Дело № 12-62 Р Е Ш Е Н И Е г. Иваново «21» декабря 2018 года Судья Советского районного суда г. Иваново Мозжухин В.А., с участием представителя АО «Объединенные электрические сети», в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, - ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Акционерного общества «Объединенные электрические сети» ФИО2, поданную в интересах Общества, на постановление начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Е.Н.Н. от 31 августа 2018 года об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, установил: Постановлением начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Е.Н.Н. от 31 августа 2018 года АО «Объединенные электрические сети» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей. Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель – генеральный директор АО «Объединенные электрические сети» ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление об административном правонарушении признать незаконным и отменить. Жалоба мотивирована тем, что действующее законодательство не содержит императивной нормы, обязывающей работодателя в безусловном порядке указывать в инструкциях по охране труда перечень спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам. В материалах проверки отсутствуют доказательства того, что АО «Объединенные электрические сети» препятствует работникам в получении достоверной информации об условиях и охране труда, а также о том, что при проведении инструктажа на рабочем месте работники информируются о полагающихся им спецодежде, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, в связи с чем нарушение требований ст.212 ТК РФ АО «Объединенные электрические сети» отсутствует (п.1 постановления об административном правонарушении). В АО «Объединенные электрические сети» жилеты сигнальные были приобретены и выданы, в том числе и работникам «…» участка, что подтверждается товарной накладной № «…» от 22.03.2018 года и платежным поручением № «…» от 27.03.2018 года, отсутствие записи о факте их выдачи в личной карточки является технической ошибкой, в связи с чем нарушения ст.ст.212, 221 ТК РФ отсутствуют (п.2 постановления об административном правонарушении). Личные карточки учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств были представлены в ходе проверки, по указанию проверяющего лица изготовлены выборочные копии. В соответствии с п.12 и п.13 «Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» подбор данных средств и перечень рабочих мест, для которых необходима их выдача, в АО «Объединенные электрические сети» были определены с учетом результатов специальной оценки условий труда, которые предусматривают выдачу только твердого туалетного мыла (200 г на человека в месяц). Кроме того, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23.11.2017 г. № 805н) с 1 2.06.2018 года отменена необходимость фиксации под роспись выдачи данного вида смывающих средств в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств. Довод инспекции о том, что выявленное нарушение касается выдачи средств от укусов насекомых не зафиксировано ни в акте проверки, ни в предписании и не свидетельствует о нарушении требований ст.212, 221 ТК РФ (п.3 постановления об административном правонарушении). Лестницы, находящиеся в гаражах «…» и «…» отделениях принадлежат подрядчику ООО «С…» и ООО «Г…», а в гаражах просто складируются без фактического использования персоналом АО «Объединенные электрические сети», в связи с чем нарушения ст. 212 ТК РФ со стороны АО «Объединенные электрические сети» отсутствуют (п.6 постановления об административном правонарушении). Кроме того, генеральный директор АО «Объединенные электрические сети» просил признать данное правонарушение малозначительным и учесть, что ранее АО «Объединенные электрические сети» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ не привлекалось. В судебном заседании представитель АО «Объединенные электрические сети» ФИО1 уточнила жалобу и просила признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания от 31 августа 2018 года № «…», вынесенное Государственной инспекцией труда в Ивановской области в отношении АО «Объединенные электрические сети» в части привлечения к административной ответственности за нарушение требований ст.212 ТК РФ (инструкции по охране труда «…» отделения № ИОТ-12-2018 для водителя автомобиля, № ИОТ -11-2018 для уборщика служебных помещений не содержат перечень спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными правилами и нормами, предусмотренные п.4.4., 5.3. Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утв. Постановлением Минтруда и соцразвития РФ от 17.12.2002 г. № 80). Доводы жалобы от 10 сентября 2018 года не поддерживает. Начальник отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Е.Н.Н. возражала против доводов жалобы. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам. Из материалов дела следует, что на основании распоряжения государственной инспекции труда от 19 июля 2018 года № «….» года была проведена плановая, документарная проверка в отношении Акционерного общества «Объединенные электрические сети», в ходе которой с учетом изменений, внесенных решением «…» от 10 сентября 2018 года были выявлены следующие нарушения трудового законодательства: 1. В нарушение требований ст. 212 ТК РФ инструкции по охране труда «…» отделения АО «Объединенные электрические сети» № ИОТ-12-2018 для водителя автомобиля, утв. Гл. инженером 30.03.2018; № ИОТ-11-2018, утв. гл. инженером 28.03.2018 не содержат перечень спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными правилами и нормами, предусмотренные пп. 4.4, 5.3 Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утв. Постановлением Минтруда и соцразвития от 17.12.2002г. № 80; 2. В нарушение требований ст. 212, 221 ТК РФ, п. 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 г. № 290н водителям автомобиля- электромонтёр ОВБ Б.Е.Ю., электромонтер по ЭЭС - водитель автомобиля Б.А.Н. («…» отделение) в личной карточке учета выдачи СИЗ не предусмотрена выдача жилета сигнального 2 класса защиты. Указанное наименование СИЗ в карточках отсутствует. 3. В нарушение требований ст. 212, 221 ТК РФ, п. 24 Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010г. № 1122н в «…» отделении АО «Объединенные электрические сети» не ведётся надлежащий учёт и контроль за выдачей работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств. Личные карточки учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств отсутствуют, в ходе проведения проверки не представлены. Учёт ведётся в карточке учёта выдачи дежурных средств индивидуальной защиты. 4. В соответствие со ст. 2.10 КоАП РФ АО «Объединенные электрические сети» несёт административную ответственность, как юридическое лицо за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ. Таким образом, в действиях АО «Объединенные электрические сети» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ (нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в Федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ). 