РЕШЕНИЕ
28 июля 2021 года г. Иркутск
Судья Кировского районного суда г. Иркутска Почепова С.В.,
рассмотрев материалы дела №12-626/2021 по жалобе защитника ОГКУ «Дирекция автодорог» Нежура Е.В. на постановление мирового судьи судебного участка №8 Кировского района г. Иркутска Кучугуры М.В. от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
обжалуемым постановлением Областное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог <адрес>» (далее также по тексту – ОГКУ «Дирекция автодорог», Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, защитник Нежура Е.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание законный представитель Учреждения и защитник не явились, были извещены надлежащим образом, их неявка рассмотрению жалобы не препятствует.
Проанализировав доводы жалобы, проверив с учетом требований части третьей статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает, что по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения.
Данные требования закона мировым судьей соблюдены.
Судьей установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ, с 11 часов 00 минут до 17 часов 00 минут, проводилась выездная плановая проверка эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения: Иркутск - садоводство "Дорожный строитель", подъезд к д. Новогрудинина, Подъезд к <адрес>, Подъезд к р.<адрес>, подход к <адрес>, обход д. Грановщина, Куда - ФИО7-ФИО2, ФИО7 – Урик - Усть-Куда, Урик - ФИО1 Падь, Иркутск – Оса - Усть-Уда, осуществленная на основании распоряжения заместителя начальника ГУ МВД России по <адрес>ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№-Р-26/4 «О проведении плановой проверки».
В ходе проверки были выявлены нарушения, а именно:
На автодороге "Иркутск - садоводство "Дорожный строитель":
- на всем протяжении автодороги дорожные знаки 3.20 «Обгон запрещен» установлены только с правой стороны, без дублирования с левой стороны, в нарушение п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019.
- на тротуарах, пешеходных переходах, перед пешеходными переходами, размещенными вблизи остановок общественного транспорта, а также перед остановками общественного транспорта: СНТ "Колобок", СНТ "Надежда", СНТ "Автомобилист", "Бирюсинка", поворот на Мельничную Падь, СНТ "Медик 2", СНТ "Потенциал", в нарушение п. 8.7 ГОСТ Р 50597-2017 сформированы снежные валы;
- на остановке общественного транспорта «СНТ Надежда» в нарушение п. 5.6. ГОСТ Р 52289-2019 отсутствует дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса»;
- посадочные площадки остановки общественного транспорта «поворот на Мельничную Падь» в нарушение п. 5.3.2.5 ГОСТ Р 52766-2007 не смещены по ходу движения, кроме этого пешеходный переход, оборудованный в одном уровне с проезжей частью, размещен перед остановочным пунктом, а не между остановочными павильонами. Эти же остановочные пункты в нарушение п.5.3.2.6 ГОСТ Р 52766-2007 расположены на примыкании автодорог;
На автодороге "Подъезд к д. Новогрудинина":
- на всем протяжении автодороги дорожные знаки 3.20 «Обгон запрещен» установлены только с правой стороны, без дублирования с левой стороны, чем нарушены требования п.5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019;
- в нарушение п.п. 8.1 и 8.3 ГОСТ Р 50597-2017 на всем протяжении автодороги, покрытии проезжей части, а также на обочинах, имеется рыхлый снег и зимняя скользкость после окончания снегопада, при этом отсутствует обработка фрикционными материалами опасных участков автодороги.
