Дело № 12-61/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Прокопьевского районного суда Кемеровской области Иордан А.Ю.,
при секретаре Ивакиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Прокопьевске
03 апреля 2017 года
жалобу ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», на постановление от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области З, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области З, ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобе на указанное постановление представитель ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», просит его отменить, как незаконное. Считает, что не установлен Объект в составе правонарушения. Полагает, что отсутствуют доказательства размещения части отвала горных пород на землях сельскохозяйственного назначения, в связи чем Административный орган не обладал соответствующей компетенцией и полномочиями на проведение внеплановой проверки относительно спорных земель. Кроме этого, полагает, что при проверке, в ходе проведения осмотра земель, были допущены нарушения со стороны Административного органа, влияющие на результат административной проверки:
1. Лица, привлечённые государственным инспектором, не предъявили документы, удостоверяющие их личности;
2. Отбор проб почв и фоновых проб был осуществлен в отсутствие всех участников административного мероприятия <данные изъяты>; не производилось координирование пробных площадок (если производилось, то без участия государственного инспектора, <данные изъяты>); замер мощности плодородия почв осуществлялся без применения измерительного прибора, отражающего масштаб измерения; метод «Конверта» при отборе фоновых проб не применялся.
3. Тахеометрическая съемка проведена при отсутствии планово-высотного обоснования; точка съемочного обоснования (точка стояния) не была закреплена на местности (соответственно, не возможно было определить высоту инструмента); отсутствовало, не была закреплена на местности точка ориентирования.
В судебном заседании представитель лица, привлекаемого к административной ответственности ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» - ФИО1, действующая на основании доверенности, поддержала доводы жалобы, просила отменить постановление о привлечении к административной ответственности.
Заместитель начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области З, просил в удовлетворении жалобы отказать, суду пояснил, что ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», допущено нарушение земельного законодательства Российской Федерации, выразившееся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, расположенных в <адрес>, на землях сельскохозяйственного назначения общей площадью <данные изъяты> Допущено размещение отвала горных пород, вследствие чего земли фактически выбыли из сельскохозяйственного оборота и не могут использоваться для производства сельскохозяйственной продукции. Местоположение и площадь нарушенных земель сельскохозяйственного назначения <данные изъяты> определена в заключении кадастрового инженера <данные изъяты>А По выявленному факту нарушения земельного законодательства РФ в отношении юридического лица, ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.7. КоАП РФ, а по результатам проверки постановление о привлечении к административной ответственности. Факты нарушения земельного законодательства Российской Федерации юридическим лицом - ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» на землях, относящихся к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, а также вид угодья, определены исходя из пояснений к условным знакам для топографических карт, утвержденным Главным управлением геодезии и картографии при Совете Министров СССР и Военно-топографическим управлением Генерального штаба, согласно которым отнесение нарушенных земель к землям сельскохозяйственного назначения и к виду угодья - пашня подтверждается: Проектом перераспределения земель (фонд перераспределения земель) <данные изъяты>); Планом земель <данные изъяты>. При проведении проверки осуществлялся осмотр земельных участков в присутствии представителей юридического лица, двух понятых, представителя <данные изъяты> С целью определения степени негативного воздействия на окружающую среду (почвы) на землях сельскохозяйственного назначения, нарушенных отвалом горных пород угледобывающего предприятия, отбирались пробы почвы в соответствии с ГОСТом. Состояние почв, мощность плодородного слоя почвы (ПСП), состояние осматриваемых земель зафиксировано в протоколе осмотра территории, протоколах обора проб.
Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что юридическим лицом – ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», допущено нарушение земельного законодательства Российской Федерации, выразившееся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, расположенных в <адрес>, а именно: юридическим лицом - ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» на землях сельскохозяйственного назначения общей площадью <данные изъяты> допущено размещение отвала горных пород, вследствие чего земли фактически выбыли из сельскохозяйственного оборота и не могут использоваться для производства сельскохозяйственной продукции.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, протоколом осмотра территории, протоколами обора проб, заключениями экспертов, документами, подтверждающими производственную деятельность (размещение отвала горных пород) ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» по лицензии на право пользования недрами на смежных земельных участках, а также нарушение почв на землях, относящихся к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения.
Перечисленным доказательствам в совокупности с иными материалами дела, должностное лицо дал верную оценку и обосновано установил вину ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.7. КоАП РФ.
ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» владеет лицензией на право пользования недрами №, выданной ДД.ММ.ГГГГ с целью добычи каменного угля на <адрес>. Срок окончания действия лицензии до ДД.ММ.ГГГГ.
ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» с ДД.ММ.ГГГГ является арендатором <данные изъяты> (договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ№). В соответствии с распоряжением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ юридическому лицу ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» предоставлен в аренду земельный участок (категория земель – земли промышленности, энергетики, связи…и иного специального назначения), площадью <данные изъяты> для использования под <данные изъяты>.
