ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-621/20 от 11.12.2020 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 12-621/2020

УИД 29RS0014-01-2020-005394-71

УИН 0

Р Е Ш Е Н И Е

г. Архангельск, ул. Р. Куликова, д. 15

11 декабря 2020 года

Судья Ломоносовского районного суда города Архангельска Ибрагимова Н.В., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе главы Администрации территориального округа Майская Горка Администрации муниципального образования «Город Архангельск» - Ганущенко А. В. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Архангельской области Губко Ю.Н.<№> от <Дата>,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Архангельской области Губко Ю.Н.<№> от <Дата> должностное лицо – глава Администрации территориального округа Майская Горка Администрации муниципального образования «Город Архангельск» - Ганущенко А. В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 25 000 (Двадцать пять тысяч) рублей.

Ганущенко А.В. не согласился с указанным постановлением, обжаловав его в Ломоносовский районный суд города Архангельска.

В жалобе, ссылаясь на положения статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, просит постановление должностного лица административного органа отменить как незаконное.

Утверждает, что в деле отсутствуют достаточные и бесспорные доказательства его вины в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв, предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Указывает, что в ходе фиксации факта несанкционированного размещения отходов, отходов, размещенных непосредственно Администрацией муниципального образования «Город Архангельск», не выявлено, как не установлено непринятие каких-либо мер заявителем по недопущению размещения отходов.

В функции Администрации территориального округа Майская Горка не входит организация муниципального земельного контроля на территории округа.

Спорное постановление вынесено с грубым нарушением требований Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Кроме того, действующим законодательством определен особый порядок ликвидации несанкционированного размещения отходов.

В судебном заседании защитник Ганущенко А.В.Ялунина Н.Ю. доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Проверив дело и рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения защитника Ганущенко А.В.Ялуниной Н.Ю., доводы государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Архангельской области Губко Ю.Н., позицию представителя административного органа Глухаревой К.Е, изучив отзыв по доводам жалобы, не нахожу предусмотренных законом оснований для отмены постановления.

Оспаривая событие административного правонарушения и вину главы Администрации территориального округа Майская Горка Администрации муниципального образования «Город Архангельск» - Ганущенко А.В. в его совершении, заявитель и его защитник Ялунина Н.Ю. не учитывают следующее.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно части 1 статьи 34 названного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (часть 2 статьи 34).

В силу части 1 статьи 55 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного воздействия на окружающую среду в населенных пунктах, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.

Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Частью 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

В силу части 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

В соответствии с частью 3 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

В силу части 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются:

- земля как природный объект и природный ресурс;

- земельные участки;

- части земельных участков.

Согласно пункту 2 Положения о муниципальном земельном контроле на территории Архангельской области, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области № 592-пп от 29 декабря 2014 года, органы местного самоуправления городских округов Архангельской области осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах соответствующих городских округов Архангельской области объектов земельных отношений.

Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

В жалобе и в судебном заседании не оспаривалось юридически значимое по делу обстоятельство, что распоряжением <№>р от <Дата> на муниципальную должность главы Администрации территориального округа Майская горка с <Дата> назначен Ганущенко А.В.

Признавался и тот факт, что в соответствии с разделом 2 должностных обязанностей глава Администрации округа Майская горка, в том числе, обеспечивает выполнение задач и функций, возлагаемых на Администрацию округа согласно Положению об Администрации территориального округа муниципального образования «Город Архангельск» (пункт 2.1); обеспечивает организацию и контроль за работой специалистов Администрации округа (пункт 2.2); осуществляет выезды по территории, закрепленной за территориальным округом, в том числе на островные территории, для организации работы округа (пункт 2.6).

Не оспаривалось и то обстоятельство, что в соответствии с пунктом 3.2 Положения об Администрации территориального округа Администрации муниципального образования «Город Архангельск», утвержденного постановлением мэра города Архангельска № 66 от 11 февраля 2010 года, Администрация территориального округа осуществляет следующие функции в области жилищно-коммунального хозяйства и земельных отношений:

- участие в разработке планов по благоустройству территории округа;

- организация благоустройства территории округа, в том числе содержание территорий общего пользования, не входящих в границы прилегающих территорий, определенных в соответствии с Правилами благоустройства и озеленения города Архангельска;

- осуществление взаимодействия с департаментом муниципального имущества Администрации муниципального образования «Город Архангельск» при проведении муниципального земельного контроля на территории округа;

- организация в границах территориального округа содержания зеленых насаждений, лесов, парков, скверов, пляжей и элементов малых архитектурных форм, выдача разрешения на их свод, согласование земельного разрытия, осуществление контроля за ликвидацией последствий разрытий;

- разграничение обязанностей по уборке территорий;

- осуществление муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства и озеленение города Архангельска.Фактически не оспаривалось и то юридически значимое по делу обстоятельство, что в ходе планового (рейдового) осмотра должностными лицами административного органа на участке водоохранной зоны реки Юрас в районе ... рядом с ограждением АБЗ ОАО «Ремикс» на повороте грунтовой дороги от моста к АБЗ (в 70 метрах от реки) было зафиксировано несанкционированное размещение отходов производства и потребления в значительных объемах (строительные отходы от разборки деревянных зданий (доска, брус), части автотранспортной техники (покрышки, стекла, пластиковые детали), бытовой мусор).

Сброс указанных отходов был произведен на рельеф местности - неразмежеванный земельный участок и на земельный участок с кадастровым номером 29:22:060105:271, расположенный по адресу: г. Архангельск, округ Майская горка, ....

Также при осмотре участка автомобильной дороги по ... выявлено, что полоса отвода дороги практически на всем ее протяжении захламлена различными отходами (бытовыми, строительными, отходами от ремонта автомобилей и бытовой техники).

Указанный земельный участок также расположен в кадастровом квартале 29:22:060105 (г. Архангельск, округ Майская горка, ...).

Слева на откосе автодороги (примерно 320 метров по направлению движения от перекрестка с ... в сторону моста) также присутствуют навалы мусора (отходы от ремонта бытовой техники и электроники, отходы автомобилей, строительные отходы, спецодежда, обувь и бытовые отходы предприятий).

Признавалось, что на запрос административного органа Администрация территориального округа Майская горка Администрации «Город Архангельск» письмом <№> от <Дата> сообщила, что муниципальный земельный контроль в отношении рассматриваемых земельных участков не осуществлялся.

Более того, представлены сведения о должностном лице, отвечающем за недопущение размещения несанкционированных отходов на территории города Архангельска (территориальный округ Майская горка), как главе Администрации территориального округа Майская горка Администрации муниципального образования «Город Архангельск» Ганущенко А.В.

При этом о несанкционированном размещении отходов производства и потребления в значительных объемах было достоверно известно, о чем Администрация территориального округа Майская горка Администрации «Город Архангельск» неоднократно информировала отдел полиции <№> УМВД России по городу Архангельску письменно и посредством телефонной связи с целью выявления и привлечения к административной ответственности лиц, захламляющих указанные территории.

Более того, письмом за <№> от <Дата> Администрация территориального округа Майская горка Администрации «Город Архангельск» уведомила административный орган о приведении территории неразмежеванного земельного участка в кадастровом квартале 29:22:060105, участка автодороги от пересечения улиц Дачной и Технологической до недостроенного моста через реку Юрас в нормативное состояние (навалы мусора на обочине автомобильной дороги убраны, въезд на автомобильную дорогу по ... перекрыт блоками бетонных плит).

Таким образом, материалами дела установлено и доказано, что должностное лицо - глава Администрации территориального округа Майская Горка Администрации муниципального образования «Город Архангельск» - Ганущенко А.В. допустил нарушение земельного и природоохранного законодательства, что выразилось в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв, предотвращению других процессов негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Не выполнив установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, Ганущенко совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы и защитника при надлежащей степени внимательности, заботливости, осторожности и осмотрительности, какая требовалась от должностного лица группы главных должностей муниципальной службы Архангельской области, у Ганущенко А.В. имелась объективная возможность для соблюдения требований земельного и природоохранного законодательства.

Доводы о нарушении требований Федерального закона № 294-ФЗ от <Дата> «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» несостоятельные, поскольку плановая либо внеплановая проверка деятельности органа местного самоуправления и (или) его должностных лиц не проводилась.

Из материалов дела усматривается, что дело об административном правонарушении возбуждено по факту нарушения природоохранного законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами в городе Архангельске по итогам проведения планового (рейдового) осмотра территории.

По факту размещения отходов производства и потребления на земельных участках в кадастровом квартале 29:22:060105 (рядом с ограждением АБЗ «Ремикс» н6а полосе отвода автомобильной дороги по ...) административным органом было возбуждено дело об административном правонарушении по части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведено отдельное административное расследование.

Указанное дело прекращено в связи с неустановлением лиц, разместивших отходы производства и потребления на указанных участках.

Вопреки доводам жалобы административным органов не выдавалось предписание об устранении выявленных нарушений ни Администрации муниципального образования «Город Архангельск», ни Администрации территориального округа Майская горка.

Информация о фактах сброса бытовых отходов направлялась в Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» для принятия мер в рамках муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства города Архангельска.

Региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами – ООО «Экоинтегратор» указанная информация сообщалась для сведения.

Вопреки позиции заявителя земельный участок, занятый указанными навалами мусора, расположен в кадастровом квартале 29:22:060105 (г. Архангельск, округа Майская горка, ...), то есть в границах муниципального образования «Город Архангельск».

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона № 137-ФЗ от <Дата> «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими.

Таким образом, за участки, расположенные на территории городского поселения, отвечает орган местного самоуправления такого поселения, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на этих участках.

Вопреки доводам защитника Ганущенко А.В.Ялуниной Н.Ю. спорным постановлением заявителю не вменялось невыполнение муниципального земельного контроля на территории округа Майская горка города Архангельска.

Выяснив обстоятельства, подлежащие в силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выяснению по делу об административном правонарушении, и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Архангельской области Губко Ю.Н. пришла к правильному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вине главы Администрации территориального округа Майская Горка Администрации муниципального образования «Город Архангельск» - Ганущенко А.В. в его совершении.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом соблюден.

Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представленные по делу доказательства оценены по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Административное наказание назначено Ганущенко А.В. в пределах санкции части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением общих правил назначения административного наказания физическому лицу, с применением положений части 2.2 статьи 4.1 Кодекса, и изменению не подлежит.

Иные доводы жалобы и защитника Ялуниной Н.Ю. не порочат правильность состоявшегося по делу постановления и направлены на иную оценку обстоятельств, правильно и объективно установленных должностным лицом.

Доводы об отсутствии объекта топонимики «...» в городе Архангельске не порочит правильность состоявшегося по делу постановления, поскольку факт несанкционированного размещения отходов в границах территориального округа Майская горка не оспаривается.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Архангельской области Губко Ю.Н.<№> от <Дата> оставить без изменения, жалобу главы Администрации территориального округа Майская Горка Администрации муниципального образования «Город Архангельск» - Ганущенко А. В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения.

Судья Н.В. Ибрагимова