ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-61/2016 от 26.10.2016 Зубцовского районного суда (Тверская область)

Дело № 12-61/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Зубцов 26 октября 2016 г.

Зубцовский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Титовой Л.Н.,

с участием заместителя прокурора Зубцовского района Трифонова А.А.,

представителя должностного лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1 - ФИО2, действующего по доверенности от 21.09.2016,

при секретаре Буряковой Е.В.,

рассмотрев жалобу представителя Главы Администрации Зубцовского района ФИО1 ФИО10 – ФИО2 ФИО11 на постановление мирового судьи судебного участка Старицкого района Тверской области Трусова Р.Ю., исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Зубцовского района Тверской области от 01 июля 2016 г. по делу № 5-430/2016 об административном правонарушении, предусмотренным ст. 5.39 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка Старицкого района Тверской области Трусова Р.Ю., исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Зубцовского района Тверской области от 01 июля 2016 г., должностное лицо – глава администрации муниципального образования Тверской области «Зубцовский район» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей.

Не согласившись с указанным постановлением представитель Главы Администрации Зубцовского района ФИО1 – ФИО2 обратился в суд с жалобой на постановление мирового судьи судебного участка Старицкого района Тверской области Трусова Р.Ю., исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Зубцовского района Тверской области от 01 июля 2016 г. по делу № 5-430/2016 об административном правонарушении, предусмотренным ст. 5.39 КоАП РФ, которым Глава Администрации Зубцовского района ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 КоАП РФ, указав, что прокуратурой Зубцовского района по обращению главного редактора средства массовой информации «Зубцовские вести» проводилась проверка исполнения законодательства о средствах массовой информации, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности Администрации Зубцовского района.

В своем отзыве, приобщенным к материалам дела об административном правонарушении № 5-430/2016, он (ФИО2) подробно изложил позицию о законности действий, проводимой Администрацией Зубцовского района при рассмотрении запроса редактора СМИ «Зубцовские вести» и направлении ему ответа. Однако, мировой судья признал несостоятельными его доводы, о том, что ответ редакции не был дан сразу, так как проводилась проверка о ее регистрации в Управлении Роскомнадзора по Тверской области.

Информационным письмом, адресованном главному редактору средства массовой информации «Зубцовские вести» ФИО3 от 04.04.2016 исх. № 458, Администрация Зубцовского района сообщила, что «проводятся мероприятия, направленные на установление факта регистрации средства массовой информации «Зубцовские вести», его вида, целей и задач, согласно учредительным документам. По результатам Администрацией Зубцовского района будет рассмотрена возможность сотрудничества с Вами».

Его (ФИО2) доводы о том, что на момент получения запроса СМИ, сотрудники Администрации не обладали данными об образовании и регистрации указанного СМИ, не были приняты во внимание. Ссылка на необходимость проверки данных о регистрации периодического печатного издания путем направления запроса в Управление Роскомнадзора по Тверской области также признана несостоятельной, сославшись на то, что современные средства телекоммуникации позволяют незамедлительно получать необходимую информацию посредства обращения к официальному сайту Управления Роскомнадзора по Тверской области по адресу http://69.rkn.gov.ru/.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо вправе запрашивать, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия.

Также ст. 8 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» установлено, что регистрирующий орган ведет реестр зарегистрированных средств массовой информации. Информация, содержащаяся в реестре зарегистрированных средств массовой информации, является открытой и доступной для ознакомления с ней любых физических лиц и юридических лиц, за исключением случаев, если доступ к такой информации ограничен в соответствии с федеральными законами.

Сведения о конкретном средстве массовой информации предоставляются регистрирующим органом бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления оставлении таких сведений.

Сведения о конкретном средстве массовой информации направляются в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи", в виде выписки из реестра зарегистрированных средств массовой информации или справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается при отсутствии в данном реестре сведений о конкретном средстве массовой информации.

Исходя из названных норм действующего федерального законодательства следует, что Администрация Зубцовского района в полной мере реализовало свое право на получение необходимой информации о регистрации СМИ «Зубцовские вести».

Также законность действий Администрации Зубцовского района подтверждается апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 10.08.2016 по делу № 33а-3380 на решение федерального судьи Зубцовского районного суда Тверской области Титовой Л.Н. от 18.05.2016 № 2а-176/2016 по административному исковому заявлению учредителя и главного редактора СМИ «Зубцовские вести» ФИО3 к Главе Администрации Зубцовского района Тверской области ФИО1, Администрации Зубцовского района Тверской области об оспаривании решений, действий (бездействий) должностного лица.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Данное требование КоАП РФ при производстве по делу в отношении должностного лица – Главы Администрации Зубцовского района ФИО1 не соблюдено.

В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

По неизвестным ему причинам, постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Зубцовского района Тверской области Трусова Р.Ю. по делу об административном правонарушении в отношении Главы администрации Зубцовского района ФИО1 от 01.07.2016 дело № 5-430/2016 находилось в мировом суде Зубцовского района и в адрес лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1 не направлялось.

ДД.ММ.ГГГГ в здании мирового суда им получено две копии (одна копия для ФИО1, вторая – в его адрес) постановления об административном правонарушении в отношении должностного лица – Главы Администрации Зубцовского района ФИО1

В связи с этим фактом, считает, что срок на подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не является нарушенным.

Просит отменить постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Зубцовского района Тверской области Трусова Р.Ю. по делу об административном правонарушении в отношении Главы администрации Зубцовского района ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании представитель должностного лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1 - ФИО2, доводы жалобы поддержал по основаниям, изложенным в жалобе.

Должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности ФИО1, о времени и месте рассмотрения жалобы в судебное заседание не явился, просил жалобу рассмотреть в присутствии его представителя по доверенности.

Заместитель прокурора Зубцовского района Трифонов А.А. возражал против удовлетворения жалобы, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в Администрацию Зубцовского района с заявлением. На основании ФЗ «О СМИ» в течение 7 дней ответ был не дан. Ответ от ДД.ММ.ГГГГ не является ответом по существу и не является уведомлением об отсрочке ответа, что следует из ст.20 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Что касается доводов заявителя о том, что Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ отменено решение Зубцовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, то предметом рассмотрения апелляционной инстанции был факт не предоставления ответа, который был предоставлен до вынесения решения суда 1-й инстанции, в то время как диспозиция ст.5.39 КоАП РФ свидетельствует о несвоевременности предоставления информации.

Просит решение мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения..

Рассмотрев доводы жалобы, выслушав представителя должностного лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО2, прокурора, изучив и исследовав материалы дела № 5-430/2016, суд приходит к следующему выводу.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.7 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами Субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в с соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое настоящим кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Как следует из материалов дела прокуратурой Зубцовского района по обращению главного редактора средства массовой информации «Зубцовские вести» от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о средствах массовой информации, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности администрации Зубцовского района.

В ходе проверки по обращению установлено, что редакция средства массовой информации «Зубцовские вести», имеющее свидетельство о регистрации ПИ № ТУ69-00411, обратилось в администрацию Зубцовского района с редакционным запросом от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно информации, адресованной ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ исх. , Администрацией «проводятся мероприятия, направленные на установление факта регистрации средства массовой информации «Зубцовские вести», его вида, целей и задач, согласно учредительным документам. По результатам Администрацией Зубцовского района будет рассмотрена возможность сотрудничества с Вами».

Таким образом, запрашиваемая средствами массовой информации, информация не представлена.

В соответствии со ст. 38 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2121-1 «О средствах массовой информации» граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.В силу ст. 39 Закона РФ от 27.12.1991 № 2121-1 «О средствах массовой информации» редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Как отмечено в п. 15 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2010 № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» при разрешении дел, касающихся сбора информации, необходимо иметь в виду, что выбор законного способа поиска информации осуществляется журналистом и редакцией самостоятельно, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами (например, ч. 4 ст. 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", п. «б» ст. 12 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении", п.п. 14 п. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона "О военном положении").

Одним из законных способов поиска информации о деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций (коммерческих и некоммерческих), общественных объединений, их должностных лиц является запрос редакцией соответствующих сведений (ст. 39 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации").

Согласно ст. 40 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2121-1 «О средствах массовой информации» отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну;

2) должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;

3) дата принятия решения об отказе.

Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок. Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок;

2) дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;

3) должностное лицо, установившее отсрочку;

4) дата принятия решения об отсрочке.

Иные основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления установлены ст. 20 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Согласно которому, информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если:

1) содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

2) в запросе не указан почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией;

3) запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос;

4) запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа;

5) запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией;

6) в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.

При этом законом не определен предельный срок отсрочки в предоставлении информации. Между тем, следует иметь в виду, что такой срок установлен, в частности, Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Согласно ч. 6 ст. 18 этого Закона отсрочка в предоставлении информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления не может превышать пятнадцать дней сверх установленного этим Законом срока для ответа на запрос.

В данном случае запрос учредителя и главного редактора СМИ «Зубцовские вести» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ не направлен на получение сведений, составляющих, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.

Ответ Администрации Зубцовского района от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует вышеуказанным требованиям закона, поскольку не соблюдены требования, предъявляемые к уведомлениям об отказе либо об отсрочке, то есть уведомлением не является, не соблюден срок вручения уведомления.

Ответ на запрос учредителя и главного редактора средства массовой информации «Зубцовские вести» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, был направлен только ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя 29 дней.

В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Зубцовского района на имя главы Администрации внесено представление.

