Дело №12-61/2017
Р Е Ш Е Н И Е
г.Слободской Кировской области 12 апреля 2017 года
Судья Слободского районного суда Кировской области Воробьева Т.В., при секретаре Поповой Н.Б.,
с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1 – ФИО2,
рассмотрев в судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Кировской области в области охраны окружающей среды ФИО3 от 27 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора Кировского областного государственного профессионального образовательного бюджетного учреждения «Вятский аграрно-промышленный техникум» (далее по тексту КОГПОБУ ВА-ПТ) ФИО1,
у с т а н о в и л :
Постановлением старшего государственного инспектора Кировской области в области охраны окружающей среды ФИО3 АП.№/п от ДД.ММ.ГГГГ директор КОГПОБУ ВА-ПТ ФИО1 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размера 10000 рублей.
В жалобе директор КОГПОБУ ВА-ПТ ФИО1 просит постановление должностного лица отменить, освободить от ответственности на основании ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекратить производство по делу.
В обоснование жалобы указала, что старший государственный инспектор Кировской области охраны окружающей среды ФИО3 необоснованно не применила положения ст. 2.9 КоАП РФ. Не было учтено, что в целях выполнения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды, КОГПОБУ ВА-ПТ были заключены договоры со специализированными организациями: с октября 2015 года по ДД.ММ.ГГГГ действовал договор на вывоз твердых бытовых отходов, заключенный с ООО «Многоотраслевое предприятие»; с ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на вывоз твердых бытовых отходов с МУП «Запад». Ей не было известно, что МУП «Запад» не имеет лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов, но принимает меры для ее получения. Об этом стало известно в последних числах ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что КОГПОБУ ВА-ПТ были необходимы утвержденные нормативы и лимиты, отношения по вывозу отходов должны быть оформлены надлежащим органом, договор с МУП «Запад» был расторгнут, принято решение о заключении договора с ООО «Предприятие по утилизации бытовых и промышленных отходов», имеющим соответствующие разрешительные документы в области обращения с отходами. Заявление по объективным обстоятельствам было представлено в Министерство охраны окружающей среды Кировской области ДД.ММ.ГГГГ, В связи с тем, что срок рассмотрения заявления составляет 45 дней, КОГПОБУ ВА-ПТ не имел возможности для получения утвержденных нормативов и лимитов на момент проведения проверки. Отягчающих вину обстоятельств во время проверки не выявлено. Правонарушение совершено впервые.
В судебное заседание должностное лицо КОГПОБУ ВА-ПТ – директор ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, ходатайства об отложении дела не заявила.
Защитник - представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 на жалобе на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ настаивает по изложенным в ней основаниям, дополнительно пояснила, что не оспаривая вину, просит учесть, что в настоящее время ДД.ММ.ГГГГ КОГПОБУ ВА-ПТ было получено решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Просит применить ст.2.9 КоАП РФ, отменив постановление о наложении штрафа от ДД.ММ.ГГГГ№/п, освободить ФИО1 от административной ответственности, производство по делу прекратить.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, - старший государственный инспектор Кировской области в области охраны окружающей среды ФИО3 в суд не явилась, о времени и месте рассмотрения извещена надлежащим образом. В направленном ходатайстве, просила рассмотреть жалобу в ее отсутствие, в удовлетворении жалобы отказать, настаивая на позиции, отраженной в постановлении.
Не признавая обязательной явку в судебное заседание должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, и должностного лица, вынесшего постановление, считаю возможным рассмотреть дело без их участия.
Выслушав защитника, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
По результатам рассмотрений жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья принимает одно из решений, предусмотренных частью 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных
правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в
полном объеме.
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по приказу Главного государственного инспектора Кировской области в области охраны окружающей среды ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ, старшим государственным инспектором Кировской области в области охраны окружающей среды ФИО3 проведена плановая выездная проверка КОГПОБУ ВА-ПТ, в ходе которой установлено следующее:
КОГПОБУ ВА-ПТ является юридическим лицом, зарегистрировано Инспекцией ФНС по Слободскому району Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ за ОГРН <***>. Учреждение поставлено на учёт в налоговом органе по месту нахождения Инспекцией ФНС по Слободскому району Кировской области ДД.ММ.ГГГГ с присвоением ИНН/КПП <***>/432901001.
