Дело № 12-61/2021
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Нижний Тагил 19 июля 2021 года
Судья Дзержинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области ФИО1,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, АО «НПК «Уралвагонзавод» - Тришина А.В.,
рассмотрев на основании ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалобу начальника юридического управления АО «НПК «Уралвагонзавод» ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Дзержинского судебного района г. Нижний Тагил ФИО3 от 16 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского» (ОГРН <***>, ИНН <***>), расположенного по адресу: <...>,
УСТАНОВИЛ:
16 апреля 2021 года постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Дзержинского судебного района г.Н.Тагил ФИО3 Акционерное общество «НПК «Уралвагонзавод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Из постановления мирового судьи следует, что Акционерное общество «НПК Уралвагонзавод» в срок до 15 января 2021 года не исполнило предписание Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу № 412-6 от 12 августа 2019 года, выданное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу, а именно, устранило нарушения требований в области охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований.
Не согласившись с постановлением мирового судьи, начальник юридического управления АО «НПК «УВЗ» ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием его события. В обоснование доводов жалобы указал, что постановление основано на неполном рассмотрении всех обстоятельств, поскольку еще на момент выдачи первого предписания от 12 августа 2019 года № 412-6 нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природоохранных требований отсутствовали, поскольку с 12 августа 2019 года сварочный шлак не используется на предприятии в качестве промышленного продукта, а является отходом производства. ТУ 081213000-007-07518941-2016 «Промышленный продукт - шлак сварочный» на такой отход производства не распространяются. Кроме того, предписание № 412-6 не отвечает критериям конкретности и исполнимости, не содержит указание на конкретные действия, которые необходимо совершить.
В настоящем судебном заседании защитник Тришин А.В. поддержал доводы жалобы в полном объеме, дополнительно пояснил, что предприятие продавало сварочный шлак, как отход производства в 2018 года. Первое предписание было обжаловано Обществом в Арбитражный суд, который своим решением признал его законным. В настоящее время шлак предприятием не продается, новые договоры на его реализацию не заключались, не пролонгировались. Шлак складируется в качестве отхода производства на соответствующем полигоне.
Представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу в судебное заседание не явился.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему:
Часть 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды (ст. 32 и 33 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что в рамках федерального государственного экологического надзора приказом № 654 от 02 июля 2019 года заместителя начальника Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу назначено проведение в период с 16 июля по 12 августа 2019 года плановой выездной проверки в отношении АО «НПК «Уралвагонзавод» с целью проверки соблюдения хозяйствующим субъектом требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В ходе проверки установлено, что АО «НПК «Уралвагонзавод» осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления. Деятельность по размещению отходов регламентируется лицензией № (066)-6939-БРБ от 24 декабря 2018 года (л.д. 58-61), согласно которой Общество осуществляет деятельность по размещению отходов в том числе, в отношении Шлака сварочного ФККО 9 19 100 02 20 4.
В ходе проверки Обществом были представлены технологические документы, в соответствии с которыми предприятие осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления, в том числе, технические условия ТУ 081213000-007-07518941-2016 «Промышленный продукт – шлак сварочный» (л.д. 102-109), согласно которым шлак сварочный производится из отходов сварочного производства, образующихся в результате дуговой сварки и сварки под флюсом, представлен полупродуктами производственной и/или хозяйственной деятельности человека. В соответствии с классификатором продукции относится к группе «гравий, песок, глины и коалин». По степени влияния на окружающую среду шлак сварочный относится к 4 классу опасности, не являясь отходом производства и потребления. При производстве продукта возможно негативное воздействие на окружающую среду, в том числе, атмосферный воздух
Эти техусловия распространяются на промышленный продукт – шлак сварочный, предназначенный для использования при производстве сварочных материалов. Раздел Требования охраны окружающей среды содержит информацию о том, что по степени влияния на окружающую среду продукт (шлак сварочный) относится к IV классу опасности, содержит сведения о наличии вредного воздействия на окружающую среду.
В силу ст. 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Пункт 5 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ предусматривает, что объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.
Технические условия ТУ 081213000-007-07518941-2016 «Промышленный продукт – шлак сварочный», утвержденные главным инженером АО «НПК «Уралвагонзавод» 07 июня 2017 года, относятся к технической документации. Однако на государственную экологическую экспертизу они не направлялись, положительного заключения государственной экологической экспертизы не имеется. В банке данных «Об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов» технология утилизации отходов I-IV классов опасности, а именно, ТУ 081213000-007-07518941-2016 «Промышленный продукт – шлак сварочный», впервые применяемые на территории РФ, отсутствуют.
