ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-622/2021 от 10.09.2021 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

№ 12-622/2021

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

10 сентября 2021 года

Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Малахов С.Л., при помощнике судьи, ведущей протокол судебного заседания ФИО1 рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя департамента по тарифам Новосибирской области ФИО2 на постановление № 31/04/14.6-38/2020 от 26.11.2020 начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России ФИО3 по делу об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

26.11.2020 постановлением № 31/04/14.6-38/2020 начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России ФИО3 руководитель департамента по тарифам Новосибирской области ФИО2 привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 25 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, ФИО2 обратился с жалобой в суд, просит отменить постановление, производство прекратить, поскольку в действиях департамента нарушений норм законодательства в сфере ценообразования при формировании фонда оплаты труда персонала, осуществляющего транспортирование ТКО, а также при формировании расходов по статье затрат «Расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание» не нарушены. Также заявитель полагает, что надзорным органом нарушены требования Закона № 294-ФЗ, постановление вынесено в отношении ненадлежащего субъекта административного правонарушения.

В судебном заседании ФИО2 доводы, изложенные в жалобе, поддержал.

Представитель ФАС России ФИО4 возражала против удволетвоерния жалобы, представила письменный отзыв.

Исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, при установлении тарифа для ООО «Экология Новосибирск» на 2020 год департаментом по тарифам Новосибирской области были нарушены пункты 14, 16 и 90 Основ ценообразования в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 484 по подстатье «фонд оплаты труда» в составе статьи «Расходы на транспортирование ТКО», статье «Расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание».

Установление предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Новосибирской области оформлено приказом департамента по тарифам Новосибирской области № 702-ЖКХ «Об установлении Обществу с ограниченной ответственностью «Экология-Новосибирск» подписанного 18.12.2019 руководителем департамента - ФИО2

В соответствии с частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

На основании статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В связи с нарушением департаментом установленного порядка ценообразования 09.11.2020 должностным лицом ФАС России в отношении ФИО2 составлен протокол № 31/04/14.6-38/2020 об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а 27.11.2020 обжалуемым постановлением заявитель привлечен к привлечен к административной ответственности.

Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 сентября 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон от 24 сентября 1998 г. N 89-ФЗ), Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Приказом ФАС России от 21 ноября 2016 года N 1638/16.

Согласно пункту 16 Основ ценообразования необходимая валовая выручка в области обращения с твердыми коммунальными отходами определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Для установления единого тарифа региональный оператор направляет в орган регулирования тарифов заявление об установлении единого тарифа с приложением обосновывающих материалов в соответствии с пунктом 8 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484, включая расчет расходов на оказание регулируемого вида деятельности (оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором) и экономическое обоснование исходных данных, а также копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок).

Таким образом, единый тариф устанавливается органом тарифного регулирования в экономически обоснованном размере по результатам экспертизы представленных регулируемой организацией обосновывающих документов и материалов.

Необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с Методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором.

Расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование твердых коммунальных отходов, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования (пункт 88 Методических указаний).

Подпунктом «а», «б» пункта 12 Основ ценообразования определено, что при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора), а также расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

В пункте 14 Основ ценообразования указан перечень данных, которыми орган регулирования руководствуется при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов.

Как следует из материалов дела, департамент по тарифам Новосибирской области, в связи с не предоставлением в его адрес регулируемой организацией (ООО Экология-Новосибирск») договоров на 2020 год на транспортирование ТКО с иными организациями, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию ТКО, при определении расходов на транспортирование ТКО на основании пункта 88 Методических указаний № 1638/16 с учетом положений пунктов 12,14 Основ ценообразования № 484 составил расчет фонда оплаты труда персонала, осуществляющего транспортирование ТКО с нарушением норм трудового законодательства и санитарно-эпидемиологических правил СП 2.2.21327-03, а именно департамент, задействовав 2 единицы персонала (водитель и погрузчик) произвел расчет исходя из 30 рабочих дней в месяц без учета графика сменности (в том числе без выходных и отпусков)

Вместе с тем, составление с нарушением требований статьи 91, 103 Трудового кодекса РФ, пункта 10.24 СП 2.2.21327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» расчета фонда оплаты труда (статья расходов на транспортирование ТКО) привело к необоснованному подходу департаментом по определению и учету в составе необходимой валовой выручки регионального оператора расходов на транспортирование ТКО на 2020 год, что вопреки доводам жалобы, свидетельствует в итоге о нарушении порядка ценообразования, а не только порядка формирования фонда оплаты труда, как указывает заявитель.

