ЯЛТИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РЕШЕНИЕ
от 12 января 2022 года по делу N 12-61/2022
(УИД 91RS0024-01-2021-005352-73)
ПО ЖАЛОБЕ НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПО ДЕЛУ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Судья Ялтинского городского суда Республики Крым (298600, <...>) Романенко Владимир Викторович,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении Акимова А.В., главного специалиста отдела экологического надзора г.Ялта Управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственного инспектора РК ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Акимова Андрея Владимировича, действующего в интересах,
ФИО9, <дата> года рождения, уроженки <адрес>
на постановление главного специалиста отдела экологического надзора г. Ялта Управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым ФИО8 от 21 июля 2021 года №<номер> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.35 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением специалиста отдела экологического надзора г. Ялта Управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым ФИО8 от 21 июля 2021 года №<номер> ФИО9 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.35 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 500 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением защитник Акимов А.В., в интересах ФИО9 подал жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ФИО9 состава административного правонарушения. Жалоба мотивирована тем, что материалы дела не содержат доказательств того, что ФИО9 является пользователем (собственником) земельных участков и деревья были переданы в хозяйственное ведение ФИО9 При обследовании и осмотре территории земельных участков ФИО9 отсутствовала, не был установлен способ удаления деревьев и повреждения их до полного прекращения роста. Кроме того, не установлено орудие, с помощью которого совершено правонарушение, а также лица, совершившие его. При осмотре места происшествия не привлекались специалисты для фактической фиксации земельного участка и наличие на нем деревьев, который были удалены (повреждены).
В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, жалобу поддержал по основаниям, изложенным в ней, указав, что при производстве по делу об административном правонарушении неверно установлен субъект административного правонарушения, в акте рейдового осмотра территории, в описательной его части указаны приблизительные координаты предполагаемого места совершения административного правонарушения, а также в материалах дела отсутствуют доказательства проведения инвентаризации зеленых насаждений с целью передачи их на ответственное хранение ФИО9
В порядке ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие ФИО9, надлежащим образом извещенной о времени и месте ее рассмотрения.
Государственный инспектор РК ФИО8 в судебном заседании настаивает на законности и обоснованности привлечения ФИО9 к административной ответственности, указав, что ФИО9, являясь собственником земельных участков, на которых произрастают зеленые насаждения, занесенные в Красную книгу РФ, несет бремя их содержания, они сохраняются и пребывают на ее ответственном хранении.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Согласно ст. 26.1. КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления (п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В силу ст.8.35 КоАП РФ административным правонарушением признается уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно ч. 1 ст. 60 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.
Порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, порядок ведения Красной книги Российской Федерации, красных книг субъектов Российской Федерации, а также порядок сохранения их генетического фонда в низкотемпературных генетических банках и в искусственно созданной среде обитания определяется законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 2 ст. 60 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В соответствии со ст. 18 Закона Республики Крым от 10 ноября 2014 года № 50-ЗРК/2015 «О растительном мире» редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты растительного мира заносятся в Красную книгу Республики Крым (ч. 1). Действия, которые могут привести к гибели, снижению численности, сокращению ареала распространения или нарушению мест произрастания объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Республики Крым, запрещены (ч. 2). Объекты растительного мира, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу Республики Крым, подлежат изъятию из хозяйственного использования (ч. 3). Приобретение и сбыт объектов растительного мира, занесённых в Красную книгу Республики Крым, допускается при условии наличия соответствующих разрешительных документов (ч. 4). Использование объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, регулируется федеральным законодательством (ч. 5).
Согласно ст. 20 Закона Республики Крым от 10 ноября 2014 года № 50-ЗРК/2015 «О растительном мире» физические и юридические лица в соответствии с действующим законодательством обязаны: обеспечивать сохранность зеленых насаждений, не допускать незаконных деяний, способных привести к их повреждению или уничтожению; производить комплекс мероприятий по уходу за зелеными насаждениями на предоставленных им земельных участках; при осуществлении строительства, связанного с нарушением почвенного покрова (кроме работ аварийного характера), снимать и хранить плодородный слой почвы для его дальнейшего использования, а также восстанавливать за свой счет зеленые насаждения; соблюдать иные требования, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым (ч. 1). В случае необходимости повреждения или уничтожения зеленых насаждений, расположенных на земельных участках, переданных с зелеными насаждениями в собственность (пользование) граждан либо юридических лиц из земель государственной или муниципальной собственности, такие лица обязаны получить в соответствии с действующим законодательством документ разрешительного характера от органов местного самоуправления и оплатить компенсационную стоимость поврежденных либо уничтоженных зеленых насаждений. Организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения, осуществляется в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" (ч. 2).
В соответствии с п. 22 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 289 «Об утверждении перечней (списков) объектов растительного мира, занесенных в Красную Книгу Российской Федерации и исключенных из Красной Книги Россиийской Федерации», Красной Книги Республики Крым «Фисташка туполистная - Pistacia mutica Fisch et C.A. Mey» относится к объектам растительного мира, занесенным в Красную Книгу Российской Федерации и Красную Книгу Республики Крым.
Должностным лицом при рассмотрении дела, установлено, что 15 марта 2021 года в 14 часов 30 минут и 28 мая 2021 года в 14 часов 00 минут, в ходе проведения рейдовых обследований территории земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, кадастровые номера – №<номер>, принадлежащих на праве собственности ФИО9, установлены факты удаления и повреждения зеленных насаждений, вид которых занесен в Красную Книгу Российской Федерации и Красную Книгу Республики Крым, а именно:
- повреждение (спил боковых ветвей) сырорастущих деревьев до не прекращения роста в количестве 2-х единиц, диаметрами стволов на высоте 1,3 метра от корневой шейки: 40 см., 15 см.;
- удаление сырорастущих деревьев до прекращения степени роста в количестве 10 единиц, диаметрами стволов на спиле зеленых насаждений 12 см., 10 см., 9 см., 6 см.., 5 см., 20 см., двуствольных деревьев диаметрами 12 см. и 9 см., двуствольного дерева 10 см. и 8 см.;
- повреждение (спил боковых ветвей) сырорастущего дерева «Фисташка Туполистная» до не прекращения степени роста в количестве 1 единица, диаметром ствола на высоте 1,3 метра от корневой шейки 15 см.
Вина ФИО9 в совершении указанного административного правонарушения нашла свое подтверждение совокупностью собранных по делу доказательств, а именно:
- плановым рейдовым заданием заместителя министра экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО от 15 марта 2021 года, в соответствии с которым 15 марта 2021 года начальником Управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственным инспектором Республики Крым ФИО1 и специалистом 1 категории отдела экологического надзора г. Ялта Управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственным инспектором Республики Крым ФИО2, при обследовании земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, кадастровые номера – №<номер>, был выявлен факт уничтожения и повреждения зеленых насаждений деревьев вида «фисташка туполистная», занесенных в Красную Книгу Российской Федерации и Красную Книгу Республики Крым, а именно повреждения сырорастущих деревьев до не прекращения степени роста в количестве 2 единиц, диаметрами ствола на высоте 1,3 метра от корневой шейки 40 см., 15 см. (спил боковых ветвей), уничтожения сырорастущих деревьев до прекращения степени роста в количестве 10 единиц, диаметрами стволов на спиле зеленых насаждений 12 см., 10 см., 9 см., 6 см., 5 см., 20 см., двухствольное дерево диаметрами 12 см. и 9 см., двухствольное дерево 10 см. и 8 см. (выявлены пни от спила), что было зафиксирован в акте рейдового осмотра, обследования № 101 от 15 марта 2021 года и фототаблицей к нему;
- плановым рейдовым заданием заместителя министра экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО от 28 мая 2021 года, в соответствии с которым 28 мая 2021 года главным специалистом отдела экологического надзора г. Ялта Управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственным инспектором Республики Крым ФИО8 и специалистом 1 категории отдела экологического надзора г. Ялта Управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственным инспектором Республики Крым ФИО2, при обследовании земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> кадастровые номера – №<номер>, был выявлен факт уничтожения и повреждения зеленых насаждений, занесенных в Красную Книгу Российской Федерации и Красную Книгу Республики Крым, а именно уничтожены 21 кустарничек иглицы понтийской, повреждена боковая ветвь фисташки туполисной, что было зафиксирован в акте рейдового осмотра, обследования №<номер> от 28 мая 2021 года и фототаблицей к нему;
- выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированы правах на объекты недвижимости, согласно которым земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> с кадастровыми номерами – №<номер>, принадлежат по праву собственности ФИО9;
- письменными объяснениями ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, а также коллективным заявлением жителей <адрес>, из которых следует, в период с 27 мая 2021 года на земельном участке, расположенном в районе детской площадке по <адрес>, вблизи зеленных насаждений, неизвестные лица устанавливают металлические конструкции, осуществляют строительные работы, а также уничтожают краснокнижные деревья;
- протоколом об административном правонарушении № 018349 от 07 июля 2021 года, согласно которому 15 марта 2021 года в 14 часов 30 минут и 28 мая 2021 года в 14 часов 00 минут, в ходе проведения рейдовых обследований территории земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> кадастровые номера – №<номер>, принадлежащие на праве собственности ФИО9, установлены факты удаления и повреждения зеленных насаждений, вид которых занесен в Красную Книгу Российской Федерации и Красную Книгу Республики Крым, а именно: повреждение (спил боковых ветвей) сырорастущих деревьев до не прекращения роста в количестве 2-х единиц, диаметрами стволов на высоте 1,3 метра от корневой шейки: 40 см., 15 см.; удаление сырорастущих деревьев до прекращения степени роста в количестве 10 единиц, диаметрами стволов на спиле зеленых насаждений 12 см., 10 см., 9 см., 6 см.., 5 см., 20 см., двуствольных деревьев диаметрами 12 см. и 9 см., двуствольного дерева 10 см. и 8 см.; повреждение (спил боковых ветвей) сырорастущего дерева «Фисташка Туполистная» до не прекращения степени роста в количестве 1 единица, диаметром ствола на высоте 1,3 метра от корневой шейки 15 см.;
- актами обследования зеленых насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами – №<номер>, принимаемых на ответственное хранение зеленых насаждений, утвержденные решением исполкома Симеизского поссовета № 90 от 27.04.2010 года, согласно которым на указанных земельных участках имеются зеленные насаждения, подлежащие сохранению.
