дело №12-628/16
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
20 июля 2016 года Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Мордовиной С.Н.
при секретаре Курдаковой А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края Рысина Ю. В. на постановление департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ., предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Руководитель департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края Рысин Ю.В. обратился в суд с жалобой на постановление департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ., предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ.
В обоснование жалобы указано, что принятие бюджетных обязательств в текущем финансовом году в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на данный финансовый год, не противоречит бюджетному законодательству. Бюджетные обязательства текущего финансового года относятся к расходным обязательствам, предусмотренным к исполнению за счет соответствующего бюджета в текущем финансовом году. Более того, государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ. №-П предусмотрен порядок расчетов, предполагающий оплату за услуги по факту их оказания (п. 3.4). Кроме того, при вынесении обжалуемого постановления департаментом не учтено то, что между сторонами упомянутого государственного контракта 12.11.2015г. заключено к нему соглашение № согласно которому цена контракта составляет 80 840 руб. Данная сумма оплачена в установленные контрактом сроки и в предусмотренных размерах в пределах лимитов бюджетных средств, доведенных на 2015г. финансовый год, что подтверждается платежными поручениями. Согласно пунктам 1, 3 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря. Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ цена заключенного контракта от ДД.ММ.ГГГГ. не превышала объем прав в денежном выражении на принятие департаментом по архитектуре бюджетных обязательств. На основании изложенного, просит суд постановление департамента финансово-бюджетного надзора в <адрес> по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ., предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании Рысин Ю.В. через своего представителя – ФИО4, действующую на основании доверенности, поддержал доводы жалобы, просит отменить постановление по делу об административном правонарушении, производство по делу прекратить.
Представитель департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края – ФИО5, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Считает обжалуемое постановление законным, обоснованным и не подлежащим отмене по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, изучив материалы административного дела, пришел к следующему.
Постановлением заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ. руководитель департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края Рысин Ю.В., привлечен к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
Данное постановление суд считает законным и обоснованным ввиду следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края и согласно статье 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации является участником бюджетного процесса.
Согласно положениям пунктов 5 и 11 статьи 161 БК РФ заключение и оплата органом государственной власти (государственным органом), государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени субъекта в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Кроме того, в соответствии со статьей 162 БК РФ департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, как получатель бюджетных средств, обладает рядом бюджетных полномочий, в том числе принимает и исполняет бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Принятие бюджетных обязательств предусмотрено при исполнении бюджета по расходам и является частью бюджетного процесса (статьи 6 и 219 БК РФ).
При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, с соблюдением требований Бюджетного кодекса РФ.
Порядок доведения лимитов бюджетных обязательств установлен приказом министерства финансов Краснодарского края от 26.12.2012 №325 «Об утверждении Порядка доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования при организации исполнения краевого бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита краевого бюджета».
В силу положений п.4.1 Порядка распределение предельных объемов финансирования по подведомственным распорядителям (получателям) осуществляется главным распорядителем средств краевого бюджета расходными расписаниями.
Пунктом 4.2 данного Порядка определено, что расходные расписания формируются главными распорядителями, распорядителями, главными администраторами источников по каждому из находящихся в их ведении распорядителю и (или) получателю, по каждому лицевому счету главного администратора источников, в том числе и на свое содержание.
В соответствии с положениями пункта 4.5 Порядка в редакции, действовавшей в 2014 году, главные распорядители, распорядители при доведении бюджетных данных до находящихся в их ведении получателей в Расходных расписаниях детализируют бюджетные данные по кодам разделов, подразделов, целевых статей (государственным программам Краснодарского края и не программным направлениям деятельности), групп, подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов, кодам классификации операций сектора государственного управления (далее - код КОСГУ), а также аналитическим классификаторам.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010г. № 157н бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
Учет принятых (принимаемых) обязательств и денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным субъектом учета в рамках формирования учетной политики, с учетом требований по санкционированию оплаты принятых (принимаемых) денежных обязательств, установленных финансовым органом. В ходе проведения проверки административным органом установлено, что департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края заключен государственный контракт, не обеспеченный лимитами бюджетных обязательств по подстатье КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. остаток неиспользованных средств по КБК № по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» составлял в сумме 91,867 тыс. рублей, что подтверждается карточкой счета 501.13 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств на текущий финансовый год» за 2015 год по указанному коду.
Между департаментом, в лице руководителя Ю.В. Рысина, и ИП ФИО7, заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ. Ш 0№-П на оказание услуг по перевозке грузов и погрузочно-разгрузочных услуг на общую сумму 202,74 тыс. рублей, в том числе по КБК № (услуги грузчиков) на сумму 96,0 тыс. рублей. Срок действия договора-до 31.12.2015г.
Департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края в результате заключения указанного государственного контракта превысил допустимый объем обязательства КБК № по статье по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» на сумму 4,133 тыс. рублей.
Таким образом, департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края вследствие заключения государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ. №-П приняты бюджетные обязательства на сумму 96,0 тыс. рублей при отсутствии лимитов бюджетных обязательств по КБК № по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги».
Государственный контракт ДД.ММ.ГГГГ. №-П с ИП ФИО7 заключен и скреплен подписью руководителя департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края Рысина Ю.В.
В соответствии со статьей 15.15.10 «Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств» КоАП РФ принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, влечет административную ответственность должностных лиц в виде административного штрафа в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом состава административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений.
С объективной стороны рассматриваемое административное правонарушение характеризуется совершением виновным лицом действий по принятию бюджетных обязательств с нарушением установленных законом размеров в виде превышения бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств.
С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной (небрежностью) или умышленной формами вины.
В качестве субъектов административной ответственности могут выступать только должностные лица.
Согласно статье 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно- распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах.
Исходя из положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013г. № 24 разъяснено, что под входящими в служебные полномочия действиями (бездействиями) должностного лица понимается такие действия (бездействие), которое оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.06.2006г. № 458 «О департаменте по архитектуре и градостроительству Краснодарского края», департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности главой администрации (губернатором) Краснодарского края.
Согласно Положению руководитель: руководит деятельностью департамента и несет персональную ответственность за выполнение поставленных перед департаментом задач и осуществление установленных функций; представляет без доверенности департамент в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, выдает доверенности; издает приказы, обеспечивающие правовое регулирование в пределах компетенции департамента в области градостроительной деятельности и обязательные для исполнения участниками градостроительных правоотношений, а по оперативным вопросам организации деятельности департамента - приказы внутреннего характера; утверждает положения о структурных подразделениях департамента; устанавливает в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края в пределах своих полномочий квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы Краснодарского края; назначает на должность и освобождает от должности работников департамента, в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.
На должность руководителя департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.04.2007г. №-рл «О переназначении Ю.В. Рысина» назначен Рысин Ю.В., который на дату совершения административного правонарушения - ДД.ММ.ГГГГ., являлся должностным лицом, наделенным в установленном порядке распорядительными полномочиями и исполняющим организационно- распорядительные и административно-хозяйственные функции.
С учетом изложенного, в действиях должностного лица - руководителя департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края Рысина Ю.В., в связи с ненадлежащим исполнением служебных обязанностей по соблюдению порядка принятия бюджетных обязательств путем заключения государственных контрактов и договоров, установлен состав административного правонарушения, за которое предусмотрена ответственность по статье 15.15.10 КоАП РФ «Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств».
Имеющиеся в материалах дела доказательства оценены в соответствии с положениями КоАП РФ с позиций их допустимости, относимости и достоверности, а вся их совокупность - с позиции достаточности.
По настоящему административному делу установлены наличие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, которые подтверждены доказательствами, имеющимися в материалах настоящего дела.
Правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.15.10 КоАП РФ, посягает на установленный порядок в сфере бюджетных правоотношений.
При этом угроза охраняемым интересам общества и государства заключается в несоблюдении лицом, в отношении которого возбуждено настоящее административное дело, публично-правовых обязанностей, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Правонарушение не содержит признаков малозначительности, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований законодательства в сфере бюджетной системы Российской Федерации и невыполнении своих публично-правовых обязанностей в сфере осуществления учета и контроля за соблюдением бюджетного законодательства.
Так, согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния, как определено разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. №10.
Данное нарушение является формальным по своему составу и привлечение лица к ответственности не зависит от наступивших вредных последствий или предпринимаемых мер по устранению нарушения.
Кроме того, правонарушение посягает на охраняемые государством общественные отношения, бюджетную и финансовую безопасность, платежеспособность Краснодарского края как субъекта страны, является существенной угрозой охраняемым государством общественным отношениям и представляет собой значительную степень общественной опасности.
Общественная опасность правонарушения соизмеряется законодателем, в том числе видом и размером установленной за него санкции.
Уполномоченное должностное лицо, при исполнении своих обязанностей должно не только знать о существовании обязанностей, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требования закона.
Процесс привлечения Рысина Ю.В. к административной ответственности не нарушен.
Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления, поскольку оспариваемое постановление было принято в соответствии с законом в пределах полномочий административного органа. Каких-либо нарушений при его вынесении судом не установлено.
При принятии решения законность и обоснованность оспариваемого постановления судом проверены в полном объеме.
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение, в том числе и об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ., предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу Рысина Ю. В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья