ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-61/2014 от 25.07.2014 Козловского районного суда (Чувашская Республика)

 Дело №12-61/2014

 РЕШЕНИЕ

 по делу об административном правонарушении.

 25 июля 2014 года г. Козловка ЧР.

 Судья Козловского районного суда Чувашской Республики Порфирьев В.Г., с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – главы Андреево - Базарского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики С., ФИО1, действующего на основании доверенности от <дата> и представителя Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики - ФИО2, действующей на основании доверенности от <дата> г.

 рассмотрев в помещении суда жалобу главы Андреево - Базарского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики С., на постановление государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды ФИО3, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, по которому С. - главе Андреево - Базарского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.,

 установил:

 Постановлением государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды ФИО3 от <дата>, глава Андреево- Базарского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики С. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) руб. в связи с выявлением <дата> факта сброса на территории д. Андреево-<адрес> Чувашской Республики канализационных сточных вод на рельеф местности.

 Глава Андреево - Базарского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики С. не согласившись с указанным постановлением, обратилась с жалобой на данное постановление, в которой указала, что при рассмотрении данного административного дела не были учтены все фактические обстоятельства, постановление о назначении административного наказания вынесено незаконно, необоснованно, с нарушением норм действующего законодательства Российской Федерации, поэтому оно подлежит отмене по следующим основаниям: государственным инспектором Чувашской Республики в области охраны окружающей среды не было учтено, что сброс канализационных сточных вод на рельеф местности произошел на очистных сооружениях, которые фактически являются бесхозными и которые ранее принадлежали сельскохозяйственно- производственному кооперативу (СХПК) «Заря», но который в настоящее время ликвидирован. Данные канализационные сети и канализационные очистные сооружения не зарегистрированы в качестве объектов муниципальной собственности, на балансе какого-либо хозяйствующего субъекта не стоят и никем не обслуживаются. Указанные очистные сооружения находятся в разрушенном состоянии, нуждаются в реконструкции. При этом администрацией Андреево - Базарского поселения <адрес> Чувашской Республики принимаются все зависящие от нее меры по реконструкции данных очистных сооружений, поэтому считает, что события, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, а так же вина С. в совершении правонарушения отсутствуют. В случае же признания С. виновной просит суд применить с ней положения ст. 2.9 КоАП РФ и освободить ее от административной ответственности, ограничившись устным замечанием, поскольку в ее действиях отсутствует какая-либо направленность на нарушение закона.

 На судебное заседание заявитель – глава Адндреево-Базарского сельского поселения <адрес> ЧР С. не явилась. Извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ее представитель ФИО4 на судебном заседании поддержал жалобу в полном объеме по изложенным доводам. Считает, что постановление об административном правонарушении вынесенное в отношении С. не содержит каких-либо доказательств ее вины в совершении данного правонарушения, нет доказательств что разрушенные очистные сооружения, из которых идет сброс канализационных стоков принадлежат муниципалитету, невыяснено у кого на балансе находятся данные сооружения. Эти обстоятельства остались не выясненными при вынесении постановления о назначении наказания. Не учитывалось, что С. не бездействовала, принимает все меры к восстановлению очистных сооружений. Считает привлечение С. по ст. 8.2 КоАП РФ незаконным, просит отменить постановление о ее наказании. При этом подтвердил, что других требований они не заявляют. Кроме того, представитель ФИО1, просит учесть, что обжалуемое постановление вынесено с грубым нарушением процессуальных норм, а именно ч.3 ст. 23.1 КоАП РФ, поскольку из представленных материалов следует, по данному делу об административном правонарушении должностным лицом Минприроды Чувашии проводилось административное расследование, следовательно, решать вопрос о виновности либо невиновности, об административном наказании С. мог только суд, а не само должностное лицо, которое проводило административное расследование.

 Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, начальник отдела государственного экологического надзора ФИО2 на судебном заседании считает жалобу главы Адндреево-Базарского сельского поселения <адрес> ЧР С. не подлежащей удовлетворению, поскольку последняя обосновано, привлечена к административной ответственности за нарушение ст. 8.2 КоАП РФ.

 Выслушав представителя главы администрации сельского поселения С., представителя Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ФИО2, исследовав представленные материалы, суд с учетом требований ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ предусматривающей, что судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, находит постановление государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды ФИО3 от 01 июля 2014 года подлежащим отмене по следующим основаниям.

 Из постановления государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды ФИО3 <число> от <дата>, следует, что глава Андреево- Базарского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб. в связи с выявлением <дата> по обращению гражданина факта сброса на территории д. Андреево-<адрес> Чувашской Республики канализационных сточных вод на рельеф местности. Из описательно - мотивировочной части указанного постановления, следует, что очистные сооружения и канализационная сеть не имеют балансодержателя. Очистные сооружения находятся в разрушенном состоянии, в следствии чего идет сброс канализационных сточных вод на рельеф местности (почву). В настоящее время администрация Андреево-Базарского поселения разработала проект реконструкции очистных сооружений, которых представила на государственную экспертизу. Таким образом, в действиях должностного лица – главы Андреево - Базарского сельского поселения содержатся признаки административного правонарушения предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ- «несоблюдение экологических требований и санитарно - эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновой слой, или иными опасными веществами». Место совершения административного правонарушения: Чувашская Республика, <адрес>, время выявления совершенного правонарушения-<дата>.

 Из определения <число> от <дата> вынесенного государственным инспектором Чувашской Республики в области охраны окружающей среды ФИО3, следует, что в ходе обследования территории Андреево - Базарского поселения <адрес> Чувашской Республики, установлено, из канализационного колодца канализационные стоки вытекают на рельеф местности. Руководство администрацией Андреево-Базарского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики осуществляется главой поселения С. Для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, государственным инспектором Чувашской Республики в области охраны окружающей среды ФИО3 определено: возбудить дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - главы Адндреево-Базарского сельского поселения <адрес> ЧР С.; провести административное расследование в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ.

 Из определения <число> от <дата> вынесенного государственным инспектором Чувашской Республики в области охраны окружающей среды, следует, что государственным инспектором Чувашской Республики ФИО3 определено: закончить административное расследование возбужденное по ст. 8.2. КоАП РФ в отношении главы Адндреево-Базарского сельского поселения <адрес> ЧР С.

 Из протокола об административном правонарушении <число> от <дата>, составленным государственным инспектором Чувашской Республики в области охраны окружающей среды ФИО3 в отношении главы Адндреево-Базарского сельского поселения <адрес> ЧР С., следует, что государственным инспектором в рамках проверки обращения гражданина установлено, что на территории д. Андреево-<адрес> Чувашской Республики установлен факт сброса канализационных сточных вод на рельеф местности. Из объяснений главы Андреево-Базарского поселения С., следует, что очистные сооружения и канализационная сеть не имеют балансодержателя. Очистные сооружения находятся в разрушенном состоянии, в следствии чего идет сброс канализационных сточных вод на рельеф местности (почву). В настоящее время администрация Андреево-Базарского поселения разработала проект реконструкции очистных сооружений, которых представила на государственную экспертизу. Таким образом, в действиях должностного лица – главы Андреево - Базарского сельского поселения содержатся признаки административного правонарушения предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ- «несоблюдение экологических требований и санитарно - эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновой слой, или иными опасными веществами». Место совершения административного правонарушения: Чувашская Республика, <адрес>, время выявления совершенного правонарушения - <дата>.

 Таким образом, установлено, что <дата> сотрудником отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ФИО3 выявлен факт, сброса на территории д. Андреево-<адрес> Чувашской Республики канализационных сточных вод на рельеф местности. По указанному факту должностным лицом государственного экологического надзора <дата> возбуждено дело об административном правонарушении в отношении главы администрации Андреево-Базарского сельского поселения С. и назначено проведение административного расследования с целью выяснения обстоятельств имеющих значение для правильного разрешения дела. По результатам проведенного административного расследования <дата> года, государственным инспектором в области охраны окружающей среды ЧР ФИО3, в отношении главы поселения С. составлен протокол о нарушении последней ст. 8.2. КоАП РФ, по факту сброса канализационных сточных вод на рельеф местности на территории д. Андреево-<адрес> Чувашской Республики. Дело об административном правонарушении в отношении С. рассмотрено <дата>, по результатам его рассмотрения, государственным инспектором в области охраны окружающей среды ЧР ФИО3, глава администрации Андреево -Базарского поселения С. признана виновной по ст. 8.2. КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

 В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

 В статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что в протоколе об административном правонарушении указываются место, время совершения и событие административного правонарушения.

 В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе и обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

 Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2 КоАП, является лицо, которое не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировке, размещении или ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

 Таким образом, из анализа указанных выше норм применительно к рассматриваемому случаю, следует, что для установления события данного административного правонарушения предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, в обязательном порядке необходимо установить какие конкретно экологические, санитарно-эпидемиологические требования, либо нормы, регламентирующие обращение с отходами производства и потребления глава Андреево - Базарского сельского поселения С. не соблюдала. Однако ни в протоколе об административном правонарушении, составленном в отношении С., ни в постановлении об административном правонарушении вынесенным в отношении С. данных сведений не содержится, что является существенным нарушением процессуальных норм.

 В соответствии ч.3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 настоящей статьи и производство, по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов. Однако из материалов данного административного дела усматривается, что, несмотря на то обстоятельство, что по делу об административном правонарушении в отношении главы Андреево-Базарского сельского поселения С. по ст. 8.2 КоАП РФ, проводилось административное расследование, которое было завершено составлением протокола об административном правонарушении, дело об административном правонарушении в отношении С. было рассмотрено, и ей назначено административное наказание должностным лицом отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ФИО3, что так же является нарушением процессуальных норм.

 Согласно ч.1 ст. 30.7. КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; 2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; 3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; 4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; 5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

 При таких обстоятельствах суд считает, что вышеуказанные процессуальные нарушения, допущенные должностным лицом отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, являются существенными, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Следовательно, привлечение главы Андреево - Базарского сельского поселения С. к административной ответственности нельзя признать законным и обоснованным.

 Поэтому на основании п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды ФИО3 от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении главы Андреево-Базарского поселения <адрес> ЧР С., подлежит отмене, а дело возвращению в этот же орган на новое рассмотрение. Изложенные в жалобе С. доводы, необходимо учесть при новом рассмотрении административного дела.

 Установленные ст. 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности по делу не истекли. Оснований для прекращения административного производства при имеющихся обстоятельствах не усматривается.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,

 решил:

 Постановление государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды ФИО3 от <дата> по делу об административном правонарушении, о привлечении главы Андреево-Базарского поселения <адрес> ЧР С. по ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей отменить, дело направить на новое рассмотрение в Отдел государственного экологического надзора, лесного надзора и пожарного надзора в лесах Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.

 Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии путем подачи жалобы через Козловский районный суд Чувашской Республики.

 Судья В.Г. Порфирьев.