Размещение отвала горных пород (отходы производственной деятельности <данные изъяты> опасности) высотой не менее <данные изъяты> осуществлялось как на <данные изъяты>, так и на смежных с ним землях, что подтверждается заключением кадастрового инженера <данные изъяты>А, где определена площадь размещения отвала горных пород на землях сельскохозяйственного назначения право собственности на которые не разграничено и составляет <данные изъяты>
Размещение отвала горных пород на землях, относящихся к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, подтверждаются пояснениями к условным знакам для топографических карт, утвержденным Главным управлением геодезии и картографии при Совете Министров СССР и Военно-топографическим управлением Генерального штаба, согласно которым отнесение нарушенных земель к землям сельскохозяйственного назначения и к виду угодья - пашня подтверждается: Проектом перераспределения земель (<данные изъяты> Планом земель <данные изъяты>
С целью определения негативного воздействия на окружающую среду при проведении осмотра территории проводился отбор проб почвы. Согласно экспертному заключению <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ (подошва отвала, пробная площадка №; местоположение: <адрес> в исследованной почве выявлено существенное снижение относительно фонового уровня содержания органического вещества (на <данные изъяты>). Содержание подвижного фосфора в ней низкое, подвижного калия – ниже фонового. Степень кислотности, определяемая в солевой вытяжке, близкая к нейтральной, в водной вытяжке – щелочная. Почва засорена каменным углем, горными породами, твёрдыми предметами, камнями. Валовое содержание свинца в данной почве превышает значение ПДК, установленное <данные изъяты>, и его фоновую концентрацию. Кроме того, содержание цинка, меди, никеля и мышьяка также выше фонового. Таким образом, имеет место снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, их деградация, загрязнение, порча почв. Согласно экспертному заключению <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ (<адрес> исследованная почва высокогумусная. Содержание подвижного фосфора в ней низкое, подвижного калия – очень высокое. Степень кислотности, определяемая в солевой вытяжке, слабокислая, в водной вытяжке – щелочная. Валовое содержание свинца в данной почве превышает значение ПДК, установленное <данные изъяты> Точное местоположение пробных площадок, мест отбора точечных проб почвы установлено в заключении кадастрового инженера <данные изъяты>А
В силу п. 1, п. 2, п. 8 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ - Земельный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципах:
1) учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
2) приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В соответствии с ч. 4 ст. 13 ЗК РФ при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами. В соответствии с ч. 1 ст. 78, ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Согласно ч. 1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Согласно положений ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" земля, почвы являются компонентами природной среды и природным ресурсом.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель является административным правонарушением.
Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель является нарушением: п. 1, п. 2, п. 8 ч. 1 ст. 1, ч. 2, ч. 4 ст. 13, абз. 2, абз. 4, абз. 7, абз. 8, абз. 9 ст. 42, ч. 1 ст. 78, ч. 1 ст. 79 ЗК РФ, ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Таким образом, обязательным признаком объективной стороны указанного правонарушения является наступление негативных последствий для земель, от действий (бездействий) землепользователя.
Осуществление ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» производственной деятельности по ведению горных работ, размещению производственных объектов, отходов производственной деятельности 5 класса опасности (Восточный отвал горных пород) на землях сельскохозяйственного назначения ведет к деградации плодородного слоя почвы, ухудшению его агрофизических характеристик, нарушению структуры и рельефа. Данные факторы ухудшают качество земель, приводя к изменению функций почвы как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель, препятствуя их использованию для сельскохозяйственного производства и ухудшая экологическую обстановку на нарушенных участках и прилегающих территориях, что противоречит требованиям законодательства.
Всем доказательствам, дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначенное наказание отвечает требованиям закона. Оснований для применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматривается.
Доводы ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», что категория земель в ходе проверки не установлена, необоснованны, поскольку опровергаются собранными по делу доказательствами, из которых следует, что часть отвала размещена на землях сельскохозяйственного назначения.
Доводы ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», что лица, привлечённые государственным инспектором, не предъявили документы, удостоверяющие их личности, необоснованны, поскольку опровергаются указанными протоколами, где указаны данные о понятых.
Доводы ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», что отбор проб почв и фоновых проб был осуществлен в отсутствие всех участников административного мероприятия, необоснованны, поскольку опровергаются протоколами отбора проб, где указаны данные об участниках, понятых.
Доводы ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», что замер мощности плодородия почв осуществлялся без применения измерительного прибора, отражающего масштаб измерения, а также метод «Конверта» при отборе фоновых проб не применялся, суд находит неубедительными, поскольку отбор проб и замер почвенного слоя проводился в соответствии с ГОСТом, ссылка на которое имеется в протоколе.
Доводы ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», что тахеометрическая съемка проведена при отсутствии планово-высотного обоснования; точка съемочного обоснования (точка стояния) не была закреплена на местности (соответственно, не возможно было определить высоту инструмента); отсутствовало, не была закреплена на местности точка ориентирования, необоснованны, поскольку место положения, а также площадь нарушенных отвалом земель определена заключением кадастрового инженера, при использовании специального оборудования имеющего сертификат и данные о поверке.
Как следует из материалов дела постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы представителя ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», и отмены постановления о назначении административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области З, о привлечении к административной ответственности ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, назначении административного наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей, оставить без изменения, жалобу ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в срок 10 суток.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья: А.Ю. Иордан