ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-627/19 от 11.06.2019 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

№ 12-627/2019

Р Е Ш Е Н И Е

11 июня 2019 г. Судья Кировского районного суда г. Астрахани Шамшутдинова Г.К. при ведении протокола секретарем А.П. Шевченко, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области ФИО1 на постановление и.о. министра финансов Астраханской области №10/МФ/2019 от 17 апреля 2019 года о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель обратился в суд с жалобой, указав, что постановлением и.о. министра финансов Астраханской области от 17 апреля 2019 года по делу № 10/МФ/2019 он привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выразившееся в утверждении плана закупок товаров, работ и услуг для нужд Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области на 2018 год (версия 4 в ЕИС) и план-графика закупок товаров, работ и услуг на 2018 год (версия 10 в ЕИС) с включением закупки № 0125500000218000348 (поставка оконных кондиционеров) в сумме 87835,19 руб., не соответствующей нормативным затратам, утвержденным Распоряжением Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 08 августа 2018 года № 17-р при отсутствии обоснования НМЦК (начальной максимальной цены контракта) и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Заявитель считает, что назначение наказания не соответствует характеру совершенного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела. Кроме того, считает, что не является надлежащим лицом, подлежащим привлечению к ответственности.

Данная закупка была запланирована к проведению в 2017 году и для
формирования на 2018 год плана закупок и плана графика закупок службой в
соответствии с законодательством запрошены коммерческие предложения от
ООО «Каланча-Сервис» от 10 ноября 2017 года, ИП ФИО2 от 10 ноября 2017 года, ООО «Крафт» от 02 октября 2017 года.

В апреле 2018 году план график закупок изменен и для подтверждения
НМЦК при проведении закупки в мае 2018 года направлены повторные
запросы коммерческих предложений, которые подтвердили ранее запрошенную
цену товара.

Данные действия не повлекли нарушений прав третьих лиц, не повлияли на
результат определения поставщиков, жалоб на действия заказчика не поступало.

Учитывая это, а также значительную для заявителя сумму штрафа в 20000 рублей, которая несоразмерна с характером нарушения в данном конкретном случае, считает, что имеется возможность расценить данное, правонарушение как
малозначительное.

Кроме того, приказом службы природопользования и охраны окружающей
среды Астраханской области от 06 июня 2017 года №185 утверждено Положение о
контрактном управляющем службы природопользования и охраны окружающей
среды Астраханской области и Регламент взаимодействия контрактного
управляющего в службе природопользования и охраны окружающей среды
Астраханской области со структурными подразделениями.

Согласно п.2 Положения контрактный управляющий назначается в целях
обеспечения планирования и осуществления деятельности службы в соответствии
с федеральным законом 44-ФЗ. Согласно п.6 Положения к функциональным
обязанностям контрактного управляющего относится планирование и обоснование
закупок, обоснование начальной максимальной цены контракта. Согласно п.8
Положения контрактный управляющий осуществляет следующие функции и
полномочия: - разрабатывает план закупок и план график, осуществляет подготовку изменений для внесения в план график, организует утверждение плана закупок и плана графика, определяет и обосновывает начальную максимальную цену контракта при формировании плана графика обеспечивает подготовку
обоснования закупки при формировании плана закупок.

Приказом службы от 06 июня 2017 года №185 обязанности контрактного управляющего возложены на ФИО3, назначенную на должность
заведующего сектором государственных закупок приказом службы 47-к от
05 июня 2017 года и занимающую эту должность по сегодняшний день.

В связи с чем, заявитель просит суд отменить постановление от 17 апреля 2019 года по делу № 10/МФ/2019, прекратить производство по делу.

В судебном заседании заявитель ФИО1 доводы жалобы поддержал.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Как установлено в судебном заседании, в ходе проведения плановой камеральной проверки (акт проверки с 06 марта 2019 года № 10) в отношении службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области по вопросу соблюдения положений Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении Службой закупки №0125500000218000348 установлено следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона № 44-ФЗ, п. 1.2 Порядка формирования, утверждения и ведения планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
нужд Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 18 июля 2014 года № 278-П, при формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений статьи 13 Закона № 44-ФЗ, и установленных в соответствии со статьей 11 Закона № 44-ФЗ требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге, в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Планом закупок с учетом изменений, утвержденных приказом Службы от 26 апреля 2018 года № 134 (версия 4 в ЕИС) под № 1, предусмотрен объект закупки «поставка оконных кондиционеров» (ИКЗ 18230150718743015010010030000 2825244).

В соответствии с ч. 7 ст. 18 Закона № 44-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2015 года № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования» утверждены Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, форма обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок, форма обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок.