В силу ст. 5.39 КоАП РФ неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Общим объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения, складывающиеся по поводу предоставления гражданам и организациям необходимой информации. Непосредственным объектом административного нарушения выступают права граждан и организаций на получение информации.

Из текста статьи следует, что речь в ней идет о разнообразной информации, предоставление которой гражданам и юридическим лицам гарантируется Конституцией РФ и федеральным законом. Конституция РФ (ч. 4 ст. 29) гарантирует каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В другой статье Конституции (ч. 2 ст. 24) закреплена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (если иное не предусмотрено законом).

Неправомерный отказ в предоставлении информации может быть как в устной форме, так и в виде письменного ответа на запрос, как без каких-либо обоснований, так и со ссылками на необходимость обеспечения охраны государственной или коммерческой тайны, тайны следствия и т.п.

Правонарушение может выражаться также в несоблюдении сроков предоставления информации по запросу (заявлению) гражданина или организации (юридического лица). Предоставление запрашиваемой информации после истечения установленного срока не является основанием для освобождения виновного должностного лица от административной ответственности.

Исходя из вышеизложенного, судом выявлено, что главой Администрации Зубцовского района ФИО1 были нарушены сроки предоставления информации за запрос от ДД.ММ.ГГГГ учредителя и главного редактора средства массовой информации «Зубцовские вести» поскольку ответ был направлен только ДД.ММ.ГГГГ.

Все собранные по делу доказательства получили оценку мировым судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, мировым судьей при рассмотрении дела допущено не было и оснований к отмене принятого им решения не имеется.

Суд апелляционной инстанции находит доводы представителя по доверенности ФИО2 не состоятельными, поскольку Закон РФ «О средствах массовой информации» обязывает предоставить информацию, запрашиваемую средством массовой информации, и устанавливает закрытый перечень оснований, по которым может быть отказано в ее предоставлении. Ответ, направленный в адрес ФИО3., не содержит указаний, где и в каком порядке может быть получена запрашиваемая им информация.

Ссылка представителя по доверенности ФИО2 на то, что Администрацией Зубцовского района проводились мероприятия, направленные на установление факта регистрации средства массовой информации «Зубцовские вести», его вида, целей и задач, согласно учредительным документам, не может быть принята во внимание как основание к отказу в предоставлении информации либо об отсрочке в предоставлении информации, поскольку при направлении запроса ФИО3 указал регистрационные данные средства массовой информации. Сведения о зарегистрированном средстве массовой информации возможно найти на официальном сайте Роскомнадзора, и при наличии оснований сомневаться в полномочиях ФИО3 глава Администрации Зубцовского района ФИО1 имел возможность проверки указанных данных.

Доводы представителя по доверенности ФИО2 о том, что при ответе на запрос ФИО3 Администрация Зубцовского района руководствовалась ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», которой установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения; а также п. 6 ст. 18 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», которым установлено, что запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку, ст.12 ФЗ «О СМИ» предусмотрена возможность освобождения от регистрации средств массовой информации (периодические печатные издания тиражом менее одной тысячи экземпляров), чем могли воспользоваться «Зубцовские вести». Однако и в данном случае «Зубцовские вести» вправе воспользоваться своим правом предусмотренным ст.39 ФЗ «О СМИ». Кроме того, в запросе информации присутствует наименование «Зубцовский вести», адрес и телефон СМИ. Следовательно, при ответе необходимо руководствоваться Законом РФ «О средствах массовой информации».

Законом РФ «О средствах массовой информации» установлен семидневный срок для предоставления ответа.

Доводы представителя по доверенности ФИО2 о том, что законность действий Администрации Зубцовского района подтверждается апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-3380 на решение федерального судьи Зубцовского районного суда Тверской области Титовой Л.Н. от ДД.ММ.ГГГГа-176/2016 по административному исковому заявлению учредителя и главного редактора СМИ «Зубцовские вести» ФИО3 к Главе Администрации Зубцовского района Тверской области ФИО1, Администрации Зубцовского района Тверской области об оспаривании решений, действий (бездействий) должностного лица, Зубцовский районный суд принимает во внимание. Вместе с тем, предметом административного судопроизводства являлся вопрос о признании незаконным не предоставление ответа (информации) на редакционный вопрос, а постановлением мирового судьи судебного участка Зубцовского района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был привлечен к административной ответственности именно за несвоевременное предоставление запрашиваемой информации.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности жалобы. Оснований для отмены постановления мирового судьи и прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка Старицкого района Тверской области Трусова Р.Ю., исполняющего обязанности мирового судьи Зубцовского района от 01 июля 2016 г., по делу об административном правонарушении предусмотренным ст. 5.39 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу представителя Главы Администрации Зубцовского района ФИО1 ФИО12 – ФИО2 ФИО13, без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья: Л.Н.Титова