ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-622/20 от 24.08.2020 Курганского областного суда (Курганская область)

№ 12-622/2020

Дело № 72-251/2020

РЕШЕНИЕ

г. Курган 24 августа 2020 г.

Судья Курганского областного суда Менщиков С.Н., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ВИТ» на постановление государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора – заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Курганской области от 21 мая 2020 г., решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 7 июля 2020 г., вынесенные в его отношении по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора – заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Курганской области от 21 мая 2020 г. общество с ограниченной ответственностью «ВИТ» (далее – ООО «ВИТ», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 7 июля 2020 г. указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе в Курганский областной суд защитник ООО «ВИТ» Михеева А.И. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. Указывает, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду содержит сведения о размере платы и не является информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках их загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду, в связи с чем его предоставление с ошибками не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении жалобы защитник ООО «ВИТ» Михеева А.И. на ее доводах настаивала.

Заслушав явившихся, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях скрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.

В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). В соответствии с частями 1 и 5 статьи 16.2 указанного Федерального закона платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база). Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно части 9 статьи 16.4 данного Федерального закона порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Правила представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду установлены Приказом Минприроды России от 9 января 2017 г. № 3 (ред. от 30 декабря 2019 г.) «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» (Зарегистрировано в Минюсте России 22 февраля 2017 г. № 45747).

В силу частей 4 и 13 статьи 16.3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации, а именно, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. № 913 (ред. от 24 января 2020 г.) «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 758 (ред. от 16 февраля 2019 г.) «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений некоторые акты Правительства Российской Федерации». Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации, а именно, Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 255 (ред. от 27 декабря 2019 г.) «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Правилами исчисления взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду») (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 января 2020 г.).

Согласно пункту 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 255, действующему до 1 января 2020 г., плата при превышении объемов или массы выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, установленных соответственно в комплексном экологическом разрешении, при превышении объемов или массы выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ над указанными в декларации о воздействии на окружающую среду или в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, а также в случае, предусмотренном пунктом 12(1) настоящих Правил (Пср), рассчитывается по соответствующей формуле.

Как следует из материалов дела, в ходе выездной плановой проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды ООО «ВИТ», проводимой на основании приказа Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 204 от 19 февраля 2020 г., установлено, что ООО «ВИТ» предоставлена в территориальный орган Росприроднадзора декларация о плате за негативно воздействие на окружающую среду за 2019 год (вх. № 1123 от 6 марта 2020 г.). Достоверность и полнота сведений, представленных в Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год подтверждена подписью директора ООО «ВИТ» ФИО6

В рамках проверки по заявке Уральского межрегионального управления Росприроднадзора исх. № 07-01-12/3397 от 28 февраля 2020 г. в экспертную организацию Филиал ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» по Курганской области (аттестат аккредитации от 07.09.2017 № , выданный Федеральной службой по аккредитации), проведена проверка достоверности и правильности расчетов в Декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017, 2018, 2019 г.г. ООО «ВИТ».

Для проверки деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду экспертной организацией использованы первичные учетные документы ООО «ВИТ»: фактическое время работы камер сгорания (дымогенераторы и термокамеры) за 2017, 2018, 2019 гг.; потребление природного газа котельными № 1, № 2, № 3 за период 2017, 2018, 2019 г.г.; разрешение на выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных) № 612 от 23 марта 2016 г., журнал учета движения отходов. Все документы приложены к материалам административного дела.

Филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Курганской области проведена проверка правильности и достоверности расчетов выбросов (т/год) и количества образования отходов (т/год), а также суммы платы в декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Декларация) за 2017, 2018, 2019 г.г. на соответствие Постановлению Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду»; Постановлению Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016г. № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах»; Приказу Минприроды России от 9 января 2017 г. № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы», Постановлению Правительства от 29 июня 2018 г. №758.

Согласно Заключению экспертной организации (исх. № 206 от 16 марта 2020 г., вх. № 5858 от 19 марта 2020 г.) выявлены следующие ошибки в Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019:

в Разделе 1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»:

- в столбец 3 «Установленные выбросы (тонн): ПДВ» проставлены показатели не соответствующе показателям, указанным в Разрешении на выброс № 612 от 23 марта 2016 г., что является неверным;

- с учетом первичных учетных документов (фактическое время работы камер - сгорания (дымогенраторы и термокамеры) за 2019 г.; потребление природного газа котельными № 1, № 2, № 3 за 2019 г. - в объеме 166,8 тыс. куб, м.) экспертной организацией выполнена проверка правильности расчета показателей в столбце 5; «Фактический выброс загрязняющих веществ, всего (тонн)» Декларации. В результате выявлены недостоверные данные по показателям фактических выбросов ряда загрязняющих веществ по источникам: 0001, 0002, 0027, 0028, 0029, 0030, 0031, 0003, 0004, 0006, 0007, 0008, 0009, 0010, 0014, 0015, 0016, 0017, 0018, 0019. Информация представлена в Приложении № 3.

