ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-61/2021 от 29.10.2021 Бобровского районного суда (Воронежская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бобров

Воронежская область 29 октября 2021 года

Бобровский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Сухинина А.Ю.,

при секретаре судебного заседания Каменевой М.А.,

рассмотрев жалобу Устюгова Е.Е. на постановление № 178/ТА/2021 о назначении административного наказания от 29 июня 2021, вынесенное заместителем начальника межрегионального отдела государственного геологического надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды по Воронежской области Толок Андреем Юрьевичем, которым директор управляющей организации ООО «РУСМИТ» ООО «Специализированное хозяйство «Московское» Устюгов Евгений Евгеньевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника межрегионального отдела государственного геологического надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды по Воронежской области Толок А.Ю. № 178/ТА/2021 от 29.06.2021, Устюгов Е.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (л.д. 4-7).

Устюгов Е.Е. обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, в которой просит постановление отменить и производство по делу прекратить или признать деяние малозначительным.

Будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания, Устюгов Е.Е в судебное заседание не явился, об отложении дела не просил (л.д. 194).

Представитель Устюгова Е.Е. - Гончаров С.В., будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, в поступившем от него заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 195). В поступивших возражениях доводы жалобы поддержал, просил постановление отменить, производство по делу прекратить или признать деяние малозначительным и заменить административное наказание на предупреждение.

Центрально-Черноземное Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, надлежаще извещенное о слушании дела, в судебное заседание своего представителя не направило, просило рассмотрение дела отложить на другую дату (л.д. 191).

Заместитель начальника межрегионального отдела государственного геологического надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты, старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды по Воронежской области Толок А.Ю., надлежаще извещенный о слушании дела, в судебное заседание не явился, об отложении дела не просил (л.д. 192).

Рассмотрев ходатайство Центрально-Черноземного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об отложении судебного заседания, суд считает, что оно не подлежит удовлетворению, так как рассмотрение дела откладывалось судом 3 раза, в том числе по причине предоставления лицами, участвующими в производстве по делу дополнительных доказательств, в одном из заседаний присутствовало лицо, составившее протокол - Толок А.Ю., дальнейшее отложение слушания дела повлечет нарушение прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по делу.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть жалобу Устюгова Е.Е. в отсутствие подателя жалобы, его представителя Гончарова С.В. и представителей Центрально-Черноземного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Изучив представленные материалы, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 30.3 КоАП жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска установленного законом срока указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей, правомочным рассматривать жалобу.

Постановление вручено должностному лицу Устюгову Е.Е. 29.06.2021, жалоба сдана в организацию почтовой связи 09.07.2021, следовательно, срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении не пропущен.

Как следует из жалобы, постановлением № 178/ТА/2021 о назначении административного наказания от 29 июня 2021 года, вынесенным заместителем начальника межрегионального отдела государственного геологического надзора, надзора за ООПТ и сфере охоты, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды по Воронежской области Толок А.Ю., Устюгов Е.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.3. КоАП, выразившегося в пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Устюгов Е.Е. не согласен с назначенным наказанием и привел в жалобе следующие доводы.

ООО «Специализированное хозяйство Московское» получена лицензия на пользование недрами <номер> от 31.07.2017 сроком действия до 01.08.2041 участки недр расположены в с. Семено-Александровка Бобровского муниципального района и в с. Каширское Каширского муниципального района Воронежской области целевое назначение в соответствии с п. 1.3. условий к лицензии - добыча подземных вод для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, технологического обеспечения водой собственного предприятия.

ООО «Специализированное хозяйство Московское» в настоящее время ведется работа по получению согласования технической документации на разработку месторождения подземных вод в установленном порядке - в соответствии с требованиями «Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработке месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами», утв. Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2010 г. № 118.

Департаментом по недропользованию по Центральному федеральному округу направлен Протокол заседания Комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу от 29.06.2021 г. № 2071/в об отказе в согласовании технической документации на разработку месторождения подземных вод в связи с необходимостью доработки указанное проектной документации и приведения ее соответствие с требованиями законодательства.

ООО «Специализированное хозяйство Московское» произведена установи счетчика-расходомера у устья скважины.

ООО «Специализированное хозяйство Московское» ведет в установленном порядке Журналы учета водопотребления средствами измерений.

