ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-61/2022 от 19.09.2022 Вяземского районного суда (Смоленская область)

№ 12-61/2022

РЕШЕНИЕ

г. Вязьма 19 сентября 2022 года

Судья Вяземского районного суда Смоленской области Лакезин А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области на постановление заместителя старшего судебного пристава ОСП по Вяземскому и другим районам УФССП по Смоленской области от 22 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.15 ч.1 КоАП РФ, в отношении Администрации муниципального образования " Вяземский район" Смоленской области (ОГРН: 12.11.2002, ИНН: 6722006531), адрес: 25 Октября ул., д. 11, г. Вязьма, Смоленской области,

установил:

Постановлением заместителя старшего судебного пристава ОСП по Вяземскому и другим районам УФССП по Смоленской области Е.В. от 22 июля 2022 года Администрация муниципального образования " Вяземский район" Смоленской области (далее - Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением защитника Администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области обратился с жалобой, в которой просит постановление от 22.07.2022 отменить и прекратить производство по делу, мотивируя малозначительностью административного правонарушения.

В обоснование доводов жалобы указал, что решением Вяземского районного суда Смоленской области по делу № 2-1106/2014 суд обязал Администрацию Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области (правопреемником которой является Администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области) в срок до 01.10.2015 произвести строительство внутриквартальной подъездной дороги жилого квартала Герцена – Декабристов г. Вязьма.

Обязать администрацию Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области в срок до 01.03.2016 произвести строительство инженерных коммуникаций жилого квартала Герцена – Декабристов г. Вязьма.

Администрацией были приняты все зависящие от нее меры для предотвращения совершения правонарушения.

Для строительства улично-дорожной сети и инженерных коммуникаций жилого квартала Герцена-Декабристов в 2019 году за счёт средств бюджета Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области разработан и утверждён проект планировки и межевания территории под размещение линейных объектов. B муниципальной программе «Создание условий для обеспечения качественными услугами коммунального хозяйства населения Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области запланированы мероприятия по проектированию газоснабжения жилого квартала ул. Комсомольская, ул. Герцена. 28.02.2020 проведены публичные слушания по проекту планиpовки и межевания части территория в районе элементов планировочной структуры ул. Комсомольская и ул. Герцена для размещения линейных объектов (сетей водоснабжения, канализации, газоснабжения и улично-дорожной сети). Проект рекомендован к утверждению.

B 2020 году в местном бюджете предусмотрены средства в объёме 1859, 230 тыс. рублей на проектирование сетей газоснабжения в районе ул. Герцена и ул. Комсомольская, размещён муниципальный заказ на подготовку проектной документации. Для финансирования проектных работ по строительству улично-дорожной сети на земельных участках, выделенных под малоэтажную жилую застройку в районе улиц Герцена- Комсомольская, ул. Декабристов-р.Бебря-Комсомольскaя в г. Вязьма Администрацией направлена заявка в Департаменте Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству на предоставление средств субсидии на указанные цели.

Согласно письма Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству от 17.04.2020 № 2238 следует, что при поступлении в дорожный фонд Смоленской области дополнительных доходов и доведении до Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству Администрации Вяземского городского поселения будут предоставлены средства субсидии для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований в рамках реализации областной государственной программы «Развитие дорожно-транспортного комплекса Смоленской области» на проектирование, строительство, реконстpyкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, в размере 5 994,00 тыс. руб.

16.06.2020 между Администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области и ООО «Открытая студия архитектуры и урбанистики» заключен муниципальный контракт № 247/02-39-г на выполнение инженерных изысканий и осуществление подготовки проектной документации в целях строительства объекта: «Гaзоснабжение в районе ул. Герцена и ул. Комсомольская в г. Вязьме Смоленской области (участок малоэтажной застройки).

Согласно п.1.1. данного муниципального контракта предметом настоящего контракта является выполнение инженерных изысканий и осуществление подготовки проектной документации в целях строительства объекта: «Гaзоснабжение в районе ул. Герцена и ул. Комсомольская в г. Вязьма, Смоленской области.

B 2019 году:

1. Инженерно-геодезические изыскания для разработки проекта планировки и межевания территории под размещение линейных объектов в районе ул. Герцена с ул. Комсомольская в г. Вязьме Смоленской области (участок для мaлоэтaжной застройки).

2. Работы по подготовке проекта планиpовки и межевания части территории в районе элемементов планировочной структуры ул. Комсомольской и ул. Герцена для размещения линейных объектов (cетей водоснабжения, канализации, газоснабжения и улично-дорожной сети).

01.04.2020 постановлением Администрации муниципального образования Вяземский район» Смоленской области № 499 утвержден проект планировки и межевания части территории в районе элементов планировочной структуры ул. Комсомольская и ул. Герцена для размещения линейных объектов (сетей водоснабжения, канализации, газоснабжения и улично-дорожной сети. До начала проектирования и строительства улично-дорожной сети данного микрорайона, необходимо выполнить проектирование и строительство инженерных коммуникаций.

B 2020 году изготовлен проект «Газоснабжение в районе ул. Герцена и ул. Комсомольская в г. Вязьме, Смоленской области (участок для малоэтажной застройки)», в 2021 году заложены средства в бюджет Вяземского городского поселения на реализацию 1 этапа проекта. План мероприятий по обустройству территорий дорожной и инженерной инфраструктурой направлен в Департамент Смоленской области по строительству и ЖКХ 25.03.2020г. (приложение2).