Указанные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, являются доказательствами, имеющими значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ФИО9 в совершении данного административного правонарушения, поскольку согласуются между собой, являются последовательными, не противоречивыми и опровергающими доводы защитника Акимова А.В. о наличии существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Доказательств, которые бы опровергали указанные обстоятельства не представлено.
С учетом изложенного, должностным лицом действия ФИО9 правильно квалифицированы по ст. 8.35 КоАП РФ, как уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности таких растений, без надлежащего на то разрешения, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно п.4.12 договора купли-продажи указанных земельных участков от 24.07.2020 года №<номер> ФИО9, как покупатель удовлетворена качественным состоянием покупаемых земельных участков, установленного путем их осмотра на месте перед заключением настоящего договора, и не обнаружила каких-либо дефектов и недостатков, о которых не сообщил бы продавец; согласно п.3.3 договора на отчуждаемых земельных участках здания и сооружения отсутствуют. При этом, разрешенное использование земельных участков для объектов жилой застройки.
В ходе осмотра 28 мая 2021 года было установлено, что на земельных участках ведутся строительные работы с использованием колесного экскаватора для бурения грунта для установки свай для ограждения участков, имеются свежие спилы зеленых насаждений, пни от спила, остатки спила деревьев, что подтверждается фототаблицей к акту осмотра. Таким образом, доводы жалобы о том, что зеленые насаждения могли быть удалены гораздо раньше, суд оценивает критически.
Так же факт того, что работы начались на участках после их приобретения ФИО9 свидетельствуют материалы проверки КУСП отдела полиции №1 «Алупкинский» УМВД России по г.Ялте №<номер> от 28.05.2021 года, №<номер> от 30.05.2021 года, согласно которым имелась информация о том, что по <адрес> спилены краснокнижные деревья, мелко распилены, ведутся строительные работы.
Доводы жалобы о том, что ФИО9 зеленые насаждения на ответственное хранение не передавались, суд оценивает критически, так как они противоречат:
- актам обследования зеленых насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами – №<номер>, принимаемых на ответственное хранение зеленых насаждений, утвержденные решением исполкома Симеизского поссовета №<номер> от <дата>, которыми установлены зеленные насаждения, подлежащие сохранению на данных земельных участках;
- требованиям статьи 36 Конституции РФ: собственник при осуществлении своих прав не должен причинять вред окружающей природной среде;
- ст. 210, п. 2 ст. 261 ГК РФ, согласно которым ФИО9, являясь собственником земельных участков, на которых произрастают зеленные насаждения и растения, занесенные в Красную Книгу Российской Федерации, несет бремя содержания принадлежащего ей имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, в том числе на находящийся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, находящиеся на нем лес и растения, уход и обеспечение сохранности за которыми законодательством возложен на нее;
- Правилам содержания, использования, воспроизводства и охраны зеленых насаждений, произрастающих на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденные, решением Ялтинского городского Совета 2 сессии 1 созыва №<номер> от <дата>, зеленые насаждения, произрастающие на земельных участках, отведенных в собственность, пользование физическим или юридическим лицам, сохраняются и пребывают на их ответственном хранении; при изменении собственника или пользователя земельного участка, зеленые насаждения, переданные на ответственное хранение, сохраняются новым пользователем или собственником земельного участка.
ФИО9 является субъектом данного правонарушения.
Доводы, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не были учтены должностным лицом при рассмотрении дела и которые имели бы юридическое значение для вынесения постановления по делу об административном правонарушении, влияли бы на обоснованность и законность постановления, либо опровергали выводы должностного лица. Изложенные в жалобе доводы сводятся к иной оценке установленных должностным лицом обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемого постановления.
Оснований для освобождения ФИО9 от административной ответственности не установлено.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности правонарушителя, с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 8.35 КоАП РФ.
Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену постановления, судьей не установлено, порядок и сроки давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
С учетом изложенного, жалоба защитника лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении не подлежит удовлетворению. Оснований для его отмены или изменения суд не находит.
Руководствуясь ст. ст. 29.10, 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление главного специалиста отдела экологического надзора г. Ялта Управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым ФИО8 от 21 июля 2021 года №<номер> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.35 КоАП РФ в отношении ФИО9 – оставить без изменения, а жалобу защитника ФИО10 – Акимова А.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии в Верховный Суд Республики Крым
Судья: В.В. Романенко