ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-61/2015 от 17.02.2015 Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Р Е Ш Е Н И Е

17 февраля 2015 года г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Номогоевой З.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора дорожного надзора ОТН, ДИ и ОД ОГИБДД УМВД России по г. Улан-Удэ К. на постановление мирового судьи судебного участка № 8 от 23.01.2015 по административному делу в отношении МУ "Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ",

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Октябрьского района г. Улан-Удэ от 23.01.2015 г. прекращено производство по административному делу по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ» в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На данное постановление инспектором дорожного надзора отделения ТН, ДИ и ОД Отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Улан-Удэ К. принесена жалоба, в которой он просит отменить постановление мирового судьи 8-го судебного участка и направить материалы дела об административном правонарушении на новое рассмотрение.

В судебном заседании инспектор дорожного надзора отделения ТН, ДИ и ОД Отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Улан-Удэ Х. поддержал доводы жалобы. Пояснил, что 23 декабря 2014 года начальником Отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Улан-Удэ О. вынесено предписание № 234. Согласно вышеуказанного предписания МУ ”Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ” обязано в срок до 27 декабря 2014 года установить дорожные знаки 5.19.1 (2) «Пешеходный переход» на ул. Жуковского в районе д. 10 и на пересечении пр. Строителей – ул. Тобольская (в направлении ул. Боевая), 4.1.4 «Движение прямо или направо» на перекрестке ул. Иволгинская – ул. Новая, 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» на ул. Революции 1905 года в районе остановки общественного транспорта «Революции 1905 года» (в обоих направлениях), 5.20 «Искусственная неровность» на ул. Трубачеева в районе д. 67; в срок до 25.12.2014 г. поправить дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу» на ул. Революции 1905 гола в районе д. 5В. Предписание Комитетом не устранено в установленный срок, в связи с этим 30.12.2014 года в отношении Комитета составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КРФ об АП. 23 января 2015 года мировым судьей судебного участка № 8 Октябрьского района г.Улан-Удэ вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст.19.5 КРФ об АП на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КРФ об АП. Суд сделал вывод на основании того, что в соответствии с положением МУ «Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ» является главным распорядителем бюджетных средств. С вынесенным судом постановлением о прекращении дела об административном правонарушении он не согласен, считает, что вина Комитета доказана. Согласно ст. 12 ФЗ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” ремонт и содержание дорог на территории РФ должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия по состоянию дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. В силу ст. 15 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Согласно распоряжения Администрации г.Улан-Удэ от 04 августа2009 года № 1059-р “О передаче в оперативное управление МУ “Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ” автомобильных дорог местного значения в границах городского округа “город Улан-Удэ” для организации их содержания” автомобильные дороги местного значения в границах городского округа “город Улан-Удэ“ переданы в оперативное управление МУ “Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ для организации их содержания. В соответствии с п. 4 “Порядка ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения в г. Улан-Удэ” утв. постановлением Администрации г.Улан-Удэ от 16.04.2010 г. №152 (с изменениями на 04 декабря 2014 года) организация и проведение работ по содержанию автомобильных дорог в соответствии с разделом IV “ Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог” утв. приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 г. № 402 осуществляется МУ “ Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ” Согласно п.п. а п.4 ст. 6 раздела IV Классификации в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят очистка и мойка стоек, дорожных знаков, замена поврежденных дорожных знаков и стоек, подсыпка планировка берм дорожных знаков; п. 1 ст. 10 в состав мероприятий по содержанию входят работы по установке недостающих дорожных знаков и табло индивидуального проектирования, автономных и дистанционно управляемых знаков, светофорных объектов, метеорологических систем мониторинга погодных условий и прогнозирования условий движения, видеосистем, систем контроля линий электроосвещения, пунктов автоматизированного учета интенсивности дорожного движения и других пунктов контроля за дорожным движением, элементов весового и габаритного контроля транспортных средств, элементов интеллектуальных транспортных систем и элементов автоматизированных систем управления дорожным движением, в том числе элементов систем передачи данных. Из вышеуказанных нормативно правовых актов следует, что Администрация г.Улан-Удэ возложила обязанности по организации и проведению работ по содержанию автомобильных дорог в г.Улан-Удэ на Комитет. Кроме, того ч. 3 ст. 21 ФЗ 06 октября 2003 года №131-ФЗ в случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления должностными лицами местного самоуправления. В соответствии с наставлением по службе дорожной инспекции и организации движения государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ утв. приказом МВД России от 8 июня 1999 года от № 410 при выявлении в процессе повседневного надзора на улично-дорожной сети отступлении от требований к эксплуатационному состоянию улиц и дорог по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, готовится предписание и устанавливаются сроки устранения недостатков, определенные государственным стандартом. Таким образом, в адрес Комитета законно внесено предписание № 234 от 23.12.2014 года. Срок исполнения предписания был указан до 27.12.2014 года. В установленный срок предписание Комитетом не исполнено.30.12.2014 года за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства им в отношении Комитета составлен протокол об административном правонарушении. Просит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ» отменить, дело направить мировому судье судебного участка № 8 Октябрьского района г. Улан-Удэ на новое рассмотрение.