- на тротуарах, пешеходном переходе, перед пешеходным переходом, размещенными вблизи остановки общественного транспорта, а также перед остановкой общественного транспорта «Новогрудинино», в нарушение п. 8.7 ГОСТ 50597-2017 сформированы снежные валы;
- на остановке общественного транспорта «Новогрудинино», в нарушение п.5.6.29 ГОСТ Р 52289-2019, дорожный знак 5.16 «Место остановки автобус расположен в начале заездного кармана;
На автодороге "Подъезд к <адрес>":
- со стороны примыкания к автодороге Иркутск - садоводство "Дорожный строитель" в нарушение п.5.2.15 ГОСТ Р 52289-2019 отсутствует дорожный знак 1.12.2 «Опасные повороты»;
- на остановке общественного транспорта «Заводская» в нарушение п.5.6.29 ГОСТ Р 52289-2019 отсутствует дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса»;
- на пешеходном переходе, а также перед пешеходным переходом, расположенным на примыкании с автодорогой Иркутск - садоводство "Дорожный строитель" в нарушение п. 8.7 ГОСТ Р 50597-2017 сформированы снежные валы;
На автодороге "Подъезд к р.<адрес>":
- в районе строения 70 и строения 21 в нарушение п.5.4.22 ГОСТ Р 52289-2019 дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости», ограничивающие скорость до 20 км/ч, установлены без ступенчатого ограничения скорости;
- на пешеходном переходе, а также перед пешеходным переходом, расположенным в районе строения 9а по <адрес>, в нарушение п. 8.7 ГОСТ Р 50597-2017 сформированы снежные валы;
- в районе строения 1а по <адрес>, на выезде из р.<адрес>, в нарушение п.5.3.3 ГОСТ Р 52289-2019 установлен дорожный знак 2.2 «Конец главной дороги», а не знак 2.1 «Главная дорога»;
- на остановке общественного транспорта «Марковское кладбище» в нарушение п.5.3.2.5 ГОСТ Р 52766-2007 оборудованный в одном уровне с проезжей частью пешеходный переход размещен перед остановочным пунктом, а не между остановочными павильонами;
На автодороге "Подход к <адрес>":
- на всем протяжении автодороги в нарушение п.5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019 дорожные знаки 3.20 «Обгон запрещен» установлены только с правой стороны, без дублирования с левой стороны;
- на остановке общественного транспорта «Поворот на <адрес>» в нарушение п. 5.3.3.1 и п. 5.3.3.10 ГОСТ Р 52766- 2007 на посадочных площадках, расположенных с двух сторон автодороги, отсутствуют павильоны для пассажиров, скамья и урна для мусора;
На автодороге "Куда – ФИО7 - ФИО2":
- на всем протяжении автодороги в нарушение п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019 дорожные знаки 3.20 «Обгон запрещен» установлены только с правой стороны, без дублирования с левой стороны;
- на всем протяжении автодороги в нарушение п.6.3.1 и п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 отсутствует, либо плохо различима (по причине наличия зимней скользкости) горизонтальная дорожная разметка 1.1, 1.2, 1.5 Приложения №2 к ПДД;
- на остановке общественного транспорта «Майская» д. Куда в нарушение п.5.6.29 ГОСТ Р 52289-2019 отсутствует дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса»;
- на пешеходном переходе в районе строения 7а (СОШ) по <адрес> д. Куда, в нарушение п.8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения;
- на пешеходном переходе, а также перед пешеходным переходом, расположенным в районе строения 12Б по <адрес> д. Куда в нарушение п. 8.7 ГОСТ Р 50597-2017 сформированы снежные валы;
- на остановке общественного транспорта, расположенной в районе строения 14/2 по <адрес> д. Куда, в нарушение п. 5.3.3.1 и п.5.3.3.10 ГОСТ Р 52766-2007 на посадочной площадке отсутствуют павильоны для пассажиров, скамья и урна для мусора;
- на остановке общественного транспорта «Школа №» д. Куда в нарушение п. 5.3.3.1 и п.5.3.3.10 ГОСТ Р 52766-2007, а также п. 8.7 ГОСТ Р 50597-2017, на посадочной площадке, отсутствуют павильоны для пассажиров, скамья и урна для мусора, а также сформированы снежные валы;
- на пешеходном переходе в районе строения 57а (СОШ) по <адрес> в нарушение п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019, отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения;
- на остановке общественного транспорта «Березка» <адрес> в нарушение п. 5.3.3.1 и п.5.3.3.10 ГОСТ Р 52766-2007, а также п. 8.7 ГОСТ Р 50597-2017 на посадочных площадках, расположенных с двух сторон автодороги, отсутствуют павильоны для пассажиров, скамья и урна для мусора, а также сформированы снежные валы;
На Автодороге "ФИО7 – Урик - Усть-Куда":
- на всем протяжении автодороги в нарушение п.5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019 дорожные знаки 3.20 «Обгон запрещен» установлены только с правой стороны, без дублирования с левой стороны;
- на протяжении автодороги от <адрес> до <адрес> в нарушение п.6.3.1 и п. 8.1 ГОСТ Р 50597- 2017 отсутствует, либо плохо различима (по причине наличия зимней скользкости) горизонтальная дорожная разметка 1.1, 1.2, 1.5 Приложения № к ПДД;
- в нарушение п. 8.7 ФИО5 50597-2017 на пешеходных переходах, а также перед пешеходными переходами, расположенных в районе строений 194 и 210 по <адрес>, строения 30 по <адрес> и строения 142 по <адрес> д. Грановщина, строения 5а по пер. Степной и строения 10Б, по <адрес>, сформированы снежные валы;
- на пешеходном переходе, расположенном в районе строения 7 по <адрес> д. Усть-Куда, в нарушение п. 5.6.30 ГОСТ Р 52289-2019 отсутствует дорожный знак 5.19.1 «Пешеходный переход»;
На автодороге "Урик - ФИО1 Падь":
- на всем протяжении автодороги в нарушение п.5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019 дорожные знаки 3.20 «Обгон запрещен» установлены только с правой стороны, без дублирования с левой стороны;
- на всем протяжении автодороги в нарушение п.6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.1, 1.2, 1.5 Приложения №2 к ПДД;
. На всем протяжении автодороги, проходящей через населенные пункты д. Урик, д. ФИО3, д. ФИО6, в нарушение п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют тротуары, либо пешеходные дорожки;
- на пешеходном переходе, перед пешеходным переходам, размещенными вблизи остановки общественного транспорта, а также перед остановкой общественного транспорта ФИО3, в нарушение п. 8.7 ГОСТ Р 50597- 2017 сформированы снежные валы;
- на участках за пределами населенных пунктов д. Урик, д. ФИО3, д. ФИО6, в нарушение п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует стационарное электрическое освещение;
- на пешеходном переходе в районе строения 11 (СОШ) по <адрес> д. ФИО6 в нарушение п.8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019, отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения, а также в нарушение п. 8.7 ГОСТ Р 50597-2017 сформированы снежные валы;
- на подъездах к населенному пункту д. ФИО6 в нарушение п. 5.6.35 и 5.6.36 ГОСТ Р 52289-2019 отсутствуют дорожные знаки 5.23.1 «Начало населенного пункта» и 5.24.1 «Конец населенного пункта».
На автодороге "Иркутск – Оса - Усть-Уда":
- в нарушение п.5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019 на всем протяжении автодороги от примыкания к автодороге ФИО7 –Урик - Усть-Куда до <адрес> дорожные знаки 3.20 «Обгон запрещен» установлены только с правой стороны, без дублирования с левой стороны;
Выявленные нарушения зафиксированы в Акте о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от ДД.ММ.ГГГГ, а также в фототаблицах (л.д.13-22).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица – ОГКУ «Дирекция автодорог» протокола №<адрес> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д.6-10), и вынесения мировым судьей постановления о привлечении Учреждения к административной ответственности.
Частью первой статьи 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 указанного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержанием автомобильной дороги признается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее также по тексту – Основные положения), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст утвержден ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.
Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.
Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
ГОСТ Р 52766-2007 устанавливает следующие требования:
п. 4.5.1.1. тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. К дорогам с твердым покрытием относят дороги с капитальным и облегченным типом дорожных одежд, а также дороги с переходным типом дорожных одежд, имеющие покрытие из каменных материалов, обработанных вяжущими.
Тротуары или пешеходные дорожки устраивают:
- на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50 м, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств;
- от пешеходного перехода до посадочной площадки остановочного пункта маршрутных транспортных средств на участках дорог вне населенных пунктов.
Пункт 4.6.1.1. Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают, в том числе, на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м;
Пункт 5.3.2.5. Остановочные пункты, оборудованные пешеходными переходами в одном уровне с проезжей частью, смещают по ходу движения на расстояние не менее 30 м между ближайшими краями посадочных площадок.
Пункт 5.3.2.6. В зонах пересечений и примыканий дорог остановочные пункты располагают за пересечениями и примыканиями на расстоянии не менее расстояния видимости для остановки автомобиля.
