Дело № 12-625/2014
Р Е Ш Е Н И Е
г. Киров 08 июля 2014 года
Судья Ленинского районного суда г. Кирова Сунцова М.В.
с участием лица, привлеченного к административной ответственности Шульга Г.П., защитника лица, привлекаемого к административной ответственности ... России по Кировской области Шульга Г.П. по доверенности Пестриковой Т.В.,
представителей ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области по доверенности Котельниковой В.В., Краева Д.А., Бадыкшановой О.М.,
при секретаре – Румак Л.А.,
в открытом судебном заседании, рассмотрев жалобу лица, привлекаемого к административной ответственности – ... России по Кировской области Шульга Г.П. на постановление заместителя руководителя ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области Бадыкшановой О.М. №08-10/20 от Дата изъята по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ в отношении ... России по Кировской области Шульга Г.П.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя руководителя ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области Бадыкшановой О.М. № 08-10/20 от Дата изъята ... России по Кировской области,
Шульга Г. П., ...
признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
... России по Кировской области Шульга Г.П. обратилась в Ленинский районный суд г. Кирова с жалобой на указанное постановление, в которой указано, что в период с Дата изъята по Дата изъята ТУ Росфиннадзора в Кировской области в соответствии с приказами руководителя ТУ Росфинндзора в Кировской области ... Э.И. от Дата изъята № 19/р «О проведении ревизии» и от Дата изъята № 19-1/р «О продлении срока проведения ревизии» проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности за период с Дата изъята по Дата изъята. В ходе проверки административный орган пришел к выводу о нецелевом использовании ... России по Кировской области бюджетных средств. В связи с выявлением, по мнению ТУ Росфиннадзора Кировской области, факта нецелевого использования бюджетных средств ТУ Росфиннадзором в Кировской области Дата изъята составлен протокол об административном правонарушении без номера, которым действия казенного учреждения квалифицированы как административное правонарушение, ответственность за которые предусмотрена ст.15.14 КоАП РФ. Дата изъята по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление Территориального управления в Кировской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от о назначении административного наказания по делу № 08-10/20, которым она, Шульга Г.П., как должностное лицо – ... России по Кировской области признана виновным в совершении административного правонарушения на основании ст. 15.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. С постановлением не согласна, считает его незаконным и необоснованным. Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. В соответствии с п.1 ст. 18 БК РФ для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ используется бюджетная классификация РФ, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы. В силу ст. 19 БК РФ в состав бюджетной классификации РФ входит классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ). Порядок применения названной классификации исходя из п.4 ст.23.1 БК РФ устанавливается Министерством финансов РФ. Согласно ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Идентичная норма права содержится и в диспозиции ст. 15.14 КоАП РФ, а именно: нецелевое использование бюджетных средств может выражаться: 1. в направлении бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств. Цели первоначально должны быть определены в бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе; 2. оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, который в обязательном порядке, исходя из смысла вышеуказанных ст. 306.4 БК РФ и ст. 15.14 КоАП РФ, должен являться правовым основанием предоставления указанных средств. Исходя из противоправной природы нецелевого использования бюджетных средств, при его определении, как и при определении любого другого правонарушения надлежит, прежде всего, выяснить наличие состава правонарушения, то есть наличия неправомерного действия должностного лица, затем оценить наличие противоправных последствий, которые могут выражаться как в не достижении результата (цели бюджетных ассигнований), так и в нарушении установленного порядка расходования бюджетных средств. Необходимым условием является наличие причинно-следственной связи между неправомерными действиями и негативными последствиями. По юридической конструкции правонарушение образует формальный состав. Оно считается оконченным в момент совершения факта нарушения, а именно использования денежных средств не в соответствии с бюджетной росписью, уведомлением, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения либо списания бюджетных средств. То есть, основание для предоставления указанных средств должно быть правовым, а именно должно содержаться в документе, порождающем определенные права и обязанности, который мог бы расцениваться как юридический факт: правоустанавливающий, право изменяющий либо право прекращающий, который, в свою очередь, соответственно служит основанием возникновения, изменения либо прекращения правоотношения. Возникновение юридической ответственности возможно только в рамках тех или иных правоотношений. Денежный чек, содержащий указание на КБК, со статьи которого получатель бюджетных средств их испрашивает, не принадлежит к правовому основанию получения бюджетных средств, является финансовым документом, подтверждающим совершение расчетно-кассовой операции, поэтому не может рассматриваться как юридический факт, порождающий возникновение правоотношений и, как следствие, возникновение юридической ответственности (Постановление ФАС ЗСО от 05.12.2012 № А46-3778/2012). Не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих обстоятельства совершения правонарушения такие документы, как Отчет кассира, который, является финансовыми документами, подтверждающими совершение расчетно-кассовой операции в определенные даты, а справки по движению наличных денежных средств в кассе ... России по Кировской области (далее - ... ) - это документ внутренний, служащий для удобства организации работы кассира, при этом, необходимость ведения такого документа не закреплена в руководящих документах. Тем, не менее, ни отчет кассира, ни справки по движению наличных денежных средств в кассе ... не относятся к правовым документам. Согласно письму Министерства финансов РФ от 02.11.2006г. № 10-5-3/4361 осуществление кассовых расходов главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета не подпадает под понятие нецелевое использование, если производится в пределах доведенных до них в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и в соответствии со сметой доходов и расходов. Получатели бюджетных средств при ведении операций по приему (выдаче) наличных денежных средств руководствуются «Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» (утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П). Кассовые операции, проводимые юридическим лицом, оформляются приходными и расходными кассовыми ордерами. На основании данного документа юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в кассе посредством расчета по формуле и издает об установленном лимите остатка наличных денег распорядительный документ. Лимит остатка наличных денег определяется исходя из общей суммы, без предъявления требований к её разбитию по определенным КОСГУ. Приходные и расходные кассовые ордера являются только лишь первичными учетными финансовыми документами, но не могут рассматриваться в качестве правового основания использования бюджетных средств. Исходя из судебной практики, не могут рассматриваться в качестве нецелевого использования: 1) ошибки, допущенные при осуществлении расходов, по которым в короткие сроки вносились исправительные записи; 2) осуществление кассовых расходов за счет свободных остатков денежных средств в кассе, полученных на иные цели, при условии, что: - денежные обязательства за счет этих средств на момент использования их не по назначению приняты не были; срок от момента возникновения необходимости в получении денежных средств до их использования был меньше процедуры получения денежных средств на эти цели. Применительно к данной ситуации, доказательств того, что бюджетные средства были израсходованы на цели, не соответствующие условиям их получения, определенными утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, системой расходов и доходов - нет. Напротив, установлено и материалами дела подтверждено, что денежные средства израсходованы учреждением в пределах лимитов бюджетных ассигнований с учетом предметных статей и видов расходов. При оформлении платежно-расчетной операции по расходованию бюджетных средств учреждением правильно указан КОСГУ в расходных ордерах, соответствующий бюджетной целевой, предметной статье. Данное правонарушение по нецелевому использованию денежных средств считается оконченным в момент списания бюджетных средств на основании правового документа. Следовательно, являются правомерными самостоятельное перераспределение и расходование учреждением средств федерального бюджета в пределах сумм, предусмотренных утвержденными сметами доходов и расходов с учетом лимита остатка наличных денег, тем более, что отвлеченные средства восстановлены учреждением по кодам бюджетной классификации. Согласно ежеквартальным отчету об исполнении бюджета по состоянию на 01.02.2014 получателем средств федерального бюджета - ... России по Кировской области их расходование осуществлялось в соответствии с лимитами бюджетных обязательств и выделенным финансированием, а также на основании соответствующих документов, задолженности по всем статьям КОСГУ не имелось. Таким образом, данное использование средств не является нецелевым, то есть правонарушением, влекущим применение мер административной ответственности к лицу, его совершившему, в действиях отсутствовало событие административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП. Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности ограничиться устным замечанием. В данном случае существенная угроза общественным отношениям, в результате деяния отсутствует; вредных последствий также нет; никакого вреда интересам граждан, обществу и государству не причинено; правонарушение было устранено до составления протокола об административном правонарушении; определение такого критерия, как размер в суммовом выражении, являющийся основанием для признания малозначительности либо назначения административного наказания, не определен ни в одном нормативно-правовом акте и не предусмотрен судебной практикой. В данном случае, присутствовало в результате распределения по соответствующим статьям КОСГУ, проведение взаимозачетных процедур, но не реальное уменьшение наличных денежных средств кассы, поэтому, если отсутствует реальное уменьшение наличных денежных средств в кассе, и в результате такого деяния не принесен вред общественным отношениям, а также отсутствуют и вредные последствия, следовательно, данное деяние следует рассматривать, как малозначительное. Считает, что в ее действиях отсутствовало событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ. На основании ст. 28.9 КоАП РФ производство