ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-627/17 от 26.07.2017 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

г.Уфа 26 июля 2017 года

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Рахматуллина А.М., при секретаре Сивковой А.И.,

с участием защитника Акционерное общество «Аллат» Ахкамова Э.М., действующего на основании доверенности от 05 ноября 2015 года,

представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан главного государственного специалиста - эксперта отдела надзора по гигиене питания Сидорчевой О.В.,

рассмотрев жалобу защитника Акционерного общества «Аллат» Ахкамова Э.М. на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 июля 2017 года, которым

Акционерное общество «Аллат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности оптового склада Акционерного общества «Аллат», расположенного по адресу: 450006, пр. Сафроновский, д. 12, г. Уфа, Республика Башкортостан на 60 (шестьдесят) суток,

У С Т А Н О В И Л А:

в ходе проведения внеплановой проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, в ходе визуального осмотра 08 июня 2017 года в период времени с 10 часов 20 минут до 14 часов в оптовом предприятии по реализации молочной продукции Акционерного общества «Аллат» выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных зданий, сооружений, а именно ст. 24, ст. 21, ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.7, п. 2.8, п. 12.2 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», п. 3.11 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», п. 2.4 Санитарные правила для холодильников № 4695-88 от 29 сентября 1988 г.

Главным специалистом-экспертом отдела надзора по гигиене питания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан (далее- Управление Роспотребнадзора по РБ) 22 июня 2017 г. в отношении АО «Аллат», владеющим оптовым складом, расположенном по адресу: г. Уфа, пр. Сафроновский, д. 12, составлен протокол об административном правонарушении по факту нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Судья Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан, рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении АО «Аллат», вынесла вышеприведенное постановление.

Не соглашаясь с постановлением судьи районного суда, представитель АО «Аллат» Ахкамов Э.М. обжаловал его в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая отменить. В обоснование указывает на то, что судом вынесено постановление с нарушением норм процессуального и материального права. Так же в дополнениях к жалобе поданных на судебном заседании АО «Аллат» указывает на смягчающие обстоятельства, которые выразились в добровольном прекращении противоправного поведения, на основании устранения нарушений законодательства просит назначить менее строгое наказание.

В судебном заседании защитник АО «Аллат» Ахкамов Э.М. не оспаривая факты выявленных нарушений, с учетом их устранения просил назначить менее строгое наказание.

Представитель Управления Роспотребнадзора по РБ Сидорчева О.В. доводы жалобы считала не обоснованными, ввиду того, что выявленные нарушения санитарных норм создают прямую угрозу для жизни и здоровья людей, а принятие мер к их устранению после их выявления не является основанием для освобождения от административной ответственности.

Проверив материалы дела, выслушав мнение сторон, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения постановления судьи не усматриваю.

Согласно ст. 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения должны соблюдаться вне зависимости от наличия или отсутствия проверок государственного надзора, выдаваемого предписания либо составления протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении, поскольку нарушение вышеуказанных норм само по себе уже образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, что влечет наложение административного наказания.

Так, в соответствии со ст.11 Федерального закона РФ от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона РФ от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

В соответствии со ст. 21. Федерального закона РФ от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Согласно п. 2.7 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно - эпидемиологических требований к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», в хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли. Допускается сокращать указанное расстояние, исходя из местных условий размещения организаций торговли.

В том числе, согласно пункта 2.8. названного СП, территория организации торговли и примыкающая к ней по периметру должна благоустраиваться и содержаться в чистоте, в соответствии с пунктом 12.2. мероприятия по дезинсекции и дератизации проводятся постоянно и регулярно в установленном порядке.

Пункт 3.11. СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно- эпидемиологических требований к организации и проведению дератизационных мероприятий» предусматривает следующие санитарно-гигиенические мероприятия:

- работы по поддержанию санитарного состояния на объектах в рабочих и подсобных помещениях, подвалах, на территории, прилегающей к объектам,

- очистку мусорокамер в жилых домах не реже 1 раза в сутки с применением моющих и дезинфицирующих средств;

- асфальтирование или бетонирование контейнерных площадок для сбора мусора и содержание их в чистоте;

- использование плотно закрывающихся емкостей для пищевых и бытовых отходов и регулярная их очистка;

- ежедневный вывоз мусора с дворовых территорий.

Согласно п. 2.4 Санитарных правил для холодильников № 4695-88 от 29 сентября 1988 года, для сбора мусора должны быть установлены контейнеры с крышками на асфальтированной или бетонной площадке, площадь которой должна быть не менее 1 м во все стороны от основания каждого мусоросборника. Площадка мусоросборника должна располагаться на расстоянии не менее 25 м от холодильника. Мусоросборники должны освобождаться от мусора при их заполнении не более чем на 2/3 объема. Контейнеры с мусором должны вывозиться с территории холодильника не реже одного раза в сутки. Контейнеры по мере освобождения моются и дезинфицируются 10-процентным раствором хлорной извести или другими разрешенными дезсредствами.

В соответствии с положениями вышеуказанных Санитарных Правил и ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ, соблюдение настоящих санитарных правил является обязательным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении, иными протоколами и документами.

