Мировой судья: Реброва Е.В. Дело №12-620/2023
УИД55MS0114-01-2023-002754-29
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
25 декабря 2023 года город Омск
Судья Центрального районного суда г. Омска Феоктистова О.А., при секретаре Мажкеновой Д.М., с участием представителей сторон, рассмотрев жалобу Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на постановление мирового судьи судебного участка № 114 в Центральном судебном районе в городе Омске от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 114 в Центральном судебном районе в городе Омске от ДД.ММ.ГГГГ Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов в лице своего представителя по доверенности С.В.В. обратился с жалобой в Центральный районный суд <адрес>, в которой просит постановление отменить. Указывает, что действия фонда соответствуют положениям Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». Региональным оператором совершены исчерпывающие действия, направленных на своевременную организацию мероприятий, направленных на проведение капитального ремонта в многоквартирном доме, а именно:
- в июне 2018 года в адрес собственников направлены предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, и их стоимости. Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ решения общего собрания собственников помещений в МКД, предложение регионального оператора о проведении капитального ремонта в МКД принято (копии прилагаются).
- подрядной организацией ООО «Знакъ Качества», отобранной по результатам электронного аукциона, в соответствии с договором №/ЭА от ДД.ММ.ГГГГ разработана проектная документация для проведения капитального ремонта конструктивного элемента МКД. Указанная проектно-сметная документация принята Заказчиком согласно акта приема-сдачи проектной документации (копия договора и акта прилагаются).
- ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Фондом объявлялись электронные аукционы по заключению договоров на проведение капитального ремонта в соответствии с Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", по результатам проведения которых ни одна подрядная организация не изъявила желания заключить договор на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес> (копии протоколов о рассмотрении заявок на участие в электронных аукционах прилагаются).
- впоследствии, по итогам очередного электронного аукциона, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, Региональным оператором заключен договор №/ЭА от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «СК «ФОРТ-ИНВЕСТ» на проведение работ по капитальному ремонту МКД по адресу<адрес>. В соответствии с Договором срок выполнения работ на объекте - с даты заключения по ДД.ММ.ГГГГ, срок сдачи-приемки выполненных работ - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Указывают, что предписание выдано после заключение РФКР МКД Договора и на момент рассмотрения судом протокола об административном правонарушении между заказчиком и подрядчиком уже был заключен соответствующий договор, был подписан акт передачи общего имущества собственников МКД для производства работ на объекте (акт открытия объекта), в том числе работы были выполнены на 65 %. Подрядная организация осуществляла работы в пределах сроков выполнения работ по объекту, соответствующие обстоятельства также не установлены судом при рассмотрении протокола об административном правонарушении.
По мнению заявителя, судом первой инстанции не принято во внимание, что сроки выполнения работ по договору в отношении МКД значительно выходят за сроки, предусмотренные предписанием Государственной жилищной инспекции Омской области, что в установленные контролирующим органом сроки фактически исполнить договорные обязательства в отношении МКД не представляется возможным. Просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель привлекаемого лица Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов С.В.В., действующий на основании доверенности, доводы, указанные в жалобе поддержал, просил прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава правонарушения. Работы по спорному дому ДД.ММ.ГГГГ выполнены в полном объеме. Фондом предпринимались все возможные меры на своевременную организацию мероприятий. На момент выдачи предписания договор с подрядной организацией уже был заключению.
