ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-61/2023 от 08.12.2023 Ордынского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 12-61/2023

РЕШЕНИЕ

р.п. Ордынское 08 декабря 2023 года

Судья Ордынского районного суда Новосибирской области Прибытков С.Г., с участием:

представителя АО «Новосибирскавтодор» Ашикова И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу акционерного общества по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений «Новосибирскавтодор» на постановление заместителя начальника управления контрольно-надзорной деятельности министерства природных ресурсов и экологии <адрес>Гараниной С.А. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.9 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника управления контрольно-надзорной деятельности министерства природных ресурсов и экологии <адрес>Гараниной С.А. от ДД.ММ.ГГГГ акционерное общество по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений «Новосибирскавтодор» (далее - АО «Новосибирскавтодор») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.9 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей в доход государства.

Не согласившись с указанным постановлением, АО «Новосибирскавтодор» подало в суд жалобу, в обоснование своих доводов указало следующее.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> (далее — МПРиЭ НСО) в отношении АО «Новосибирскавтодор» проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой, по мнению МПРиЭ НСО, выявлены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области использования и охраны недр. По итогам внеплановой выездной проверки МПРиЭ НСО составлен акт внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ (далее - акт проверки), а также вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (далее - представление). Также ДД.ММ.ГГГГ МПРиЭ НСО вынесено постановление по делу об административном правонарушении (далее - постановление) из которого следует, что АО «Новосибирскавтодор» совершено административное правонарушение предусмотренное ст. 8.9 КоАП РФ в связи с тем, что работы по консервации или ликвидации карьерных выемок на участках недр «Красносибирский» и «Решетовский» фактически не проведены в соответствии с согласованной и проектной документацией, предусматривающей проведение работ по консервации и ликвидации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами. Данным постановлением АО «Новосибирскавтодор» назначен административный штраф в размере 300 000 рублей в доход государства. Также, предписанием МПРиЭ НСО от ДД.ММ.ГГГГ АО «Новосибирскавтодор» предписано устранить выявленные нарушения в установленные сроки, а именно: 1. Подготовить, согласовать с МПРиЭ НСО технический проект ликвидации и (или) консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами на участке недр «Красносибирский» и участке недр «Решетовский» в соответствии с требованиями действующего законодательства. 2. Провести ликвидацию и (или) консервацию горных выработок, буровых скважин и иных ­сооружений, связанных с пользованием недрами на участке недр «Красносибирский», и на участке недр «Решетовский» в соответствии с согласованным и утвержденным техническим проектом ликвидации и (или) консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами на участке недр «Красносибирский» и на участке недр «Решетовский». АО «Новосибирскавтодор» считает указанные постановление, предписание и представление незаконными, нарушающими его права и законные интересы и подлежащими отмене в виду следующего. Работы по разведке и добыче песчано-глинистых грунтов на участках недр «Красносибирский» и «Решетовский» проводились АО «Новосибирскавтодор» в период действия выданных МПРиЭ НСО лицензий НОВ 80422 ТЭ (зарегистрировано в реестре ДД.ММ.ГГГГ/НОВ80422ТЭ), НОВ 80595 ТЭ (зарегистрировано в реестре ДД.ММ.ГГГГ/НОВ80595ТЭ). Добыча полезных ископаемых на участке недр «Красносибирский» окончена в июне 2021 года, на участке недр «Решетовский» добыча в 2021 году не производилась, что подтверждается информационным отчетом о выполнении условий пользования недрами в 2021 году за 4 квартал (нарастающим итогом), который был представлен в МПРиЭ НСО. Действие лицензий прекращено, что подтверждается приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ. Работы по рекультивации земельных участков, занятых участками недр «Красносибирский» «Решетовский» с их консервацией и ликвидацией производилась в летний период 2021 года в соответствии с условиями пользования недрами, прилагаемыми к выданным лицензиям, согласно разработанной проектной документации в рамках контрактов - государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ соответственно, а также в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении рекультивации и консервации земель» (вместе с «Правилами проведения рекультивации и консервации земель»). Претензии к качеству выполненных АО «Новосибирскавтодор» на момент закрытия лицензии не возникали ни у МПРиЭ НСО, ни у правообладателя земельного участка. При этом контрольным органом не установлено, какие именно дополнительные мероприятия должны были быть выполнены АО «Новосибирскавтодор» помимо тех, которые были выполнены и в чем выражены негативные последствия. Согласно стр. 11 постановления МПРиЭ НСО указывает, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.9 КоАП РФ, является формальным, в связи с чем для привлечения к административной ответственности за нарушение требований указанной статьи наступление вредных последствий не требуется. Вместе с тем, МПРиЭ НСО не представлено обоснование из чего был сделан данный вывод. Для привлечения к ответственности по статье 8.9 КоАП РФ необходимо не только установить факт нарушения требований по охране недр, но и доказать причинно - следственную связь между данным нарушением правил охраны недр и возможностью наступления неблагоприятных последствий, указанных в диспозиции статьи 8.9 КоАП РФ.

В постановлении о привлечении к административной ответственности должностное лицо не установило, каким образом изложенные в акте проверки обстоятельства могли привести к загрязнению недр и гидроминеральных ресурсов либо приведению месторождения полезных ископаемых в непригодное для разработки состояние. АО «Новосибирскавтодор» считает недоказанным событие административного правонарушения в связи со следующими обстоятельствами. Работы по приведению участка в соответствие требованиям действующего законодательства в отношении участка недр «Красносибирский» производились в соответствии с разработанным проектом рекультивации, а также разработанной и утвержденной проектной документацией. Работы в отношении участка недр «Решетовский» производились в соответствии с разработанной и утвержденной проектной документацией. АО «Новосибирскавтодор» не является пользователем недр, что подтверждается приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ и, следовательно, не является субъектом, уполномоченным на разработку проектной документации на консервацию и ликвидацию горных выработок. Земельные участки, на которых расположены участки недр в настоящее время рекультивированы, что подтверждается документами, которые были представлены МПРиЭ в ходе проверки АО «Новосибирскавтодор». Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.9 КоАП РФ отсутствует, предписание МПРиЭ НСО неисполнимо, что является основанием для его отмены. АО «Новосибирскавтодор» не осуществляет разработку недр и не является держателем лицензии, ввиду чего в его действиях отсутствует вина. Принимая во внимание недоказанность наступивших противоправных последствий, вызванных действиями АО «Новосибирскавтодор», а также отсутствие предусмотренной законом возможности выполнить ликвидацию и консервацию горных выработок поскольку участки недр являются уже рекультивированными, а проектная документация по ликвидации и консервации горных выработок не может быть согласованной, т.к. АО «Новосибирскавтодор» не является держателем лицензии, следовательно, событие административного правонарушения отсутствует. Согласно стр. 6 постановления, объективная сторона правонарушения выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которые может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние непригодное для разработки. Вместе с тем, в материалы дела не представлено никаких доказательств, подтверждающих факт того, что АО «Новосибирскавтодор» совершены действия, которые могли привести к вышеуказанным последствиям. МПРиЭ не указывает, какие именно критерии были использованы при определении событий, которые могли вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние непригодное для разработки. Кроме этого срок давности привлечения к административной ответственности АО «Новосибирскавтодор» истек. Срок давности привлечения к ответственности по ст. 8.9 КоАП РФ составляет 1 год. Добыча полезных ископаемых на участке недр «Красносибирский» окончена в июне 2021 года, на участке недр «Решетовский» добыча в 2021 году не производилась, следовательно, срок давности привлечения к ответственности по ст. 8.9 КоАП РФ в отношении прекращенной лицензии на участок недр «Красносибирский» истек в июне 2022 года, а в отношении участка недр «Решетовский» истек в январе 2022 <адрес> постановление МПРиЭ НСО от ДД.ММ.ГГГГ- отменить; предписание МПРиЭ НСО от ДД.ММ.ГГГГ отменить; представление МПРиЭ НСО от ДД.ММ.ГГГГ- отменить; производство по делу об административном правонарушении, предусмотренному ст. 8.9 КоАП РФ – прекратить. Взыскать в пользу заявителя расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

В судебном заседании представитель АО «Новосибирскавтодор» Ашиков И.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) доводы жалобы поддержал по основаниям, указанным в жалобе.

Представитель министерства природных ресурсов и экологии <адрес> обратился в суд с ходатайством о рассмотрении данного дела в их отсутствие.

Выслушав объяснения представителя АО «Новосибирскавтодор», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением заместителя начальника управления контрольно-надзорной деятельности МПРиЭ НСО Гараниной С.А. от ДД.ММ.ГГГГ АО «Новосибирскавтодор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.9 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей в доход государства.

Статьей 8.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с охраной и рациональным использованием недр. Предмет - недра, являющиеся частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. В соответствии со статьей 2.3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» к участкам недр местного значения помимо прочего относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.

Объективная сторона правонарушения выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки.

В соответствии с распоряжением министерства природных ресурсов Российской Федерации и администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р/1 «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по <адрес>» общераспространенными полезными ископаемыми на территории <адрес> помимо прочего являются песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы и суглинки (кроме используемых в цементной промышленности).

Как следует из указанного постановления от ДД.ММ.ГГГГ, участки недр «Красносибирский» и «Решетовский» предоставлены АО «Новосибирскавтодор» для разведки и добычи песчано-глинистых грунтов, что подтверждается лицензиями на пользование недрами НОВ 80595 ТЭ, НОВ 80422 ТЭ.

Произведенная АО «Новосибирскавтодор» добыча песчано-глинистых грунтов подтверждается сведениям о выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых за 2021 год по форме -ЛС.

В соответствии с пунктом 9 абзаца 1 статьей 23 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» (далее - Закон о недрах) одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.

Исходя из положений Национального стандарта РФ «ГОСТ Р 57719-2017 Горное дело. Выработки горные. Термины и определения», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ N 1247-ст, карьерные выемки, образованные на участке недр «Красносибирский» и на участке недр «Решетовский» по результатам добычи АО «Новосибирскавтодор» песчано-глинистых грунтов, фактически относятся к открытым горным выработкам.

Статьей 22 Закона о недрах установлена обязанность для пользователей недр по сохранности находящихся на участке недр горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, которые могут быть использованы при разработке месторождений полезных ископаемых и (или) в иных целях, а также ликвидацию в установленном порядке горных выработок.

Статьей 20 Закона о недрах установлено, что при прекращении права пользования недрами, в том числе досрочном, пользователь недр прекращает пользование участком недр, предусмотренное лицензией на пользование недрами, за исключением ликвидации и (или) консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием этим участком недр. При этом в государственный реестр участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами, предусмотренный статьей 28 настоящего Закона, вносится запись о прекращении права пользования недрами по соответствующей лицензии на пользование недрами.

Согласно статье 26 Закона о недрах горные выработки, буровые скважины и иные сооружения, связанные с пользованием недрами, подлежат ликвидации или консервации по истечении установленного лицензией на пользование недрами срока пользования участком недр или при досрочном прекращении пользования недрами. У лица, право пользования недрами которого прекращено, в том числе досрочно, сохраняются не исполненные им ранее или ненадлежаще исполненные обязательства пользователя недр по ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, до дня их полного исполнения. При полной или частичной ликвидации или консервации торные выработки, буровые скважины и иные сооружения, связанные с пользованием недрами, должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, сохранность зданий и сооружений, а при консервации также сохранность месторождения, горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, на все время консервации. Ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации уполномоченными органами, указанными в статьях 37 и 38 Закона о недрах. Ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются за счет средств пользователей недр, за исключением случаев, предусмотренных частью шестой статьи 21 Закона о недрах.

Согласно статье 21 Закона о недрах при прекращении права пользования недрами, в том числе досрочном, ликвидация или консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанны с пользованием недрами, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 26 Закона о недрах.

Из содержания статьи 23.2 Закона о недрах следует, что ликвидация и техническими проектами ликвидаций и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами. В отношении участков недр местного значения технические проекты ликвидации и консервации горны выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, изменения, вносимые в указанные технические проекты, до утверждения подлежат согласованию с органами государственной власти соответствующих субъектов РФ.

Право пользования недрами АО «Новосибирскавтодор» прекращено по истечению установленного срока действий лицензий, на участке недр «Красносибирский» ДД.ММ.ГГГГ, на участке недр «Решетовский» - ДД.ММ.ГГГГ. Добыча песчано-глинистых грунтов на участке недр «Красносибирский»

осуществлялась в 2021 году, на участке недр «Решетовский» в 2019 году.

При проведении внеплановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на поверхности территории участка недр «Решетовский»

присутствуют хаотично размещенные твердые коммунальные отходы. На прилегающей территории присутствуют следы буртовки в сторону участка недр и наличие хаотично размещенных по территории твердых коммунальным отходов (в том числе легкие фракции), отходов производства и потребления, отходов животноводства. На участке недр «Красносибирский» присутствуют следы провалов (усадки грунта). Участки недр «Красносибирский» и «Решетовский» расположены вблизи от населенных пунктов.

Представителем МПРиЭ НСО представлены копии технических проектов на ликвидацию горных выработки песчано-глинистых грунтов на участках недр «Красносибирский» и «Решетовский» от 2023 года, копии приказов о согласовании указанной проектной документации от ДД.ММ.ГГГГ, копии актов приемки выполненных работ по ликвидации горной выработки «Красносибирский» и «Решетовский» от ДД.ММ.ГГГГ, копии актов о ликвидации от ДД.ММ.ГГГГ, выданных министерством природных ресурсов и экологии <адрес>, а также решение о прекращении исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, уполномоченное должностное лицо при вынесении постановления о назначении административного наказания пришло к правильному выводу об отсутствии у АО «Новосибирскавтодор» проектной документации, предусматривающей проведение работ по консервации либо ликвидации горных выработок недр «Красносибирский» и «Решетовский» в соответствии с согласованной и утвержденной проектной документацией.

Судья считает также правильным вывод о том, что возникла угроза загрязнения участков недр отходами, вредными химическими веществами и иного негативного воздействия, что в целом создает угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (недрам).

Судья отвергает довод заявителя о том, что материалами дела об административном правонарушении не установлено, какие именно дополнительные мероприятия должны были быть выполнены АО «Новосибирскавтодор», помимо тех, которые фактически были выполнены, в чем выражены негативные последствия.

Материалами дела об административном правонарушении установлено, что в рамках внеплановой выездной проверки при проведении осмотра ДД.ММ.ГГГГ на территории участка недр «Решетовский» присутствуют хаотично размещенные твердые коммунальные отходы (полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки и др.). На прилегающей к участку недр территории присутствуют следы буртовки коммунальных отходов, отходов производства и потребления, отходов животноводства.

На основании результатов осмотра сделан вывод, что на территории участка недр «Решетовский» усматривается угроза загрязнения данного участка недр отходами, что в целом создает угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (недрам).

По результатам проведенной проверки составлен акт внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный акт не обжалован АО «Новосибирскавтодор».

По результатам проверки со стороны АО «Новосибирскатодор» выявлены нарушения обязательных требований в области использования и охраны недр, установленные абз. 5 ст. 21; п. 9 абз. 2 ст. 22; п. 9 абз. 1 ст. 23; абз. 2,4,7 ст. 23.2; абз. 1,2,3,5 ст. 26 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах».

