Дело № 12 -625/2019
РЕШЕНИЕ
Город Волжский Волгоградской области 03 декабря 2019 года Судья Волжского городского суда Волгоградской области Рыжова Л.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды на территории Волгоградской области №8/49-19-Э от 15 октября 2019 года о назначении административного наказания по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды на территории Волгоградской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области и Волгоградской области ФИО2 от 15 октября 2019 года №8/49-19-Э заместитель председателя производственного кооператива «Альянс» -ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ- в области охраны окружающей среды и природопользования, выразившееся в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, лицами, обязанными сообщить такую информацию, ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
ФИО1, не согласившись с указанным постановлением, обжаловал его в суд, указав в обоснование с учетом дополнений к жалобе, что производство по делу возбуждено протоколом об административном правонарушении от 10 октября 2019 года № 8/49-19-Э старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды ФИО2, составленным на основании выездной плановой проверки, проводившейся Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области в период с 01 августа 2019 года по 25 сентября 2019 года (приказ № 168 от 23.07.2019 года и приказ № 196 от 28.08.2019 года), основанием для привлечения его к административной ответственности послужило якобы сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду лицам, обязанным сообщать такую информацию, указанное нарушение, по мнению административного органа, содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ, как следует из оспариваемого постановления, в результате плановой проверки ПК «Альянс» Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области установлено, что ПК «Альянс» скрыло полную и достоверную информацию, содержащуюся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в 2016 году, а также в последующей заявке по актуализации учетных сведений об объекте негативного воздействия в 2018 году, а именно в заявлении и последующей заявке не указано, что ПК «Альянс» осуществляет захоронение отходов производства и потребления III класса опасности на эксплуатируемом объекте оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, выявленные нарушения являются следствием ненадлежащего отношения к соблюдению должностных обязанностей со стороны ФИО1 Считает, что обжалуемое постановление является незаконным и подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению ввиду того, что 29 ноября 2016 года Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области ПК «Альянс» была выдана лицензия серии 34 №2299-СР на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности (в части сбора и размещения (захоронения) отходов III-IV класса опасности, ПК «Альянс» в 2016 году (вх.14755 от 08.12.2016 года) в адрес Управления Росприроднадзора по Волгоградской области была направлена заявка о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на федеральный государственный учет, Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области объекту «Площадка №1» ПК Альянс была присвоена II категория в соответствии с постановлением Правительства № 1029 от 28.09.2015 года «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам отходов I, II, III и IV категорий», данное обстоятельство подтверждает должностное лицо в постановлении, согласно п.39 Правил создания и ведения Государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 года № 572, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, включившие сведения об объекте в федеральный государственный реестр или региональный государственный реестр по заявлению юридического лица, осуществляющего хозяйственную или иную деятельность на объекте, или по своей инициативе вправе исправить допущенные при внесении сведений описки, печатки и арифметические ошибки, таким образом, территориальный орган имел возможность самостоятельно исправить ошибки, которые были обнаружены в заявке о постановке на учет ОРО ПК «Альянс», однако этого сделано не было и Управление Росприроднадзора по Волгоградской области выдало ПК «Альянс» документ о постановке на учет ОРО ПК «Альянс» с отнесением его ко II категорий, в настоящее время Межрегиональное Управление пытается перенести ответственность за свою ошибку на ПК «Альянс», согласно обжалуемому постановлению должностного лица административного органа ПК «Альянс» скрыло полную и достоверную информацию, содержащуюся в заявлении по актуализации учетных сведений об объекте негативного воздействия, направленной в адрес Управления Росприроднадзора по Волгоградской области в 2018 году ФИО1, в постановлении указано, что при рассмотрении протокола об административном правонарушении №№8/49-19-Э от 10 октября 2019 года Управления Росприроднадзора по Волгоградской области в отношении должностного лица –заместителя председателя ПК «Альянс» ФИО1 15 октября 2019 года в 15 часов 30 минут в помещении Управления Росприроднадзора по Волгоградской области установлен факт сокрытия, умышленного искажения или несвоевременного сообщения полной и достоверной информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, лицами, обязанными сообщать такую информацию, а именно: при проверке установлено, что в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов для субъектов МСП за 2018 год указаны сведения о размещенных (захороненных) отходов в количестве 19470,82 тонн отходов (всего), в том числе принято на размещение (захоронение) -281,779 тонна отходов III класса опасности, в соответствии с материалами учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 01.09. 