При этом, выявленный надзорным органом необоснованный подход органа регулирования по определению размера необходимой валовой выручки регионального оператора влияет и на величину расходов на приобретение контейнеров и бункеров, поскольку расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования (пункт 90 Основ ценообразования).

При таких обстоятельствах, должностным лицом ФАС России обоснованно сделаны выводы, что департаментом по тарифам Новосибирской области был нарушен порядок ценообразования, а именно пункты 14, 16 и 90 Основ ценообразования в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 484.

В связи с выявленными нарушениями порядка ценообразования, ФАС России было выдано департаменту предписание № СП/58161/20 от 09.07.2020 произвести перерасчет расходов на транспортирование ТКО, учтенных в составе необходимой валовой выручки регионального оператора (ООО «Экология-Новосибирск»), а также иных затрат, напрямую от них зависящих.

Указанные обстоятельства о нарушении департаментом вышеуказанных положений Основ ценообразования № 484 при определении фонда оплаты труда нашли свое подтверждение в решении Арбитражного суда города Москвы от 16.04.2021 (дело А40-199861/20-93-1438), вступившего в законную силу 01.07.2021 постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда, согласно которому заявление департамента по тарифам Новосибирской области об оспаривании предписания № СП/58161/20 от 09.07.2020 ФАС России оставлено без удовлетворения.

При этом, вопреки доводам заявителя, Арбитражным судом дана правовая оценка законности и обоснованности выдачи предписания № СП/58161/20 от 09.07.2020.

Нарушение порядка Основ ценообразования № 484 образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Поскольку ФИО2 занимая должность руководителя департамента по тарифам Новосибирской области, подписал Приказ № 702-ЖКХ «Об установлении Обществу с ограниченной ответственностью «Экология-Новосибирск предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области на 2020 год» он обосновано был привлечен ФАС России к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Ссылки в жалобе на Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» судьей не принимаются, поскольку нарушения выявлены при осуществлении ФАС России мониторинга данных об установленных предельных тарифов в сфере обращения с ТКО, являющегося в соответствии с подпунктами «б» и «г» пункта 5 Положения о государственном контроле отдельной формой осуществления государственного контроля (надзора).

Вопреки доводам заявителя, что в постановлении имеется ссылка на отсутствие единого акта, регулирующего порядок установления цен и тарифов, ведущее к различному толкованию норм, отсутствует единообразие их применения, наличие коллизий в законодательных акта, регулирующих отношения по установлению цен (тарифов) не влекут освобождение от административной ответственности за выявленное нарушение порядка ценообразования, данные обстоятельства должностным лицом обоснованно признаны исключительными для снижения административного наказания до максимально возможного минимального размера.

При этом, само по себе отсутствие единой нормы и единообразия установления цен и тарифов не означает, что у регулирующего органа имеются объективные препятствия для точного соблюдения имеющегося законодательства РФ, регулирующего данные правоотношения.

Постановление о привлечении ФИО2 к административной ответственности вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного части 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено ФИО2, как должностному лицу, с учетом установленных обстоятельств, с применением части 2.2. статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в менее минимального предела санкции части 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и оно является справедливым и соразмерным содеянному.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

р е ш и л:

Постановление № 31/04/14.6-38/2020 от 26.11.2020 начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России ФИО3 по делу об административных правонарушениях в отношении руководителя департамента по тарифам Новосибирской области ФИО2 – оставить без изменения, жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья С.Л. Малахов