Также в деле имеется копия договора <№> от 15 ноября 2018 года, заключенного между АО «НПК «Уралвагонзавод» (продавец) и ЗАО «<данные изъяты>» (покупатель), о купле-продаже шлака сварочного, получающегося в результате использования флюса (л.д. 73-75).
В силу ст. 27 Федерального закона № 174-ФЗ обязанность представления соответствующей документации, указанной в статье 11 закона, на экологическую экспертизу возлагается на заказчиков этой документации.
Как следует из материалов дела, 12 августа 2019 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу в связи с выявлением нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований выдано предписание № 412-6 в адрес АО «НПК «УВЗ» о необходимости в срок до 15 января 2021 года провести экологическую экспертизу на документацию Технические условия ТУ 81213000-007-07518941-2016 «Промышленный продукт – шлак сварочный» (л.д. 101).
25 февраля 2020 года решением Арбитражного суда Свердловской области данное предписания признано законным, исполнимым, доступным по содержанию для понимания, направленным на пресечение и устранение выявленных нарушений обязательных требований в области технического регулирования. В предписании подробно описаны выявленные нарушения, имеются ссылки на нарушенные нормы права. Какая-либо неопределенность относительно изложенных в предписании требований отсутствует (л.д. 79-82).
18 января 2021 года приказом заместителя руководителя Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 (с изменениями, внесенными приказом от 26 января 2021 года) назначено проведение в период с 21 по 29 января 2021 года внеплановой документарной проверки в отношении АО «НПК «Уралвагонзавод». Проверка назначена в связи с истечением срока исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, в том числе, предписания от 12 августа 2019 года № 412-6 (л.д. 25-29).
Уведомление о проведении проверки и копия приказа о ее проведении направлены в адрес Общества (л.д. 23).
29 января 2021 года по итогам проверки был составлен Акт, согласно которому предписание № 412-6 от 12 августа 2019 года не исполнено – не представлено заключение государственной экологической экспертизы на Технические условия ТУ 81213000-007-07518941 -2016 «Промышленный продукт – шлак сварочный» (л.д. 10-20).
В связи с этим 31 марта 2021 года уполномоченным должностным лицом - государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу в отношении АО «НПК «Уралвагонзавод» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 6-9), содержание и оформление которого соответствует требованиям ст. 28.2 указанного Кодекса, необходимые для правильного разрешения дела сведения в протоколе также отражены.
Всесторонне и полно исследовав представленные по делу доказательства, оценив их в совокупности, мировой судья пришел к правильному выводу о виновности АО «НПК «Уралвагонзавод» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Наказание назначено в минимальных пределах, установленных санкцией указанной статьи.
Сторонами не оспаривается, что на «Уралвагонзаводе» длительное время осуществляется сварочное производство, и сварочный шлак Обществом производился ранее, в том числе, с целью дальнейшей реализации. Кроме того, АО «НПК «Уралвагонзавод» осуществляет деятельность по размещению Шлака сварочного (код отхода ФККО 9 19 100 02 20 4) на собственном шлакоотвале, он длительное время учитывается Обществом в качестве отхода производства. В ходе судебного разбирательства судом было установлено, что вещество (сварочный шлак), в отношении которого утверждены Технические условия, являются побочным продуктом сварочного производства.
Доводы жалобы о незаконности выданного предписания № 412-6 являются несостоятельными, Общество воспользовалось своим право на обжалование данного предписания, решением Арбитражного суда оно признано законным.
Довод жалобы о том, что в период с 2019 года по настоящее время АО «НПК «Уралвагонзавод» не реализует сварочный шлак в качестве продукции предприятия, а складирует его в качестве отхода производства, следовательно, не применяет техническую документацию Технические условия ТУ 81213000-007-07518941-2016 «Промышленный продукт – шлак сварочный», не освобождает Общество от обязанности по исполнению ранее выданного предписания, и не свидетельствует об отсутствии события и состава административного правонарушения в действиях юридического лица.
В ходе неоднократных судебных заседаний, в том числе, Арбитражным судом Свердловской области, было установлено, что в нарушение требований природоохранного законодательства РФ, АО «НПК «Уралвагонзавод» реализует проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также техническую документацию на новые вещества, которые могут поступать в природную среду, являющиеся объектами экологической экспертизы, в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы на указанные объекты, в связи с чем и было выдано предписание № 412-6. При этом новыми веществами являются вещества, образующиеся вследствие осуществления производственной деятельности предприятия, вне зависимости от того, относятся ли указанные вещества к отходам производства или нет.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления мирового судьи, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы при рассмотрении дела, и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.
Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу не допущено, оснований для отмены вынесенных по делу судебных решений не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Дзержинского судебного района города Нижнего Тагила от 16 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского» – оставить без изменения, жалобу начальника юридического управления АО «НПК «Уралвагонзавод» ФИО2 – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Жалоба (протест) подается непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья: