Дело 12-65/2021
68RS0001-01-2020-004775-90
РЕШЕНИЕ
25 января 2021 года г.Тамбов
Судья Октябрьского районного суда г. Тамбова Заболотникова О.А.,
рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление начальника ИФНС России по г.Тамбову № 98 от 01.09.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника ИФНС России по г.Тамбову № 98 от 01.09.2020г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
ФИО1 обратился в Октябрьский районный суд г. Тамбова с жалобой на постановление начальника ИФНС России по г. Тамбову, просит его отменить, указав, что считает его незаконным и необоснованным. В обоснование своих доводов указывает, что 14.02.2020г. был получен запрос ИФНС России по г.Тамбову №№ «О предоставлении документов» (исх.№14-38/004098), в соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003г. №173-Ф3 запрошенные документы были представлены в установленный срок.
Акт проверки ни в его адрес, ни в адрес ООО «Интерстройсервис» направлен не был, с выявленными по акту проверки нарушениями он не ознакомлен.
Уведомлением ИФНС России по г.Тамбову №6439 от 29.07.2020г. он был вызван для дачи пояснений, составления, подписания и получения должностным лицом протокола об административном правонарушении, в связи нарушением валютного законодательства, на 07.08.2020г. в 10.00 часов.
03.08.2020г. экспертом ИФНС России по г.Тамбову ФИО2 в отношении него был составлен протокол административном правонарушении №№
В последующем от исполнителя ФИО2, 13.08.2020г. в его адрес поступило уведомление №6894 о вызове для дачи пояснений, составления подписания и получения должностным лицом протокола об административном правонарушении в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ 24.08.2020г. в 10.00 часов, а протокол об административном правонарушении от 03.08.2020г. №14-46/3 - признан недействительным.
24.08.2020г. ИФНС России по г.Тамбову повторно был составлен протокол об административном нарушении №14-30/2-2 за одно и то же нарушение валютного законодательства, по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
01.09.2020г. ИФНС РФ по г.Тамбову было вынесено постановление №98 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении. Он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Действующим законодательством РФ налоговым органом не предоставлено право признавать недействительным ранее составленные протоколы по делам об административных правонарушениях.
Допущенные ИФНС России по г.Тамбову нарушения при составлении протоколов об административном правонарушении, незаконное признание протокола об административном правонарушении от 03.08.2020г. №14-46/3 недействительным, является безусловным основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Все иностранные граждане, работающие в ООО «Интерстройсервис» имели патенты на осуществление трудовой деятельности на территории Taмбовской области и временную регистрацию, которые были представлены в ИФНС по г.Тамбову.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003г. №173-Ф3 (далее - Закон №173-ФЗ) открытие нерезидентом банковского счета на территории РФ является его правом.
Следовательно, валютное законодательство прямо не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки и открывать на территории Российской Федерации банковские счета в валюте Российской Федерации, в том числе с целью получения заработной платы в безналичной форме.
Правила, установленные трудовым законодательством РФ, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан. В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
Как следует из положений ст. 131 ТК РФ, выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).
В силу ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
Действующим законодательством РФ не предусмотрены обязанность и возможность работодателя самостоятельно открывать счета в банке для перечисления зарплаты нерезидентам, если те не подавали соответствующие заявления.
Иностранные граждане были приняты на сезонные строительные работы (приняты на работу 06.08.2019г., уволены 23.09.2019г.). В соответствии со ст.140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Выплата иностранным гражданам совершена впервые с момента начала осуществления хозяйственной деятельности ООО «Интерстройсервис» и неумышленно, в связи с вынужденными жизненно важными обстоятельствами - срочным вылетом иностранных граждан за пределы Российской Федерации, к месту жительства на свою историческую родину. Сумма, выплаченная иностранным гражданам, незначительная и составляет 83 715,00 рублей.
Исходя из совокупного толкования изложенных норм права, в рассматриваемом случае действия ООО «Интерстройсервис» в лице директора ФИО1, хотя и являются валютной операцией, но регулируются также положениями трудового законодательства, предусматривающими обязанность работодателя выплатить заработанную плату работнику.
Принимая во внимание, что в данном случае трудовыми договорами не предусмотрена выплата заработной платы путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на банковский счет работника в уполномоченном банке, а федеральным законом не установлена обязанность физического лица - нерезидента открывать такие счета для получения заработной платы от юридического лица - резидента, то выплата ООО «Интерстройсервис» его иностранным работникам заработной платы наличными денежными средствами не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Ранее он к административной ответственности, в том числе за нарушение валютного законодательства не привлекался.
