Дело № 12-61/2018
РЕШЕНИЕ
22 февраля 2018 года
Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Альштадт С.Н.
при секретаре Поткиной А.Н.,
с участием ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного инженера Акционерного общества «Ярославский бройлер» ФИО1 на постановление государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Ярославской области и КО Центрального Управления Ростехнадзора ФИО2 от 21.12.2017 года № 6.2-897пл-Пс/0102Я-2017 по делу об административном правонарушении, которым
ФИО1, <данные изъяты>, главный инженер Акционерного общества «Ярославский бройлер»,
привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Ярославской области и КО Центрального Управления Ростехнадзора ФИО2 от 21.12.2017 года № 6.2-897пл-Пс/0102Я-2017 по делу об административном правонарушении главный инженер Акционерного общества «Ярославский бройлер» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за нарушение требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В жалобе ФИО1 просит отменить постановление и прекратить производство по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения. В обоснование своих требований указывает, что 25.04.2017 года АО «Ярославский бройлер» был заключен договор об оказании услуг по проведению аварийно-спасательных работ с МКУ «УГОЧС» г. Рыбинска. Законодательством возложена обязанность на собственника опасного объекта системы газоснабжения по созданию либо привлечению по договору аварийно-спасательной службы, при этом предоставление лицензии этой организации не требуется. Нарушения, обозначенные в протоколе об административном правонарушении, устранены до вынесения постановления о назначении наказания. Административным органом при назначении наказания не учтено, что правонарушение не представляет существенной опасности охраняемым общественным интересам, является формальным, поскольку на дату рассмотрения дела, нарушения были устранены. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить ввиду малозначительности.
В судебном заседании ФИО1 доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Выслушав объяснения ФИО1, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу, что постановление о привлечении к административной ответственности подлежит оставлению без изменения, а жалоба ФИО1 без удовлетворения.
В соответствии со статьями 1, 2 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к названному Закону.
Согласно ст. 33 ФЗ № 69-ФЗ от 31.03.1999 года «О газоснабжении в Российской Федерации» организация – собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения посредством осуществления следующих мероприятий создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров соответствующие специализированные службы.
Статьей 10 ФЗ № 116-ФЗ установлено, что в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в частности: заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных названным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников; планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
Согласно ст.12 ФЗ 151-ФЗ от 22.08.1995 года «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» в качестве обязательного условия для осуществления аварийно-спасательными службами (формированиями) основного вида деятельности (проведения аварийно-спасательных работ) их аттестацию. Обязательной аттестации подлежат все без исключения АСС, АСФ, независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, включая нештатные и общественные.
В соответствии с п.п. ж п.70 «Технического регламент сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 года № 870, при эксплуатации надземных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение, в т.ч. повреждений электроизолирующих фланцевых соединений, средств защиты от падения электропроводов, креплений газопроводов и габаритных знаков в местах проезда автотранспорта.
ГОСТом Р 54961-2012 «Системы газораспределительные, Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» предусматривается, что технические устройства, оборудование и материалы, используемые в процессе эксплуатации сетей газопотребления, должны соответствовать установленным нормативным требованиям к их транспортированию, хранению и области применения. Номенклатура изделий, требующих получения специального разрешения к применению на опасных производственных объектах газифицированных предприятий и котельных, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности (п.4.6), а также проверка сохранности пломб (при их наличии), состояния и сроков поверки средств измерений (п.8.1).
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В судебном заседании установлено, что Акционерное общество «Ярославский бройлер» является опасным производственным объектом 3 класса опасности, зарегистрировано в реестре опасных производственных объектов (свидетельство А18-002530, выдано 05.07.2013 года), имеет лицензию на осуществление эксплуатации взрывопожарных и химических опасных производственных объектов 1,2,3 классов опасности ВХ-18-025360, выданную Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 20.10.2014 года.
По результатам плановой выездной проверки АО «Ярославский бройлер», проведенной специалистами Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 12.12.2017 года установлены следующие нарушения:
отсутствие у аварийно-спасательной службы МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным обстоятельствам» городского округа город Рыбинск, с которой заключен договор на проведение аварийно-спасательных работ, права на осуществление такой деятельности (требования п. 1 ст.9 ФЗ № 116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.1 ст.5 ФЗ №151-ФЗ от 22.08.1995 года «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»);
план мероприятий по локализации и ликвидации аварийных ситуаций согласован с указанной организацией, не имеющей права на проведение газоспасательных работ (требования п. 1 ст.9 ФЗ № 116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.1 ст.5 ФЗ №151-ФЗ от 22.08.1995 года «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»);
отсутствует габаритный знак ограничения проезда по высоте в месте проезда автотранспорта в районе котельной (требование п. 1 ст.9 ФЗ № 116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п. ж п.70 «Технического регламент сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 года № 870);
тягонапоромеры, установленные в санпропускниках, не прошли периодическую метрологическую проверку (требование п. 1 ст.9 ФЗ № 116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 4.6, п.8.1 ГОСТ Р 54961-2012 «Системы газораспределительные, Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация»).