2011 года №721, ПК «Альянс» в целях размещения (захоронения) в 2018 году принято 281,779 тонн отходов III класса опасности, в первом квартале 2019 года-40.7823 тонн отходов III класса опасности, в статистической отчетности по форме №2-ТП (отходы) за 2018 год также указаны сведения о размещении (захороненных) на эксплуатируемом объекте отходов III класса опасности в количестве 281,779 тонн, также, должностное лицо делает акцент на рассмотрение в ходе проверки отчетности ПК «Альянс» об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов для субъектов МСП за 2018 года, якобы факт сокрытия, умышленного искажения или несвоевременного сообщения полной и достоверной информации со стороны ПК «Альянс», обнаружен должностными лицом при рассмотрении отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов для субъектов МСП за 2018 год, однако, как следует из оспариваемого постановления, в результате плановой проверки ПК «Альянс» Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области установлено, что ПК «Альянс» скрыло полную и достоверную информацию, содержащуюся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в 2016 году, а также в последующей заявке по актуализации учетных сведений об объекте негативного воздействия в 2018 году, а именно: в заявлении и последующей заявке указано, что ПК «Альянс» осуществляет захоронение отходов производства и потребления III класса опасности на эксплуатируемом объекте оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, выявленные нарушения являются следствием ненадлежащего отношения к соблюдению должностных обязанностей со стороны ФИО1, считает, что должностное лицо целенаправленно вводит в заблуждение суд и пытается исчислять годичный срок давности привлечения к административной ответственности с момента рассмотрения отчетности ПК «Альянс» об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов для субъектов МСП за 2018 год. При этом, в тексте постановления должностное лицо полностью опровергает свои доводы, ПК «Альянс» каждый отчетный период представляет в Управления Росприроднадзора по Волгоградской области аналогичную отчетность, данная отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов для субъектов МСП за 2016 и 2017 года принята и рассмотрена Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области без замечаний, 15 июня 2018 года в адрес Управления Росприроднадзора по Волгоградской области ПК «Альянс» было направлено заявление с приложением о необходимости актуализации сведений об эксплуатируемом объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (исх. № 108р; вх.5962 от 19.06.2018 года), на основании полученного заявления от ПК «Альянс» Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области была проведена актуализация учетных сведений об объекте НВОС, по результатам рассмотрения заявления Управлением в адрес ПК «Альянс» было направлено уведомление № 3068 от 22.06.2018 года и свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте на бумажном носителе, при этом поданное ПК «Альянс» заявление рассмотрено без замечаний и проведена актуализация. Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ПК «Альянс» настоящего дела об административном правонарушении, имели место (стали известны Управлению Росприроднадзора по Волгоградской области) в 2016 году в связи с постановкой объекта на учет и 19 июня 2018 года в связи с подачей ПК «Альянс» заявления на актуализацию сведений об эксплуатируемом объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем годичный срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу истек. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ выражена в форме действия-направления экологической информации, в связи с чем данное правонарушение не может быть длящимся, а срок давности подлежит исчислению по общему правилу с момента совершения противоправного деяния и поскольку действия ПК «Альянс» не были направлены на сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, содержащиеся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и в последующем в заявлении по актуализации сведений, а также учитывая тот факт, что данные обстоятельства были известны Управлению Росприроднадзора по Волгоградской области, считает что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, должностным лицом административного органа при вынесении постановления не дано надлежащей оценки приведенным им в возражениях доводам и поскольку действия ПК «Альянс» не были направлены на сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и последующем заявлении по актуализации сведений и что данные обстоятельства были известны Управлению Росприроднадзора по Волгоградской области, производство по делу подлежит прекращению.
