Дело № 12-629/2022
Р Е Ш Е Н И Е
10 августа 2022 года город Южно-Сахалинск
Судья Южно-Сахалинского городского суда Лукша Е.Н., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 27 декабря 2021 года № по делу о привлечении его к административной ответственности по статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 27 декабря 2021 года директор МУП «ЖЭУ №» ФИО1 привлечен к административной ответственности по статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
На указанное постановление ФИО1 принесена жалоба, в которой он просит его отменить, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ФИО1 – ФИО, поддержавшего жалобу по изложенным в ней основаниям, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды).
К негативному воздействию на окружающую среду отнесено в силу статьи 1 Закона об охране окружающей среды воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 69.2 Закона об охране окружающей среды установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Согласно пункту 2 указанной статьи постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона об охране окружающей среды государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии, выданные для реализации хозяйственной и иной деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, должны поставить на государственный учет указанные объекты.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц МУП «ЖЭУ №» на основании лицензии от 10 июня 2016 года (65)-152-Т, выданной управлением Росприроднадзора по Сахалинской области, осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Согласно информации, представленной АО «Управление по обращению с отходами» от 27 октября 2021 года №, МУП «ЖЭУ №» является одним из хозяйствующих субъектов, которому передаются твердые коммунальные отходы с целью размещения.
Из договора № возмездного оказания услуг по приему отходов производства и потребления к захоронению на свалке города Южно-Сахалинска, заключенного 22 октября 2018 года между АО «Управление по обращению с отходами» и МУП «ЖЭУ №», следует, что региональный оператор осуществляет транспортирование и (или) ввоз отходов производства и потребления на свалку и оплачивает услуги МУП «ЖЭУ №», которое, в свою очередь, обязуется оказать услуги по приему указанных отходов и их захоронению за установленную плату. Дополнительным соглашением от 27 января 2021 года № срок указанного договора продлен до 31 декабря 2021 года.
Таким образом, и с учетом Территориальной схемы обращения с отходами Сахалинской области (приложение 9.5, раздел 18) МУП «ЖЭУ №» осуществляет хозяйственную деятельность по приему отходов и потребления и их захоронению на городской свалке города Южно-Сахалинска.
Между тем, МУП «ЖЭУ №», как юридическое лицо, в полномочия которого входит эксплуатация городской свалки – объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, не выполнило требование по постановке на государственный учет указанного объекта, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В этой связи вывод о наличии в бездействии директора указанного предприятия ФИО1 состава указанного правонарушения является правильным.
Ссылка в жалобе на то, что городская свалка города Южно-Сахалинска не введена в эксплуатацию, опровергается материалами дела.
Так, решение Южно-Сахалинского городского суда от 25 октября 2006 года, которым была прекращена эксплуатация городской свалки, в настоящий момент не исполнено, его исполнение отсрочено.
Кроме того, факт осуществления МУП «ЖЭУ №» хозяйственной деятельности на указанном объекте подтвердил защитник ФИО1 в судебном заседании.
Указание в жалобе на то, что правообладателем земельного участка под городской свалкой является Городской округ «Город Южно-Сахалинск», правового значения не имеет.
Действующим правовым регулированием обязанность по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, возложена именно на того, кто осуществляет хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, независимо от того, кто является их собственником. Такую деятельность применительно к городской свалке осуществляет МУП «ЖЭУ №», соответственно, оно несет ответственность за непостановку на учет указанного объекта.
Довод защитника ФИО1 в судебном заседании о невозможности постановки городской свалки на государственный учет в связи с тем, что юридически эксплуатация указанного объекта прекращена, выходит за рамки полномочий МУП «ЖЭУ №», от которого в силу Административного регламента предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, требуется лишь подать заявку на постановку указанного объекта на соответствующий учет, судьбу которой будет решать уполномоченный орган.
Вместе с тем, доказательства подачи ФИО1 такой заявки в деле отсутствуют.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 27 декабря 2021 года № оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Южно-Сахалинского городского суда Е.Н. Лукша