Допускается размещать остановочные пункты для транспортных средств, движущихся в противоположных направлениях, до пересечения или примыкания со смещением их по отношению друг к другу на расстояние не менее 30 м между ближайшими стенками павильонов.
Пункт 5.3.3.1. Остановочный пункт должен состоять, в том числе, из следующих элементов:
- автопавильон или навес по 5.3.3.10;
- скамья;
- урна для мусора;
Пункт 5.3.3.10. Посадочные площадки на всех остановочных пунктах в районах с холодным климатом должны быть оборудованы павильонами для пассажиров, а в районах с умеренным или жарким климатом - навесами. В павильонах должны быть установлены скамья и урна для мусора.
ГОСТом Р 50597-2017 установлены следующие требования:
Пункт 6.3.1 Дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Пункт 8.1 На покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1.
Пункт 8.3 Обочины дорог категорий IА, IБ и IВ должны быть очищены от снега по всей их ширине, обочины остальных дорог - на 50% их ширины.
Состояние обочин, тротуаров и пешеходных дорожек к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств на дорогах после окончания работ по их снегоочистке должно соответствовать требованиям таблицы 8.2.
Пункт 8.7 Формирование снежных валов на дорогах не допускается, в том числе:
- перед пересечениями в одном уровне, железнодорожными переездами, пешеходными переходами и остановочными пунктами маршрутных транспортных средств по условиям таблицы 8.5 - высотой более 0,5 м;
- на тротуарах.
ГОСТ Р 52289-2019 устанавливает следующие требования:
Согласно п. 5.1.6 знаки 3.20 дублируются на дорогах с одной полосой для движения в каждом направлении.
На дорогах с разделительной полосой, выделенной только разметкой 1.2, или без разделительной полосы дублирующие знаки устанавливают:
- слева от проезжей части в случаях, когда встречное движение осуществляется по одной или двум полосам;
5.2.15 Знаки 1.12.1 и 1.12.2 "Опасные повороты" устанавливают перед двумя и более следующими друг за другом кривыми в плане, если расстояние между ними менее 300 м и если перед первой из них согласно 5.2.14 должен быть установлен соответственно знак 1.11.1 или 1.11.2.
Расстояние между соседними кривыми в плане определяют между концом и началом следующих друг за другом кривых, включая переходные кривые.
Знаки 1.12.1 и 1.12.2 с табличкой 8.2.1 устанавливают при трех и более следующих друг за другом кривых в плане.
5.3.3 Знак 2.2 "Конец главной дороги" устанавливают в конце участка дороги, где она утрачивает статус главной.
Если дорога, обозначенная знаком 2.1, оканчивается перед пересечением с дорогой, по которой предоставлено преимущественное право проезда данного перекрестка, то знак 2.2 вне населенных пунктов размещают на одной опоре со знаком 2.4, установленным предварительно с табличкой 8.1.1 или 8.1.2, в населенных пунктах - за 25 м от перекрестка либо со знаком 2.4 или 2.5. Вне населенных пунктов знак 2.2 допускается устанавливать повторно со знаком 2.4 или 2.5, а в населенных пунктах - предварительно с табличкой 8.1.1 на расстоянии от 50 до 100 м до основного знака.
5.4.22 Знак 3.24 "Ограничение максимальной скорости" применяют для запрещения движения всех транспортных средств со скоростью выше указанной на знаке при необходимости введения на участке дороги иной максимальной скорости, чем на предшествующем участке.
Если на данном участке устанавливают максимальную скорость, отличающуюся от максимальной скорости движения на предшествующем участке на 20 км/ч и более, применяют ступенчатое ограничение скорости с шагом не более 20 км/ч путем последовательной установки знаков 3.24 на расстоянии вне населенных пунктов от 100 до 150 м, а в населенных пунктах - от 50 до 100 м друг от друга.
Знак 3.24 следует дублировать в соответствии с 5.1.6.
5.6.29 Знаки 5.16 "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса" применяют для обозначения остановочных пунктов соответствующих видов маршрутных транспортных средств и стоянки легковых такси.
Знаки 5.16 устанавливают в начале посадочной площадки по ходу движения автобуса и (или) троллейбуса. При наличии на остановочном пункте павильона или нескольких павильонов допускается устанавливать знак 5.16 на ближайшем по ходу движения павильоне с ближайшего к началу посадочной площадки края или на самостоятельной опоре.
