ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-620/20 от 23.09.2020 Московского районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело № 12-620/2020

УИД 21RS0025-01-2020-005157-11

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары

Судья Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Курышев С.Г., рассмотрев жалобу <данные изъяты>

ФИО1, <данные изъяты>,

на постановление по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л :

постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3.000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, указывая, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии при вынесении постановления не доказана причинно-следственная связь между нарушением антимонопольного законодательства и действиями ФИО1

ФИО1, извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы в установленном порядке, в судебное заседание не явился, обеспечив явку представителя ФИО2

В судебном заседании представитель ФИО1- ФИО2 доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, просила удовлетворить.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии, извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы в установленном порядке, в судебное заседание не явился, ранее представив письменные пояснения относительно доводов жалобы.

Выслушав мнение представителя ФИО1- ФИО2, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Согласно статье 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 9 настоящей статьи и статьями 7.29 - 7.32 и 7.32.3 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Чувашское УФАС России поступила жалоба ИП ФИО на действия организаторов торгов- Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом Чувашской Республики при проведении торгов на комплексное развитие организации досуга, отдыха и спорта на территории Красной площади.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии жалоба ИП ФИО признана обоснованной.

Нарушение выразилось в следующем.

Согласно бюллетеню от ДД.ММ.ГГГГ Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом сообщил о проведении ДД.ММ.ГГГГ аукциона на комплексное развитие организации досуга, отдыха и спорта на территории <адрес>- аукцион на комплексное развитие организации досуга, отдыха и спорта на территории <адрес> Предмет аукциона - Комплексное развитие.

Срок действия договора - 20 лет.

Начальный размер ежегодной платы - 374 000 руб.

Размер задатка - 374 000 руб.

Величина повышения начальной цены («шаг аукциона») - 18 700 руб.

Обременения (ограничения) - отсутствуют.

Обязанность победителя аукциона - осуществить мероприятия, направленные на Комплексное развитие, в соответствии с утвержденной концепцией организации досуга, отдыха и спорта на территории <адрес>.

Дата и время начала приема заявок - ДД.ММ.ГГГГ с 9.00 час.

Дата и время окончания приема заявок - ДД.ММ.ГГГГ до 16.00 час.

Поступление задатка на счет организатора аукциона - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Срок для отказа от проведения аукциона - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Дата и время начала рассмотрения заявок на участие в аукционе - ДД.ММ.ГГГГ в 11.00 час.

Место, дата и время проведения аукциона: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ, в 11.00 час. в каб. 418.

Регистрация участников аукциона производится ДД.ММ.ГГГГ с 10.00 до 10.45 час. по адресу: <адрес>

1. Организатором данного аукциона является - Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом (далее - Комитет).

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение Комитета (далее - Положение).

В соответствии с Положением Комитет является функциональным органом администрации города Чебоксары, осуществляющим функции в целях обеспечения реализации полномочий администрации города Чебоксары по решению вопросов местного значения в сфере владения, пользования и распоряжения объектами муниципальной собственности города Чебоксары, регулированию земельных отношений, осуществлению иных функций администрации города Чебоксары, предусмотренных настоящим Положением.

Положением предусмотрено, что в функции Комитета входит проведение аукционов на право заключения договоров аренды, так и на право заключения договоров о развитии застроенной территории и комплексного освоения территории. Однако, Положение не содержит такой функции Комитета, как проведение аукционов на комплексное развитие организации досуга, отдыха и спорта на территории <адрес>. Указание в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ на проведение аукциона Комитетом не наделяет его правом на проведение указанных торгов. Информационная бюллетень утверждена заместителем главы администрации — председателем Горкомимущества ФИО1 в отсутствие на то полномочий.

Также указанным должностным лицом утвержден Порядок проведения аукциона в отсутствие на то полномочий.

Согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

В силу положений статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации к правилам проведения торгов относится и определение лица, уполномоченного на их проведение.

Таким образом, проведение торгов неуполномоченным лицом является основанием для признания таких торгов недействительными.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от ДД.ММ.ГГГГ по делу .

ДД.ММ.ГГГГ в постановление администрации города Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ № 2171 «Об организации торгов на право размещения нестационарных объектов для оказания услуг по организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары» были внесены изменения, в том числе, в части наделения Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом правом проведения торгов на комплексное развитие по организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары.

Письмом администрации города Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ был внесен проект решения Чебоксарского городского Собрания депутатов «О внесении изменений в Положение о Чебоксарского городском комитете по управлению имуществом администрации города Чебоксары, утвержденное решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ» для рассмотрения на очередном заседании Чебоксарского городского Собрания депутатов.

Проектом решения предусмотрено, в том числе, поименование видов торгов, организатором которых выступает Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом. Данный проект решения размещен на официальных сайтах Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом и Чебоксарского городского Собрания депутатов.

Между тем, на сегодняшний день проект НПА не принят, находится в стадии рассмотрения.

2. Пунктом 4.1 проекта договора предусмотрено, что договор действует с момента подписания Сторонами.

В соответствии с частью 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

При толковании условий договора принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (пункт 1 статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно информационному бюллетеню срок действия договора составляет 20 лет.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока (часть 1 статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Однако, в пункте 4.1 (Концепции) приложения указано, что начало оказания услуги начинается с ДД.ММ.ГГГГ, а в пункте 4.2 - с ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, пункт 4.1 договора противоречит пункту 4.1 (Концепции) приложения в части начала действия договора.

Например, если победитель торгов заключит договор ДД.ММ.ГГГГ, срок его действия договора составит до ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из толкования п.4.1 (Концепции) приложения срок оказания услуги начинается с ДД.ММ.ГГГГ, а если в соответствии с пунктом 4.1 договора срок действия договора закончится ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, услуга будет оказываться только 18 лет, что противоречит подпункту 2 пункта 4.1 (Концепции) приложения , где указано, что срок оказания услуги — 20 лет.

Таким образом, данные условия противоречат статьям 192, 425 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, размер платы за первый год Комплексного развития уплачивается хозяйствующим субъектом в течение 5 дней. Поскольку в плату входят, в том числе услуги, оказываемые паровозиками, которые должны осуществлять свою деятельность только с ДД.ММ.ГГГГ, то хозяйствующий субъект фактически будет платить два года за услуги по паровозикам, а сам не вправе будет осуществлять деятельность.3. Пунктом 2.3 договора предусмотрено, что оплата стоимости по договора третьими лицами не допускается.

Согласно пункту 1 статьи 313 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если исполнение обязательства возложено должником на указанное третье лицо.

Следовательно, пункт 2.3 договора прямо противоречит статье 313 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку запрещает третьим лицам исполнить обязательство за хозяйствующий субъект.

4. Пунктом 3.2.1 договора возлагается избыточная обязанность хозяйствующего субъекта по согласованию внешнего вида размещаемого объекта с Управлением физической культуры и спорта администрации города Чебоксары.

В соответствии с Положением Управления физической культуры и спорта администрации города Чебоксары, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, данная функция как согласование внешнего вида размещаемого объекта не поименована.

Следовательно, данное положение создает избыточное требование, не предусмотренное нормой закона, на победителя аукциона.

Также, не отражен алгоритм проведения согласования, срок процедуры согласования и результат. Доказательств обратного организатором торгов не предоставлено.

5. Пунктом 3.2.5 договора вводится избыточная обязанность на хозяйствующий субъект уборке снега на прилегающей территории в радиусе 15 метров. Однако, в соответствии с пунктами 1.6, 5.3.2.1.1 правил благоустройства, территории г.Чебоксары, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, уборку снега осуществляет собственник территории. Согласно публичной кадастровой карте собственником территории Красной площади и Московской набережной является администрация города Чебоксары.

Таким образом, на хозяйствующий субъект возлагается избыточная обязанность, не предусмотренная действующим законодательством. Доказательств обратного организатором торгов не предоставлено.

6. Пунктом 3.3.4 продавец наделяется правом на проведение проверок по соблюдению требований настоящего договора, по результатам проверки оформляется соответствующий акт.

Однако регламент проведения проверок и юридические последствия составления актов отсутствует, что создает негативные юридические последствия для хозяйствующего субъекта, а также породит в будущем многочисленные судебные споры. Доказательств обратного организатором торгов не предоставлено.

7. Пунктом 5.2 договора предусмотрено, что в случае просрочки уплаты платежей хозяйствующий субъект обязан выплатить продавцу пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы долга за каждый день просрочки. Также, пунктом 5.4 договора предусмотрено, что в случае нарушения условий настоящего договора хозяйствующий субъект выплачивает штраф за каждый факт нарушения в размере 10% от размера платы, указанной в пункте 1.3 настоящего договора.

Таким образом, условиями договора предусмотрено, что за одно и тоже нарушение хозяйствующий субъект обязан выплатить штраф и пеню. Однако, взыскание одновременно пени и штраф за одно и тоже нарушение договорных условий не предусмотрено гражданским законодательством. Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ

8. Пунктом 5.6 договора указано, что контроль за соблюдением условий настоящего договора осуществляет Управление физической культуры и спорта администрации города Чебоксары. В соответствии с Положением Управления физической культуры и спорта администрации города Чебоксары, утвержденная решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, данная функция как проведение проверок не поименована. Следовательно, данное положение создает избыточное требование, не предусмотренное нормой закона, на победителя аукциона. Также, не отражен алгоритм проведения контроля, результат контрольных проверок, последствия. Доказательств обратного организатором торгов не предоставлено.

9. Пункт 3 приложения предполагает размещение карусели с конкретными характеристиками. В частности, габаритные размеры карусели должны быть не менее Д*Ш*В 7000 мм*7000 мм*6961 мм, а мощность двигателя не более 2,2 кВт. Однако, если габариты карусели будут больше, то и двигатель должен быть мощнее, поскольку необходимо вращать данную карусель, однако организатор торгов ставит ограничение, что двигатель не может быть мощнее 2,2 кВт. Карусели с такими габаритами и двигателем не более 2.2 кВт, отсутствуют у производителей и поставщиков (https :// www. carrousel. ru / catalog /svadebnye - attraktsiony /).

Также указано, что пол должен быть выполнен из не менее 10 деревянных панелей из экзотического дерева, однако действующее законодательство не предусматривает понятие экзотического дерева, данное определение вводит участников в заблуждение, каким деревом должен быть исполнен пол.

10. Пункт 4.1 и 4.2 приложения предполагает размещение паровозиков с конкретными характеристиками.

В частности, указывается, чтобы паровозики имели возможность эксплуатации на биодизельном топливе с концентрацией до не менее 20%.

В данной ситуации, фактически дается преимущественное положение паровозикам на биодизельном топливе, когда существуют и электрические паровозики ( https :// www. carrousel. ru / catalog / mini - poezda /).

Кроме того, организатором ограничена вместимость паровозиков - не более 20 взрослых мест.

Исходя из установленных обстоятельств дела, Комиссия признала жалобу ИП ФИО обоснованной и пришла к выводу о наличии необходимости выдачи предписания об устранении выявленного нарушения.

Согласно «Положению о Чебоксарском городском комитете по управлению имуществом администрации города Чебоксары», утвержденному решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, Председатель Комитета:

- от имени Комитета подписывает в качестве его руководителя все приказы, распоряжения, договора, акты, доверенности, письма, справки и иные документы, подготовленные работниками Комитета во исполнение, предусмотренных настоящим Положением, функций Комитета, а также направленные на согласование в Комитет проекты документов, подготовленные иными органами;

- действует без доверенности от имени Комитета, представляет его во всех предприятиях, учреждениях и организациях;

- устанавливает обязанности и определяет ответственность своих заместителей;

- распоряжается имуществом и средствами Комитета в соответствии с действующим законодательством, заключает договоры, в том числе трудовые.

В соответствии с Должностной Инструкцией заместителя главы администрации - Председателя Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом утвержденного Главой администрации города Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ, Председатель Комитета:

- возглавляет комиссию по проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или право на заключение договоров аренды таких земельных участков в г. Чебоксары;

- другие комиссии, которые могут быть созданы по курируемым вопросам (п.2.13);

- подписывает от имени Комитета и качестве его руководителя все приказы, распоряжения, договора, акты, доверенности, письма, справки, предписания и иные документы подготовленные Аппаратом Комитета во исполнение предусмотренных Положением о Чебоксарском городском комитете по управлению имуществом задач и функций и реализации его полномочий и прав, а также направленных на согласование в Комитет проектов документов, подготовленных иными органами (п. 3.2).

На основании статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Информационный бюллетень от ДД.ММ.ГГГГ «Открытый аукцион на комплексное развитие организации досуга, отдыха и спорта на территории <адрес>», в котором предмет аукциона Комплексное развитие организации досуга, отдыха и спорта на территории <адрес> (далее - Комплексное развитие) осуществляется в соответствии с утвержденной концепцией организации досуга, отдыха и спорта на территории <адрес>, был утвержден заместителем <данные изъяты> ФИО1.

Доказательств, подтверждающих отсутствие у заявителя реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.

Учитывая вышеизложенное, действия <данные изъяты> ФИО1 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

Доводы заявителя о том, что при вынесении постановления не доказана причинно-следственная связь между нарушением антимонопольного законодательства и действиями ФИО1 являются несостоятельными и опровергаются материалами дела.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных законом, при производстве по данному делу не имеется. Должностное лицо при привлечении ФИО1 к административной ответственности дало правильную оценку всем обстоятельствам дела о нарушении им требований Закона и приняло обоснованное решение о привлечении к ответственности по ч.10 ст.7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Назначенное должностному лицу наказание соответствует требованиям закона и обстоятельствам его совершения.

При назначении административного наказания учтены характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Назначенное наказание соответствует обстоятельствам совершения правонарушения, личности виновного лица, и отвечает задачам административного законодательства.

Процессуальные документы по делу оформлены надлежащим образом. Срок на подачу жалобы заявителем не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст.7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – заместителя главы администрации – Председателя Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом Чувашской Республики ФИО1 о привлечении его к ответственности в виде штрафа в размере 3.000 руб. оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья С.Г. Курышев