На момент проверки проводились работы по постановке зоны с особыми условиями для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для водозаборных скважин на кадастровый учет - материалы по установлению зоны с особыми условиями для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для водозаборных скважин в соответствии с требованиями ст. 106 «Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ направлены в Департамент природных ресурсов экологии Воронежской области.

Документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) с учетом требований закон оформляются после разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, и получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта.

Устюгов Е.Е. ранее не привлекался к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3. КоАП РФ, отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб.

Считает, что им совершено малозначительное административное правонарушение и его следует освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Просит отменить Постановление № 178/ТА/2021 о назначении административного наказания от 29 июня 2021 и прекратить производство по делу (л.д. 1-3).

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП).

В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья,.. . устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП, судья, осуществляющий производство делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Исходя из ч. 3 ст. 30.6. KoAП судья, вышестоящее должностное лицо не связан доводами жалобы проверяют дело в полном объеме.

В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Исходя из положений ст. 28.2 КоАП, регламентирующих порядок составления протокола об административном правонарушении и его содержание, протокол составлен с учетом предъявляемых к нему требований, в том числе в протоколе отражено объяснение физического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названным лицам разъяснены их права и обязанности, о чем сделана запись в протоколе (часть 3); лица отразило в протоколе свои замечания (часть 4).

Согласно ст. 29.10 КоАП, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья КоАП или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления. Указанные требования при составлении протокола и постановления соблюдены.

В качестве доказательств отсутствия вины в совершении вменяемого ему в вину административного правонарушения Устюговым Е.Е. представлены суду следующие доказательства:

лицензия на пользование недрами <номер> выданная ООО «Специализированное хозяйство Московское» с целевым назначением и видами работ добыча подземных вод. Участок недр расположен в с. Семено-Александровка Бобровского района и с. Каширское Каширского района Воронежской области (л.д. 8-9);

условия пользования недрами (приложение № 1 к лицензии <номер> (л.д. 10-14);

протокол заседания комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу (л.д. 15-17);

журнал учета водопотребления средствами измерений (л.д. 18-25);

заявление ООО «Специализированное хозяйство Московское» руководителю Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области о рассмотрении и утверждении проекта зоны санитарной охраны источника питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой ООО «Специализированное хозяйство Московское» (л.д. 26);

сведения о приемке счетчика воды ВСКМ 90-50 (л.д.76);

паспорт счетчика холодной и горячей воды ДЕКАСТ ВСКМ 90 (л.д. 77);

фотографии (л.д. 78-83);

лицензия на право пользования недрами ООО «Специализированное хозяйство Московское» (л.д.85-91);

договор подряда № 3/3 от 01.03.2017, заключенный между ООО «Специализированное хозяйство Московское» и ООО «Бурсервис» (л.д. 197-200);

платежные поручения, подтверждающие оплату за выполненные работы ООО «Бурсервис» (л.д. 201-207);

договор возмездного оказания услуг № 85 от 01.10.2018, заключенный между ООО «Специализированное хозяйство Московское» и ИП Шаламовым А.Г. на выполнение проекта санитарно-защитной зоны свиноводческого комплекса ООО «Специализированное хозяйство Московское» в с.Семено-Александровка (л.д. 208-210);

платежные поручения, подтверждающие оплату за выполненные работы ИП Шаламов А.Г. (л.д. 211-213);

договор возмездного оказания услуг № БП-000514 от 03.06.2019 заключенный между ООО «Специализированное хозяйство Московское» и ИП Шаламовым А.Г. на выполнение технического проекта разработки месторождений подземных вод (л.д. 214-215);

платежные поручения, подтверждающие оплату за выполненные работы ИП Шаламов А.Г. (л.д. 216-217);

договор возмездного оказания услуг № БП-001246 от 08.06.2021, заключенный между ООО «Специализированное хозяйство Московское» и ИП Шаламовым А.Г. на выполнение проекта нормативов образования отходов и их лимитов, предоставление в уполномоченные органы декларации (л.д. 218-221);

платежное поручение, подтверждающее оплату за выполненные работы ИП Шаламов А.Г. (л.д. 222);

договор возмездного оказания услуг № 49 от 27.04.2018, заключенный между ООО «Специализированное хозяйство Московское» и ИП Шаламовым А.Г. на выполнение услуг по сопровождению выполнения проекта санитарной зоны (л.д. 223-225);

договор № 21-И от 25.05.2017, заключенный между ООО «Специализированное хозяйство Московское» и ООО «Воронежбурвод» о проведении геологических изысканий (л.д. 226-229);

платежное поручение, подтверждающее оплату за выполненные работы ООО «Воронежбурвод» (л.д. 230);

договор № 33 от 29.06.2018, заключенный между ООО «Специализированное хозяйство Московское» и ООО «Воронежбурвод» о бурении отверстий под сваи (л.д. 231-233).