Учреждение осуществляет деятельность на основании законодательства РФ и в соответствии с Уставом, принятым общим собранием трудового коллектива ДД.ММ.ГГГГ и утвержденного министром образования Кировской области (Приказа от ДД.ММ.ГГГГ№).
Учреждение является некоммерческой организацией, созданной Кировской областью для оказания услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере образования.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ№ основным видом деятельности Учреждения является - образование профессиональное среднее. Так же заявлено 10 дополнительных видов деятельности.
Учреждение имеет филиал: полное наименование - Филиал пгт. Вахруши Кировского областного государственного профессионального образовательного бюджетного учреждения «Вятский аграрнопромышленный техникум», сокращенное название - Филиал пгт. Вахруши КОГПОБУ ВА-ПТ, почтовый адрес: 613110, Кировская область, Слободской район, пгт. Вахруши, ул. Ленина, д. 1.
Для осуществления своей деятельности Учреждение имеет в собственности следующие земельные участки:
- площадью <данные изъяты> местоположение: Кировская область, Слободской район, с. Бобино. категория земель: земли поселений, разрешенное использование: размещение учебно-производственной базы, <данные изъяты>;
- площадью <данные изъяты>, местоположение: Кировская область, Слободской район, с. Бобино, категория земель: земли промышленности и др., разрешенное использование: автотрактодром, кадастровый <данные изъяты>);
- площадью <данные изъяты> местоположение: Кировская область, Слободской район, с. Бобино, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение учебного хозяйства, <данные изъяты>
- площадью <данные изъяты> местоположение: Кировская область, Слободской район, пгт. Вахруши, ул. Ленина, 1. категория земель: земли поселений, разрешенное использование: для производственных целей, <данные изъяты>
Учреждение имеет в собственности следующие здания:
- учебный корпус, 4-этажное, общей площадью <данные изъяты> адрес объекта: Кировская область, Слободской район, пгт. Вахруши, ул. Ленина, д. 1, кадастровый номер <данные изъяты>
- здание корпуса теоретических занятий, 2-этажное, общей площадью <данные изъяты> адрес объекта: <...>, <данные изъяты>
- здание общежития № 1, 3-этажное, общей площадью <данные изъяты> адрес объекта: <...>, <данные изъяты>
- здание общежития № 2, 2-этажное, общей площадью <данные изъяты> адрес объекта: <...>, кадастровый номер 43:30:070403:854 (свидетельство о государственной регистрации права от 13 мая 2014 года, серия 43-АВ № 030498);
- здание корпуса практических занятий №1, 1-этажное, общей площадью <данные изъяты> адрес объекта: <...>, <данные изъяты>
- здание корпуса практических занятий №2, 1-этажное, общей площадью <данные изъяты> адрес объекта: Кировская область, Слободской район<данные изъяты><данные изъяты>
- здание корпуса практических занятий №3, 2-этажное, общей площадью <данные изъяты> адрес объекта: Кировская область, Слободской район, с. Бобино<данные изъяты><данные изъяты>
- здание боксов, 1-этажное, общей площадью <данные изъяты> адрес объекта: <...>, <данные изъяты>
- заправочная станция, 1-этажное, общей площадью <данные изъяты>, адрес объекта: Кировская область, Слободской район, с. Бобино, <данные изъяты>
- помещение гаража, 1-этажное, общей площадью <данные изъяты> адрес объекта: Кировская область, Слободской район, пгт. Вахруши, ул. Ленина, д. 13а, пом. 1003, <данные изъяты>
- сооружение: овощехранилище, 1-этажное, общей площадью <данные изъяты> адрес объекта: <...>, <данные изъяты>
- помещение, 1-этажное, общей площадью <данные изъяты> адрес объекта: <...> <данные изъяты>
- здание ангар, 1-этажное, общей площадью <данные изъяты>, адрес объекта: <...>, <данные изъяты>
- здание склада, 1-этажное, общей площадью <данные изъяты>, адрес объекта: Кировская область, Слободской район, с. Бобино, <данные изъяты>
- здание автомобильный гараж, 1-этажное, общей площадью <данные изъяты> адрес объекта: <...>, <данные изъяты>
- здание: столярная мастерская, 1-этажное, общей площадью <данные изъяты>, адрес объекта: Кировская область, Слободской район, с. Бобино, <данные изъяты>
В результате деятельности Учреждения, согласно представленным материалам (данные учета в области обращения с отходами) образуются следующие виды отходов:
- лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (Код по ФККО 47110101521), при замене перегоревших ламп на новые;
- покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные (Код по ФККО 92113002504), в результате потери потребительских свойств пневматических шин;
- аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом (Код по ФККО 92011001532), при ремонте автотранспорта;
- отходы синтетических и полусинтетических масел моторных (Код по ФККО 41310001313), при замене масел;
- обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15 % и более) (Код по ФККО 91920401603), при ремонте и техническом обслуживании автотранспорта;
- мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (Код по ФККО 73310001724), в результате жизнедеятельности человека, уборки помещений и территорий;
- лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные (Код по ФККО 46101001205), в результате ремонта и обслуживания транспорта;
- фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные (Код по ФККО 92130201523);
- рейка натуральной чистой древесины (Код по ФККО 30522002215);
- опилки и стружка натуральной чистой древесины несортированная (Код по ФККО 30529111205).