ФИО1 в ходе судебного разбирательства доводы жалобы с дополнением поддержал в полном объеме, просил постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды на территории Волгоградской области №8/49-19-Э от 15 октября 2019 года признать незаконным и отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить по указанным в жалобе основаниям. Считает, что, кроме того, старший государственный инспектор ФИО2 15 октября 2019 года не был уполномочен в связи с внесением изменений в структуру административного органа, в котором он работает, на рассмотрение дел указанной категории.
Старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды на территории Волгоградской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО2, составивший в отношении заместителя председателя ПК «Альянс» ФИО1 протокол об административном правонарушении и вынесший обжалуемое постановление, считает жалобу не подлежащей удовлетворению, в ходе судебного разбирательства пояснил, что в его полномочия ранее и после реорганизации Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области, в настоящее время Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской области входило составление протоколов об административных правонарушениях по ст. 8.5 КоАП РФ и рассмотрение дел данной категории, по результатам плановой проверки, при рассмотрении протокола об административном правонарушении № 8/49-19-Э от 10.10.2019 года в отношении должностного лица - заместителя председателя ПК «Альянс» ФИО1 15 октября 2019 года в 15 часов 30 минут в помещении Межрегионального управления государственным инспектором в области охраны окружающей среды им в действиях (бездействиях) ПК «Альянс» установлено сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, лицами, обязанными сообщать такую информацию, а именно: при проверке документов установлено, что в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов для субъектов МСП за 2018 год указаны сведения о размещенных (захороненных) отходов в количестве 19470,82 тонн отходов (всего), в том числе принято на размещение (захоронение) -281,779 тонна отходов III класса опасности, в соответствии с материалами учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 года №721, ПК «Альянс» в целях размещения (захоронения) в 2018 году принято 281,779 тонн отходов III класса опасности, в первом квартале 2019 года-40,7823 тонн отходов III класса опасности, в статистической отчетности по форме №2-ТП (отходы) за 2018 год также указаны сведения о размещении (захороненных) на эксплуатируемом объекте отходов III класса опасности в количестве 281,779 тонн, ПК «Альянс» осуществляет деятельность в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с лицензией от 29.11.2016 года серия 34 № 2299-СР, выданной Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности (в части сбора и размещения (захоронения) отходов III-IV класса опасности), ПК «Альянс» эксплуатирует объект негативного воздействия II категории значительная категория риска, который находится по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, в 3-х км по направлению на юго-запад от поселка Звездный на территории Красного сельсовета, объекту присвоена II категория в соответствии с заявкой и Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 года №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», объект, который эксплуатирует ПК «Альянс», является объектом по захоронению отходов IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы, однако проверкой установлено, что ПК «Альянс» скрыл полную и достоверную информацию, содержащуюся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а именно в заявлении не указано, что ПК «Альянс» осуществляет захоронение отходов производства и потребления отходов III класса опасности на эксплуатируемом объекте оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, ПК «Альянс» в 2016 году была подана заявка о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду на федеральный государственный учет, объекту «Площадка №1» ПК «Альянс» была присвоена II категория в соответствии с Постановлением Правительства от 28.09.2015 года № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам отходов I, II, III и IV категорий», в 2018 году на основании полученной заявки Управлением была проведена актуализация учетных сведений об объекте НВОС в связи с получением нового разрешения на выброс вредных (загрязняющих веществ), вместе с тем, проверкой установлено, что в представленной заявке и последующей заявке по актуализации в п.2 раздела 1, форма которой утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 года № 554 (ред. от 27.09.2016) “Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» отсутствуют сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности на объекте, связанные с размещением (захоронением) отходов III класса опасности, данный факт выявлен в результате проведенной проверки, управлением ПК «Альянс» была выдана 29.11.2016 года лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в части размещения отходов III-IV класса опасности, что согласно основным понятиям ст. 1 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» является захоронением, указанные факты свидетельствуют о несоответствии сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (с указанием положений (нормативных) правовых актов), а именно сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, лицами, обязанными сообщать такую информацию, данные нарушения возможно установить только в ходе проверочных мероприятий. Выявленные нарушения являются следствием ненадлежащего отношения к соблюдению требований природоохранного законодательства со стороны должностного лица – заместителя председателя ПК «Альянс» ФИО1 (согласно должностной инструкции и приказа является ответственным за соблюдение природоохранного законодательства на предприятии), срок давности привлечения к ответственности не истек.