Представитель административного органа Государственной жилищной инспекции Омской области по доверенности Ф.В.П. в судебном заседании просила постановление мирового судьи оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Указала, что предписание в срок не исполнено, с ДД.ММ.ГГГГ (дата начала срока проведения капитального ремонта указанного многоквартирного дома по Региональной программе) меры по проведению электронных аукционов Фондом не предпринимались; договор по оказанию услуг и выполнению работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества <адрес>/ЭА заключен ДД.ММ.ГГГГ; акт сдачи-приемки проектной и сметной документации № подписан ДД.ММ.ГГГГ (т.е. за 17 дней до окончания срока проведения капитального ремонта, установленного Региональной программой); дата начала проведения первого электронного аукциона для привлечения подрядных организаций - ДД.ММ.ГГГГ (т.е. спустя 2 года 2 мес. о даты начала срока проведения капитального ремонта); признание аукциона несостоявшимся ДД.ММ.ГГГГ; дата начала проведения второго электронного аукциона для привлечения подрядных организаций ДД.ММ.ГГГГ (т.е. спустя 2 года 3 мес. даты начала срока проведения капитального ремонта); признание аукциона несостоявшимся ДД.ММ.ГГГГ; дата начала проведения третьего электронного аукциона для привлечения подрядных организаций ДД.ММ.ГГГГ (т.е. спустя 2 года 4 мес. о Даты начала срока проведения капитального ремонта); признание аукциона несостоявшимся ДД.ММ.ГГГГ; дата начала проведения четвертого электронного аукциона для привлечения подрядных организаций ДД.ММ.ГГГГ (т.е. спустя 2 года 7 мес. с даты начала срока проведения капитального ремонта); признание аукциона несостоявшимся ДД.ММ.ГГГГ; дата начала проведения пятого электронного аукциона для привлечения подрядных организаций - ДД.ММ.ГГГГ (т.е. спустя 2 года 11 мес. с даты начала срока проведения капитального ремонта и за 24 дня до окончания срока проведения капитального ремонта, установленного Региональной программой); признание аукциона несостоявшимся ДД.ММ.ГГГГ т.е. за 9 дней до окончания срока проведения капитального ремонта установленного Региональной программой. Указывает, что данные факты являются причиной не исполнения обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного дома в установленные сроки, а также свидетельствуют о затягивании Фондом процесса приемки проектно-сметной документациями привлечения подрядных организаций.
Оценив доводы жалобы и представленные материалы, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, выражается в невыполнении в срок законного предписания соответствующего органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).
Постановлением Правительства Омской области от 30.12.2013 № 369-П «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, на 2014-2046 годы» жилой <адрес> включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, на 2014-2046 годы. Срок проведения капитального ремонта 2020-2022 годы, виды работы: ремонт инженерных систем МКД, разработка проектно-сметной документации.
Согласно ч. 1 ст. 182 Жилищного кодекса РФ, региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств
В силу ч. 2 ст. 182 Жилищного кодекса РФ, Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 189 настоящего Кодекса, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта; обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; обеспечить установление в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ; осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом, региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (ч. 6 ст. 182 Жилищного кодекса РФ).
Согласно п. 37 Постановления Правительства РФ от 28.09.2022 № 1702 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности», случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение региональным оператором требований, органом государственного жилищного надзора выдается предписание об устранении в 30-дневный срок выявленных нарушений, которое является приложением к акту.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной документарной проверки установлено, что Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов не обеспечено проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в сроки установленные Региональной программой капитального ремонта Омской области в период с 2020-2022 годы (ремонт фасада, ремонт подвальных помещений, разработка проектной документации, строительный контроль),
По итогам указанной проверки, региональному оператору выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в сроки установленные Региональной программой капитального ремонта Омской области, согласно п. 1 ст. 182 Жилищного кодекса РФ (л.д. 15).
Указанное предписание получено представителем регионального оператора ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15 оборот).
Предписание не исполнено, что подтверждается как актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3-4).
Изложенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки, другими имеющимися в деле доказательствами.
Обстоятельства дела установлены на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств. Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены.
Факт совершения вмененного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.
Каких-либо объективных данных, свидетельствующих об отсутствии у Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а равно принятие исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства, материалы дела не содержат.
Невыполнение в установленный срок требований предписания Государственной жилищной инспекции Омской области в части относящегося к компетенции Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов обеспечения мер по соблюдению требований, установленных ст. 182 ЖК РФ, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Выражая несогласии с постановлением мирового судьи, податель жалобы ссылается, что региональным оператором приняты исчерпывающие меры для соблюдение требований жилищного законодательства в части обеспечения организации проведения капитального ремонта, указано, что порядок заключения договора с подрядной организацией на основании электронного аукциона требует временных затрат.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что сроки проведения капитального ремонта установлены в период с 2020-2022 годы.
ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, принято решение о проведении капитального ремонта, об определении перечня работ по капитальному ремонту в рамках Региональной программы капитального ремонта в Омской области, в частности, принято решение о проведении капитального ремонта фасада (л.д. 26-29).
Решением от ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений в многоквартирном доме определены первоочередные работы по капитальному ремонту несущих строительных конструкций дома, инженерных сетей, ремонту фасада, (л.д. 50-56).
ДД.ММ.ГГГГ между региональным оператором и ООО «СК «ФОРТ-ИНВЕСТ» заключён договор №/ЭА о проведении капитального ремонта (л.д. 38-52), подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества (фасада, подвала) в многоквартирном доме, расположенных по адресам, предусмотренным адресным перечнем многоквартирных жомов в соответствии с проектно0сметной документацией, включая выполнение строительно-монтажных работ на объектах, поставку материалов, изделий, конструкций, оборудования, своевременное устранение недостатков, сдачу каждого объекта после выполнения работ по капитальному ремонту по акту о приёмке оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, выполнение обязательств в течение гарантийного срока, выполнение иных неразрывно связанных с объектов работ (п.1.1 договора). Срок выполнения работ – не позднее ДД.ММ.ГГГГ (п. 3.2 договора).
При этом графиком работ предусмотрен срок выполнения работ в отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес> даты заключения договора до ДД.ММ.ГГГГ, срок приемки-сдачи выполненных работ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пояснениям представителя Регионального фонда капитального ремонта многоквартирного дома С.В.В. в судебном заседании, в настоящее время работы по капитальному ремонту завершены.
Таким образом, из материалов дела объективно не следует, что фондом приняты исчерпывающие меры для исполнения предписания административного органа в срок, проведение электронных аукционов, которые признаны несостоявшимся ввиду отсутствия заявок об обратном не свидетельствует.
Материалами дела подтверждается, что Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов не осуществлена обязанность по привлечению подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту и заключения с ними соответствующих договоров на выполнение работ (разработку проектно-сметной документации) по капитальному ремонту общего имущества <адрес>, в объемах и в сроках, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта Омской области, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 28.12.2022 № 802-п «О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 30.12.2013 № 369-п» на соответствующий год (2022).
По результатам аукциона, договор на проведение капитального ремонта общего имущества МКД по адресу: <адрес>, заключен только ДД.ММ.ГГГГ с ООО «СК «ФОРТ-ИНВЕСТ», срок окончания работ ДД.ММ.ГГГГ.
На основании абз. 3 ст. 12 ГК РФ возложение на регионального оператора обязанности по исполнению обязательств по проведению капитального ремонта общего имущества МКД является одним из гражданско-правовых способов защиты.
Такой способ защиты права, как обязание заявителя совершить определенные действия с целью устранения нарушения прав собственников жилых помещений, относится к компетенции Государственной жилищной инспекции Омской области.
Административное наказание назначено с учетом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Наказание Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Доказательства, свидетельствующие об отсутствии у Регионального фонда возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в материалах дела отсутствуют, заявителем не представлены.
Предписание от ДД.ММ.ГГГГ вынесено уполномоченным на то органом, изложенные в нем требования, а также срок устранения нарушений законодательства основаны на законе.
Предписание об устранении выявленных нарушений, акт проверки подписаны представителем юридического лица без каких-либо замечаний, за продлением срока устранения нарушений региональный фонд также не обращался, на момент окончания срока предписания договор на выполнение работ по капитальному ремонту заключен не был, работы не выполнены.
Кроме того, размещение заявок для проведения электронных аукционов не может свидетельствовать о принятии всех необходимых мер для исполнения предписания, поскольку обеспечение проведения капитального ремонта, полагает о всех этапах таких работ, подлежащих завершению окончанием работ по капитальному ремонту, подписанием акта приемки-сдачи выполненных работ.
Совокупность установленных мировым судьей фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
При этом следует отметить, что частью 1 статьи 29.11 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 названного кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Резолютивная часть постановления по делу об административном правонарушении объявлена мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ, в полном объеме постановление изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, в соответствии с положениями части 1 статьи 29.11 КоАП РФ днем вынесения постановления по делу об административном правонарушении является ДД.ММ.ГГГГ - день его изготовления в полном объеме.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 114 в Центральном судебном районе в городе Омске от ДД.ММ.ГГГГ по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов изменить путем указания даты его вынесения - ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части данное постановление оставить без изменения, а жалобу Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, пересмотр вступившего в законную силу постановления мирового судьи и решения по делу об административном правонарушении возможен в порядке, предусмотренном ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья О.А. Феоктистова