Отмеченные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Приказом № 173к/2 от 12.09.2012 года ФИО1 назначен на должность главного инженера АО «Ярославский бройлер».
Согласно приказу № 434 от 03.03.2017 года АО «Ярославский бройлер», Положения об ответственном за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержденного генеральным директором ОАО «Ярославский бройлер» от 08.04.2015 года, ответственным за осуществление производственного контроля на предприятии назначен главный инженер ФИО1
Вина ФИО1 в совершении вмененного административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении № 6.2-897пл-Пр/0102Я-2017 от 12.12.2017 года, актом проверки № 6.1-897пл-А/0155Я-2017 от 12.12.2017 года, предписанием об устранении выявленных нарушений № 6.2-897пл- П/0129Я-2017 от 12.12.2017 года.
Доводы ФИО1 о том, что нормативные акты в области промышленной безопасности не содержат требований о заключении договора со специализированной аварийно-спасательной службой только при наличии у неё лицензии на газоспасательные работы, суд находит необоснованными.
Из договора № 11 об оказании услуг по проведению аварийно-спасательных работ и иных работ от 25.04.2017 года следует, что между АО «Ярославский бройлер» и МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуация» городского округа город Рыбинск 25.04.2017 года заключен договор на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на опасных производственных объектах АО «Ярославский бройлер».
Согласно свидетельству об аттестации на право проведения аварийно-спасательных работ серии 219 № 07874 от 15.11.2016 года Поисково-спасательный отряд МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городского округа город Рыбинск» имеет аттестацию на проведение поисково-спасательных работ, аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров. Разрешение по виду аварийно-спасательных работ – «газоспасательные работы» отсутствует.
В силу ст.5 Федерального закона от 22.08.1995 года N 151-ФЗ (ред. от 18.07.2017) "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" газоспасательные работы - действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий аварий в зоне с превышением предельно допустимых концентраций токсичных, и (или) пожароопасных, и (или) взрывоопасных веществ. К газоспасательным работам не относятся работы, отнесенные к аварийно-спасательным работам, связанным с тушением пожаров, и горноспасательным работам.
Положениями Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.11.2013 N 542, частям 1, 2 статьи 12 Федерального закона от 22.08.1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Уставом аварийно-спасательных формирований по организации и ведению газоспасательных работ, утвержденного Министерством экономики РФ 28.07.2000 и согласованного с Федеральным горным и промышленным надзором РФ 12.07.2000 N 02-35/314, юридическое лицо обязано иметь службу, аттестованную на проведение газоспасательных работ, либо у юридического лица должен быть заключен договор со службой, аттестованной на ведение газоспасательных работ.
Договор № 11 от 25.04.2017 года, заключенный с МКУ «УГОЧС» г.Рыбинска содержит сведения (п.1.1.) об осуществлении мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. Выполнение аварийно-спасательных работ, связанных с газоспасательными работами, названным договором не предусмотрено. Кроме того, в силу представленных в материалы дела документом МКУ «УГОЧС» г.Рыбинска вправе осуществлять только поисково-спасательные работы, аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров. Таким образом, указанный договор не содержит положений о выполнении всего комплекса аварийно-спасательных работ.
С учетом изложенного договор № 11 от 25.04.2017 года, заключенный с МКУ «УГОЧС» г.Рыбинска не отвечает требованиям статьи 10 Федерального закона N 116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Договор на обслуживание, включающий в себя весь комплекс аварийно-спасательных работ, организацией, имеющей право на проведение, в том числе и газоспасательных работ, заключен 14.12.2017 года с ГБУ ЯО «Пожарно-спасательная служба Ярославской области».
В связи с изложенным, нарушения в части заключения договора об оказании услуг по проведению аварийно-спасательных работ и согласования плана мероприятий по локализации и ликвидации аварийных ситуаций, подтверждены материалами дела.
Основания для признания указанных нарушений малозначительными отсутствует, поскольку нарушения допущены в области промышленной безопасности, несоблюдение требований которой может повлечь тяжелые последствия, установленные требования направлены на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Таким образом, постановление о привлечении главного инженера ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.9.1 КоАП РФ, является обоснованным, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел, наказание назначено минимальное в пределах санкции ч.1 ст.9.1. КоАП РФ.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями КоАП РФ, процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления при производстве по делу не допущено. Оснований для его изменения по доводам жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Ярославской области и КО Центрального Управления Ростехнадзора ФИО2 от 21.12.2017 года № 6.2-897пл-Пс/0102Я-2017 по делу об административном правонарушении в отношении главного инженера Акционерного общества «Ярославскиф бройлер» ФИО1 оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение 10 дней.
Судья Альштадт С.Н.