В результате осмотра выявлено наличие и места временного накопления отходов.На территории по адресу: 613117, <...>:
- лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (Код по ФККО 47110101521), накапливаются в металлическом контейнере под замком, расположенном на территории открытой стоянки техники, на момент осмотра обнаружено не менее 200 ламп;
- покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные (Код по ФККО 92113002504), накапливаются в гаражном боксе на бетонном полу, на момент осмотра обнаружено не менее 30 покрышек;
- аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом (Код по ФККО 92011001532), накапливаются в гаражном боксе на стеллажах, на момент осмотра обнаружено 2 аккумулятора;
- отходы синтетических и полусинтетических масел моторных (Код по ФККО 41310001313), накапливаются в кирпичном здании в металлической ёмкости на бетонном полу, на момент осмотра обнаружено не менее 100 л. отхода;
- обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15 % и более) (Код по ФККО 91920401603), накапливаются в кирпичном здании в металлической ёмкости на бетонном полу, на момент осмотра обнаружено не менее 2 кг. отхода;
- мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (Код по ФККО 73310001724), накапливается в металлических контейнерах на оборудованной площадке (бетонное основание, с 3-х сторон огорожено металлическим ограждением), на момент осмотра отхода не обнаружено;
- лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные (Код по ФККО 46101001205), накапливаются в слесарной мастерской в полиэтиленовом ящике, на момент осмотра обнаружено не менее 3 кг. отхода;
- фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные (Код по ФККО 92130201523), отходов не обнаружено.
На территории по адресу: 613110, <...>:
- мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (Код по ФККО 73310001724), накапливается в двух металлических контейнерах на оборудованной площадке (бетонное основание, с 3-х сторон огорожено металлическим ограждением), на момент осмотра 1 контейнер заполнен на ?, второй заполнен на ?;
- лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (Код по ФККО 47110101521), место накопления определено в подвальном помещении в приточной камере № 2 (не рабочая) в картонной коробке, помещение закрывается на ключ, доступ в помещение ограничен, на момент осмотра отхода не обнаружено;
- рейка натуральной чистой древесины (Код по ФККО 30522002215), накапливаются в помещении мастерской в полиэтиленовом мешке, на момент осмотра обнаружено не менее 0,3 м? отхода;
- опилки и стружка натуральной чистой древесины несортированная (Код по ФККО 3052911 1205), накапливаются в помещении мастерской в деревянном ящике, на момент осмотра обнаружено не менее 1 м? отхода.
Согласно ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.
Исходя из ч. 1 ст. 1.5 и ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности за административные правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением служебных обязанностей, в отношении которых установлена его вина.
Статья 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления: при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении или ином обращении с отходами.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено нормирование в области обращения с отходами, где согласно:
п. 2. Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
п.4. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами;
п.6. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
На момент проведения проверки Учреждением разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержден директором КОГПОБУ ВА-ПТ ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. Заявление о выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подано в министерство охраны окружающей среды ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, на момент проверки Учреждением нормативы образования отходов и лимиты на их размещение не утверждены, что является нарушением п. 6 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно п. 4.2 Устава КОГПОБУ ВА-ПТ единоличным исполнительным органом Учреждения является руководитель Учреждения, который осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения.