по административному делу должно быть прекращено при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ст.24.5 КоАП РФ, то есть в связи с отсутствием события административного правонарушения (п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП), также был допущен обвинительный уклон, допущено доминирующее положение протокола, в то время как, никакие доказательства не должны иметь заранее установленной силы и все обстоятельства дела должны рассматриваться в совокупности в нарушение ст. 26.11 КоАП о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела в их совокупности, при этом не учтены ее доводы, приведенные в объяснении. Полагает, что оспариваемое постановление должно быть отменено, как незаконное, а производство по делу прекращено на основании ст. 24.5 КоАП РФ по причине отсутствия в ее действиях события административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ; либо в связи с наличием в ее действиях малозначительности, согласно ст. 2.9 КоАП РФ она должна быть освобождена от административной ответственности. Просит постановление Территориального управления в Кировской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от Дата изъята о назначении административного наказания по делу № 08-10/20 отменить и прекратить производство по делу за недоказанностью обстоятельств, на основании ст.24.5 КоАП РФ; постановление Территориального управления в Кировской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от Дата изъята о назначении административного наказания по делу № 08-10/20 отменить и освободить от административной ответственности в связи с наличием малозначительности согласно ст. 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании Шульга Г.П. и ее защитник Пестрикова Т.В. доводы жалобы поддержали. Шульга Г.П. пояснила, что действовала в интересах учреждения.
Защитник Шульга Г.П. - Пестрикова Т.В. в судебном заседании на удовлетворении жалобы настаивала. Представила письменные дополнения к жалобе, согласно которым при совершении расчетно-платежных операций соответствующие целям получения коды бюджетной квалификации и статьи КОСГУ указывались в приходных и расходных кассовых ордерах правильно изначально, поэтому не возникало необходимости последующего самостоятельного их уточнения в порядке, предусмотренном п. 2.5.3 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, утвержденного приказом Министерства финансов от 10.10.2008 № 8н. Ни БК РФ, ни КоАП РФ не содержит положений, свидетельствующих о наличии объективной стороны административного правонарушения в результате совершения конкретной платежно-расчетной операции на основании денежных чеков, потому что данные документы являются первичными финансовыми документами, подтверждающими совершение расчетно-кассовой операции. Они не могут быть рассмотрены в качестве правовых оснований списания денежных средств, т.е. не могут быть отнесены к юридическим фактам, порождающим юридическую (административную) ответственность. Нарушения, допущенные ... , не могут свидетельствовать о нецелевом характере использования денежных средств, в этих случаях должностные лица организации могут быть привлечены к ответственности только за нарушения Федерального закона «О бухгалтерском учете». В акте ревизии финансово-хозяйственной деятельности ТУ Росфиннадзора в Кировской области было указано об имеющихся нарушениях со стороны ... и должностных лиц ... в разделе «Проверка кассовых операций», в то время как в разделе «Анализ исполнения бюджета и финансового результата текущей деятельности учреждения. Целевое использование бюджетных средств» отмечено, что нарушений нет. Кроме того, контролирующим органом за исполнением бюджета учреждения является Управление Федерального казначейства по Кировской области, которое заверяет по итогам каждого квартала отчет ... России по Кировской области об исполнении бюджета – во всех ежеквартальных отчетах имеются штампы проверки, свидетельствующие об отсутствии нарушений. Пояснила, что отсутствует состав вменяемого правонарушения.
Представители ТУ Росфиннадзора в Кировской области Котельникова В.В., Краев Д.А., Бадыкшанова О.М. возражали против удовлетворения жалобы. Поддержали доводы, изложенные в письменном пояснении, согласно которым в ходе проверки установлено, что денежные средства использованы на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов, что является нецелевым использованием средств федерального бюджета, т.е. совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ. Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ является по своим признакам формальным, т.е. считается законченным в момент совершения конкретной платежной операции по использованию средств не в соответствии с условиями их получения независимо от наступления вредных последствий. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении либо не наступлении каких-либо материальных последствий в результате правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Пренебрежительное отношение подтверждается наличием установленных ревизией фактов: при оприходовании денежных средств в кассу ... России по Кировской области на определенные цели Учреждение систематически в 2012 г., 2013 г. осуществляло выплаты из кассы на цели, на которые денежные средства в кассу не поступали. При таких обстоятельствах, правонарушение, совершенное ... России по Кировской области Шульга Г.П., не может быть признано судом малозначительным. Просят в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления ТУ Росфиннадзора в Кировской области от Дата изъята по делу № 08-10/20 о назначении административного наказания по ст. 15.14 КоАП РФ отказать.
Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст.2.1 КоАП РФ).
Статьей 70 Бюджетного кодекса РФ определено, что обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд.
Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ определено, что принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что получатель бюджетных средств составляет и исполняет бюджетную смету; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Статьей 306.4 Бюджетного кодекса РФ определено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Следовательно, организация, финансируемая из федерального бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств, определенным соответствующими сметами и реестрами на перечисление средств.
Разделом V «Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», утвержденных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации приказом Минфина России от 21.12.2012 № 171н предусмотрено, что:
- по целевой статье 202 00 00 «Воинские формирования (органы, подразделения)» отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности воинских формирований (органов, подразделений), а также расходы, связанные с поддержанием постоянной боевой готовности органов, войск и воинских формирований, вооружения и специальной техники, в том числе: виду расходов 111 «Фонд оплаты труда и страховые взносы» отражаются расходы федерального бюджета, осуществляемые в пределах фонда оплаты труда и направленные на оплату труда работников федеральных казенных учреждений; виду расходов 112 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда» отражаются расходы федерального бюджета, направленные на осуществление дополнительных выплат и компенсаций работникам федеральных казенных учреждений; виду расходов 131 «Денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц» отражаются расходы федерального бюджета, направленные на выплату денежного довольствия военнослужащим и приравненным к ним лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации; виду расходов 134 «Иные выплаты персоналу, за исключением денежного довольствия» отражаются расходы федерального бюджета, направленные на осуществление дополнительных выплат и компенсаций военнослужащим и приравненным к ним лицам, в соответствии с законодательством Российской Федерации, не относящихся к денежному довольствию, дополнительному денежному стимулированию и (или) выплатам, зависящим от размера денежного довольствия, в том числе на выплату компенсации стоимости вещевого имущества; виду расходов 221 «Обеспечение специальным топливом и горюче-смазочными материалами в рамках государственного оборонного заказа» отражаются расходы на закупку специального топлива и горюче-смазочных материалов в рамках государственного оборонного заказа; виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» отражаются расходы на обеспечение мероприятий по информатизации государственных органов и подведомственных им казенных учреждений, осуществляемые в целях создания, модернизации или эксплуатации информационных систем или компонентов ИКТ-инфраструктуры, виду расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества» отражаются расходы на закупку товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта, а также реставрации государственного имущества, виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд» отражаются расходы на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд, не отнесенных к элементам 241 - 243; подстатье 221 «Услуги связи» относятся расходы на приобретение услуг связи, подстатье 222 «Транспортные услуги» относятся расходы на приобретение транспортных услуг, подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта), обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления; подстатью 226 «Прочие работы, услуги» относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221 - 225, статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» относятся расходы получателей бюджетных средств, а также государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию и дооборудование основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование, статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам;
- по целевой статье 216 00 00 Содержание спецконтингента отражаются расходы, связанные с содержанием спецконтингента, в том числе вещевое имущество и продукты питания, медикаменты, средства личной гигиены и предметы первой необходимости, медицинские услуги, оказываемые сторонними организациями, а также транспортное обеспечение, единовременные пособия и обеспечение паспортами при освобождении, расходы по ведению личных дел осужденных, прочие расходы по обеспечению осужденных.
- по целевой статье 247 00 00 «Реализация других функций, связанных с обеспечением национальной безопасности и правоохранительной деятельности» отражаются расходы на реализацию других функций, связанных с обеспечением национальной безопасности и правоохранительной деятельности.
В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Объективную сторону правонарушения составляет неправильное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. Эти условия отражаются в принятом законе о бюджете, сводной бюджетной росписи, которая составляется финансовым органом соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и утверждается руководителем этого органа. На основании сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит в установленной форме уведомление о бюджетных ассигнованиях до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств составляют бюджетные росписи по подведомственным им распорядителям и получателям бюджетных средств в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью. Непосредственным основанием для использования выделенных ассигнований является бюджетная смета бюджетного учреждения, утвержденные показатели которой должны соответствовать доведенным до бюджетного учреждения лимитам бюджетных обязательств. Использование бюджетных средств не по назначению, указанному в вышеприведенных документах, служащих основанием для получения бюджетных средств, является нецелевым, т.е. наказуемым.
В нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, раздела V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2012 № 171н, из средств федерального бюджета, предусмотренных по главе 320 «Федеральная служба исполнения наказаний», подразделу 0305 «Система исполнения наказаний», целевой статье 202 00 00 «Воинские формирования (органы, подразделения)» видам расходов: 111 «Фонд оплаты труда и страховые взносы», 112 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда», 131 «Денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц», 221 «Обеспечение специальным топливом и горюче-смазочными материалами в рамках государственного оборонного заказа», 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий», 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества», 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд» (КОСГУ 221 в сумме 3947,36 руб., КОСГУ 222, 225, 226, 310, 340), 134 «Иные выплаты персоналу, за исключением денежного довольствия»; целевой статье 216 00 00 «Содержание спецконтингента» видам расходов: 223 «Продовольственное обеспечение в рамках государственного оборонного заказа», 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд», 360 «Иные выплаты населению», 852 «Уплата прочих налогов, сборов и иных платежей», целевой статье 247 00 00 «Реализация других функций, связанных с обеспечением национальной безопасности и правоохранительной деятельности» виду расходов 880 «Специальные расходы» средств дополнительного финансирования учреждения, внебюджетных средств при наличии в кассе ФКУ СИЗО-2 по целевой статье 202 00 00 «Воинские формирования (органы, подразделения)» программе 67 00 «Функционирование Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований» виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд» подстатье 221 «Услуги связи» в сумме 3 947,36 руб. по расходному кассовому ордеру от 01.10.2013 года № 892, подписанному ... России по Кировской области Г.П. Шульга, выдано под отчет на пересылку ценностей в сумме 15 000,00 руб., следовательно, 11 052,64 руб. (15000 - 3947,36) использовано на цели, не соответствующие полностью или частично целям, определенным законом о бюджете, бюджетной сметой, что в соответствии со статьей 306.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств, то есть совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14. КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной статье под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.2. Должностной инструкции от 15 декабря 2012 года ... несет наравне с руководителем учреждения ответственность за нарушение правил и положений, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность»
В соответствии с приказом по личному составу от 18 июня 2001 г. № 22/лс Шульга Г. П. назначена на должность ... с Дата изъята.
Согласно данным Отчета кассира и Справки по движению наличных денежных средств за Дата изъята в кассе ... :
1) на начало дня числились остатки средств: внебюджетные средства в сумме 2992,61 рубля; федерального бюджета по главе 320 «Федеральная служба исполнения наказаний», разделу 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», подразделу 0305 «Система исполнения наказаний» в общей сумме 232 818,57 руб., в том числе:
- целевой статье 202 00 00 «Воинские формирования (органы, подразделения)» программе 67 00 «Функционирование Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований» в общей сумме 160 461,53 руб.: виду расходов 111 «Фонд оплаты труда и страховые взносы» подстатье 211 «Заработная плата» в сумме 67,72 руб.; виду расходов 112 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда» подстатьям: 212 «Прочие выплаты» в сумме 5 550 руб., 222 «Транспортные услуги» в сумме 0,80 руб., 226 «Прочие работы, услуги» в сумме 25 915 руб.; виду расходов 131 «Денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц» подстатье 211 «Заработная плата» в сумме 13 299,66 руб., виду расходов 221 «Обеспечение специальным топливом и горюче-смазочными материалами в рамках государственного оборонного заказа» статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в сумме 2 396,12 руб., виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» подстатье 221 «Услуги связи» в сумме 408,10 руб., виду расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества» статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в сумме 36 446,10 руб., виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд» подстатье 221 «Услуги связи» в сумме 3 947,36 руб., подстатье 222 «Транспортные услуги» в сумме 1 000 руб., подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» в сумме 6 601 руб., подстатье 226 «Прочие работы, услуги» в сумме 3 251,01 руб., статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» в сумме 37 712,60 руб., статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в сумме 23 866,06 руб.;
- целевой статье 202 72 00 «Возмещение расходов, связанных с перевозкой сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных со службы из этих органов и учреждений, членов их семей а также их личного имущества и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также членов их семей» виду расходов 134 «Иные выплаты персоналу, за исключением денежного довольствия» подстатье 212 «Прочие выплаты» в сумме 540,32 руб.;
- целевой статье 216 00 00 «Содержание спецконтингента» программе 67 00 «Функционирование Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований» в общей сумме 57 271,75 руб., в том числе: виду расходов 223 «Продовольственное обеспечение в рамках государственного оборонного заказа» статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в сумме 7 881,62 руб., виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд» подстатье 226 «Прочие работы, услуги» в сумме 1 120 руб., статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в сумме 35 103,17 руб., виду расходов 360 «Иные выплаты населению» подстатье 222 «Транспортные услуги» в сумме 9 326,96 руб., подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению» в сумме 3 140 руб., виду расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов и иных платежей» статье 290 «Прочие расходы» в сумме 700 руб.;
- целевой статье 2470000 «Реализация других функций, связанных с обеспечением национальной безопасности и правоохранительной деятельности» программе 65 00 «Специальные мероприятия» виду расходов 880 «Специальные расходы» статье 290 «Прочие расходы» в сумме 3 280,00 руб.
