ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-621/2016 от 16.12.2016 Октябрьского районного суда г. Кирова (Кировская область)

12-621/2016

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров 16 декабря 2016 года

Судья Октябрьского районного суда г. Кирова Уськова А.Н.,

при секретаре Пушкаревой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление № 20-16/5 заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области М.Э.И. от 09 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15. 6 КоАП РФ, в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности –главного бухгалтера министерства финансов Кировской области ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 20-16/5 заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области М.Э.И. от 09 сентября 2016 года начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности –главный бухгалтер министерства финансов Кировской области ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 15.15. 6 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 15000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 подана жалоба, в которой он просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава и события административного правонарушения. В обоснование указал, что порядок действий по составлению отчета об исполнении бюджета (форма 0503117) регламентирован нормативным правовым актом: приказ Министерства России от 29.12.2011 года № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и предоставления годовой отчетности, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ (далее приказ 191н или Инструкция). На основании ст. 133 инструкции отчет об исполнении бюджета указанной формы составляется ежемесячно финансовым органом на основании данных об исполнении бюджета консолидированных отчетов (форма 0503127) и справок (ф.0503184) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных администраторов доходов бюджета представленных на отчетную дату и консолидированного отчета. Согласно пункту 7 Инструкции 191н бюджетная отчетность составляется на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями, распорядителями, администраторами бюджетных средств, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчетности. Главный администратор бюджетных средств несет ответственность за правильность осуществления свода (обобщения и консолидации) представленных ему данных. Главный администратор средств бюджета формирует сводную (консолидированную) бюджетную отчетность, предполагая, что представленная получателями бюджетных средств бюджетная отчетность содержит достоверные данные. При этом, лицо, ответственное за формирование и предоставление сводной и консолидированной отчетности главного администратора бюджетных средств, при условии выполнения им положений Инструкции (приказа 191н) по формированию обобщенных показателей в сводной отчетности, не должно нести ответственность за искажение данных, содержащихся в бюджетной отчетности, входящей в состав консолидированной отчетности. При составлении и формировании сводной отчетности (ф.05.03117) и (ф.0503127) заявитель не использовал документы, которые указаны в постановлении, а именно: докладные записки от 29.12.2014 и от 31.12.2014, платежные поручения от 29.12.2014 № 338 и от 31.12.2014 № 419, поскольку указанные документы не являются основанием для составления сводной бюджетной отчетности. Показатели, содержащиеся в бюджетной отчетности об исполнении областного бюджета ф. 0503117 за 2014 год полностью соответствует данным отчетных форм, являющихся основанием для их составления, то есть ф.0503127. В силу ст. ст. 52-58 Закона № 336-ЗО «О бюджетном процессе в Кировской области» министерство финансов Кировской области на основании сводной бюджетной отчетности главных распорядителей средств областного бюджета, главных администраторов доходов областного бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета составляет годовой отчет об исполнении областного бюджета и представляет его на рассмотрение и одобрение в правительство Кировской области. По отчету исполнения областного бюджета проводятся публичные слушания. Годовой отчет исполнения областного бюджета за отчетный год, а также документы и материалы публикуются на официальном информационно сайте Правительства Кировской области. Отчет об исполнении областного бюджета за 2014 год утвержден Законом Кировской области. В актах согласования показателей отчетности по областному бюджету, составленных в течение 2014 года, подписанных руководителем УФК по Кировской области и заместителем Председателя правительства, главой департамента финансов Кировской области, отражена информация об отсутствии расхождения по данным отчета об исполнении бюджета(форма 0503117) и отчета о поступлениях и выбытиях (форма 0503151).Фактическое поступление в 2014 году собственных доходов областного бюджета №540-ЗО и отчетности Минфина Кировской области отражено верно и в полном объеме. Данные, отраженные в годовом отчете об исполнении областного бюджета соответствуют реальным поступлениям в бюджет.

Полагал, что в его действиях отсутствует состав и событие административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ. Дополнительно указал, что имеют место процессуальные нарушения. В случае если по делу проведено административное расследование дела об административных правонарушениях рассматриваются районными судьями.

В судебном заседании лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1 доводы жалобы поддержал. Дополнительно суду пояснил, что действительно департамент финансов Кировской области в декабре 2014 года осуществил заимствование средств бюджетных и автономных учреждений в сумме 1500 млн. руб. на покрытие временного кассового разрыва областного бюджета. В нарушение норм бюджетного законодательства вышеуказанные операции были отражены в бюджетном учете отделом бухгалтерского учета и отчетности департамента финансов Кировской области как поступление прочих неналоговых доходов по коду бюджетной классификации «Прочие неналоговые доходы субъекта». В связи с чем отчет (ф. 0503127) содержал искаженные данные. Однако, отчет (ф.0503117) был сформирован и составлен в полном соответствии с Инструкцией, данные, содержащиеся в бюджетной отчетности полностью соответствуют данным отчетных форм, являющихся основанием для их составления, то есть ф.0503127. За недостоверность сведений, изложенных в отчете ф. 0503127, он нести ответственность не должен.

Представители УФК по Кировской области ФИО2, ФИО3 с доводами жалобы не согласились, указав, что отчет об исполнении бюджета ф.0503117 согласно положениям ст.264.1 БК РФ является формой бюджетной отчетности, за недостоверные сведения которого, предусмотрена ответственности по ст.15.15.6 КоАП РФ. Искажение данной формы отчетности исполнения бюджета ф. 0503117 по итогу 2014 года, представленной Минфином Кировской области как финансовым органом субъекта и подписанный главным бухгалтером ФИО1, содержит заведомо недостоверные сведения. Искажение данной формы отчетности произошло в связи с тем, что отделом бухгалтерского учета и отчетности Минфина Кировской области были заимствованы средства бюджетных и автономных учреждений в нарушении норм бюджетного законодательства, которые отражены в бюджетном учете как поступление прочих неналоговых доходов областного бюджета, о чем было известно ФИО1 как главному бухгалтеру. Платежные документы, в которых был указан неверный код бюджетной классификации, визировались главным бухгалтером ФИО1 Данные операции отражены в регистрах бюджетного учета и отчетности неверными бухгалтерскими записями сотрудниками отдела бухгалтерского учета и отчетности, подписанного главным бухгалтером – ФИО1 Ответственность за своевременное предоставление достоверной годовой бюджетной отчетности возложена на главного бухгалтера ФИО1 Отчет об исполнении бюджета, содержащий недостоверные сведения подписан главным бухгалтером ФИО1 также как и формы отчетности, на основании которой он составлен (ф. 0503127), следовательно, он и несет ответственность за достоверность сведений в нем данных.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 09.09.2016 года ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст.15.15.6 КоАП РФ Управлением Федерального казначейства по Кировской области, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей.

Так, должностными лицами установлено, что главным бухгалтером ФИО1 в нарушении ч. 2 ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ, Указаний № 65 н (Приложение 6), пунктов 102,111 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06 декабря 2010 года N 162н, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 7 Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Минфина России, по причине ненадлежащего исполнения должностных обязанностей начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности –главного бухгалтера министерства финансов Кировской области была предоставлена бюджетная отчетность, в частности, отчет об исполнении бюджета (форма 0503117) за 2014 год, подписанный им как главным бухгалтером министерства финансов Кировской области, который содержит недостоверные данные по показателю (исполнено) «доходы бюджета-всего», в том числе «Прочие неналоговые доходы, и «Прочие неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации» коду дохода бюджетной классификации 81211705020020000180 и по показателю «Источники финансирования дефицита бюджета-всего», в том числе, «Увеличение финансовых активов в собственности субъектов Российской Федерации за счет средств организаций, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации и лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства или в финансовых органах субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации» коду источника финансирования дефицита бюджета по бюджетной классификации 81201061002020000550 на общую сумму 1500000 руб. Тем самым ФИО1 предоставил заведомо недостоверные сведения бюджетной отчетности по исполнению годового бюджета за 2014 год.