B настоящее время 22.04.2021 между Администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области и ООО «МАСШТАБ» заключен муниципальный контракт № 205/02-39-г по строительству объекта: «Газоснабжение в районе ул. Герцена и ул. Комсомольская в г. Вязьма, Смоленской области (участок для малоэтажной застройки)».

Согласно п. 1.2 муниципального контракта ООО «МАСШТАБ» в рамках его исполнения необходимо:

выполнить работы по подготовке территории строительства;

выполнить объекты по строительству основных объектов строительства;

выполнить работы по благоустройству.

Согласно п. 4.1.1 сроки выполнения работ c 04.05.2021 до 30.06.2021, c 25.04.22 до 31.05.2022.

Полагает, что отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, кроме того полагает возможным применить положения ст. 2.9 КоАП РФ, ввиду малозначительности указанного деяния, как совершенного впервые, ввиду отсутствия угрозы общественным интересам и отсутствия вредных последствий.

Защитник привлекаемого к административной ответственности лица Полигонько Г.И. поддержала доводы жалобы.

Представитель ОСП Вяземского и других районов УФССП по Смоленской области не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, об отложении слушания дела не просил, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ОСП Вяземского и других районов УФССП по Смоленской области.

Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.

В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина представляет собой обязанность государства. Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина.

Исходя из требований ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", вступившее в законную силу решение суда обязательно для всех без исключения органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, а также всех физических и юридических лиц и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

С учетом изложенных выше правовых норм защита нарушенных прав не может быть признана эффективной, если судебный акт своевременно не исполняется.

В силу ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов.

Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 105 указанного Федерального закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

Из представленного материала следует, что на основании решения Вяземского районного судам Смоленской области 02.06.2014 по делу № 2-1106/2014 на Администрацию, как правопреемника Вяземского районного суда Смоленской области, возложена обязанность срок до 01.10.2015 произвести строительство внутриквартальной подъездной дороги жилого квартала Герцена – Декабристов г. Вязьма. Решение вступило в законную силу 04.07.2014.

14.02.2017 возбуждено исполнительное производство по данному факту.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа 24.12.2019 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, от которого Администрация была освобождена решением Вяземского районного суда Смоленской области от 26.06.2020.

Администрации неоднократно представлялись отсрочки исполнения решения суда, однако 06.06.2022 в предоставлении отсрочки было отказано и в рамках исполнительного производства установлен новый срок исполнения до 15.07.2022.

22.07.2022 установлено, что требования исполнительного документа не исполнены.

22.07.2022 в отношении Администрации был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение решения суда в срок, установленный судебным приставом исполнителем.

22.07.2022 надлежащим процессуальным должностным лицом вынесено постановление по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ о признании Администрации виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за неисполнение требований исполнительного документа неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора без уважительных причин в рамках исполнительного производства.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Заместитель старшего судебного пристава ОСП по Вяземскому и другим районам УФССП по Смоленской области пришел к обоснованному выводу о том, что Администрацией не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и соблюдению норм законодательства об исполнительном производстве, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы защитника о принятии мер сопутствующих исполнению решения суда, не свидетельствуют об отсутствии в действиях Администрации состава вменяемого административного правонарушения, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено и материалами дела подтверждено, что решение суда в полном объеме не исполнено.

Вместе с тем, согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В указанной правовой норме подчеркивается государственный характер принудительных мер, являющихся мерами административной ответственности. Именно через применение административных наказаний дается публично-правовая отрицательная оценка государством совершенного административного правонарушения. Устанавливая ответственность за конкретное административное правонарушение, судья обязан руководствоваться установками Кодекса о природе административного наказания и его целях, учитывать характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности лица, его имущественное положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, с тем, чтобы обеспечить назначение справедливого и соразмерного наказания.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 названного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15.04.2008 N 248-О-О, из статьи 2.9 КоАП РФ, рассматриваемой с учетом смысла, придаваемого ей сложившейся правоприменительной практикой, следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды должны исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Оценивая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, учитывая, что допущенное нарушение не повлекло нарушение прав и законных третьих лиц и причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан или ущерба окружающей среды, принимая во внимание соразмерность совершенного правонарушения с размером наложенного административного штрафа, совокупность достаточных и полных мер, с учетом необходимости соблюдения установленного порядка производства работ, принятых должником для исполнения судебного решения, принятие мер сопутствующих исполнению решения суда, прихожу к выводу об отмене оспариваемого постановления и объявлении Администрации устного замечания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 2.9 КоАП РФ, суд

решил:

Жалобу защитника Администрации МО «Вяземский район» Смоленской области, - удовлетворить.

Постановление заместителя старшего судебного пристава ОСП по Вяземскому и другим районам УФССП по Смоленской области Е.В. от 22 июля 2022 года о привлечении Администрации МО «Вяземский район» Смоленской области к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ и ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.

Решение может быть обжаловано, опротестовано в Смоленский областной суд в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.9 КоАП РФ в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления лицами, перечисленными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области.

Судья А.В. Лакезин