Обоснование объекта закупки «поставка оконных кондиционеров» содержится в форме обоснования плана закупок с учетом изменений от 26 апреля 2018 года (версия 4 в ЕИС), являющейся неотъемлемой частью плана закупок.

Вышеуказанная закупка осуществлена Службой в рамках ведомственной целевой программы «Охрана территорий и обеспечение экологической безопасности Астраханской области» государственной программы «Охрана окружающей среда Астраханской области» по коду бюджетной классификации 018 06012Б0000140 244 000001 за счет средств бюджета Астраханской области.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона № 44-ФЗ под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждении, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).

В столбце 7 формы обоснования плана закупок с учетом изменений от 26 апреля 2018 года (версия 4 в ЕИС) по данному объекту закупки не содержится указания на нормативные правовые (правовые) акты, устанавливающие требования к отдельным видам товаров, работ и услуг (в том числе предельные цены товаров, работ и услуг), к определению нормативных затрат на обеспечение функций, полномочий государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, в том числе подведомственных указанным органам казенных учреждений в связи с отсутствием нормативного правового (правового) акта об утверждении нормативных затрат на 2018 год.

В соответствии с п. 6 Общих правил определения нормативных затрат на
обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2014 года № 1047, виды нормативных затрат, в
том числе, включают в себя прочие затраты (в том числе затраты на закупку товаров, работ и услуг в целях оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) и реализации государственных (муниципальных) функций).

Таким образом, нормированию подлежат все затраты на закупки товаров,
работ, услуг государственных органов, в том числе закупки связанные с непосредственным выполнением функций государственного органа.

Службой распоряжением № 17-р утверждены нормативные затраты на обеспечение функций Службы и подведомственного ей государственного
казенного учреждения Астраханской области «Астраханьлес» на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.

Указанное распоряжение № 17-р вступило в силу с момента подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2018 года

В соответствии с пунктом 1.2 Распоряжения № 17-р нормативные затраты
применяются для обоснования объекта и (или) объектов закупки Службы.

Приложением № 19 к нормативным затратам на обеспечение функций
Службы и подведомственного ей государственного казенного учреждения Астраханской области «Астраханьлес» на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденным Распоряжением № 17-р, Службой установлены нормативы
приобретаемых для кабинетов государственных гражданских служащих, работников подведомственного учреждения вентиляторов (кондиционеров) - не более 2000 руб. за 1 шт. (на кабинет).

В ходе проверки установлено, что Службой произведена закупка оконных
кондиционеров в служебные кабинеты отдела государственного охотничьего надзора и охраны животного мира Службы в количестве 3 шт. с начальной максимальной ценой контракта 87835,19 руб. (оконный кондиционер 07-2 шт. с
НМЦК 52196,26 руб., оконный кондиционер 12 с НМЦК 35638,93 руб.).

Таким образом, в нарушение ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 19 Закона № 44-ФЗ, п. 6 Общих правил № 1047, п. 1.2 Порядка формирования, утверждения и ведения планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Астраханской области,
утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от18 июля 20147 года № 278-П, в план закупок с учетом изменений от 26 апреля 2018 года (версия 4 в БИС) включена закупка, не соответствующая нормативным затратам, утвержденным Распоряжением № 17-р.

Кроме того, в отношении НМЦК по закупке № 0125500000218000348 в сумме 87835,19 руб., включенной в план-график с учетом изменений от 26 апреля 2018 года (версия 10 в БИС), обоснование методами, предусмотренными ч.ч. 1, 12 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, отсутствует.

В соответствии с ч. 1 ч. 3 ст. 18 Закона № 44-ФЗ НМЦК подлежит обоснованию при формировании плана-графика в порядке, установленном ст. 22 Закона 44-ФЗ.

НМЦК в отношении закупки № 0125500000218000348 (поставка оконных
кондиционеров) в сумме 87835,19 руб. включена в столбец 5 «Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» плана-графика с учетом изменений от 26 апреля 2018 года (версия 10 в БИС).

Согласно информации, указанной в плане-графике, с учетом изменений от 26 апреля 2018 года (версия 10 в ЕИС), НМЦК по вышеуказанной закупке определена и обоснована методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Порядок обоснования НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) установлен ч.ч. 2-5 ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с Методическими рекомендациями Заказчик в целях получения, ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК направляет запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих, товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети «Интернет»).