- средства дополнительного финансирования учреждения в сумме 11264,97 руб., подлежащие обязательному зачислению в доход федерального бюджета в соответствии с частью 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2) Поступило в кассу по бюджету средств дополнительного финансирования учреждения в сумме 15 104,10 руб., внебюджетных средств 36 120,20 рублей.
3) Выдано из кассы по бюджету в общей сумме 68 118,73 руб., в том числе:
- целевой статье 202 00 00 «Воинские формирования (органы, подразделения)» программе 67 00 «Функционирование Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований» в общей сумме 43 322,73 руб., в том числе: виду расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества» статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в сумме 5 000 руб., виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд» подстатье 221 «Услуги связи» в сумме 24 002,73 руб., статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» в сумме 4 200 руб., статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в сумме 10 120 руб.;
- по целевой статье 216 0000 «Содержание спецконтингента» программе 67 00 «Функционирование Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований» в общей сумме 22 516,00 руб., в том числе: виду расходов 223 «Продовольственное обеспечение в рамках государственного оборонного заказа» статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в сумме 2 500 руб., виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд» статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в сумме 20 000 руб., виду расходов 360 «Иные выплаты населению» подстатье 222 «Транспортные услуги» в сумме 16 руб.;
- целевой статье 2470000 «Реализация других функций, связанных с обеспечением национальной безопасности и правоохранительной деятельности» программе 65 00 «Специальные мероприятия» виду расходов 880 «Специальные расходы» статье 290 «Прочие расходы» в сумме 2 280,00 руб.
Следовательно, при наличии в кассе ... по целевой статье 202 00 00 «Воинские формирования (органы, подразделения)» программе 67 00 «Функционирование Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований» виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и « услуг для государственных нужд» под статье 221 «Услуги связи» в сумме 3 947,36 руб. по расходному кассовому ордеру от 01.10.2013 года № 892, подписанному ... России по Кировской области Г.П. Шульга, выдано под отчет на пересылку ценностей в сумме 15 000,00 руб., то есть допущено нецелевое использование бюджетных средств на сумму 11 052,64 руб.
Рассмотренные обстоятельства совершенного административного правонарушения позволяют сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 9 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации обнаруженные у осужденных деньги, ценные бумаги и иные ценности изымаются и хранятся в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений администрацией исправительного учреждения до освобождения осужденного без права пользования и распоряжения ими во время отбывания наказания.
В соответствии с пунктом 44 «Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», утвержденных Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» от 03.11.2005 № 205: изъятые у осужденных деньги не позднее чем в суточный срок (исключая выходные и праздничные дни) сдаются в финансовую часть либо в бухгалтерию, где зачисляются на лицевой счет осужденного без права пользования и распоряжения ими во время отбывания наказания.
В соответствии с пунктами 3 и 4 «Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и ... России», утвержденной Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации «Об утверждении инструкции по учету личных денег и других ценностей, исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний» от 08.12.2006 № 365 учету подлежат в том числе денежные средства добровольно сданные для хранения подозреваемыми или обвиняемыми при поступлении в следственный изолятор, внесенные в кассу учреждения на лицевой счет осужденного. Для учета личных денег бухгалтерией учреждения открывается лицевой счет с вкладышем. Личные деньги осужденных хранятся на лицевых счетах по учету средств, поступающих во временное распоряжение учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В объяснительной от Дата изъята к протоколу Шульга Г.П. поясняет, что данные факты расходования бюджетных денежных средств, поступивших в кассу с одной статьи КОСГУ на покрытие расходов, финансирование которых осуществляется по другой статье КОСГУ, производилось в пределах сумм, утвержденных бюджетной сметой, доведенными расходными расписаниями ЛБО. Израсходованные денежные средства на операции, финансируемые по другой статье КОСГУ, были восстановлены за счет средств, снятых в кассу с лицевого счета учреждения. По состоянию на Дата изъята не восстановленных сумм нет.
18.04.2014г. в Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области поступило ходатайство и документы, которыми ... России по Кировской области указывает на то, что израсходованные денежные средства на операции, финансируемые по другой статье КОСГУ, были восстановлены по приходно- кассовому ордеру от 04.10.2013 № 2059 за счет средств, снятых в кассу с лицевого счета учреждения. По состоянию на Дата изъята не восстановленных сумм нет.
Суд соглашается с позицией должностного лица рассматривающего административный протокол в отношении главного бухгалтера, что данные доводы не могут быть приняты в качестве доказательства отсутствия вины Шульга Г.П., поскольку Бюджетный кодекс РФ не содержит положений, позволяющих рассматривать нецелевое использование средств федерального бюджета либо его отсутствие по итогам финансового года; нецелевое использование бюджетных средств и его объективная сторона характеризуется совершением конкретной расчетно-платежной операции по расходованию средств и завершенностью в момент осуществления операции. Следовательно, каждая расчетно-платежная операция, совершенная с нарушением применения КОСГУ, является отдельным фактом нецелевого использования бюджетных средств.
Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Таким образом, организация, финансируемая из бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.
При квалификации использования бюджетных средств как нецелевою необходимо учитывать, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, является по своим признакам формальным, т.е. считается законченным в момент совершения конкретной платежной операции по использованию средств не в соответствии с условиями их получения независимо от наступления вредных последствий. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении либо ненаступлении каких-либо материальных последствий в результате правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Под признаки правонарушения, предусмотренного ст.15.14. КоАП РФ подпадает и так называемое «временное заимствование средств», а также совершение бюджетополучателем платежных операций посредством направления средств на цели, не соответствующие условиям их получения, с последующим самостоятельным уточнением кодов бюджетной классификации в порядке, предусмотренном пунктом 2.5.3. Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.10.2008 № 8н.
БК РФ и КоАП РФ не содержат положений, позволяющих рассматривать наличие либо отсутствие состава правонарушений по итогам финансового года.
Аналогичная позиция содержится в Постановлении ВАС РФ oт 11.05.2005г. № 16246/04, в соответствии с которым, нецелевое использование бюджетных не может быть отнесено к категории длящихся правонарушений, поскольку его объективная сторона характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по расходованию средств и завершенностью в момент осуществления операции. Множественность таких операций свидетельствует о неоднократности совершения самостоятельных правонарушений.
Следовательно, каждая расчетно-платежная операция, совершенная с нарушением применения КОСГУ, является отдельным фактом нецелевого использования бюджетных средств.
В ходе проведенной ревизии установлены факты нецелевого использования средств федерального бюджета по кассовым операциям.
Пунктом 3 Инструкции об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12. 2010 года № 157н (далее Инструкция по бухучету от 01.12.2010 № 157н) установлено, что при ведении бухгалтерского учета учреждениям необходимо учитывать, что информация об имуществе, обязательствах и операциях, их изменяющих, а также о результатах исполнения бюджета и (или) хозяйственной деятельности субъекта учета, формируется субъектом учета на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета (аналитики), в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям согласно законодательству Российской Федерации.
Статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
«Порядком составления, утверждения и ведения бюджетных смет учреждений, их обособленных структурных подразделений без прав юридического лица, осуществляющих полномочия по ведению бюджетного учета, и органов уголовно-исполнительной системы», утвержденным распоряжением Федеральной службы исполнения наказаний от 16.11.2010 года № 260-р, предусматривающим основные требования к составлению, утверждению и ведению сметы казенного учреждения, установлено, что составлением сметы является установление объема и распределения направлений расходования средств федерального бюджета.
Пунктом 167 Инструкции по бухучету от 01.12.2010 № 157н установлено, что при оформлении и учете кассовых операций учреждения руководствуются порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, установленным Центральным банком Российской Федерации, с учетом следующих особенностей.
Прием в кассу наличных денежных средств от физических лиц производится по бланкам строгой отчетности, утвержденным в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Приходным кассовым ордерам (ф. 0310001).
При выдаче наличных денежных средств из кассы под отчет нескольким лицам взамен индивидуальных Расходных кассовых ордеров (ф. 0310002) применяется Ведомость на выдачу денег из кассы подотчетным лицам, по форме, утвержденной Министерством финансов РФ.
В ревизуемом периоде прием в кассу ... России по Кировской области наличных денежных средств осуществлялся по 3 источникам:
- средства, находящихся во временном распоряжении учреждения, добровольно сданные для хранения подозреваемыми или обвиняемыми при поступлении в следственный изолятор, внесенные в кассу учреждения на лицевой счет осужденного, зачисленные на лицевой счет на основании приходных кассовых ордеров. Согласно «Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым, обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и ... России», утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 08.12.2006 № 356 личные деньги осужденных сдаются в отделение банка и хранятся на лицевых счетах по учету средств поступающих во временное распоряжение учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- средства дополнительного финансирования согласно статье 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации, доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
- средства федерального бюджета, согласно пункту 2 «Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2008 № 87н, для оплаты денежных обязательств получатели средств федерального бюджета, представляют в орган Федерального казначейства по месту их обслуживания Заявку на получение наличных денег (код по КФД, 0531802) в порядке, установленном в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. В разделе 2 Заявки на получение наличных денег получатель бюджетных средств проставляет код по бюджетной классификации и назначение платежа с указанием конкретного вида расходов в пределах доведенных до учреждения лимитов бюджетных обязательств.
Установлено, что при оприходовании денежных средств в кассу ... России по Кировской области на определенные цели Учреждение систематически в 2012 году (71 случай), 2013 году (41 случай) осуществляло выплаты из кассы на цели, на которые денежные средства в кассу не поступали.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в Бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Казенные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на цели предусмотренные статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации в соответствии утвержденной сметой доходов и расходов. Расходование бюджетных средств на иные цели не допускается.
Учреждение является получателем бюджетных средств, а не их распорядителем, не имеет права осуществлять самостоятельное перераспределение бюджетных средств.
Согласно «Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет учреждений их обособленных структурных подразделений без прав юридического лица, осуществляющих полномочия по ведению бюджетного учета, и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденного распоряжением Федеральной службы исполнения наказаний от 16.11.2010 года № 260-р подготовка предложений по распределению лимитов бюджетных обязательств на основе информации о потребности в бюджетных ассигнований, представленной бюджетополучателями прямого подчинения ... России, возможна только при условии согласования соответствующего указания ... России о запросе данной информации финансово-экономическим управлением ... России.
Учитывая изложенные положения, нецелевое использование бюджетных средств образуют любые действия получателей бюджетных средств, направленные на не предусмотренное Бюджетным кодексом Российской Федерации перемещение средств федерального бюджета между элементами любого уровня экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной статье под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Действия ... России по ... Шульга Г.П., являющегося в силу положений примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом, правильно квалифицированы по ст. 15.14 КоАП РФ.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не установлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельством, смягчающим административную ответственность, признается совершение Шульга Г.П. административного правонарушения по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях впервые.
Таким образом, должностным лицом – ... России по ... Шульга Г. П. совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное правонарушение совершено 01.10.2013, в период действия статьи 15.14 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ.
В соответствии со статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Довод жалобы о применении ст. 2.9 КоАП РФ, предусматривающей возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, основанием для отмены обжалуемого постановления служить не может, поскольку применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Признать данное правонарушение малозначительным и применить ст. 2.9 КоАП РФ правовых оснований не имеется. Состав правонарушения, является формальным и окончен с момента нарушения требований, установленных законодательством. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере финансов, налогов и сборов. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных действующим законодательством. Устранение выявленных нарушений не исключает события и состава правонарушения, и не свидетельствует о его малозначительности.
Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, наказание назначено в пределах, установленных санкцией ст. 15.14 КоАП РФ в редакции закона, действовавшего на дату совершения административного правонарушения.
Исходя из размера назначенного Шульга Г.П. наказания, ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области учтены характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ суд
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области Бадыкшановой О.М. № 08-10/20 от Дата изъята по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ в отношении ... по Кировской области Шульга Г. П. оставить без изменения, жалобу ... по Кировской области Шульга Г. П. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Сунцова М.В.