- по расчетам, произведенным экспертом с учетом первичных учетных документов за 2019 г., установлены превышения нормативов ПДВ т/год по ряду загрязняющих веществ на источниках: 0001, 0002, 0029, 0030, 0008, 0009, 0010, 0014, 0021, 0022. Информация представлена в Приложении № 4, Следовательно, ООО «ВИТ» должны быть рассчитаны и заполнены, столбцы «Фактический выброс загрязняющего вещества, сверх установленных нормативов ПДВ» (столбец 8) и «Сумма платы за сверхлимит» (столбец 16) с применением коэффициента Кср=25 к ставке платы по каждому стационарному источнику, что предприятием не сделано.

- неверно указана ставка платы (столбец 9), применяемая при выбросе загрязняющего вещества «диЖелезо триоксид (Железа оксид) (в пересчете на железо)» и загрязняющего вещества «Пыль абразивная» в атмосферный воздух 97,24 руб.). Ставка платы за 1 тонну загрязняющего вещества «Взвешенные вещества», установленная Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. № 913 и Постановлением Правительства от 29 июня 2018 г. № 758, применяется в 2019 г. в размере 38,06 руб.;

- в расчете по стационарным источникам № 0010, № 0015, № 0016 указаны загрязняющие вещества не соответствующие разрешению на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № 612 от 23 марта 2016 г. (таблица 1).

Кроме того, в ходе проверки Уральским межрегиональным управлением в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Курган» сделан запрос исх. № 07-01-12/4956 от 31.03.2020 о количестве потребленного газа за 2019 г. площадкой ООО «ВИТ» по адресу Курганская <адрес>. От ООО «Газпром межрегионгаз Курган» поступил ответ вх. № 7123 от 02.04.2020 о том, что объем потребленного природного газа составил 388,190 тыс. куб.м. Согласно сведениям, предоставленным ООО «ВИТ» суммарный расход природного газа за 2019 год составил 166,8 тыс. куб. м. Таким образом, при составлении Декларации о плате за НВОС, ООО «ВИТ» использует недостоверные исходные данные, которые приводят к занижению фактического выброса и занижению платы за НВОС.

В ходе проверки установлено, что на ООО «ВИТ» образуются отходы упаковочной бумаги незагрязненные код 40518201605; отходы упаковочного гофрокартона незагрязненные код 40518401605. Место накопления: отдельное производственное помещение (пристрой), которое, примыкает к колбасному цеху № 2. ООО «ВИТ» передает указанные виды отходов <...> в соответствии с договором № 1/72 от 4 января 2016 г. и <...> в соответствии с договором № 929 от 23 ноября 2018 г. Согласно первичным учетным документам в 2019 г. образовалось 0,685 тонн отходов упаковочной бумаги незагрязненные код 40518201605 и 4,07 тонн отходов упаковочного гофрокартона незагрязненные код 40518401605. В декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду отсутствуют данные об образовании отходов (т/год) «отходы упаковочной бумаги незагрязненные» (код 40518201605) и «отходы упаковочного гофрокартона незагрязненные» (код 40518401605), что не соответствует имеющимся первичным учетным документам и является недостоверным.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «ВИТ» к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения ООО «ВИТ» административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 12 мая 2020 г., приказом Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 204 от 19 февраля 2020 г. о проведении плановой проверки, актом проверки № 148 от 16 апреля 2020 г., свидетельством о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, заключением экспертной организации - филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Курганской области № 206 от 16 марта 2020 г. с приложениями № 3, № 4, и другими материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каких-либо существенных противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов судьи городского суда о доказанности вины ООО «ВИТ» в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.

В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из указанных положений, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Вместе с тем доказательств того, что ООО «ВИТ» были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, в материалах дела не содержится.

Установив все обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для его разрешения, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку, судья городского суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «ВИТ» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судьи или опровергали выводы судебного решения, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и не могут служить основанием к отмене решения судьи. Оснований для иной оценки не имеется.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено ООО «ВИТ» в соответствии с санкцией статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В целом доводы, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения и оценки судьи городского суда, не влияют на правильность выводов судьи и по существу сводятся к переоценке уже оцененных судьей доказательств.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, по делу не допущено.

При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора – заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Курганской области от 21 мая 2020 г., решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 7 июля 2020 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ВИТ» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья С.Н. Менщиков