Таким образом, уполномоченное должностное лицо исходило из того, что в нарушение вышеуказанных норм закона АО «Новосибирскавтодор» не разработало и не согласовало с министерством природных ресурсов и экологии <адрес> проектную документацию, не проводило работы в соответствии с разработанной и согласованной проектной документацией, не предоставило акты о консервации и (или) ликвидации горных выработок, а также материалами проверки установлена угроза причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (недрам).

В совокупности вышеуказанные сведения послужили основанием для выдачи АО «Новосибирскавтодор» предписания об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, привлечения данного юридического лица к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.9 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 300000 рублей и вынесения по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении представления от ДД.ММ.ГГГГ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Что касается дополнительных мероприятий, которые должны были быть выполнены АО «Новосибирскавтодор» после окончания разработки кроме рекультивации участков недр, судья считает, что законом не возложена обязанность по их установлению на контролирующий орган.

Обязанность пользователя недр выполнить работы по консервации или ликвидации карьерных выемок на участках недр, на которых юридическим лицом производилась добыча полезных ископаемых, прямо предусмотрена ст. 26 Закона о недрах.

Сами же способы ликвидации или консервации горных выработок недр «Красносибирский» и «Решетовский» выбираются проектной организацией в рамках выполнения технического проекта.

В соответствии с главой 5.2 «Обоснование выбора способа ликвидации» технического проекта на ликвидацию горной выработки песчано-глинистых грунтов на участке недр местного значения «Красносибирский» в <адрес> следует, что на участке недр «Красносибирский» в результате разработки песчано-глинистых грунтов образована горная выработка незначительной глубины (1-1,1м.), поэтому выбирается вариант ликвидации карьера путем выполнения работ восстановлению нарушенных горными работами земель, а именно: работы, по планировке поверхности и формированию откосов на этапе технической рекультивации для последующего проведения биологического этапа рекультивации, позволяющего снизить выбросы пыли в атмосферу, улучшить микроклимат района и восстановить плодородие нарушенных земель (Чертеж 05/78-Г, л.З). Мероприятия по технической и биологической рекультивации земель приведены в главе 9.4 «Рекультивация нарушенных земель» технического проекта на ликвидацию горной выработки песчано-глинистых грунтов на участке недр местного значения «Красносибирский» в <адрес>. В соответствии с главой 5.2 «Обоснование выбора способа ликвидации» технического проекта на ликвидацию горной выработки песчано-глинистых грунтов на участке недр «Решетовский» в <адрес> следует, что на участке недр «Решетовский» в результате разработки песчано-глинистых грунтов образована горная выработка незначительной глубины (0,5м), поэтому выбирается вариант ликвидации карьера путем выполнения работ восстановлению нарушенных горными работами земель, а именно: работы, по планировке поверхности и формированию откосов на этапе технической рекультивации для последующего проведения биологического этапа рекультивации, позволяющего снизить выбросы пыли в атмосферу, улучшить микроклимат района и восстановить плодородие нарушенных земель. Чертеж 05/79-Г, л.З. Мероприятия по технической и биологической рекультивации земель приведены в главе 9.4 «Рекультивация нарушенных земель» технического проекта на ликвидацию горной выработки песчано-глинистых грунтов на участке недр «Решетовский» в <адрес>.

Таким образом, по результатам проведенной проверки АО «Новосибирскавтодор» предприняло меры по устранению выявленных нарушений, но уже после того, как в отношении него было вынесено постановление о назначении административного наказания по ст. 8.9 КоАП РФ.

Довод заявителя о том, что АО «Новосибирскавтодор» не является пользователем недр и субъектом, уполномоченным на разработку проектной документации на консервацию и ликвидацию горных выработок не соответствует обстоятельствам дела.