Виновность Устюгова Е.Е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП, подтверждается следующими доказательствами:

определением № 196 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 23.06.2021 (л.д. 31, 55);

определением о вызове лиц, являющихся участниками производства по делу об административном правонарушении, которым Устюгов Е.Е. вызван на рассмотрение дела об административном правонарушении (л.д. 32, 56);

протоколом об административном правонарушении от 23.06.2021 № 177, согласно которому установлено нарушение со стороны должностного лица ООО «Специализированное хозяйство Московское» Устюгова Е.Е. нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами (л.д. 33-36, 51-54).

Постановлением по делу об административном правонарушении от 29.06.2021 № 178/ТА/2021 о назначении административного наказания, согласно которому Устюгов Е.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного в штрафа в размере 20 000 рублей, согласно которому Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в период с 04.06.2021 по 23.06.2021 в отношении объекта негативного воздействия на окружающую среду код объекта <номер> эксплуатируемого юридическим лицом - ООО «Специализированное хозяйство Московское», расположенным по адресу: Воронежская обл., Бобровский р-н, с, Семено-Александровка, западная часть кадастрового квартала <номер>, проведена плановая, выездная проверка на основании приказа № 558/п/В от 31.05.2021 подписанного руководителем Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора А.Ф. Карякиным о проведении плановой выездной проверки ООО «Специализированное хозяйство Московское».

В ходе проведения плановой выездной проверки в период с 04.06.2021 по 23.06.2021 г. в отношении ОНВОС 20-0136-001640-П, эксплуатируемого ООО «Специализированное хозяйство Московское», юридический адрес: 397700, Воронежская область, Бобровский район, г. Бобров, ул. Комсомольская, д. 1; место фактического осуществления деятельности: 397700, Воронежская об-, Бобровский район, г. Бобров, ул. Комсомольская, д. 1; Воронежская область, Бобровский он,, с. Семено-Александровка, западная часть кадастрового квартала <номер>, участки недр, предусмотренные лицензией <номер>. 23.06.2021 в 15:00 выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами: Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.

Согласно п. 10 ч.2 ст. 22 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года «О недрах») пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

В соответствии со ст. 23.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Положениями п. 8 Раздела III «Геологическое и гидрогеологическое обеспечение охраны подземных вод» Постановления Правительства РФ от 11 февраля 2016 г. №94 (далее — Постановление Правительства №94) «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов» с целью наблюдения за состоянием подземных вод и своевременного принятия специальных мер по их охране на водозаборах подземных вод эксплуатационные и резервные скважины должны быть оборудованы приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровней подземных вод.

В соответствии с п. 15 Раздела IV «Охрана подземных водных объектов при добыче подземных вод» Постановление Правительства №94 запрещается добыча подземных вод устройствами (скважинами и каптажами), не оборудованными измерительными устройствами (счетчиками, расходомерами), при этом, все выпуски, в том числе аварийные, должны быть оборудованы расходомерами.

Согласно п. 16 ст. 105 «Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-3 (далее - Земельный Кодекс) определяется, что зоны санитарной охраны источников питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения, а также устанавливаемые в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, в отношении подземных водных объектов зоны специальной охраны относятся к зонам с особыми условиями использования территории.

Требования ст. 106 Земельного Кодекса устанавливают порядок зон с особыми условиями использования территорий. В соответствии с положениями указанной статьи сведения о зонах с особыми условиями учитываются при ведении Единого государственного реестра недвижимости.

ООО «Специализированное хозяйство Московское» получена лицензия на пользование недрами <номер> от 31.07.2017, дата окончания действия лицензии 01.08.2041. Участки недр расположены в с. Семено-Александровка Бобровского муниципального района и с. Каширское Каширского муниципального района Воронежской области. Целевое назначение в соответствии с 1.3 условий к лицензии <номер> - добыча подземных вод для целей питьевого, хозяйвенно-бытового водоснабжения, технологического обеспечения водой собственного предприятия.

В соответствии с условиями пользования недрами лицензии <номер>:

п. 4.1. Срок подготовки и утверждения технического проекта разработки месторождения подземных вод, согласованного в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах», не позднее 12 месяцев с даты регистрации лицензии.

п. 5.1. Пользователь недр обязан уплачивать установленные законодательством Российской Федерации платежи, налоги и сборы при пользовании недрами, земельными участками.

п. 5.2. Пользователь недр обязан уплачивать водный налог за фактически добытый объем подземных вод в соответствии с действующим законодательством.

п. 6.1. Недропользователь имеет право добывать подземные воды после выполнения п. 4 Условий пользования недрами из водоносного верхнеплиоценового терригенного горизонта для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, технологического обеспечения водой собственного предприятия.

п. 10.1. Пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием

п. 10.2. Охрана подземных вод должна осуществятся в соответствии с утвержденным законодательством РФ правилами охраны подземных водных объектов.

п. 10.3. Пользователь недр обязан проводить мониторинг состояния подземных вод по следующему регламенту:

по суммарному объему добычи подземных вод — за каждый период в 1 месяц;

по глубине положения уровня — не реже одного раза в месяц;

по перечню показателей рабочей программы производственного контроля качества питьевых подземных вод — в соответствии с требованиями законодательства РФ, но не реже го раза в год.

Сроки начала осуществления мониторинга подземных вод на участке недр не позднее 6 месяцев с начала эксплуатации водозабора.

Регламент проведения мониторинга подземных вод уточняется в составе проекта разработки месторождения.

п. 11.1. Пользователь недр обязан не позднее 20 января года, следующего за отчетным, предоставлять «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод» по форме, утвержденной законодательством РФ.

п. 11.2. Пользователь недр обязан не позднее 22 января года, следующего за отчетным, предоставлять «Сведения об использовании воды» по форме, утвержденной законодательством РФ

п. 11.3. Ежеквартально, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направлять в уполномоченный центр Государственного мониторинга состояния недр отчет о результатах ведения мониторинга подземных вод.

В соответствии с п. 13.1. Условий к лицензии <номер> право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено в соответствии с частью второй статьи 20 Закона Российской Федерации «О недрах» в случаях нарушения Пользователем существенных условий лицензии, указанных в пунктах 4, 5,10 и 11.

Исходя из требований п. 4.1. условий пользования недрами <номер> «Специализированное хозяйство Московское» обязано разработать и согласовать технический проект разработки месторождения подземных вод не позднее 31.07.2018.

Пунктом 6.1. условий лицензии к лицензии <номер> устанавливается обязанность пользователя недр добывать подземные воды только после согласования технического проекта.

Пункт 12.2 условий пользования недрами предусматривает обязанность пользователя недр руководствоваться действующим законодательством по вопросам не определенным условиями лицензии <номер>.

Фактически пользователем недр не представлены сведения подтверждающие согласование технической документации на разработку месторождения подземных вод в установленном порядке. По сведениям, представленным отделом геологии и лицензирования по Воронежской и Орловской областям (письмо № 13ВРЖ-04-/424 от 23.06.2021) ООО «Специализированное хозяйство Московское» технический проект разработки месторождения подземных вод в рамках лицензии <номер> не согласовывался. Пользователем недр представлены журналы учета водопотребления за 2018-2021гг, что подтверждает добычу подземных вод за указанный период. Проведение работ по добычи земных вод также подтверждается показаниями счетчика-расходомера (№19350558, фото 27).

Учитывая изложенное, пользователь недр не согласовал в установленном законом порядке техническую документацию (технический проект) разработки месторождения подземных вод. Допустил разработку месторождения в отсутствие согласованной технической документации.

Счетчик учета подземных вод установлен в техническом помещении после емкости-накопителя, куда поступают подземные воды по распределительной сети. Непосредственно скважины счетчиками-расходомерами не оборудованы, краны-пробоотборники, также установлены до расходомера, что не соответствует требованиям Постановления Правительства «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов».

Сведения о зонах с особыми условиями (зонах санитарной охраны) водозаборных скважин «Специализированное хозяйство Московское» на публичной кадастровой карте Росреестра отсутствуют, что не соответствует требованиям Земельного Кодекса в части учета зон с особыми условиями.

Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований законодательства должностным лицом – директором управляющей организации ООО «РУСМИТ» ООО «Специализированное хозяйство Московское» Устюговым Е.Е. допущено пользование недрами с нарушений условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.

Смягчающих и отягчающих обстоятельств при рассмотрении дела не установлено. Учтены обстоятельства, при которых было совершено административное правонарушение, характер административного правонарушения, и то, что ранее лицо к административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекалось.

Постановлено признать должностное лицо - директора управляющей организации ООО «РУСМИТ» ООО «Специализированное хозяйство Московское» Устюгова Евгения Евгеньевича виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.3 КоАП, выразившимся в пользование недрами с нарушений условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (л.д. 37-44, 57-64).

Паспортами на счетчики холодной и горячей воды и фотографиями, из которых следует, что счетчики на устье скважины установлены после проверки (л.д. 76-83).

Допрошенный в судебном заседании заместитель начальника межрегионального отдела государственного геологического надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Воронежской области Толок А.Ю., показал, что срок разработки технического проекта определяется лицензией. В лицензии недропользователя п. 4.1, срок подготовки и утверждения технического проекта, технической документации, не позднее 12 месяцев, с даты регистрации лицензии. Скважины расположены в чистой зоне. Организации была разъяснена схема водоотведения и предоставлены фотографические материалы, как все это оборудовать. Исходя из фотографическим материалов, которые были представлены организации, было установлено, что на устьях скважин счетчики не установлены, так же имеются отводы. Организацией учет воды производился, общий счетчик от двух скважин, был установлен в общем техническом помещении. Организации было указано на нарушение пункта 8 раздела 3 постановления Правительства №94, где указано, что до счетчика любые отводы не должны быть оборудованы и соответственно, это может повлечь недостоверный учет воды. На момент рассмотрения дела, в адрес управления поступали пояснения о том, что проводится работа по установлению счетчиков, но именно до вынесения постановления каких-либо паспортов, фотографий в адрес управления предоставлено не было. На момент проверки на скважинах счетчиков не было совсем. ООО СХ «Московское» разрабатывало подземные воды в отсутствие установленной технической документации. Пользователь недрами осуществлял добычу без проекта на протяжении 2,5 лет.

Допрошенный в судебном заседании представитель Гончарова Е.Е. - Сушков А.Е., показал, что ООО СХ «Московское» должно было согласовать техническую документацию до 31 июля 2018 года. СХ «Московское» осуществляло действия по разработке технической документации. Направляли на согласование техническую документацию, но получили отказ с необходимостью доработки.

Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 10 ч.2 ст. 22 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года «О недрах») пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

В соответствии со ст. 23.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

ООО «Специализированное хозяйство Московское» получена лицензия на пользование недрами <номер> от 31.07.2017, дата окончания действия лицензии 01.08.2041. Участки недр расположены в с. Семено-Александровка Бобровского муниципального района и с. Каширское Каширского муниципального района Воронежской области. Целевое назначение в соответствии с 1.3 условий к лицензии <номер> - добыча подземных вод для целей питьевого, хозяйвенно-бытового водоснабжения, технологического обеспечения водой собственного предприятия.

В соответствии с условиями пользования недрами лицензии <номер>:

п. 4.1. Срок подготовки и утверждения технического проекта разработки месторождения подземных вод, согласованного в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах», не позднее 12 месяцев с даты регистрации лицензии.

Исходя из требований п. 4.1. условий пользования недрами <номер> «Специализированное хозяйство Московское» обязано разработать и согласовать технический проект разработки месторождения подземных вод не позднее 31.07.2018.

Пунктом 6.1. условий лицензии к лицензии <номер> устанавливается обязанность пользователя недр добывать подземные воды только после согласования технического проекта.

Пункт 12.2 условий пользования недрами предусматривает обязанность пользователя недр руководствоваться действующим законодательством по вопросам не определенным условиями лицензии <номер>.

Фактически пользователем недр не представлены сведения подтверждающие согласование технической документации на разработку месторождения подземных вод в установленном порядке. По сведениям, представленным отделом геологии и лицензирования по Воронежской и Орловской областям (письмо № 13ВРЖ-04-/424 от 23.06.2021) ООО «Специализированное хозяйство Московское» технический проект разработки месторождения подземных вод в рамках лицензии <номер> не согласовывался. Пользователем недр представлены журналы учета водопотребления за 2018-2021гг, что подтверждает добычу подземных вод за указанный период. Проведение работ по добычи земных вод также подтверждается показаниями счетчика-расходомера (№19350558, фото 27).