Согласно приказу департамента образования администрации Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ директором ПЛ № 34 (далее КОГОБУ СПО ВГА-ПТ) назначена ФИО1, которая осуществляет организационно-распорядительные или административно- хозяйственные функции и в силу ст. 2.4 КоАП РФ является должностным лицом, подлежащим административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, в указанных действиях (бездействиях) должностного лица - директора КОГПОБУ ВА-ПТ ФИО1 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, то есть несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Местом совершения указанного правонарушения является юридический адрес Учреждения: 613117, <...>. Правонарушение выявлено в ходе проведения плановой выездной проверки. Срок привлечения лица к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.
Факт работы ФИО1 в должности директора КОГПОБУ «ВА-ПТ» и назначения её должностным лицом, ответственным за организацию, обеспечение и контроль соблюдения экологических требований в процессе производственной деятельности предприятия, установлен материалами дела и участниками процесса не оспаривается.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается имеющимися в деле доказательствами: актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении, иными доказательствами, которым в совокупности должностным лицом дана надлежащая, соответствующая требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка.
Доказательства того, что должностным лицом были приняты все зависящие от него меры по заключению договора с организацией осуществляющей деятельность по вывозу и размещению (захоронению) отходов, имеющих лицензию на транспортировку ТБО и получения документа об утверждении лимитов на размещение отходов, не установлены. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, не установлено.
Таким образом, выводы должностного лица о наличии в бездействии должностного лица - директора КОГПОБУ BA-ПТ ФИО1 события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными.
Порядок привлечения к административной ответственности соблюден, дело об административном правонарушении возбуждено и рассмотрено правомочным лицом, постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока, предусмотренного ч.1 ст.4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Каких-либо процессуальных нарушений по делу судом не установлено.
В силу статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Вопрос о малозначительности совершенного ФИО1 административного правонарушения должностным лицом при вынесении постановления не обсужден.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Использование этой возможности не зависит от вида (состава) совершенного административного правонарушения и распространяется на случаи, когда действие или бездействие должностного лица, формально содержащее все признаки состава административного правонарушения, фактически, - с учетом характера конкретного противоправного деяния, степени вины нарушителя в его совершении, отсутствия вредных последствий, - не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
С учетом, установленных по делу обстоятельств, характера совершенного правонарушения, не повлекшего существенного нарушения охраняемых общественных отношений, принимая во внимание отсутствие каких-либо вредных последствии, как то: причинение вреда жизни и здоровью людей, причинение ущерба окружающей среде, а также учитывая степень вины должностного лица, которым были приняты все меры к получению документа об утверждении лимитов на размещение отходов, при установлении отсутствия данных документов, но неполучение данных документов было вызвано объективными причинами; в то же время, принимая во внимание устранение выявленных нарушений на момент рассмотрения дела, а также отсутствии в протоколе данных о привлечении должностного лица ранее к административной ответственности, соответственно, совершении административного правонарушения впервые, суд приходит к выводу о возможности применения к ФИО1 положений ст.2.9 КоАП РФ, то есть об освобождении от административной ответственности, ограничившись устным замечанием в виду малозначительности совершенного правонарушения.
При этом суд учитывает, что при освобождении должностного лица от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного деяния, достигаются и реализуются все цели и принципы административного наказания: справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности, поскольку к правонарушителю, несмотря на то, что он освобождается от административной ответственности, все же применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание, которая призвана оказать моральное воздействие на нарушителя, и направлена на то, чтобы предупредить, проинформировать его о недопустимости совершения, подобных нарушений впредь.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
постановление старшего государственного инспектора Кировской области в области охраны окружающей среды ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении директора Кировского областного государственного профессионального образовательного бюджетного учреждения «Вятский аграрно-промышленный техникум» ФИО1 отменить, производство по делу прекратить на основании статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершённого административного правонарушения, объявив ФИО1 устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья: Т.В. Воробьева