Согласно п. 3.19 Методических рекомендаций в целях определения НМЦК
методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

В целях определения и обоснования НМЦК по вышеуказанному объекту закупки Службой направлен запрос от 28 апреля 2018 года № 09/5901-1 о представлении ценовой информации 5 потенциальным поставщикам: ООО «Крафт», ООО «Климат-Сервис», ИП ФИО4, ООО «ПСК «Каланча-Сервис», ИП ФИО2

В ответ на запрос Службы поступило 3 коммерческих предложения: - от 03 мая 2018 года б/н ООО «ПСК «Каланча-Сервис» на сумму 89000 руб., 04 мая 2018 года б/н ООО «Крафт» на сумму 81605,60 руб., от 10 мая 2018 года б/н ИП ФИО2 на сумму 92900 руб..

Таким образом, на момент включения закупки № 0125500000218000348 в
сумме 87835,19 руб. в план-график, с учетом изменений от 26 апреля 2018 года (версия 10 в ЕИС), отсутствовало обоснование.

Кроме этого, при проведении закупки № 0125500000218000348, НМЦК в
сумме 87835,19 руб., обоснована Службой на основе ценовых предложений, полученных от 3 потенциальных поставщиков (ООО «ПСК «Каланча-Сервис», ООО «Крафт», ИП ФИО2), после включения в план-график с учетом изменений от 26 апреля 2018 года (версия 10 в БИС) закупки № 0125500000218000348 с нарушением требований ч.ч. 2-5 ст. 22 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, предъявляемых к методу сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Запрос Службы от 28 апреля 2018 года № 09/5901-1 о представлении ценовой информации 5 потенциальным поставщикам содержит требования, предъявляемые к «оконному кондиционеру 12», в том числе «уровень шума внутреннего блока от
49 до 57 дБ (А)», тогда как НМЦК определена и обоснована Службой на основе
ценовой информации, полученной от 3 потенциальных поставщиков по товару «оконный кондиционер Gree GJC 12 AB-E3MNC1A», имеющему уровень шума
внутреннего блока от 46 до 50 дБ (А).

В нарушение п. 2 ч. 3 ст. 21 Закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ, пп, «и» п. 1 Требований от 05 июня 2015 года №554, в отношении НМЦК по закупке №0125500000218000348 в сумме 87835,19 руб., включенной в план-график с учетом изменений от 26 апреля 2018 года (версия 10 в ЕИС), обоснование методами, предусмотренными ч.ч. 1,12 ст. 22 Закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ, отсутствует.

Поскольку в соответствии с приказом Службы от 13 апреля 2018 года № 160-л обязанности руководителя Службы возложены на заместителя руководителя Службы ФИО1 на период ежегодного отпуска руководителя, он должен нести ответственность за указанные нарушения закона.

Исходя из изложенного, должностным лицом министерства финансов Астраханской области сделан вывод о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Между тем, согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В примечании к данной статье Кодекса указано, что под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Таким образом, из смысла статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что должностным лицом является лицо, имеющее в силу своего статуса возможность совершения действий и принятия решений, порождающих правовые последствия для физических и юридических лиц, не находящихся в служебной зависимости от этого лица. Эти действия и решения приводят к возникновению, изменению или прекращению тех или иных правоотношений.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 5 апреля 2013г. №44-ФЗ должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 Федерального закона №44-ФЗ.

Согласно статье 107 Федерального закона от 5 апреля 2013г. №44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов о контрактной системе в сфере закупок, несут, в том числе административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями пунктов 1, 2 части 4 статьи 38 Федерального закона от 5 апреля 2013г. №44-ФЗ контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия: разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения; разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения и др.

Приказом службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 06 июня 2017 года №185 обязанности контрактного управляющего возложены на ФИО3, назначенную на должность
заведующего сектором государственных закупок приказом службы 47-к от
05 июня 2017 года.

Согласно Положению о контрактном управляющем службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, утвержденному приказом службы от 06 июня 2017г. №185, конкурсный управляющий осуществляет функции по планированию и проведению закупок.

Также в обязанности конкурсного управляющего входит формирование плана-графика закупок службы на плановый период, формирование обоснования начальной (максимальной ) цены контракта.

Исходя из представленных документов, именно контрактным управляющим был разработан, согласован и размещен в единой информационной системе план закупок на 2018 год и план-график закупок на 2018 год с включением закупки, не соответствующей нормативным затратам, утв. распоряжением № 17-р, и ненадлежащим обоснованием начальной (максимальной) цены контракта.

При таких обстоятельствах, в действиях заявителя отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения.

В связи с этим постановление и.о. министра финансов Астраханской области №10/МФ/2019 от 17 апреля 2019 года о привлечении заявителя к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, подлежит отмене, производство по делу прекращению по пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.24.5,30.1-30.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление и.о. министра финансов Астраханской области №10/МФ/2019 от 17 апреля 2019 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, отменить, производство по делу прекратить по пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.

Судья: