Дело № 12-627/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г. Волгоград 16 мая 2018 года
Судья Центрального районного суда Олейников А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление исполняющего обязанности заместителя руководителя инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области ФИО2 от 15.03.2018 №...-СН по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Концессии теплоснабжения» ФИО1,
с участием защитника ФИО1 – Бабкиной Т.А., представителя инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области ФИО3,
установил:
постановлением исполняющего обязанности заместителя руководителя инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области ФИО2 от 15.03.2018 №...-СН директор ООО «Концессии теплоснабжения» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 руб.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился с жалобой, в которой просит постановление отменить, освободить от административной ответственности. В обоснование жалобы заявитель указал, что отключение горячего водоснабжения произошло по причине прорыва на магистральном трубопроводе, продолжительность отключения обусловлена большим объемом ремонтно-восстановительных работ. Однако общая продолжительность отключения составила 15 часов 10 минут, что не превышает допустимую продолжительность перерыва подачи горячей воды при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа. При таких обстоятельствах полагает, что вина не доказана, отсутствует субъективная сторона административного правонарушения.
Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, об отложении слушания дела не просил, в связи с чем судья считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании защитник ФИО1 – Бабкина Т.А. настаивала на отмене постановления по доводам, изложенным в жалобе.
Представитель инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области ФИО3 возражал против доводов жалобы, полагал обжалуемое постановление законным и обоснованным.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.
Из представленных материалов следует, что в соответствии с Перечнем технологических инцидентов с превышением плановых сроков устранения отключений с 27.11.2017 по 03.12.2017, предоставленным оперативно-диспетчерской службой Волгограда по вопроса городского и жилищно-коммунального хозяйства, созданной на базе МУК «Волгоградский инженерный центр», по результатам проведенных инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области мероприятий по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, установлены нарушения обязательных требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Так, в период с 11 час. 00 мин. 27.11.2017 до 02 час. 10 мин. 28.11.2017 в многоквартирных домах №№ 38,36 по ул. Чебышева, №№ 10.12,14 по ул.Мариупольская, № 3 по ул. Запорожская, №№ 6,8,8а,10,12,14,16,18,20 по ул. Гвоздкова, №№25,28 пр. Университетский Советского района г. Волгограда не осуществлялось горячее водоснабжение. Предоставление указанной коммунальной услуги было восстановлено лишь с 02 час. 10 мин. 28.11.2017.
Таким образом, коммунальная услуга по горячему водоснабжению не предоставлялась потребителям в течение 15 часов 10 минут единовременно, что, по мнению административного органа, является нарушением требований пп. «в» п. 3, пп. «а» п. 31, п. 4 Приложения № 1 Правил № 354.
В этой связи 21.12.2017 заведующей сектором технологического надзора отдела лицензионного контроля и жилищного надзора инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области ФИО2 в отношении должностного лица - директора ООО «Концессии теплоснабжения» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении от №...-СН, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ.
На основании ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами, в том числе качество коммунальных услуг.
Объективную сторону административного правонарушения образуют действия либо бездействие лица, повлекшие нарушение установленного нормативного уровня либо режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектом правонарушения по данной статье являются должностные и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Статьей 1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Правила № 354).
Подпунктом «в» пункта 3 Правил № 354 предусмотрено, что обязательным условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является предоставление коммунальных услуг потребителю круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении №1.
Исходя из подп. «а» п. 31 Правил №354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В п.4 Приложения № 1 к Правилам № 354 сформулированы требования, в том числе к допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд.
Учитывая, что продолжительность прекращения подачи горячего водоснабжения в многоквартирных домах №№ 38,36 по ул. Чебышева, №№ 10.12,14 по ул.Мариупольская, № 3 по ул. Запорожская, №№ 6,8,8а,10,12,14,16,18,20 по ул. Гвоздкова, №№25,28 пр. Университетский Советского района г. Волгограда было связано с аварийно ситуацией течь т/сети Д= 400мм., подземка у ж/д №38 по ул. Чебышева, отключение горячего водоснабжения с 11 часов 00 минут 27.11.2017 должно было производиться с соблюдением требований пункта 4 Приложения № 1 Правил 354.
В соответствии с ч. 15 ст. 161 Жилищного кодекса РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно- технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Согласно п. 2 Правил № 354, исполнителем коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а ресурсоснабжающей организацией - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Согласно подп. «а» п. 149 Правил № 354, исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.Как следует из материалов административного дела, ООО «Концессии теплоснабжения» осуществляет централизованное теплоснабжение и горячее водоснабжение и на территории муниципального образования городского округа город-герой Волгоград на основании концессионного соглашения в отношении системы централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения, находящейся в собственности муниципального образования городской округ - герой Волгоград.
