, а именно в том, что в установленный законом срок не уплатило штраф в размере 150000 рублей по постановлению начальника ОНД г.о. Жигулевск об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, с назначением наказания в виде штрафа в двукратном размере.
В обоснование жалобы указано, что решение Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, снизившее наказание по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ до 150000 рублей, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ и с этого момента подлежало исполнению путем его предъявления к исполнению лицами, указанными в ч.1 ст.31.3 КоАП РФ в соответствующий орган для его исполнения с отметкой о дне вступления в законную силу на основании ст.242.1 БК РФ. Постановления по делам об административных правонарушениях обязательны для исполнения всеми органами власти, обращение их к исполнению возлагается на орган, его вынесшее, истечение ДД.ММ.ГГГГ дневного срока не требуется. Взыскателем решение Арбитражного суда <адрес> до настоящего времени к исполнению не предъявлено, тогда как срок его исполнения исчисляется с момента его предъявления в финансовый орган местного самоуправления либо судебному приставу-исполнителю. По данным причинам учреждением штраф по постановлению не оплачен, что не принято мировым судьей во внимание, равно как и организационно-правовая форма юридического лица. привлекаемого к ответственности, являющегося бюджетным учреждением, некоммерческой организацией, созданной для оказания услуг в сфере культуры, финансируемая за счет субсидий из муниципального бюджета, через лицевые счета, открываемые в финансовом органе муниципального образования. ДД.ММ.ГГГГ учреждение обращалось с письмом о выделении 150000 рублей для оплаты штрафа, в чем учредителем было отказано. Изложенное свидетельствует, по мнению заявителя, о наличии оснований для отмены обжалуемого постановления, прекращения производства по делу.
В судебном заседании законный представитель юридического лица доводы жалобы поддержал, сообщил, что Решением Думы г.о. Жигулевск принятом в ДД.ММ.ГГГГ года учреждению на погашение штрафов выделено 400000 рублей бюджетных средств, из них 300000 рублей оплачены в качестве штрафов по предыдущим постановлениям, оставшиеся 100000 рублей будут направлены на оплату штрафа по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ, оставшиеся 50000 рублей будут изысканы из средств экономии учреждения. В период в который должен был быть оплачен штраф учреждение не располагало средствами. Кроме сдачи имущества в аренду, учреждением деятельность, приносящая доход, не ведется.
Должностное лицо административного органа возражало против удовлетворения жалобы, подтвердив факт ненаправления в финансовый орган местного самоуправления копии постановления и решения по делу для исполнения, полагало в отзыве, что на основании КоАП РФ обязанность по оплате штрафа у лица, привлеченного к ответственности, возникает вне зависимости от обращения постановления по делу об административном правонарушении к исполнению органом либо должностным лицом, его вынесшим. Положения ст. 242.5 Бюджетного Кодекса РФ касаются муниципальных казенных учреждений, порядок исполнения административных наказаний в отношении бюджетных учреждений, БК не регламентирует. В случае отсутствия у бюджетного учреждения счетов в банке, соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению Финансовым управлением администрации г.о. Жигулевск на основании ч.20 ст.30 Федерального закона от 8.05.2010 года №83-ФЗ. По ранее наложенным взысканиям бюджетное учреждение самостоятельно оплачивало штраф. Кроме того, бюджетное учреждение не использует имеющуюся у него возможность осуществлять деятельность, приносящую доход, кроме бюджетных субсидий, направление исполнительного документа для принудительного исполнения до истечения срока добровольной оплаты штрафа нарушает права лица. привлеченного к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Ответственность по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ предусмотрена за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ.
Постановление начальника ОНД № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МБУК сельский дом культуры «<данные изъяты>» о назначении наказании в виде штрафа, с учетом решения Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ снизившего наказание, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, штраф подлежал оплате учреждением в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
В силу ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Вместе с тем, согласно ч.2 ст.31.2 КоАП РФ, регламентирующей общие положения исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, таковые подлежат исполнению с момента вступления в законную силу, обязательны для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.
Согласно ч.1 ст.31.3 КоАП РФ, обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на орган, должностное лицо, его вынесших, которые, в соответствии с ч.3 той же нормы, обязаны обратить его к исполнению в течение трех дней со дня поступления решения по жалобе на постановление, путем направления уполномоченному должностному лицу.
Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения с момента вступления его в законную силу как лицом, в отношении которого оно вынесено, так и органом, должностным лицом, его вынесшими, при этом, в силу прямого указания закона, истечение 60-дневного срока для обращения постановления о назначении штрафа к исполнению не требуется.
Статьей 31.4 КоАП РФ установлено, что приведение в исполнение постановления по делу об административном правонарушении производится уполномоченным органом или должностным лицом в порядке, предусмотренном КоАП РФ и другими федеральными законами.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.12 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, наряду с постановлениями судов, и акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.
