Дело №12-624/2023
УИД86RS0001-01-2023-004450-81
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Черкашин В.В.,
с участиемзащитника Валиуллина Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Хабибуллина Р.Р. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Созонова Е.Н. от 28.08.2023г. №87-20-14/2023-30, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении № 87-20-14/2023-30 по части 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица Хабибуллина РузалинаРамиловича на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхв связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Созонова Е.Н. №87-20-14/2023-30 от 28 августа 2023г.прекращено производство по делу об административном правонарушении № 87-20-14/2023-30 по части 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица Хабибуллина РузалинаРамиловича на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушенияограничившись устным замечанием.
Не согласившись с вынесенным постановлениемХабибуллин РузалинРамилович обратился в суд с жалобой,просит данное постановление отменить ввиду отсутствия состава и события административного правонарушения. Указывает, что обязанность по постановке на учет бюджетных денежных обязательств возложена на начальника общего отдела-главного бухгалтера Управления Сафонову Л.Е. согласно инструкции, несмотря на то, что подписание электронно-цифровой подписью руководителя Управления сведений для направления в Казначейство бюджетного обязательства, сам процесс подготовки таких сведений возложен на Сафонову Л.Е., согласно ее должностным обязанностям. В материалах дела имеются снимки экрана с платформы «Электронный бюджет», согласно которым Сафонова Л.Е. сформировала под своей учетной записью сведения о БО № 0000000182 только 22.10.2021 г. У Хабибуллина Р.Р. отсутствовали сформированные документы для их подписания и направления в Казначейство ввиду их не подготовки главным бухгалтером Сафоновой Л.Е.
В судебное заседание Хабибуллин Р.Р., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, ходатайств об отложении дела не представил, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Представитель административного органа, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, ходатайств об отложении дела не представил, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Защитник Хабибуллина Р.Р. - Валиуллин Р.Р.в судебном заседании просил постановление от 28 августа 2023г отменить ввиду отсутствия состава и события вменяемого административного правонарушения.
Суд, выслушав защитника, изучив доводы жалобы и письменные материалы дела, установил следующее.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Созонова Е.Н. №87-20-14/2023-30 от 28 августа 2023г., в отношении должностное лица – руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ХМАО-Югре ХабибуллинаРузалинаРамиловича прекращено производство по делу об административном правонарушении № 87-20-14/2023-30 по части 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административныхправонарушениях в отношении должностного лица Хабибуллина РузалинаРамиловича на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
Согласно обжалуемого постановления и материалов дела, административным органом установлено следующее.
По результатам проведенной выездной проверки Управления, назначенной приказом УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 30.05.2023 №158-П «О назначении плановой выездной проверки Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре» (далее - выездная проверка), в соответствии с пунктом 13 Плана контрольных мероприятий УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре финансово-бюджетной сфере на 2023 год, утвержденного 27.12.2022 руководителем УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре А.В. Цыганенко (с изменением от 26.05.2023), установлено, что Управлением осуществлено несвоевременное формирование и представление Сведения о бюджетном обязательстве от 22.10.2021 №0000000182 для постановки на учет бюджетного обязательства по расходному расписанию от 01.10.2021 № 2392 на сумму «+200 000,00рублей» по коду бюджетной классификации Российской Федерации 161 0401 15 6 04 90012 121.
В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики по Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (ОКОПФ): 75104 (Федеральные государственные казенные учреждения) Управление является федеральным государственным казенным учреждением.
Согласно пунктам 11, 12 раздела III «Организация деятельности» Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 23.07.2015 №649/15 (далее - Положение), территориальный орган является получателем средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности территориального органа, а также иных средств, получаемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации, является юридическим лицом, имеет лицевой счет в органе Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, а также иные счета, открываемые в кредитных организациях (банках) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца.
Согласно пункту 2 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета по расходам предусматривает:
принятие и учет бюджетных и денежных обязательств;
подтверждение денежных обязательств;
санкционирование оплаты денежных обязательств;
подтверждение исполнения денежных обязательств.
Порядок учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.2020 №258н «Об утверждении Порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства» (далее - Порядок № 258н).
Пункт 2 Порядка № 258н предусматривает, что постановка на учет бюджетных обязательств осуществляется в соответствии со Сведениями о бюджетном обязательстве, реквизиты которого установлены в приложении №1 к Порядку №258н.
В соответствии с пунктом 3 Порядка №258н Сведения о бюджетном обязательстве, не содержащие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, формируются в форме электронного документа в информационных системах Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - электронная подпись) руководителя или иного лица, уполномоченного действовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке от имени получателя средств федерального бюджета или в случаях, предусмотренных Порядком №258н, органа Федерального казначейства в соответствующей информационной системе.
Сведения о бюджетном обязательстве формируются на основании документов, предусмотренных в графе 2 Перечня документов, на основании которых возникают бюджетные обязательства, и документов, подтверждающих возникновениеденежных обязательств, согласно приложению №3 к Порядку №258н (далее соответственно - Перечень, документы-основания) (пункт 5 Порядка №258н).
Абзацем 12 подпункта «б» пункта 8 Порядка №258н установлено, что Сведения о бюджетных обязательствах, в части принимаемых бюджетных обязательств, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных пунктом 11 графы 2 Перечня, формируются не позднее двух рабочих дней, следующих за днем доведения лимитов бюджетных обязательств на принятие и исполнение получателем средств федерального бюджета бюджетных обязательств, возникших на основании приказа о штатном расписании с расчетом годового фонда оплаты труда (иного документа, подтверждающего возникновение бюджетного обязательства, содержащего расчет годового объема оплаты труда (денежного содержания, денежного довольствия), в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на соответствующие цели.
Таким образом при осуществлении операции по постановке на учет в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» подсистема «Управления расходами» бюджетного обязательства получателя средств федерального бюджета Сведения о бюджетном обязательстве от 22.10.2021 №0000000182 по расходному расписанию от 01.10.2021 №2392 на сумму «+200 000,00 рублей» по коду бюджетной классификации Российской Федерации 161 0401 15 6 04 90012 допущено несоблюдение срока постановки на учет бюджетного обязательства, установленного абзацем 12 подпункта «б» пункта 8 Порядка №258н, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалами дела установлено, что Расходным расписанием от 01.10.2021 №2392 Управлению доведены лимиты бюджетных обязательств по коду расхода по бюджетной классификации 161 0401 1560490012 121 в сумме «+200 000,00 рублей». Регламентированный срок формирования и направления сведения о бюджетном обязательстве в территориальный орган Федерального казначейства (УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) - не позднее 05.10.2021;
фактический срок формирования Сведения о бюджетном обязательстве № 0000000182 по расходному расписанию от 01.10.2021 №2392 - 22.10.2021;
дата постановки на учет бюджетного обязательства - 25.10.2021(извещение о постановке на учет (изменении) бюджетного обязательства в органе Федерального казначейства от 25.10.2021);
общий срок нарушения составил 13 рабочих дней, превышение срока, образующее состав административного правонарушения составило - 3 рабочих дня.
Сведения о бюджетном обязательстве от 22.10.2021 №0000000182 государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» подсистема «Управления расходами» направлены в УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре должностным лицом Хабибуллиным РузалиномРамиловичем с применением ключа электронной подписи, что подтверждается сведениями о сертификате его электронной подписи.
Таким образом, в нарушение пункта 2 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абзаца 12 подпункта «б» пункта 8 Порядка №258н, Управлением не соблюден срок постановки на учет Сведения о бюджетном обязательстве от 22.10.2021 № 0000000182.
Местом совершения правонарушения является д.27, поул.Мира в г. Ханты-Мансийск Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Дата совершения правонарушения - 20.10.2021.
В качестве доказательств вышеизложенного в материалах дела имеется следующее:
- копия расходного расписания № 2392 от 01.10.2021;
- копия Сведения о бюджетном обязательстве от 22.10.2021 №000000018;
- копия извещения о постановке на учет (изменении) бюджетного обязательства в органе Федерального казначейства от 25.10.2021;
- копия Положения;
- копия приказа Федеральной антимонопольной службы «О назначении Хабибуллина Р.Р.» от 30.10.2018 № 1573-к;
- копия должностного регламента руководителя территориального органа Федеральной антимонопольной службы Ханты-Мансийское УФАС России, утвержденного руководителем Федеральной антимонопольной службы Артемьевым И.Ю. 21.02.2018;
- копия служебного контракта №1005 о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ вместе с соглашениями о дополнении к служебному контракту №1005, о дополнении к служебному контракту №3014; о дополнении к служебному контракту №1005;
- копия табеля №10/2 учета использования рабочего времени за период с 1 по 31 октября 2021;
- протокол об административном правонарушении от 16.08.2023 и другие материалы дела.
Частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение более чем на десять рабочих дней получателем бюджетных средств установленных сроков постановки на учет бюджетных обязательств либо сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное обязательство.
Статьей 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доводы Хабибуллина Р.Р. в жалобе, что обязанность по постановке на учет бюджетных денежных обязательств возложена на назначенную Приказом руководителя Управления №18-К от 23.05.2018 на должность начальника общего отдела-главного бухгалтера Управления Сафонову Л.Е., исследованными материалами дела не подтверждается, так как усматривается, что Сведения о бюджетном обязательстве от 22.10.2021 №0000000182 были сформированы на основании расходного расписания от 01.10.2021 №2392, направлены в УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре должностным лицом ХабибулпинымРузалиномРамиловичем с применением ключа электронной подписи, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения абзаца 12 подпункта «б» пункта 8 Порядка №258н.
Исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, под должностным лицом в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационнораспорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Согласно приказу Федеральной антимонопольной службы «О назначении Хабибуллина Р.Р.» от 30.10.2018 №1573-к Хабибуллин РузалинРамилович назначен на должность руководителя Управления в порядке ротации с 08.11.2018 сроком на 5 лет.
Пунктом 9.1 раздела III «Организация деятельности» Положения, установлено, что руководитель территориального органа осуществляет руководство территориальным органом и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на территориальный орган задач».
Согласно пункту 7 раздела III «Должностные обязанности, права и ответственность руководителя территориального органа» должностного регламента руководителя территориального органа Федеральнойантимонопольной службы Ханты-Мансийское УФАС России, утвержденного руководителем Федеральной антимонопольной службы И.Ю. Артемьевым 21.02.2018 (далее должностной регламент), с которым Хабибуллин РузалинРамилович ознакомлен 04.12.2018, - руководитель территориального органа за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей может быть привлечен к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Руководитель территориального органа несет персональную ответственность за выполнение возложенных на территориальный орган задач (подпункт 7.1. пункта 7 раздела III «Должностные обязанности, права и ответственность руководителя территориального органа» должностного регламента).
Согласно табелю №10/2 учета использования рабочего времени за период с 1 по 31 октября 2021 г., подписанного 26.10.2021 Врио руководителя Управления Ивановым В.П., руководитель Управления Хабибуллин РузалиРамилович в октябре 2021 г. находился на государственной гражданской службе, за исключением периода с 04.10.2021 по 08.10.2021.
Виновность должностного лица Хабибуллина Р.Р. выразилась в форме неосторожности, так как он не предвидел возможности наступления вредных последствий своего действия, но должен был и мог их предвидеть.
В представленном Хабибуллиным Р.Р. (положении об общем отделе Управления, должностной регламент начальника общего отдела - главного бухгалтера Управления) не подтверждается наличие прямой обязанности начальника общего отдела - главного бухгалтера Управления по постановке на учет бюджетных обязательств, подписания с применением электронной подписи в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» подсистема «Управления расходами» и направления в УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Сведений о бюджетном обязательстве.
Согласно частям 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, нормативными актами Центральногобанка Российской Федерации или соглашением между участниками электронного взаимодействия, в том числе правилами платежных систем.
Так, руководителем Управления, в чьи обязанности входит руководство Управлением, издание приказов, дача указаний, обязательных для гражданских служащих Управления и организация проверки их исполнения (подпункты 9.1, 9.4 пункта 9 раздела III «Организация деятельности» Положения) была ненадлежащим образом организована работа гражданских служащих Управления по своевременному формированию и постановке на учет бюджетных обязательств, что указывает на то, что должностное лицо имело возможность своевременно сформировать сведения о бюджетном обязательстве, а также организовать работу так, чтобы обеспечить соблюдение срока постановки на учет бюджетных обязательств, но не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению бюджетного законодательства Российской Федерации. Руководитель Управления имел возможность принять меры по недопущению нарушения, выразившегося в нарушении срока постановки на учет бюджетного обязательства.
Таким образом, должностным лицом Хабибуллиным РузалиномРамиловичем не соблюдены требования пункта 2 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абзаца 12 подпункта «б» пункта 8 Порядка №258н, т.е. совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административным органом вынесшим обжалуемое постановление верно установлены обстоятельства, что в силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопрос возникающих) у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступившихпоследствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Процессуальных нарушений при составлении административного материала и его рассмотрении судом не установлено.
Постановление №87-20-14/2023-30 от 28 августа 2023г. соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным.
В связи с чем, оснований для отмены, обжалуемого постановления, не имеется, оно являются законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Созонова Е.Н. от 28.08.2023г. №87-20-14/2023-30, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении № 87-20-14/2023-30 по части 3 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица Хабибуллина РузалинаРамиловича на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием- оставить без изменения, жалобу Хабибуллина РузалинаРамиловича - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда В.В. Черкашин