Представитель МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ» М. считает жалобу необоснованной, постановление мирового судьи законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении жалобы. МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ» не могло выполнить предписание, так как не является юридическим лицом, на которое непосредственно возложена обязанность по содержанию, указанных в предписании, дорог. Денежные средства на выполнение работ по нанесению дорожное разметки в соответствии с бюджетом городского округа «город Улан-Удэ» были выделены Комитету по строительству, соответственно, только Комитет по строительству мог осуществить муниципальную закупку на выполнение работ по нанесению дорожной разметки и по итогам заключить муниципальный контракт, а денежные средства, выделенные на 2014 г. Комитету городского хозяйства, не включали в себя данные расходные обязательства.

Выслушав участников процесса, изучив жалобу и материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 30.12.2014 г. государственным инспектором ОГИБДД Управления МВД России по г. Улан-Удэ К. составлен протокол об административном правонарушении в отношении МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ по ст. 19.5 ч. 1 КРФ об АП в связи с невыполнением в установленный срок предписания № 234 от 23.12.2014 г. должностного лица Отдела ГИБЛДД Управления МВД России по г. Улан-Удэ, осуществляющего государственный надзор в сфере безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Частью 1 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно п. 1.1 Положения о Комитете городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ, утв. Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 31.03.2010 г. № 134 Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ является структурным подразделением Администрации г. Улан-Удэ - органа местного самоуправления городского округа "город Улан-Удэ", осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, обладает правами юридического лица и по организационно-правовой форме является муниципальным казенным учреждением.

Согласно п. 2.1 указанного Положения Комитет создан в целях осуществления управленческих функций в областях жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, благоустройства, природопользования и охраны окружающей среды, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Согласно ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ст. 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" от 08.11.2007 № 257-ФЗ дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 14 указанного Федерального закона планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Указанные же органы в соответствии со ст. 13.1. Закона обеспечивают муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в порядке, установленном муниципальными правовыми актами (ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ).

Согласно Положения о Комитете по строительству Администрации г. Улан-Удэ, утвержденного Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 30.11.2011 г. № 523, Комитет по строительству осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств и организует работу по обеспечению безопасности дорожного движения.

Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что ведомственная структура расходов бюджета - распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете, по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов бюджетов либо по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам и (или) целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов.

В соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета городского округа «город Улан-Удэ» на 2014 г., утвержденной решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 05.12.2013 г. № 767-66, денежные средства на работы по строительству, реконструкции, капительному ремонту и ремонту автомобильных дорог г. Улан-Удэ, на мероприятия по программам «Развитие транспортной системы г. Улан-Удэ на 2014-16 годы и на период до 2020 г.», «Развитие дорожной сети г. Улан-Удэ на 2014-2016 гг. и на период до 2020 г.», «Развитие дорожной сети г. Улан-Удэ на 2014-2016 годы и на период до 2020 г.» предусмотрены Комитету по строительству.

В силу ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, Главный распорядитель бюджетных средств формирует и утверждает муниципальное задание и должен обеспечить результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

В соответствии с указанной статьей Бюджетного кодекса РФ МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ» заключен муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд по выполнению работ по нанесению дорожной разметки на автодорогах г. Улан-Удэ.

Согласно муниципальному контракту № 10 от 30.05.2014 г, заключенному МУ «Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ» и ООО «<данные изъяты>», подрядчик (ООО «<данные изъяты>») обязуется в установленный настоящим контрактом срок выполнить по заданию Заказчика (МУ «Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ») работы по установке и эксплуатации дорожных знаков на автодорогах г. Улан-Удэ в 2014 году в соответствии с требованиями указанными в Приложении № 2 «Требования предъявляемые к работам и применяемым материалам», в объеме и сроки указанные в Приложениях № 1,3.

Таким образом, Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ при решении вопросов местного значения городского округа, в том числе вопроса дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения, действует не как юридическое лицо, а как орган местного самоуправления - орган публичной власти, через который население города осуществляет свою власть и решает вопросы местного значения самостоятельно и под свою ответственность.

В связи с этим привлечение органа публичной власти к административной ответственности в качестве юридического лица возможно только в том случае, когда данный орган нарушает соответствующие правила, требования, положения и нормы именно как юридическое лицо в процессе своей внутренней финансово-хозяйственной деятельности.

При таких обстоятельствах юридическое лицо МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и выразившегося по существу в непринятии ею как органом публичной власти мер к решению вопроса, входящего в его компетенцию как органа местного самоуправления, а не как юридического лица.

Кроме того, МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ», как орган местного самоуправления в пределах своей компетенции организовал осуществление дорожной деятельности, создав и наделив соответствующими полномочиями Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ, утвердив стандарты качества оказываемых им бюджетных услуг (работ).

Следовательно, состав указанного правонарушения в действиях (бездействии) МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ» отсутствует, в связи с чем, мировой судья судебного участка № 8 Октябрьского района г. Улан-Удэ обоснованно прекратил производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ» ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Таким образом, суд не находит оснований для отмены постановления мирового судьи и удовлетворения жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 8 Октябрьского района г. Улан-Удэ от 23.01.2015 г. оставить без изменения, жалобу государственного инспектора дорожного надзора отделения ТН, ДИ и ОД отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Улан-Удэ К. – без удовлетворения

Судья Номогоева З.К.