Привлекая к административной ответственности, судья районного суда пришел к основанному выводу о том, что АО «Аллат» нарушены ст. 24, ст. 21, ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.7, п. 2.8, п. 12.2 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», п. 3.11 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», п. 2.4 Санитарные правила для холодильников №4695-88 от 29 сентября 1988 г.

Так, в ходе проверки было установлено, что оптовое предприятие по реализации молочной продукции Акционерного общества «Аллат» не имеет оборудованной контейнерной площадки для сбора мусора и пищевых отходов на которой установлены раздельные контейнера для сбора мусора и пищевых отходов с крышками. На момент осмотра на контейнерной площадки установлено, что металлическая емкость не имеет крышки, заполнена более чем на 2/3 от объема мусором, раздельное хранение мусора и пищевых отходов не организовано. Ограждение контейнерной площадке не соответствует требованиям п. 2.7. СП 2.3.6.1066-01, так как площадь площадки менее 1 метра от основания металлической конструкции во все стороны. Дезинфекция конструкции не проводится, ежедневный вывоз не организован. Отсутствует площадка для хранения тары. Сбор использованной упаковки осуществляется на разгрузочной площадке молочной продукции, расстояние 25 метров от оптового склада не выдерживается.

На территории установлено металлическое сооружение больших размеров, выброс мусора в него затруднен, так как возможен только после поднятия на него по лестнице, в результате ежедневный вывоз мусора и дезинфекция невозможны. Санитарное состояние территории не поддерживается, территория не содержится в чистоте, так как на территории складированы кучи строительного мусора, состояние территории не оценивается, санитарно-гигиенические, инженерно-технические мероприятия по защите объекта от грызунов не организованы, так как не организован вывоз мусора согласно требований п. 2.7 СП 2.3.6.20166-01, не вывезен строительный мусор с территории.

Действия АО «Аллат» квалифицированы по ст. 6.4 КоАП РФ как нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

Вина АО «Аллат» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, подтверждается исследованными в судебном заседании письменными материалами дела, а именно: определением от 22.06.2017 о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности (л.д.2-3); протоколом от 22 июня 2017 об административном правонарушении (л.д.4-6); распоряжением о проведении внеплановой проверки № 2408 от 29 мая 2017 года (л.д.10-12); актом проверки № 2408 от 22 июня 2017 года (л.д. 16-18); протоколом от 08 июня 2017 года об осмотре принадлежащих акционерному обществу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (л.д. 19-22); фотоснимками территорий (л.д.23-24); объяснениями генерального директора АО «Аллат» Столярова И.П.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины АО «Аллат» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.

Доказательства в материалах дела свидетельствуют о наличии в действиях АО «Аллат» события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.

Согласно материалам дела, обстоятельства административного правонарушения установлены судьей районного суда с учетом составленного протокола об административном правонарушении и других имеющихся доказательств, в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ, сомневаться в достоверности и допустимости которых оснований не имеется. Права юридического лица при привлечении к административной ответственности соблюдены, сроки и порядок привлечения к административной ответственности, правила подсудности не нарушены. Постановление в полном объеме соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, все юридически значимые обстоятельства по делу установлены верно, норма закона применена правильная.

Таким образом, судьей районного суда всесторонне, полно и объективно рассмотрено административное дело в отношении АО «Аллат».

Административное наказание назначено судом первой инстанции АО «Аллат» в пределах санкции ст. 6.4 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения; обстоятельств дела; имущественного и финансового положения юридического лица; характера деятельности юридического лица; характера совершенного им действий (бездействия), является справедливым и соразмерным содеянному.

Судьей районного суда все юридически важные обстоятельства учтены, сделан обоснованный вывод о том, что назначение иного вида административного наказания, чем административное приостановление деятельности, не сможет обеспечить достижение целей и задач административного судопроизводства. Основания для назначения такого вида административного наказания подробно изложены судьей районного суда в оспариваемом постановлении.

Указание в жалобе на нарушение п.16 ст.10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», считаю не состоятельными, поскольку проверка в отношении АО «Аллат» проведена на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 13 марта 2017 года №132 «О проведении внеплановых выездных проверок в период подготовки и проведения оздоровительной кампании 2017 года», изданной на основании поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 7 марта 2017 года №ОГ-П12-1295, и в соответствии с Положением о государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. №987, уведомление не требуется.

Довод о том, что имеющиеся нарушения устранены, не является основанием к удовлетворению жалобы, однако, он может быть рассмотрен в порядке ст. 32.12 КоАП РФ судом первой инстанции при наличии к тому оснований.

Иные доводы жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судьи районного суда, а также к выражению несогласия с произведенной ими оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств. Несогласие с оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенных по делу постановления судьи районного суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения постановления, не допущено. Оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья,

Р Е Ш И Л А:

Постановление Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан о признании виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности АО «Аллат», расположенного по адресу: 450006, г.Уфа, пр. Сафроновский, д. 12 - оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан А.М.Рахматуллина

Справка: Шафикова Е.С.

Дело № 33А-12-627/2017