ООО «Интерстройсервис» относится к субъектам малого и среднего бизнеса, совершил такое правонарушение впервые, а в настоящее время находится в тяжелом финансовом положении и испытывает значительные финансовые трудности, вследствие последствий эпидемии коронавирусной инфекции.
Представитель ФИО1 по доверенности ФИО3 в судебном заседании доводы жалобы поддержала по вышеуказанным основаниям, указав, что выявленное нарушение валютного законодательства не нанесло ущерб бюджету, отсутствовала угроза охраняемым общественным отношениям, не было вредных последствий, а также нарушения прав и интересов граждан. Налог на доходы, страховые взносы удержаны и перечислены в бюджет в установленном законом порядке, в связи с чем просила на основании ст. 2.9 КоАП признать выявленное Инспекций правонарушение малозначительным.
Также указала, что извещение ФИО1 на составление протоколов об административном правонарушении и рассмотрение дела об административном правонарушении посредством ТКС не может являться надлежащим извещением.
Кроме того, документы в отношении иностранных граждан были запрошены налоговым органом ни в рамках проведения камеральной либо выездной налоговых проверок, в нарушение статей 88, 89 НК РФ.
Кроме того, ФИО4 Видади с 03.02.2015г. имеет вид на жительство на территории Российской Федерации.
Представитель ИФНС России по г. Тамбову ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, полагая, что вынесенное постановление является законным и обоснованным. Поскольку протокол об административном правонарушении от 03.08.2020г. был составлен экспертом ИФНС по г. Тамбову, а не инспектором, то есть неправомочным лицом, материалы дела возвращены должностному лицу налогового органа, составившему протокол, эксперту ФИО6 на основании определения от 06.08.2020г. Протокол об административном правонарушении был признан недействительным и в отношении ФИО1 составлен новый протокол об административном правонарушении от 24.08.2020г. Полагает, что ФИО1 был извещен надлежащим образом на составление протокола об административном правонарушении на 24.08.2020г. посредством ТКС, о чем свидетельствует квитанция о приеме от 13.08.2020г., скриншоты из базы данных АРМ налогового инспектора.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", в силу п.5, п. 6, пп. "а" п. 9 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 9 которого, под резидентами понимаются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; к валютной операции относится приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа; при этом под валютными ценностями понимается иностранная валюта и внешние ценные бумаги; валютные операции между резидентами запрещены, за исключением перечисленных в названной статье случаев.
В силу пп. «б» п. 9 ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены ст. 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», в соответствии с ч. 2 которой установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами – резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица – резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».
При этом юридические лица – резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам – нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу – нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.
В соответствии с подп. «а» п. 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», нерезидентами признаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подп. «а» и «б» п. 6 настоящей статьи.
Согласно подп. «б» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», резидентами признаются физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Российская организация вправе выплачивать заработную плату в рублях из кассы (без использования банковских счетов) работнику-иностранцу, постоянно проживающему в России на основании вида на жительство, поскольку в данном случае такая операция не является валютной.
Выплата заработной платы работнику-иностранцу, не имеющему вида на жительство в России, временно пребывающему в Российской Федерации, признается валютной операцией (подп. «а» п. 7, п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», абзац четырнадцатый п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). В этом случае расчеты с таким работником-нерезидентом необходимо производить только в безналичном порядке через счета в уполномоченных банках (ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Как следует из постановления начальника ИФНС России по г. Тамбову по делу об административном правонарушении №98 от 01.09.2020г., в ходе проведения проверки по соблюдению валютного законодательства за период с 01.01.2019г. по 31.12.2019г. в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Интерстройсервис» (ООО «ИСС») ИНН <***> КПП 682901001, адрес места нахождения: 392030,<...> обнаружено, что ООО «Интерстройсервис» заключены трудовые договоры для выполнения работ с определением по каждой должности должностных окладов и надбавок к нему с иностранными гражданами:
- ФИО14 - гражданином <адрес>, паспорт серая №, выдан 26.02.2015, трудовой договор №01/19 от 06.08.2019,
- ФИО15 - гражданином <адрес>, паспорт серия №, выдан 30.07.2013 г., трудовой договор №04/19 от 06.08.2019,
- ФИО16 - гражданином <адрес>, паспорт серия №, выдан 13.02.2014, трудовой договор №03/19 от 06.08.2019,
- ФИО17 - гражданином <адрес>, паспорт серия №, выдан 10.04.2014 г., трудовой договор №02/19 от 06.08.2019,
- ФИО18 - гражданином <адрес>, паспорт №, выдан 22.06.2009, трудовой договор № 01и/18 от 28.09.2018г.
Согласно полученным от Управления по вопросам миграции УМВД России по Тамбовской области сведениям (письмо №14-33/000565 от 27.02.2020г, ответ б/н от 06.03.2020г.) вышеуказанные лица не имеют вида на жительство в Российской Федерации.
ФИО4 Видади был выдан вид на жительство на территории Российской Федерации № до 03.02.2015г. на жительство.
Исходя из положений части 1 статьи1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, указанных в данной норме.
В силу статьи26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении.
Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу положений приведенных норм протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени его составления.
Исходя из смысла и содержания статьи28.2, части 1 статьи25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения.
Указанное выше несоблюдение процессуальных требований, предъявляемых статьей28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к порядку составления протокола об административном правонарушении, влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу.
Судом установлено, что сведений о надлежащем извещении директора ООО «Интерстройсервис» о дне и месте составления протокола об административном правонарушении и даты рассмотрения должностным лицом дела не имеется, поскольку находящиеся в материалах дела извещения о получении электронного документа (т. 1 л.д. 88, 89), подтверждение даты отправки (т. 1 л.д. 90), квитанция о приеме (т. 1 л.д. 93), скриншоты из базы данных АРМ налогового инспектора (т. 2 л.д. 40-42) не содержат информации, способной безошибочно подтвердить какой документ и какого содержания мог быть отправлен в адрес директора ООО «Интерстройсервис» (но не юридического лица), причем в извещении о получении электронного документа (л.д. 89) вообще не значится ни ООО «Интерстройсервис» ни должностное лицо данного общества. По месту жительства ФИО1 не извещался никаким способом.
Заслуживает внимания довод жалобы о составлении в отношении директора ООО «Интерстройсервис» двух протоколов об административном правонарушении за одно и тоже правонарушение, (одно и тоже событие). Названные протоколы об административном правонарушении датированы 03.08.2020г. №14-46/3 и от 24.08.2020 № 14-30/2-2.
На основании какой нормы права протокол об административном правонарушении от 03.08.2020 №14-46/3 признан налоговым органом недействительным, представитель налогового органа не пояснил. Из пояснений представителя налогового органа, следует, что данный протокол признан недействительным в связи с тем, что он вынесен не уполномоченным лицом. Вместе с тем, должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение дел об административных правонарушениях, названный протокол возвращен должностному лицу его вынесшему на основании определения от 06.08.2020г., то есть лицу, не имеющему полномочий. Таким образом, дальнейшее движение по данному делу об административном правонарушении, возбужденным протоколом об административном правонарушении от 03.08.2020г. №14-46/3 исключается. Итогового процессуального решения по данному делу не принято и такое процессуальное решение в материалах дела отсутствует.
Несмотря на возбужденное дело об административном правонарушении от 03.08.2020 налоговым органом 24.08.2020 вынесен второй протокол об административном правонарушении в отношении директора ООО «Интерстройсервис» по одному и тому же правонарушению, то есть возбуждено второе аналогичное первому дело об административном правонарушении, что противоречит положениям ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которой никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Таким образом, налоговым органом при составлении протокола об административном правонарушении было допущено существенное нарушение процессуальных требований КоАП.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Верховного Суда РФ от 27.02.2020г. №18-АД20-5, установленное судьей районного суда существенное нарушение процессуальных требований КоАП, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении, является неустранимым, и исключает возможность возвращения дела на новое рассмотрение должностному лицу при отмене вынесенного должностным лицом постановления о привлечении лица к административной ответственности. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при изложенных обстоятельствах выносится решение об отмене постановления о привлечении к административной ответственности и прекращении производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд,
РЕШИЛ:
Постановление начальника ИФНС России по г. Тамбову от 01.09.2020 №98 в отношении директора ООО «Интерстройсервис» ФИО1 о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20000 руб. отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение десяти дней со дня его получения через Октябрьский районный суд г. Тамбова.
Судья Заболотникова О.А.