При таких обстоятельствах в действиях Устюгова Е.Е. имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч.2 ст. 7.3 КоАП.

Положениями п. 8 Раздела III «Геологическое и гидрогеологическое обеспечение охраны подземных вод» Постановления Правительства РФ от 11 февраля 2016 г. №94 (далее — Постановление Правительства №94) «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов» с целью наблюдения за состоянием подземных вод и своевременного принятия специальных мер по их охране на водозаборах подземных вод эксплуатационные и резервные скважины должны быть оборудованы приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровней подземных вод.

В соответствии с п. 15 Раздела IV «Охрана подземных водных объектов при добыче подземных вод» Постановление Правительства №94 запрещается добыча подземных вод устройствами (скважинами и каптажами), не оборудованными измерительными устройствами (счетчиками, расходомерами), при этом, все выпуски, в том числе аварийные, должны быть оборудованы расходомерами.

Счетчик учета подземных вод установлен в техническом помещении после емкости-накопителя, куда поступают подземные воды по распределительной сети. Непосредственно скважины счетчиками-расходомерами не оборудованы, краны-пробоотборники, также установлены до расходомера, что не соответствует требованиям Постановления Правительства «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов».

При таких обстоятельствах в действиях Устюгова Е.Е. имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч.2 ст. 7.3 КоАП.

Согласно п. 16 ст. 105 «Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-3 (далее - Земельный Кодекс) определяется, что зоны санитарной охраны источников питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения, а также устанавливаемые в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, в отношении подземных водных объектов зоны специальной охраны относятся к зонам с особыми условиями использования территории.

Требования ст. 106 Земельного Кодекса устанавливают порядок зон с особыми условиями использования территорий. В соответствии с положениями указанной статьи сведения о зонах с особыми условиями учитываются при ведении Единого государственного реестра недвижимости.

Сведения о зонах с особыми условиями (зонах санитарной охраны) водозаборных скважин «Специализированное хозяйство Московское» на публичной кадастровой карте Росреестра отсутствуют, что не соответствует требованиям Земельного Кодекса в части учета зон с особыми условиями.

При таких обстоятельствах в действиях Устюгова Е.Е. имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч.2 ст. 7.3 КоАП.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд не находит оснований для признания деяния, совершенного Устюговым Е.Е. малозначительным.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено в минимальном размере, определенном санкцией ч.2 ст. 7.3 КоАП.

Оснований для переквалификации деяний, совершенных Устюговым Е.Е. на иные составы административных правонарушений суд не усматривает.

Иных доводов, позволивших бы усомниться в законности и обоснованности вынесенного постановления в отношении Устюгова Е.Е., в жалобе не приведено.

При таких обстоятельствах, действия Устюгова Е.Е. правильно квалифицированы административным органом по ч.2 ст. 7.3 КоАП.

Постановление мотивировано, законно и обоснованно, в нем дана оценка имеющихся в деле доказательств, оно не противоречит требованиям КоАП и оснований для его отмены, суд не усматривает.

Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену постановления, не установлено.

Нарушений порядка привлечения лица к административной ответственности не допущено.

Учитывая изложенное в совокупности, а также, что постановление вынесено уполномоченным должностным лицом, наказание назначено в размере, установленном санкцией ч.2 ст. 7.3 КоАП, нарушений порядка привлечения должностного лица к административной ответственности не допущено, суд приходит к выводу о том, что ГУстюгов Е.Е. был правомерно привлечен к административной ответственности и оснований для отмены вынесенного по делу постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1 и 30.7 КоАП, суд

РЕШИЛ:

Постановление № 178/ТА/2021 от 29 июня 2021 года, вынесенное заместителем начальника межрегионального отдела государственного геологического надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды по Воронежской области Толок Андреем Юрьевичем, которым директор управляющей организации ООО «РУСМИТ» ООО «Специализированное хозяйство «Московское» Устюгов Евгений Евгеньевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, оставить без изменения, а жалобу Устюгова Е.Е. - без удовлетворения.

Копию решения направить лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении, не присутствовавшим в судебном заседании.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в десятидневный срок со дня вручения его копии.

Судья А.Ю. Сухинин

1версия для печатиДело № 12-61/2021 (Решение)