Дело № 12-623/2021
УИД 21MS0052-01-2021-000366-45
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
16 июня 2021 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Волкова Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО8 ФИО9 постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от дата о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и дело об административном правонарушении,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО8,
помощника прокурора Ленинского района г. Чебоксары ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФИО8 на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района города Чебоксары от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от дата ФИО8 ФИО11 как должностное лицо признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.57 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Согласно обжалуемому постановлению заведующая муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад ----- «Непоседы» города Чебоксары Чувашской Республики (далее – МБДОУ) ФИО8 как должностное лицо дата в период с 11 час. 00 мин. по 12 час. 50 мин. по адресу : адрес, ул. ФИО2, адрес, допустила нарушение законодательства об образовании, охране здоровья несовершеннолетних воспитанников, антитеррористической защищенности и социальной защищенности обучающихся.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО8 обратилась с жалобой, в которой просит отменить названное выше постановление мирового судьи. В обоснование требований указывает, что согласно Уставу учреждение является дошкольной образовательной организацией общеразвивающего вида; все 36 групп имеют общеразвивающую направленность и для достижения целей учреждение осуществляет реализацию основной образовательной программы дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Находящееся в ее ведении учреждение – детский сад – не является специализированным дошкольным образовательным учреждением, в нем не предусмотрено осуществление образовательной деятельности по адаптированным образовательным программам дошкольного образования и создание специальных условий для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. По этим причинам в учреждении не требуется размещение для инвалидов по зрению тактильной схемы движения, отображающей информацию о помещениях в здании, вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне (отсутствуют в двух из трех корпусов учреждения). Несмотря на отсутствие в детском саду детей с ограниченными возможностями ею как заведующей неоднократно предпринимались меры по формированию доступной среды для маломобильных групп населения. В части необходимости размещения в 1 и 2 корпусах учреждения тактильных схем ею был получен устный ответ о разрешении данного вопроса централизованно. Указанные в постановлении иные нарушения законодательства не оспариваются, однако обращается внимание на то, что аналогичные недостатки в деятельности детского сада отражены в рекомендациях к паспорту безопасности детского сада, срок выполнения рекомендаций истекает в декабре 2022 года.
ФИО8 в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила требование удовлетворить по изложенным в жалобе основаниям, дополнив следующим. Руководимое ею учреждение признано лучшим дошкольным образовательным учреждением в городе Чебоксары и в Чувашской Республике. Детский сад современный, всем полностью обеспечен. В МБДОУ соблюдаются все требования законодательства, применимые к учреждению с учетом круга посещающих дошкольное учреждение лиц и финансирования. На сайте размещено меню на 10 дней, которое соответствует предъявляемым законодательством требованиям, в чем можно удостовериться, посетив сайт. При проведении проверки проверяющий прокурор (помощник прокурора района) Кузнецов С.П. был настроен неоднозначно. Он не принимал во внимание факты соблюдения тех требований, на нарушение которых он указывал. При рассмотрении дела мировой суд не нашел объективного подтверждения части нарушений, на которые было указано в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. В части защищенности (антитеррористической и иной) пояснила, что учреждение оборудовано системой видеонаблюдения, работники учреждения обеспечивают охрану. При выдаче паспорта на объект были указаны частично недостатки, но для их устранения предоставлен срок. В срок работы будут выполнены. Устранение нарушения законодательства также связано с финансированием, которое осуществляется местным бюджетом. Вину не признает.
Помощник прокурора Ленинского района г. Чебоксары Левшина М.Г. просила постановление оставить без изменений, в удовлетворении жалобы отказать. Оснований для прекращения дела об административном правонарушении и признании деяния малозначительным не имеется, что было подтверждено решением Ленинского районного суда адрес от дата, которым по протесту прокурора отменено постановление мирового судьи от дата о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ, в отношении заведующей МБДОУ «Детский сад ----- «Непоседы» адрес ФИО8, дело направлено на новое рассмотрение. Мировым судьей при повторном рассмотрении дела дана оценка всем обстоятельствам и доказательствам, назначенное административное наказание является справедливым.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив и проверив доводы письменной жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
На основании статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование (часть 1). Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (часть 2).
Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании).
Согласно п. 3 ч. 1 Закона об образовании обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Согласно ч. 6 ст. 28 от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ Закона об образовании образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: 1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся; 2) создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; 3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
В ч. 7 ст. 28 Закона об образовании предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности.
Согласно ч. 8 ст. 51 Закона об образовании руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальной защитой инвалидов является система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации).
Гарантии Конституции Российской Федерации и требования федеральных законов направлены на урегулирование вопроса по созданию условий и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 605 утверждены и введены в действие с 1 января 2013 года свод правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, ратифицированной Федеральным законом от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ, среди которых полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
В соответствии с п. 7.1.8 свода правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» при входах в здания массового посещения, в том числе учреждения социального назначения, для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
Согласно п/п. «а» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 1309, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательствами и иными нормативными правовым актами, а именно наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполнения рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Административным правонарушением, предусмотренным частью 2 статьи 5.57 КоАП РФ является нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из обжалуемого постановления, мировым судьей установлено, что на дату проверки прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары дата в период времени с 11 час. 00 мин. по 12 час. 50 мин. по адресу: адрес, ------ МБДОУ «Детский сад № 203 «Непоседы» г. Чебоксары ФИО8 нарушены требования Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части неустановления для инвалидов по зрению информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании, а также вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне в корпусе МБДОУ, расположенного по адресу: адрес
Событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ, и вина должностного лица – заведующей МБДОУ «Детский сад ----- «Непоседы» города Чебоксары ФИО8 в его совершении установлен мировым судьей на основании представленных и исследованных материалов дела:
- постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от дата, вынесенном заместителем прокурора адресФИО5;
- решением о проведении проверки от дата-----; основание проверки: обращение ФИО6, п. 2.10 приказа прокурора Чувашской Республики от дата----- «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», п. 2.3 приказа прокурора Чувашской Республики от дата----- «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму», ст.ст. 21, 22 Федерального закона от дата------I «О прокуратуре Российской Федерации»;
- справка от дата о выявлении нарушений, составленная помощником прокурора Ленинского района г. Чебоксары ФИО3;
- фотоматериалом;
- Уставом МБДОУ «Детский сад ----- «Непоседы» г. Чебоксары Чувашской Республики, из которого следует, что учреждение является бюджетным дошкольным образовательным учреждением, предметом деятельности является организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основной образовательной программе дошкольного образования. В п. 3.2 Устава указано, что единоличным исполнительным органом учреждения является заведующий;
- Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении МБДОУ «Детский сад № 203 «Непоседы» г. Чебоксары;
- Паспортом безопасности МБДОУ «Детский сад № 103 «Непоседы» г. Чебоксары (основной вид деятельности: дошкольное образование), утвержденном начальником управления образования администрации города Чебоксары ФИО7дата, в выводах которого указано, что объект частично соответствует предъявляемым требованиям, для повышения антитеррористической защищенности объекта необходимо оборудовать объект дополнительными камерами видеонаблюдения, информационными стендами, системой контроля и управления с доступом, оборудовать входные и запасные двери замками с обеспечением поступления тревожного сигнала при несанкционированном открытии на стационарный пост охраны, организовать документацию на посту охраны, исключить бесконтрольное пребывание на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками специализированных организаций и далее;
- актом обследования и категорирования объекта (территории) образовательного учреждения от дата, в котором указаны общие сведения об объекте (территории), основной вид деятельности – дошкольное образование, сведения о критических элементах;
- распоряжением главы администрации города Чебоксары от дата------р о принятии на работу ФИО1 на должность ------ МБДОУ «Детский сад ----- «Непоседы» адрес.
На основании исследованных в судебном заседании доказательств мировым судьей установлено, что заведующий МБДОУ «Детский сад ----- «Недоседы» г. Чебоксары ФИО8, являясь должностным лицом, совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ.
Доводы ФИО8, изложенные ею при рассмотрении настоящей жалобы и у мирового судьи об оснащении учреждения тактильными знаками и соответствующей маркировкой не опровергают установленные доказательствами факты информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании, а также вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне в корпусе МБДОУ, расположенного по адресу: адрес Требования к их наличию в целях соблюдения прав инвалидов по зрению определены нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдение которых возложено на ФИО8 как на должностное лицо муниципального образовательного учреждения.
Доводы ФИО8 о том, что в силу уставной деятельности учреждение не посещают слабовидящие и незрячие дети не освобождают ее от обязанности соблюдать законодательство Российской Федерации, Конвенцию ООН о правах инвалидов, цель которой заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных мировым судьей обстоятельств правовым основанием к отмене состоявшихся по делу судебных актов не является.
По настоящему делу установлено, что совершение правонарушения произошло из-за пренебрежения руководителем детского дошкольного образовательного учреждения своими обязанностями по соблюдению законодательства.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ, выражается в нарушении или незаконном ограничении, предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушении установленного порядка реализации указанных прав и свобод.
Рассматривая дело по существу, мировой судья установил все фактические обстоятельства полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания, и получившими правильную оценку в постановлении. Все предъявленные доказательства были оценены мировым судьей в совокупности, вывод мирового судьи о наличии события правонарушения и виновности должностного лица - заведующего МБДОУ «Детский сад № 203 «Непоседы» г. Чебоксары ФИО8 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ, вопреки доводам заявителя, является правильным и обоснованным.
Установив данные обстоятельства, мировой судья обоснованно квалифицировала действия ФИО8 по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно. Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 2 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В части изложенных в постановлении прокурора о возбуждении дела об административных правонарушениях иных нарушений в действиях (бездействии) ФИО8 как должностного лица мировым судьей в постановлении дана оценка об отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности в указанной части. Протест прокурором не принесен, иными лицами, которым принадлежит право обжалования, жалоба в этой части не подана.
Оценивая доводы, изложенные в жалобе, о наличии оснований для признания деяния малозначительным и прекращения производства по делу, судья не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения предусмотрена ст. 2.9 КоАП РФ. При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств не свидетельствует о малозначительности совершенного деяния, а лишь учитывается при назначении административного наказания.
Неисполнение требований законодательства, регулирующих правоотношения в области образования и защиты прав инвалидов, посягает на права граждан, являющихся инвалидами, и влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления своих прав в полной мере.
Административные правонарушения, совершенные должностными лицами в области образования подрывают принятые на себя государством обязательства по обеспечению доступности к гарантированным Конституцией Российской Федерации, нарушают нормальное функционирование образовательных учреждений, целью которых является обеспечения доступа к образованию всех граждан.
Таким образом, совершенное должностным лицом – заведующим МБДОУ «Летский сад ----- «Непоседы» г. Чебоксары ФИО8 административное правонарушение не может быть признано малозначительным, в связи с чем основания для применения в рассматриваемом случае ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения должностного лица от административной ответственности отсутствуют.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, не установлено.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы не могут быть признаны состоятельными, оснований для отмены обжалуемого постановления мирового судьи, которое судья считает законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с требованиями КоАП РФ, на основе оценки всех представленных по делу доказательств в их совокупности, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики от дата о признании ФИО8 ФИО12 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. оставить без изменения, жалобу ФИО8 ФИО13 – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения.
Судья Е.Н. Волкова