5. В нарушение требований ст. 212,215 ТК РФ, п. 3.2.27 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РМ-027-2003, утв. Постановлена Минтруда и соцразвития РФ от 12.05.2003г. № 28 стены смотровой канавы в гараже отделения не облицованы плиткой светлых тонов. 6. В нарушении требований ст. 212 ТК РФ, 29 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 01 июня 2009 года № 290н, п. 1.4.3 Инструкции по применению и испытании средств зашиты, используемых в электроустановках, утв. приказом Минэнерго от 30.06.2003г. № 261 после проведения периодического осмотра диэлектрических перчаток № «…» отделения результаты осмотра не указаны в журнале содержания средств защиты. 7. В нарушение требований ст. 212 ТК РФ, п. 60 Правил по охране труда при работе на высоте, утв. Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 28.03.2014г. № 155н лестницы, используемые в гараже «…» отделения, гараже «…» отделения не взяты в АО «Объединенные электрические сети» на инвентарный учёт. 16 августа 2018 года начальником отдела государственного надзора и контроля за соблюдением об охране труда Е.Н.Н. в отношении АО «Объединенные электрические сети» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, в котором отражены все выявленные нарушения трудового законодательства. Часть 1 ст.5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. В соответствии с положения ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; ознакомление работников с требованиями охраны труда; разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов; наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности. Вышеуказанная норма не определяет каких-либо обязательных требований к содержанию правил и инструкций. Согласно п. 4.4 Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденных Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17декабря2002года № 80, в типовой инструкции по охране труда рекомендуется отражать перечень спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными правилами и нормами. Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии - межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы (п. 5.3 Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденных Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17декабря2002года № 80). Между тем, согласно п. 1.1 указанных Методических рекомендаций они разработаны в целях оказания помощи заинтересованным организациям по подготовке и оформлению нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, то есть не носят обязательный характер. Как следует из ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется, в том числе, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с пунктом 6 Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27декабря2010года № 1160, акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1160, к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относит только стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса). Вышеназванные Методические рекомендации к числу перечисленных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, не относятся. По смыслу вышеперечисленных нормативных актов, обязанность по отражению в инструкции перечня спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты носит рекомендательных характер и содержит лишь примерный перечень вопросов, подлежащих отражению в типовой инструкции. Следовательно, ссылка должностных лиц Государственной инспекции труда в Ивановской области в постановлении об административном правонарушении на Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденные Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17декабря2002года № 80, является неправомерной. Согласно инструкции № ИОТ-12-2018 по охране труда для водителя автомобиля, утвержденной главным инженером 30марта2018года, для защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов водитель автомобиля обязан работать в спецодежде и применять средства защиты, выдаваемые в соответствии с действующими отраслевыми нормами (п. 1.3 Инструкции). Согласно инструкции № ИОТ-11-2018 по охране труда уборщика служебных помещений, утвержденной главным инженером 28марта2018года, для защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов уборщик обязан использовать: халат для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, перчатки с полимерным покрытием и перчатки резиновые. Уборщик должен работать в спецодежде и применять средства защиты, выдаваемые в соответствии с действующими отраслевыми нормами. Судом установлено, что нормы выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в АО «Объединенные электрические сети» регламентированы Приказом общества № 4 от 9января2017года «О порядке обеспечения средствами защиты», которым предусмотрен перечень спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными правилами и нормами, в том числе для уборщика служебных помещений и водителя автомобиля. При таких обстоятельствах вывод о нарушении требований ст.212 ТК РФ в части возложения обязанности отразить в инструкциях по охране труда № ИОТ-12-2018 и № ИОТ-11-2018 перечень спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными правилами и нормами, суд находит необоснованным и подлежащим исключению из оспариваемого постановления. Вина АО «Объединенные электрические сети» в совершении нарушений требований трудового законодательства, установленных проверкой, подтверждается актом проверки от 16 августа 2018 года, протоколом об административном правонарушении от 16 августа 2018 года, решением по жалобе на акт проверки от 10 сентября 2018 года, другими материалами дела. По результатам рассмотрения дела АО «Объединенные электрические сети» назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, с чем суд соглашается. При изложенных обстоятельствах, суд находит оспариваемое постановление подлежащим изменению путем исключения из него вышеуказанных нарушений. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление. На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд Р Е Ш И Л : Жалобу АО «Объединенные электрические сети» удовлетворить частично. Постановление начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Е.Н.Н. от 31 августа 2018 года о назначении административного наказания в отношении АО «Объединенные электрические сети» изменить. Исключить из данного постановления указания на нарушение требований ст.212 ТК РФ, касающиеся отсутствия в инструкциях по охране труда № ИОТ-12-2018 и № ИОТ-11-2018 перечня спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными правилами и нормами. В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу АО «Объединенные электрические сети» – без удовлетворения Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение 10 суток со дня получения его копии. Судья: -подпись- Мозжухин В.А. |