5.6.30 Знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу. Знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 - слева.
Знак 5.19.1 устанавливают на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, знак 5.19.2 - на дальней. Ширину неразмеченного пешеходного перехода, заключенного между знаками, определяют по 6.2.17.
Знаки на размеченном пешеходном переходе устанавливают на расстоянии не более 1 м от границы перехода.
Знак 5.19.2 допускается размещать на оборотной стороне знака 5.19.1.
Знаки 5.19.1 и 5.19.2 следует дублировать по 5.1.6.
5.6.35 Знаки 5.23.1 и 5.23.2 "Начало населенного пункта" применяют для обозначения начала населенного пункта, в пределах которого действуют требования Правил дорожного движения, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах.
Знаки устанавливают на всех въездах в населенный пункт на фактической границе застроенной территории.
Знак 5.23.2 устанавливают в случаях, когда требования Правил дорожного движения, регламентирующие порядок движения в населенных пунктах, необходимо ввести на участке дороги с застройкой, не входящей в какой-либо населенный пункт (дачные поселки, отдельно стоящие предприятия, строящиеся объекты и т.п.).
Знак 5.23.2 допускается устанавливать:
- на второстепенных въездах в населенный пункт;
- в начале жилой застройки в случаях, когда дорога неоднократно пересекает границы одного и того же населенного пункта;
- на границах жилой застройки, когда в пределах административных границ населенного пункта застройка прерывается на расстояние более 500 м.
5.6.36 Знаки 5.24.1 и 5.24.2 "Конец населенного пункта" применяют для указания конца населенного пункта, обозначенного соответственно знаками 5.23.1 и 5.23.2.
Знаки устанавливают на всех выездах из населенного пункта на фактической границе застройки.
Допускается устанавливать знак 5.24.2 в конце населенного пункта, обозначенного знаком 5.23.1.
8.1.29 Ограничивающие пешеходные ограждения применяют, в том числе, от всех нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на перечисленных выше дорогах организованы не были.
Так, на участках автодорог Урик - ФИО1 Падь (IV категории), проходящих через населенные пункты Урик, ФИО3, ФИО6, отсутствуют тротуары или пешеходные дорожки, а за пределами этих населенных пунктов на расстоянии не менее 100 м от каждого отсутствует стационарное электрическое освещение.
Остановочные пункты ООТ «поворот на Мельничную Падь» размещены на примыкании дорог.
На обоих посадочных пунктах ООТ «поворот на <адрес>», на ООТ возле строения 14/2 по <адрес> д. Куда, на ООТ «Школа №» д. Куда, на ООТ «Березка» <адрес>, отсутствуют павильоны для пассажиров, скамьи, урны.
На всем протяжении дороги Куда – ФИО7 – ФИО2 и дороги Урик – ФИО1 Падь, а также на участке от <адрес> до <адрес> автодороги ФИО7 – Урик – Усть-Куда горизонтальная разметка 1.1, 1.2, 1.5 отсутствует или плохо различима.
На всем протяжении дороги Подъезд к д. Новогрудинина, на дорожном покрытии, а также на обочинах, имеется рыхлый снег и зимняя скользкость после окончания снегопада.
На тротуарах вблизи ООТ «СНТ Колобок», «СНТ Надежда», «СНТ Автомобилист», «Бирюсинка», «поворот на Мельничную Падь», «СНТ Медик 2», «СНТ Потенциал», на пешеходных переходах размещенными вблизи остановок общественного транспорта СНТ "Колобок", СНТ "Надежда", СНТ "Автомобилист", "Бирюсинка", поворот на Мельничную Падь, СНТ "Медик 2", СНТ "Потенциал", «Новогрудинино», на пешеходном переходе, расположенном на примыкании Подъезд к <адрес> с автодорогой Иркутск – садоводство «Дорожный строитель», на пешеходных переходах в районе строения 12б по <адрес> д. Куда, в районе строений 194 и 210 по <адрес>, в районе строения 30 по <адрес> и строения 142 по <адрес> д. Грановщина, в районе строения 5а по пер. Степной и строения 10б по <адрес>, на пешеходном переходе в районе ООТ «ФИО3», на пешеходном переходе в районе строения 11 по <адрес> д. ФИО6 сформированы снежные валы.
