ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-620/2021 от 11.02.2022 Кировского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 12-67/2022

УИД 55MS0115-01-2021-005988-39

РЕШЕНИЕ

Судья Кировского районного суда г. Омска Валиулин Р.Р., при секретаре Махмутовой Т.З., рассмотрев в открытом судебном заседании 11 февраля 2022 года в <адрес>, каб. 407, жалобу законного представителя ООО «УК «Кристалл» на постановление мирового судьи судебного участка в Кировском судебном районе в <адрес> Казанковой Н.Е. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ООО «УК «Кристалл»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ ООО «УК «Кристалл» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Выражая несогласие с вышеуказанным постановлением, законный представитель в жалобе указал, что ДД.ММ.ГГГГ обществу было выдано предписание 02-02-18/11 о необходимости произвести перерасчет за коммунальный ресурс «электроэнергия» за 2017-2018 г. ДД.ММ.ГГГГ ООО «УК «Кристалл» выдано предписание 02/02-32/17 с требованием отменить перерасчет за коммунальный ресурс «электроэнергия» за 2020 год. Считает, что выданные предписания противоречат друг другу и являются взаимоисключающими. Кроме того, в предписании не указано, как именно необходимо производить начисление платы за общедомовые нужды (электроэнегия) при отмене перерасчета. Указывает, что Госжилинспекцией необоснованно не принят во внимание протокол общего собрания из-за некорректной формулировки. У Госжилинспекции нет правовых оснований для признания протокола общего собрания недействительным. В судебном порядке протокол общего собрания обжалован не был.

В дополнении к жалобе законный представитель указывает, что в для целей исполнения предписание должно быть понятным по своему содержанию и законным. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

Защитник ООО «УК «Кристалл» ФИО4, действующий на основании доверенности доводы жалобы поддержал.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, главный специалист второго территориального отдела <адрес>ФИО5 пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «УК «Кристалл» выдано предписание 02-02-18/11 с требованием произвести перерасчет размера платы за 2017 и 2018 год исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям общедомовых приборов учета. Предписание было исполнено. В мае 2021 года поступила жалоба собственников жилых помещений по ул. <адрес>, о несогласии с применением перерасчета для доначисления платы за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды. Ей была проведена проверка и выдано предписание 02-02-32/17 от ДД.ММ.ГГГГ с требованием отменить перерасчет за коммунальный ресурс «электроэнергия» за 2020 год. Представленный протокол общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ не является основанием для его применения, в связи с тем, что в формулировке решения указан порядок начисления платы за коммунальные услуги. В связи с тем, что жилищное законодательство разграничивает понятия коммунальных услуг и коммунальных ресурсов, принятие собственниками решения в отношении коммунальной услуги не может повлечь применения управляющей компанией данного решения в отношении коммунального ресурса. Указанная позиция изложена в определении Верховного суда от ДД.ММ.ГГГГ-ЭС-20-11644. Отменить перерасчет следует в той части, в которой было выполнено доначисление.

Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности (ст. 26.11 КоАП РФ), а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, выражается в невыполнении в срок законного предписания соответствующего органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Юридические лица обязаны неукоснительно исполнять возложенные на них законом обязанности, связанные со сферой их деятельности, выполнять адресованные им предписания органов государственного надзора и контроля.

Правонарушение считается совершенным с момента истечения срока, предусмотренного предписанием.

Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Законодательством РФ предусмотрено три способа оплаты размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

- исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

- исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ;

- исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством РФ.

В целях защиты прав потребителей и в соответствии с требованиями статьи 157 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Указанными Правилами регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

В соответствии с пунктом 40 Правил № 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 44 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных п. 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11 и 12 приложения № 2 к настоящим Правилам. В случае если указанный объем за расчетный период (расчетный месяц) составляет отрицательную величину, то указанная величина учитывается в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах) при определении объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящегося на жилое (нежилое) помещение. При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель.

В соответствии с ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ.

Исключения составляют случаи оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

-исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ;

-исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с актом проверки ООО «УК «Кристалл» при расчете размера платы за коммунальный ресурс (электроэнергия), потребляемый при содержании общего имущества многоквартирного дома, начисление осуществляется исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, при отсутствии решения общего собрания собственников.