Согласно предоставленным заявителем доводам, а также имеющимся в материалах дела сведениям работы по разведке и добыче песчано-глинистых грунтов на участках недр «Красносибирский» и «Решетовский» проводились АО «Новосибирскавтодор» в период действия выданных министерством природных ресурсов и экологии <адрес> лицензий на пользование недрами: лицензия на пользование недрами НОВ 80422 ТЭ от ДД.ММ.ГГГГ с целью разведки и добычи песчано-глинистых грунтов на участке недр «Решетовский», расположенный в 0,14 км к юго-востоку от <адрес>, общая площадь участка недр составляет 2860 кв. м, дата окончания действия лицензии ДД.ММ.ГГГГ; лицензия на пользование недрами НОВ 80595 ТЭ от ДД.ММ.ГГГГ с целью разведки и добычи песчано-глинистых грунтов на участке недр «Красносибирский», расположенный в 0,3 км к юго-западу от <адрес>, общая площадь участка недр составляет 4964 кв. м, дата окончания действия лицензии ДД.ММ.ГГГГ.

На основании приказа министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с государственного учета лицензий на пользование участками недр местного значения» лицензии на пользование недрами НОВ 80422 ТЭ и НОВ 80595 ТЭ сняты с государственного учета в связи с прекращением права пользования недрами по истечении установленного срока действия лицензий.

Согласно статье 26 Закона о недрах горные выработки, буровые скважины и иные сооружения, связанные с пользованием недрами, подлежат ликвидации или консервации по истечении установленного лицензией на пользование недрами срока пользования участком недр или при досрочном прекращении пользования недрами.

У лица, право пользования недрами которого прекращено, в том числе досрочно, сохраняются не исполненные им ранее или ненадлежащим образом исполненные обязательства пользователя недр по ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, до дня их полного исполнения.

Исходя из вышеуказанной нормы закона следует, что у АО «Новосибирскавтодор» сохраняются не исполненные обязательства пользователя недр по ликвидации и консервации горных выработок (карьерных выемок) на участках недр «Красносибирский» и «Решетовский».

Согласно ст. 23.2 Закона о недрах ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.

Таким образом, для выполнения обязательств по ликвидации и консервации горных выработок (карьерных выемок) на участках недр «Красносибирский» и «Решетовский» АО «Новосибирскавтодор» необходимо было разработать и согласовать с министерством природных ресурсов и экологии <адрес> технические проекты ликвидации и консервации горных выработок (карьерных выемок) на участках недр «Красносибирский» и «Решетовский» в соответствии с установленными нормами закона.

Довод заявителя об истечении срока давности привлечения АО «Новосибирскавтодор» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.9 КоАП РФ отклоняется судьей по следующим основаниям.

Работы по разведке и добыче песчано-глинистых грунтов на участках недр «Красносибирский» и «Решетовский» проводились АО «Новосибирскавтодор» в период действия выданных министерством природных ресурсов и экологии <адрес> лицензий на пользование недрами.

На основании приказа министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с государственного учета лицензий на пользование участками недр местного значения» лицензии на пользование недрами НОВ 80422 ГЭ и НОВ 80595 ТЭ сняты с государственного учета в связи с прекращением права пользования недрами по истечении установленного срока действия лицензий.

По результатам проведения внеплановой выездной проверки установлено, что АО «Новосибирскавтодор» не проведены работы по консервации или ликвидации горных выработок (карьерных выемок) на участках недр «Красносибирский» и «Решетовский» в соответствии с разработанными и согласованными с министерством природных ресурсов и экологии <адрес> техническими проектами ликвидации и консервации горных выработок (карьерных выемок) в пределах указанным участков недр, чем нарушило обязательные требования в области использования и охраны недр, установленные абз. 5 ст. 21; п. 9 абз. 2 ст. 22; п. 9 абз. 1 ст. 23; абз. 2,4,7 ст. 23.2; абз. 1,2,3,5 ст. 26 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах».