На всем протяжении автодорог Иркутск – садоводство «Дорожный строитель», Подъезд к д. Новогрудинина, Подход к <адрес>, Куда – ФИО7 – ФИО2, ФИО7 – Урик – Усть-Куда, Урик – ФИО1 Падь, Иркутск – Оса – Усть-Уда, дорожные знаки 3.20 «Обгон запрещен» установлены только с одной стороны, без дублирования слева от проезжей части.
На остановках общественного транспорта «СНТ Надежда», «Новогрудинино», «Заводская», «Майская», отсутствует дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса».
На пешеходном переходе в районе строения 7 по <адрес> д. Усть-Куда отсутствует знак 5.19.1 «Пешеходный переход». А на подъезде к д. ФИО6 отсутствуют дорожные знаки 5.23.1 «Начало населенного пункта» и 5.24.1 «Конец населенного пункта».
На нерегулируемых пешеходных переходах, расположенных на участках дорог Куда – ФИО7 – ФИО2, проходящих вдоль детских учреждений - школ, по адресу: д. Куда, <адрес>, и <адрес>, отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения.
Судья соглашается с выводами мирового судьи о наличии допущенных Учреждением нарушений в указанной выше части, что образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Эти обстоятельства подтверждены собранными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.
В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межрегионального значения <адрес>» автомобильные дороги «Иркутск – садоводство «Дорожный строитель», «Подъезд к д. Новогрудинина», «Подъезд к р.<адрес>», «ФИО7 – Урик – Усть-Куда», «Урик - ФИО1 Падь» отнесены к IV категории, «Подъезд к <адрес>» - к V категории, «Подъезд к <адрес>» - ко II и III категории, «Иркутск – Оса – Усть-Уда» - к III и IV категории.
Указанные дороги находятся в государственной собственности <адрес>, относятся к межмуниципальным дорогам общего пользования.
Постановлением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 42-п (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об оптимизации количества и круга субъектов исполнения государственных функций управления дорожной отраслью области" образовано областное государственное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог <адрес>" для осуществления некоммерческих управленческих функций по обеспечению размещения областного государственного заказа и контролю за исполнением отдельных гражданско-правовых сделок (государственных контрактов на проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог области за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, переданных в установленном законодательством порядке, закупку механизмов и оборудования, выполнение исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и иных работ).
Согласно Положению о порядке ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес>, утвержденному Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 527-пп организация мероприятий по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется областным государственным казенным учреждением "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог <адрес>".
Из п. 2.1 Устава ОГКУ «Дирекция автодорог» следует, что предметом деятельности Учреждения является исполнение государственных функций, оказание государственных услуг в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством РФ полномочий министерства строительства, дорожного хозяйства <адрес> в сфере управления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в <адрес> в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес>. Одной из целей деятельности Учреждения является участие в реализации государственной политики в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес>.
При таких обстоятельствах мировой судья правильно пришел к выводу, что на Учреждение возложена обязанность по обеспечению соответствия автомобильных дорог установленным требованиям, то есть Учреждение является субъектом правонарушения.
Пунктом 1.9 Устава предусмотрено, что Учреждение уполномочено принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством от имени <адрес> и осуществлять закупки.
Государственным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ОГКУ «Дирекция автодорог» и АО «Дорожной службой <адрес>» предусмотрено, что Заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением Подрядчиком обязательств по Контракту, включая организацию и проведение контроля качества работ и материалов, а также целевого использования выделенных бюджетных средств (п.5.2.2); осуществлять выездные проверки на место проведения работ и присутствовать при наблюдении работ с правом получения любой информации и ознакомления с документами, связанными с выполнением работ по Контракту (п.5.1.6).
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. То есть возможность привлечения к административной ответственности юридического лица ставится в зависимость не от формы вины, требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Указанное согласуется с позицией Конституционного суда РФ, изложенной в пункте 3 Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П, из которого следует, что содержательно вина юридического лица в совершении административного правонарушения может выражаться различным образом - в полном игнорировании требований законодательства, в уклонении от исполнения отдельных правовых предписаний, в неиспользовании всех доступных средств для соблюдения установленных правил и т.п.