Проверив законность вынесенного постановления, суд полагает его законным и обоснованным в силу следующего:

В силу ст. 162 БК РФ получатели бюджетных средств формируют бюджетную отчетность (обеспечивают формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.

Согласно п. 3 ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ под бюджетной отчетностью понимается отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств пояснительная записка.

Единый порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (далее - Инструкция N 191н), в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Инструкции 191н бюджетная отчетность составляется на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов казначейства, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета; на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями, распорядителями, администраторами бюджетных средств, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчетности. Бюджетная отчетность составляется:

- на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями, распорядителями, главными распорядителями бюджетных средств, администраторами, главными администраторами доходов бюджета, администраторами, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, финансовыми органами, органами казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном настоящей Инструкцией порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчетности.

Из п. 133 данной Инструкции следует, что отчет (форма 0503117) формируется ежемесячно. Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117) (далее в целях настоящей Инструкции - Отчет (ф. 0503117) составляется ежемесячно финансовым органом на основании данных по исполнению бюджета консолидированных Отчетов (ф. 0503127) и Справок (ф. 0503184) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных администраторов доходов бюджета, представленных на отчетную дату и консолидированного Отчета (ф. 0503124).

В силу ст. 264.2 БК РФ главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета составляют сводную бюджетную отчетность на основании представленной им подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета бюджетной отчетности.

Судом установлено, что департамент финансов Кировской области в декабре 2014 года платежными поручениями от 29.12.2014 и 31.12.2014 осуществил заимствование средств бюджетных и автономных учреждений в сумме 1500 000 руб. на покрытие временного кассового разрыва областного бюджета.

В нарушение норм бюджетного законодательства РФ указанные операции по заимствованию средств отражены в бюджетном учете отделом бухгалтерского учета и отчетности департамента финансов Кировской области как поступление прочих неналоговых доходов по коду бюджетной классификации 81211705020020000180 «Прочие неналоговые доходы субъекта».

Департамент финансов Кировской области является финансовым органом субъекта РФ, одновременно выполняя полномочия администратора доходов областного бюджета. Операции по привлечению средств бюджетных и автономных учреждений осуществляются Министерством финансов Кировской области в рамках полномочий администратора доходов бюджета. ФИО1, являясь главным бухгалтером отдела бухгалтерского учета и отчетности в департаменте финансов Кировской области, совмещает полномочия администратора доходов бюджета и финансового органа.

Судом также установлено, ФИО1 не оспорено, что платежные поручения №№ 338 и 419 подписаны им собственноручно. Данные операции отражены в регистрах бюджетного учета и отчетности Минфина Кировской области неверными бухгалтерскими записями, несоответствующими характеру фактически совершенных операций, и подписаны ФИО1 Соответственно отчет (ф. 0503127), сформированный и подписанный ФИО1, как главным бухгалтером администратора доходов на основании данных регистров бюджетного учета, содержал искаженные данные, которые и были в дальнейшем перенесены в консолидированный отчет об исполнении бюджета ф. 0503117 самим же ФИО1

Соответственно суд приходит к выводу, что ФИО1 составляя отчет об исполнении бюджета заведомо знал, что переносит недостоверные сведения, содержащиеся в отчете ф. 0503127 в консолидированный отчет 0503117, за что предусмотрена административная ответственность по ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Таким образом, по мнению суда вина ФИО1, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ подтверждается материалами административного дела.

Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Каких-либо нарушений КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, влекущих отмену или изменение постановления от 09.09.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности – главного бухгалтера министерства финансов Кировской области ФИО1 не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Постановление № 20-16/5 заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области М.Э.И. от 09 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15. 6 КоАП РФ, вынесенное в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности –главного бухгалтера министерства финансов Кировской области ФИО1, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд г. Кирова в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья А.Н. Уськова