Таким образом, следует вывод о том, что АО «Новосибирскавтодор» на протяжении длительного времени не выполняло установленных нормами закона обязательства по ликвидации и консервации горных выработок (карьерных выемок) на участках недр «Красносибирский» и «Решетовский».

Совершенное АО «Новосибирскавтодор» правонарушение, предусмотренное ст. 8.9 КоАП РФ, является длящимся административным правонарушением.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В рассматриваемом случае датой обнаружения административного правонарушения является дата составления акта внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: ДД.ММ.ГГГГ.

Срок давности привлечения виновного лица к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.9 КоАП РФ, составляет 1 год.

Таким образом, на дату вынесения постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ срок давности привлечения АО «Новосибирскавтодор» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.9 КоАП РФ, не истек.

Доводы заявителя об отмене предписания об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ считаем необходимым указать следующее.

Решением о прекращении исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ исх. прекращено исполнение предписания об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, выданное АО «Новосибирскавтодор» по результатам проведения внеплановой выездной проверки.

Основанием для принятия соответствующего решения послужили поступившие ДД.ММ.ГГГГ в министерство природных ресурсов и экологии <адрес> от АО «Новосибирскавтодор» акты о ликвидации горных выработок, расположенных в пределах участков недр «Решетовский» и «Красносибирский», с приложением подтверждающих документов.

Согласно представленным документам следует, что ликвидация горной выработки в пределах участка недр «Решетовский» проведена в полном объеме в соответствии с разработанным и согласованным с министерством техническим проектом на ликвидацию горной выработки песчаноглинистых грунтов на участке недр «Решетовский» в <адрес> (шифр 05/79-П, 2023 г.); ликвидация горной выработки в пределах участка недр «Красносибирский» проведена в полном объеме в соответствии с разработанным и согласованным с министерством техническим проектом на ликвидацию горной выработки песчаноглинистых грунтов на участке недр местного значения «Красносибирский» в <адрес> (шифр 05/78-П, 2023 г.).

По результатам рассмотрения представленных документов министерством природных ресурсов и экологии <адрес> подписаны акты о ликвидации №,3 от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ исполнено АО «Новобирскавтодор» в полном объеме.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд считает установленным, что АО «Новобирскавтодор» совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.9 КоАП РФ. Установленные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого по делу постановления при рассмотрении дела не допущено.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Порядок привлечения лица к административной ответственности соблюден.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено АО «Новобирскавтодор» в пределах санкции, предусмотренной ст. 8.9 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления не установлено.

АО «Новобирскавтодор» заявлено требование об отмене предписания министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и представления министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 КАС РФ по правилам и нормам КАС РФ подлежат рассмотрению споры об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

АО «Новобирскавтодор» заявлено об оспаривании решений органа государственной власти - об отмене предписания министерства природных

ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и представления министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Данные требования подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ, однако КоАП РФ не содержит нормы, обязывающей судью в рамках рассмотрения жалобы на постановление о назначении административного наказания, выделять материалы об оспаривании решения органа государственной власти для рассмотрения их в порядке КАС РФ, вследствие чего производство по жалобе АО «Новобирскавтодор» в части требования об отмене предписания МПРиЭ НСО от ДД.ММ.ГГГГ и представления указанного министерства от ДД.ММ.ГГГГ – подлежит прекращению.

Частью 5 ст. 30.2 КоАП РФ предусмотрено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Основания и порядок возврата госпошлины предусмотрен ст. 333.40 Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника управления контрольно-надзорной деятельности министерства природных ресурсов и экологии <адрес>Гараниной С.А. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.9 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу акционерного общества по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений «Новосибирскавтодор» - без удовлетворения.

Производство по жалобе акционерного общества по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений «Новосибирскавтодор» на предписание от ДД.ММ.ГГГГ и представление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные министерством природных ресурсов и экологии <адрес> – прекратить.

Жалоба на решение по делу об административном правонарушении может быть подана в Новосибирский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья С.Г. Прибытков