В нарушение требований действующего законодательства и государственного контракта юридическим лицом не обеспечено надлежащее состояние автомобильных дорог общего пользования, в том числе и путем осуществления надлежащего контроля действий подрядчика, принятия мер к устранению недостатков выполнения контракта, что создает угрозу безопасности дорожного движения. То есть, все зависящие от Учреждения меры, направленные на надлежащее содержание дорог, не приняты, а потому Учреждение обоснованно признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, препятствовавших полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих по своим правовым последствиям отмену постановления мирового судьи, по делу не допущено.
Между тем, судья приходит к выводу, что постановление мирового судьи подлежит изменению ввиду следующего.
Так, Учреждению вменено нарушение требований п. 5.3.2.5 ГОСТа Р 52766-2007, выразившееся в том, что посадочные площадки ООО «поворот на Мельничную Падь» не смещены по ходу движения, а пешеходный переход, оборудованный в одном уровне с проезжей частью, размещен не между остановочным павильонами, а перед остановочным пунктом, на ООТ «Марковское кладбище» пешеходный переход, оборудованный в одном уровне с проезжей частью, размещен не между остановочным павильонами, а перед остановочным пунктом.
Между тем, положения названного пункта ГОСТа предъявляют требования к смещению остановочных пунктов относительно края посадочных площадок, в то время как учреждению вменено неправильное размещение самих посадочных площадок. Более того, названным пунктом не устанавливаются правила размещения пешеходных переходов относительно остановочных павильонов. Поэтому судья полагает правильным исключить указание на нарушение требований п. 5.3.2.5 ГОСТа Р 52766-2007.
Также судья приходит к выводу, что Учреждение необоснованно привлечено к ответственности за нарушение требований п. 8.7 ГОСТа Р 50597-2017, выразившееся в наличии снежных валов перед пешеходными переходами и остановками общественного транспорта, поскольку названным пунктом запрещается формирование таких валов только на тротуарах, в остальных случаях допускается наличие снежного вала высотой не более 0,5 м. Между тем, измерения высоты выявленных снежных валов не осуществлялись, материалы дела, в том числе фотографии, данных о высоте снежных валов не содержат. Поскольку в силу ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях все неустранимые сомнения толкуются в пользу привлекаемого лица, судья приходит к выводу, что нарушение в этой части не доказано.
Вменение нарушения требований п.8.1 и п. 8.3 ГОСТ Р 50597-2017, выразившегося в отсутствии обработки фрикционными материалами автодороги Подъезд к д. Новогрудинина, не основано на законе, так как указанные пункты такие требования не содержат, а нарушение п. 8.5 названного ГОСТа Учреждению не вменялось.
Не нашло своего подтверждение и нарушение требований п. ДД.ММ.ГГГГ ГОСТа 52289-2019, выразившееся в отсутствии на автодороге «Подъезд к <адрес>» со стороны примыкания с автодорогой Иркутск – садоводство «Дорожный строитель» дорожного знака 1.12.2 «Опасные повороты», поскольку согласно названной норме такие знаки устанавливаются перед двумя и более кривыми в плане, если расстояние между ними менее 300 м. Между тем, материалы дела не содержат доказательств того, что на примыкание названных дорог имеются такие кривые в плане, находящиеся на расстоянии друг от друга менее чем 300 м.
Вменение нарушения п. 5.3.3 ГОСТа 52289-2019, выразившееся в установке у строения №а по <адрес> на выезде из р.<адрес> дорожного знака 2.2. «Конец главной дороги» вместо знака 2.1 «Главная дорога», также состоятельным признать нельзя, поскольку материалы дела не содержат доказательств такого нарушения, утвержденная в установленном порядке схема организации движения на данном участке не представлена, фотографии, фиксирующие такой недостаток, к делу не приложены.
Также следует исключить указание на нарушение Учреждением требований п. ДД.ММ.ГГГГ ГОСТа 52289-2019, выразившееся в отсутствии ступенчатого ограничения скорости на автодороге «Подъезд к р.<адрес>», поскольку в протоколе об административном правонарушении, акте о выявленных недостатках, а также в постановлении мирового судьи не приведены сведения о месте выявления такого правонарушения, в качестве ориентиров указаны номера строений, без приведения точного адреса, что является нарушением, место совершения правонарушения относится к обстоятельствам, подлежащим установлению, значимым для разрешения дела по существу.
Кроме того, должностным лицом и судьей необоснованно вменено Учреждению нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-219 на ООТ «Заводская» на автодороге «Подъезд к р.<адрес>», поскольку такая остановка на этой автодороге отсутствует, а располагается на автодороге Подъезд к <адрес>.
В соответствии с положениями части 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа.
Судья, учитывая внесенные изменения, исключающие часть вмененных нарушений, принимая во внимание имущественное и финансовое положение Учреждения – отнесение юридического лица к государственным, деятельность которых финансируется за счет областного бюджета, находит эту совокупность обстоятельств исключительной и полагает возможным применить положения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, снизив размер назначенного наказания наполовину.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка №8 Кировского района г. Иркутска Кучугуры М.В. от ДД.ММ.ГГГГ, изменить:
- исключить указание на нарушение требований п. 5.3.2.5 ГОСТ Р 52766-2007, выразившееся в том, что посадочные площадки ООО «поворот на Мельничную Падь» не смещены по ходу движения, а пешеходный переход, оборудованный в одном уровне с проезжей частью, размещен не между остановочным павильонами, а перед остановочным пунктом, на ООТ «Марковское кладбище» пешеходный переход, оборудованный в одном уровне с проезжей частью, размещен не между остановочным павильонами, а перед остановочным пунктом;
- исключить указание на нарушение требований п. 8.7 ГОСТа Р 50597-2017, выразившееся в наличии снежных валов перед пешеходными переходами и остановками общественного транспорта СНТ Колобок, СНТ Надежда, СНТ Автомобилист, Бирюсинка, поворот на Мельничную Падь, СНТ Медик 2, СНТ Потенциал, «Новогрудинино», перед пешеходным переходом на примыкании автодороги Подъезд к <адрес> с автодорогой Иркутск – садоводство «Дорожный строитель», перед пешеходным переходом в районе строения 9а по <адрес> р.<адрес>, перед пешеходным переходом в районе строения 12Б по <адрес> д. Куда, перед ООТ «Школа №» д. Куда, перед ООТ «Березка» <адрес>, перед пешеходными переходами в районе строений 194 и 210 по <адрес>, в районе строения 30 по <адрес> и строения 142 по <адрес> д. Грановщина, в районе строения 5а по пер. Степной и строения 10б по <адрес>, перед пешеходными переходами, размещенными вблизи обстановки общественного транспорта, а также перед ООТ «ФИО3»;
- исключить указание на нарушение требований п.8.1 и п. 8.3 ГОСТ Р 50597-2017, выразившегося в отсутствии обработки фрикционными материалами автодороги Подъезд к д. Новогрудинина, не основано на законе, так как указанные пункты такие требования не содержат, а нарушение п. 8.5 названного ГОСТа Учреждению не вменялось.
- исключить указание на нарушение требований п. 5.2.15 ГОСТа 52289-2019, выразившееся в отсутствии на автодороге «Подъезд к <адрес>» со стороны примыкания с автодорогой Иркутск – садоводство «Дорожный строитель» дорожного знака 1.12.2 «Опасные повороты»,
- исключить указание на нарушение требований п. 5.3.3 ГОСТа 52289-2019, выразившееся в установке у строения №а по <адрес> на выезде из р.<адрес> дорожного знака 2.2. «Конец главной дороги» вместо знака 2.1 «Главная дорога»,
- исключить указание на нарушение требований п. 5.4.22 ГОСТа 52289-2019, выразившееся в отсутствии ступенчатого ограничения скорости в районе строения 70 и строения 21 на автодороге «Подъезд к р.<адрес>»,
- исключить указание на нарушение требований п. 5.6.29 ГОСТ Р 52289-219 на ООТ «Заводская» на автодороге «Подъезд к р.<адрес>»;
- в соответствии с частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях назначить ОГКУ«Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог <адрес>» наказание в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
В остальной части постановление оставить без изменений.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано или опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья С.В. Почепова