Изучив доводы, изложенные в жалобе с учетом дополнений, выслушав ФИО1, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении и вынесшее оспариваемое постановление, исследовав материалы дела об административном правонарушении и дополнительно представленные доказательства, прихожу к следующим выводам.
Согласно требованиям п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы, протеста и проверяет дело в полном объеме на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.
Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса (в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 06.06.2019 N 135-ФЗ)
При рассмотрении дела и жалобы установлено, что ПК «Альянс» (<...>) зарегистрировано в качестве юридического лица "."..г., "."..г. ему присвоен основной государственный регистрационный №..., "."..г. ПК «Альянс» поставлено на учет в налоговом органе, основным и дополнительным видами деятельности ПК «Альянс» являются сбор отходов и обработка и утилизация отходов, председателем ПК «Альянс» является ФИО3.(л.д. 32-35), приказом ПК «Альянс» № 03/к от 01.03.2010 года заместителем председателя по производству назначен ФИО1, согласно п. 1.3,.2.4 должностной инструкции заместитель председателя по производству ПК «Альянс» организует производственный процесс согласно технологическому регламенту предприятия, в должностные обязанности ФИО1 входит, в том числе, обеспечение соблюдения законодательства о труде, правил и норм охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и экологии, в силу п.4.2 должностной инструкции ФИО1 несет ответственность за правонарушения, в том числе экологические, совершенные в процессе осуществления своей деятельности- в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации (л.д.163-165).
Данных обстоятельств, как следует из жалобы и пояснений в ходе судебного разбирательства, ФИО1 не оспаривает.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, на основании приказа и.о. руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области № 196 от 28 августа 2019 года должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> проведена плановая выездная проверка ПК «Альянс» по адресу: <адрес>, в 3-х км по направлению на юго-запад от <адрес> на территории Красного сельсовета на предмет осуществления лицензионного контроля, по результатам которой "."..г. составлен акт проверки №...-Э (л.д. 63-72).
По факту выявленного в ходе указанной проверки нарушения, выразившегося в том, что должностное лицо ПК «Альянс» заместитель председателя ФИО1 допустил сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное несообщение полной и достоверной информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, лицами обязанными сообщать такую информацию, старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды на территории Волгоградской области ФИО4 выдано предписание № 7-168/2019-Э от 25 сентября 2019 года об устранении в срок до 01 апреля 2020 года допущенных нарушений (л.д.73).
10 октября 2019 года старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды на территории Волгоградской области ФИО2 в отношении заместителя председателя ПК «Альянс» ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении № 8/49-19-Э по статье 8.5 КоАП РФ, в котором указано, что 10 октября 2019 года в 11 часов 45 минут в помещении Управления Росприроднадзора по Волгоградской области государственным инспектором в области охраны окружающей среды при рассмотрении материалов Акта № 168-2019-Э от 25 сентября 2019г. плановой выездной проверки ПК «Альянс» установлен факт сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, лицами, обязанными сообщать такую информацию, а именно: при проверке установлено, что в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов для субъектов МСП за 2018 год указаны сведения о размещенных (захороненных) отходов в количестве 19470,82 тонн отходов (всего), в том числе принято на размещение (захоронение) -281,779 тонна отходов III класса опасности, в соответствии с материалами учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 года №721, предприятием в целях размещения (захоронения) в 2018 году принято 281,779 тонн отходов III класса опасности, в первом квартале 2019 года- 40,7823 тонн отходов III класса опасности, в статистической отчетности по форме №2-ТП (отходы) за 2018 год также указаны сведения о размещении (захороненных) на эксплуатируемом объекте отходов III класса опасности в количестве 281,779 тонн, ПК «Альянс» осуществляет деятельность в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с лицензией от 29.11.2016 года серия 34 № 2299-СР, выданной Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности (в части сбора и размещения (захоронения) отходов III-IV класса опасности), ПК «Альянс» эксплуатирует объект негативного воздействия II категории значительная категория риска, который находится по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, в 3-х км по направлению на юго-запад от поселка Звездный на территории Красного сельсовета, объекту присвоена II категория в соответствии с заявкой и Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 года №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», объект, который эксплуатирует ПК «Альянс», является объектом по захоронению отходов IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы, однако проверкой установлено, что ПК «Альянс» скрыл полную и достоверную информацию, содержащуюся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а именно в заявлении не указано, что ПК «Альянс» осуществляет захоронение отходов производства и потребления отходов III класса опасности на эксплуатируемом объекте оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, ПК «Альянс» в 2016 году была подана заявка о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду на федеральный государственный учет, объекту «Площадка №1» ПК «Альянс» была присвоена II категория в соответствии с Постановлением Правительства от 28.09.2015 года № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам отходов I, II, III и IV категорий», в 2018 году на основании полученной заявки Управлением была проведена актуализация учетных сведений об объекте НВОС в связи с получением нового разрешения на выброс вредных (загрязняющих веществ), вместе с тем, проверкой установлено, что в представленной заявке и последующей заявке по актуализации в п.2 раздела 1, форма которой утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 года № 554 (ред. от 27.09.2016) “Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» отсутствуют сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности на объекте, связанные с размещением (захоронением) отходов III класса опасности, основным видом деятельности объекта является сбор отходов, в качестве дополнительного вида деятельности по данным Единого государственного реестра юридических лиц объект осуществляет деятельность по обработке и утилизации отходов (ОКВЭД 38.2), подкласс ОКВЭД 38.2 включает в себя деятельность по захоронению отходов, Управлением кооперативу 29.11.2016 выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-V классов опасности, что согласно основным понятиям ст. 1 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» является захоронением, указанные факты свидетельствуют о несоответствии сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (с указанием положений (нормативных) правовых актов), а именно: сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, лицами, обязанными сообщать такую информацию; выявленное нарушение подтверждается заявкой о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащее сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, характеристика объекта размещения отходов (ОРО) «Полигон для захоронения производственных отходов ПК «Альянс» по результатам инвентаризации по состоянию на 01.01.2016г., лицензия от 29.11.2016 серия 34 №2299-СР на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-V классов опасности (в части сбора, размещения (захоронения) отходов III-V классов опасности), учет в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 №721, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов для субъектов МСП, утвержденную приказом Минприроры от 16 февраля 2010 №30 за 2018 год, статистическая отчетность по форме №2-ТП (отходы) сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2018 год установлено следующее выявленные нарушения являются следствием ненадлежащего отношения к соблюдению требований природоохранного законодательства со стороны должностного лица- заместителя председателя ПК «Альянс» ФИО1 (согласно должностной инструкции и приказа является ответственным за соблюдение природоохранного законодательства на предприятии), нарукшены ч.1 ст. 34, ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановление Правительства от 28.09.2015 №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий», приказ Минприроды России от 23.12.2015 №554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду…», за совершение указанного административного правонарушения предусмотрено привлечение нарушителя к административной ответственности в соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ, в действиях должностного лица- заместителя ПК «Альянс» ФИО1 содержатся признаки названного административного правонарушения (л.д. 42-48).
По результатам рассмотрения дела с участием заместителя председателя ПК «Альянс» ФИО1 старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды на территории Волгоградской области ФИО2 вынесено постановление № 8/49-19-Э от 15 октября 2019 года о признании заместителя председателя ПК «Альянс» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначении ему административного наказания в виде предупреждения (л.д. 56-62). ФИО1 при этом представил письменные возражения на протокол, просил прекратить производство по делу, указывал на истечение срока давности привлечения к административной ответственности (л.д. 48-50), которым должностным лицом административного органа никакой оценки не дано.
Как следует из оспариваемого постановления и материалов дела, основанием для привлечения к административной ответственности явилось сокрытие заместителем председателя ПК «Альянс» ФИО1, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и в последующей заявке по актуализации, представленной ПК «Альянс» в адрес Управления Росприроднадзора по Волгоградской области в 15 июня 2018 года (копия л.д. 88), выявленное должностными лицами Управления Росприроднадзора по Волгоградской области в ходе плановой выездной проверки ПК «Альянс», проведенной на основании приказа руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области № 196 от 28 августа 2019 года, в ходе которой было установлено, что в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов для субъектов МСП за 2018 год указаны сведения о размещенных (захороненных) отходов в количестве 19470,82 тонн отходов (всего), в том числе принято на размещение (захоронение) -281,779 тонна отходов III класса опасности, в соответствии с материалами учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 года №721, ПК «Альянс» в целях размещения (захоронения) в 2018 году принято 281,779 тонн отходов III класса опасности, в первом квартале 2019 года-40, 7823 тонн отходов III класса опасности, в статистической отчетности по форме №2-ТП (отходы) за 2018 год также указаны сведения о размещении (захороненных) на эксплуатируемом объекте отходов III класса опасности в количестве 281,779 тонн.
ПК «Альянс» осуществляет деятельность в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с лицензией от 29.11.2016 года серии 34 № 2299-СР, выданной Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области, на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности (в части сбора и размещения (захоронения) отходов III-IV класса опасности), эксплуатирует объект негативного воздействия II категории значительная категория риска, который находится по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, в 3-х км по направлению на юго-запад от пос. Звездный на территории Красного сельсовета, объекту присвоена II категория в соответствии с заявкой предприятия и постановлением Правительства № 1029 от 28.09.2015 года «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам отходов I, II, III и IV категорий»: согласно пункта «ч» части II критериев отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий к объектам II категории, объект, которые эксплуатирует ПК «Альянс», является объектом по захоронению отходов IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы (менее 20 тыс.тонн в год), на основании чего должностное лицо административного органа пришло к выводу, что предприятие скрыло полную и достоверную информацию, содержащуюся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также в представленной заявке по актуализации, а именно не указано, что предприятие осуществляет захоронение отходов производства и потребления отходов III класса опасности на эксплуатируемом объекте оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Однако, с законностью и обоснованностью постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды на территории Волгоградской области ФИО2 № 8/49-19-Э от 15 октября 2019 года согласиться нельзя, по следующим основаниям.
Из содержания части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражена в форме действия - направления экологической информации, в связи с чем, данное правонарушение не может быть длящимся, а срок давности подлежит исчислению по общему правилу - с момента совершения противоправного деяния.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Как усматривается из материалов дела, характеристика объекта размещения отходов (ОРО) полигона для захоронения производственных отходов ПК «Альянс» по результатам инвентаризации по состоянию на 01 января 2016 года от 11 апреля 2016 года для внесения в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОГО) была направлена ПК «Альянс» в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области 11 апреля 2016 года и явилась основанием для внесения 24 июня 2016 года объекта ОРО в ГРОГО за № 348.
15 июня 2018 года должностным лицом ПК «Альянс» ФИО1 в адрес Управления Росприроднадзора по Волгоградской области было напарвлено заявление о необходимости актуализации сведений об эксплуатируемом объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (исх.№ 108р; вх. 5962 от 19.06.2018 года), на основании полученного заявления от ПК «Альянс» Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области была проведена актуализация учетных сведений об объекте НВОС, по результатам рассмотрения заявления Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области в адрес ПК «Альянс» было направлено уведомление от 22 июня 2018 года №3068 и свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте на бумажном носителе (л.д.88,77-87).
Данных обстоятельств должностное лицо административного органа, составившее протокол об административном правонарушении и вынесшее обжалуемое постановление, в ходе рассмотрения дела не отрицало.
Таким образом, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении заместителя председателя ПК «Альянс» ФИО1 настоящего дела об административном правонарушении, имели место 11 апреля 2016 года и 19.06.2018 года, в связи с чем годичный срок давности привлечения ПК «Альянс» к административной ответственности по данному делу истек соответственно 11 апреля 2017 года и 19 июня 2019 года.
Следовательно, разрешая данное дело об административном правонарушении, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды на территории Волгоградской области ФИО2 не учел, что на момент вынесения постановления о назначении в отношении заместителя председателя ПК «Альянс» ФИО1 административного наказания 15 октября 2019 года срок давности привлечения его к административной ответственности истек.
Утверждение должностного лица, вынесшего оспариваемое постановление, о том, что именно в ходе проведения проверки могло быть и выявлено, что ПК «Альянс» скрыло полную и достоверную информацию, содержащуюся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и в представленной последующей заявке по актуализации, а именно не указано, что ПК «Альянс» осуществляет захоронение отходов производства и потребления III класса опасности на эксплуатируемом объекте, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, опровергается материалами дела.
Кроме того, из представленных в ходе рассмотрения дела ФИО1 приказа о проведении внеплановой выездной проверки от августа 2018 года, акта проверки от 17 августа 2018 года, протокола об административном правонарушении от 29 августа 2018 года, решения судьи Волжского городского суда от 04 февраля 2019 года, оставленного без изменения решением судьи Волгоградского областного суда от 13 марта 2019 года, уже было по аналогичным основаниям отменено постановление того же должностного лица административного органа, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении по ст. 8.5 КоАП РФ в отношении ПК «Альянс» (копия л.д. 177-207). Дополнение в протоколе, составленном в отношении ФИО1 кроме указания неполной и недостоверной информации в заявке о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду фактом представления ПК «Альянс» впоследствии заявки по актуализации 15 июня 2018 года в адрес Управления Росприроднадзора по Волгоградской области, поступившей 19.06.2018 года, и ссылка на поданные впоследствии отчеты не влечет изменения сроков давности привлечения к административной ответственности, согласно ст. 8.5 КоАП РФ административная ответственность наступает за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся не в любых документах, а в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларациях о воздействии на окружающую среду и о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, протокол об административном правонарушении, составленный в отношении ФИО1, как должностного лица- заместителя председателя ПК «Альянс», и иные доказательства по делу не содержат сведений о сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении ФИО1 полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов кроме как в указанных заявке о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и представленной последующей заявке по актуализации, принятых Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды на территории Волгоградской области ФИО2 от 15 октября 2019 года, вынесенное в отношении заместителя председателя ПК «Альянс» ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Оснований для прекращения производства по делу за отсутствием состава или события административного правонарушения не имеется, доказательств, опровергающих установленные в ходе плановой выездной проверки обстоятельства, материалы дела не содержат и при рассмотрении жалобы ФИО1 не представлено, вопреки доводам ФИО1 старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды на территории Волгоградской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области и Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области и Волгоградской области уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 8.5 КоАП РФ и рассматривать дела об административных правонарушениях указанной категории.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды на территории Волгоградской области Управления Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области и Волгоградской области ФИО2 от 15 октября 2019 года № 8/49-19-Э о признании заместителя председателя производственного кооператива «Альянс» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ему административного наказания в виде предупреждения, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, заместителя председателя производственного кооператива «Альянс» прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд <адрес> в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: подпись