Согласно ч.3,4 ст.49 того же Закона, взыскателем является в том числе организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ, тогда как должником является, в том числе, организация, обязанная по исполнительному документу совершить определенные действия в том числе передать денежные средства. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ предусматривало, что штраф подлежит перечислению на счет ГУ МЧС РФ по <адрес>. Вынесение постановления по делу об административном правонарушении должностным лицом государственного органа о назначении штрафа, свидетельствует о том, что именно данный государственный орган является взыскателем.
В соответствии с п.1.15 Устава МБУК ДК «Нефтяник», оно является муниципальным бюджетным учреждением, финансовое обеспечение его деятельности осуществляется в форме субсидий из местного бюджета на выполнение муниципального задания, порядок определения объема и предоставления которых устанавливаются администрацией г.о. Жигулевск. Пунктом 4.4. Устава установлено, что учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности. В силу п.4.8 Устава, учреждение отвечает по обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами, при недостаточности финансирования по обязательствам учреждения отвечает учредитель в установленном законодательством РФ порядке. Согласно п.4.8 Устава, Учреждение обязано обеспечивать исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах предоставленной субсидии на выполнение муниципального задания, расходовать бюджетные средства исключительно в целях и объемах, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности. На основании п.4.12 Устава финансирование должно обеспечить и другие затраты, связанные с основной деятельностью учреждения.
Из представленного плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения на ДД.ММ.ГГГГ год следует, что поступления от платных услуг запланировано за весь год только в размере 60000 рублей, средства на оплату штрафов в размере 400000 рублей были выделены на основании решения органа местного самоуправления только ДД.ММ.ГГГГ, все выделенные средства были перечислены в качестве штрафов, включая 100000 рублей ДД.ММ.ГГГГ по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ законный представитель лица привлекаемого к ответственности обращался с письмом в администрацию г.о. Жигулевск с просьбой о выделении 150000 рублей для оплаты штрафа по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ с приложением его копии, на что ответом учредителя от ДД.ММ.ГГГГ года, в отсутствие бюджетных средств, учреждению, рекомендовано произвести расходы по оплате штрафа за счет существующих лимитов.
При составлении протокола об административном правонарушении законный представитель учреждения указал на невозможность оплаты штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, по причине отсутствия денежных средств.
В соответствии со ст.9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная в том числе муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в том числе сфере культуры. Муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем, расходов на уплату налогов. Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые, в том числе, в финансовом органе муниципального образования.
В силу ст.30 Федерального Закона от 8 мая 2010 года №83-ФЗ лицевые счета муниципальным бюджетным учреждениям для учета операций со средствами, поступающими им, открываются и ведутся в финансовых органах муниципальных образований в порядке, ими установленном. Проведение кассовых операций со средствами бюджетных учреждений осуществляется финансовыми органами муниципального образования от имени и по поручению указанных учреждений в пределах остатка средств, поступивших бюджетным учреждениям. Операции со средствами бюджетных учреждений осуществляются не позднее второго рабочего дня, следующего за днем представления бюджетными учреждениями платежных документов, оформленных в установленном порядке. Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений (должника) осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов; к исполнительному документу, направляемому в том числе самим взыскателем, должно быть приложено его заявление с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем; исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с приложениями, в соответствующий орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, который не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет бюджетному учреждению - должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя. Бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника.
При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов бюджетное учреждение - должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника. Финансовый орган муниципального образования ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением; в случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения - должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств в течение трех месяцев орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, информирует об этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, исполнение бюджетным учреждением административного наказания в виде штрафа осуществляется путем направления взыскателем исполнительного документа в финансовый орган власти, ведущий лицевые счета учреждения.
До настоящего времени постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ года, решение Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, иные исполнительные документы в финансовое управление администрации г.о. Жигулевск не поступали.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, организационно-правовая форма юридического лица, порядок финансирования его деятельности, обращения взыскания на его средства, наличие у учреждения в период с момента принятия Арбитражным судом решения денежных средств для оплаты штрафа, оставлены мировым судьей без внимания, что свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ в части оценки представленных доказательств и установленных обстоятельств, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, указывает на необходимость отмены обжалуемого постановления, направления дела на новое рассмотрение, в ходе которого необходимо учесть вышеизложенное.
Руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7, ст.30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка № судебного района <адрес> по делу об административном правонарушении № в отношении Муниципального бюджетного учреждения культуры Дом культуры «Нефтяник» в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № судебного района <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в порядке надзора.
Судья Жигулевского
городского суда Сычёв А.В.