В силу положений Соглашения, заключенного с муниципальным образованием городского округа город-герой Волгоград в лице администрации Волгограда и муниципальным унитарным предприятием «Волгоградское коммунальное хозяйство», ООО «Концессии теплоснабжения» обязано осуществлять теплоснабжение и горячее водоснабжение потребителей с использованием объекта Соглашения и имущества, входящего в объект Соглашения. Объектом Соглашения является система коммунальной инфраструктуры, а именно объекты теплоснабжения, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения, расположенные на территории муниципального образования городской округ город-герой Волгоград.
Согласно п. 5.32 Соглашения ООО «Концессии теплоснабжения» обязано поддерживать Объект Соглашения и иное имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание Объекта Соглашения и иного имущества в течение всего срока действия Соглашения в объеме, сроки и порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 5.33 Соглашения ООО «Концессии теплоснабжения» обязано в рамках средств, составляющих необходимую валовую выручку, при установлении тарифов (в случае их достаточности) принимать разумные меры по предотвращению возникновения аварийных ситуаций.
В силу положений п. 5.38 Соглашения при установлении тарифов в отношении ООО «Концессии теплоснабжения» в составе необходимой валовой выручки учитываются обоснованные расходы в связи с исполнением Соглашения.
В соответствии с п. 11.1 Соглашения за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных Соглашением, стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ и самим Соглашением.
Пунктом 14.3 Соглашения предусмотрены существенные нарушения ООО «Концессии теплоснабжения» условий Соглашения, в том числе неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных Соглашением обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям услуг по горячему водоснабжению.
В силу положений устава одними из основных видов деятельности ООО «Концессии теплоснабжения» являются передача, производство, распределение пара и горячей воды, деятельность по эксплуатации и обеспечению работоспособности тепловых сетей и котельных.
Таким образом, ООО «Концессии теплоснабжения» является лицом, ответственным перед потребителями, проживающими в жилых домах в г. Волгограде, за бесперебойное горячее водоснабжение.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Факт отсутствия горячего водоснабжения в жилых домах г. Волгограда по указанным в протоколе №...-СН от 21.12.2017 адресам в период с 11 час. 00 мин. 27.11.2017 до 02 час. 10 мин. 28.11.2017 в многоквартирных домах №№ 38,36 по ул. Чебышева, №№ 10.12,14 по ул.Мариупольская, № 3 по ул. Запорожская, №№ 6,8,8а,10,12,14,16,18,20 по ул. Гвоздкова, №№25,28 пр. Университетский Советского района г. Волгограда подтверждается Перечнем технологических инцидентов с превышением плановых сроков устранения отключений с 27.11.2017 по 03.12.2017, предоставленным оперативно-диспетчерской службой Волгограда по вопроса городского и жилищно-коммунального хозяйства, созданной на базе МУК «Волгоградский инженерный центр», и сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривался.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно выписке ЕГРЮЛ ФИО1 является директором ООО «Концессии теплоснабжения».
Таким образом, ФИО1 является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.7.23 КоАП РФ.
Однако, судья находит не лишенными оснований доводы жалобы о том, что продолжительность отключения горячего водоснабжения, составившая 15 часов 10 минут, не превышает допустимую продолжительность перерыва подачи горячей воды при аварии на тупиковой магистрали, поскольку законодателем установлено, что допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды: при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд.
В оспариваемом постановлении указано, что директором ООО «Концессии теплоснабжения» ФИО1 не было предоставлено доказательств того, что данная теплосеть является тупиковой магистралью.
Данная позиция административного органа противоречит требованиям частям 3 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ, согласно которым лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В рассматриваемом случае административный орган уклонился от установления обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области не принимались какие-либо меры для установления того, является ли магистраль, на которой допущено нарушение допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, тупиковой или нет.
Так, в случае нарушения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды на тупиковой магистрали, допустимым временем является 24 часа подряд, тогда как в рассматриваемом случае установлено прекращение подачи горячей воды на 15 часов 10 минут.
Таким образом, представленные доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о том, допущено ли директором ООО «Концессии теплоснабжения» ФИО1 нарушение Правил №354, ответственность за которое предусмотрена ст.7.23 КоАП РФ.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу постановления.
При таких обстоятельствах постановление исполняющего обязанности заместителя руководителя инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области ФИО2 от 15.03.2018 №...-СН по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Концессии теплоснабжения» ФИО1, нельзя признать законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области, поскольку в настоящее время срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, по данному делу не истек.
Вопреки доводам защитника ФИО1 в судебном заседании, срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ составляет один год, так как в силу ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о защите прав потребителей может быть вынесено в течение одного года со дня совершения административного правонарушения.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7. КоАП РФ, судья
решил:
постановление исполняющего обязанности заместителя руководителя инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области ФИО2 от 15.03.2018 №...-СН, которым директор ООО «Концессии теплоснабжения» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 руб. – отменить, дело направить на новое рассмотрение в инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В. Олейников