Статья 156 ЖК РФ позволяет собственникам помещений многоквартирного дома принимать решения об установлении порядка начисления платы за коммунальные ресурсы, потребленных на общедомовые нужды, однако указанная статья не регламентирует порядок распределения сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов, используемых при использовании общего имущества многоквартирного дома.

Согласно протоколу общего собрания от 29.03.2015 г. собственниками помещений многоквартирного дома № 21 по ул. пр. Комарова 21 в г. Омске принято решение о распределении объема коммунальных услуг в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (л.д. 48-50).

С 01.01.2017 г. коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, перешли из разряда коммунальных услуг в жилищные услуги, с указанного времени плата за такие коммунальные ресурсы является составляющей платы за содержание жилого помещения.

Согласно пункту 2 Правил № 354 коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

К коммунальным ресурсам данные Правила относят - холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ, тепловую энергию, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

Таким образом, законодатель на федеральном уровне разграничивает указанные понятия, следовательно, принятие собственниками решения в отношении коммунальной услуги не может повлечь за собой безусловного применения управляющей организацией данного решения в отношении коммунального ресурса.

Из анализа положений Правил № 354 следует, что распределение сверхнормативного объема потребления ресурса, потребленного на общедомовые нужды, осуществляется при расчете платы за коммунальные услуги и только при непосредственном управлении МКД или в случае, если способ управления МКД не выбран или не реализован.

Кроме того, статья 156 ЖК РФ позволяет собственникам помещений многоквартирного дома принимать решения об установлении порядка начисления платы за коммунальные ресурсы, потребленных на ОДН, однако указанная статья не регламентирует порядок распределения сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов, используемых при использовании общего имущества многоквартирного дома.

В данном случае, норматив потребления коммунальных услуг в процессе использования общедомового имущества является величиной, определяющей максимальный расход ресурсов, возможность превышать который действующее законодательство не предусматривает. Исключение составляет принятие решения собственниками помещений дома о распределении сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов между всеми собственниками.

Вина ООО «УК «Кристалл» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, подтверждается материалами дел об административных правонарушениях, а именно:

- протоколом об административном правонарушении №22 от 30.09.2021 г. (л.д. 2);

-актом проверки № 02-03-32/148 от 30.09.2021 года (л.д. 7);

-предписанием № 02-02-32/17 от 15.07.2021 года об устранении нарушений законодательства, согласно которого ООО «УК «Кристалл» в срок до 01.09.2021 г. следует отменить перерасчет размера платы за коммунальный ресурс (электроэнергию) собственникам многоквартирного <адрес> в <адрес> за 2020 год (л.д. 26);

-актом проверки № 02-03-32/104 от 15.07.2021 г., согласно которого представленный в ходе проверки протокол б/н от 29.03.2015 г. внеочередного общего собрания собственников многоквартирного дома не является основанием для его применения при порядке расчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды, в связи с тем, что в формулировке решения указан порядок начисления за коммунальные услуги. (л.д.31-33);

-протоколом общего собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д. 48-50).

При таких обстоятельствах должностное лицо инспекции пришло к обоснованному выводу о том, что решение о распределении сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов и способе такого распределения между всеми жителями дома на общем собрании собственников не принималось, в связи с чем ООО «УК «Кристалл» допущено нарушение порядка начисления платы за коммунальные ресурсы при осуществлении перерасчета на основании предписания №02-02-18/11 от 20.02.2019 г.

Оценив совокупность имеющихся доказательств мировой судья сделал обоснованный вывод о виновности ООО «УК «Кристалл» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ.

Вопреки позиции подателя жалобы предписание № 02-02-32/17 от 15.07.2021 г. сомнений и неясностей относительно способа его исполнения не содержит, является законным, исполнимым и не противоречит ранее выданному обществу предписанию № 02-02-18/11 от 20.02.2019 года, что следует в том числе из содержания приведенного выше акта проверки от 15.07.2021 г.

Мировым судьей при назначении наказания требования ст. 4.1 КоАП РФ соблюдены, выводы о размере назначенного наказания мотивированы, по делу учтены характер совершенного административного правонарушения, иные обстоятельства, влияющие на размер наказания, которое назначено ниже низшего предела санкции ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, что соответствует требованиям ч.ч. 3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ.

При производстве по делу нарушений норм материального либо процессуального закона не допущено.

Постановление мирового судьи вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 15 в Кировском судебном районе в г. Омске от 29.11.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ФИО6» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья Р.Р. Валиулин